Научная статья на тему 'Законодательные основания государственной политики в сфере семейно-брачных отношений в период Великой Отечественной войны'

Законодательные основания государственной политики в сфере семейно-брачных отношений в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
881
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательные основания государственной политики в сфере семейно-брачных отношений в период Великой Отечественной войны»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Н. С. Нижник*, О.К. Биктасов**

Законодательные основания государственной политики в сфере семейно-брачных отношений в период Великой Отечественной войны

Государственная политика является одним из важнейших факторов, детерминирующих процессы эволюции семьи. Государственное воздействие на семью в процессе ее деинституционализации следует рассматривать как значимое и имеющее на определенных этапах исторического развития доминирующее значение.

Государство индустриального типа, стремясь, к расширению своих регулятивных функций, прямо и косвенно содействует распространению идеологии индивидуализма, которая вытесняет традиционные семейные ценности на периферию общественно значимых приоритетов. В таких условиях происходит углубление социальной дифференциации общества и редукция семейных функций, что в совокупности провоцирует процессы ослабления семьи как социального института.

Правда, следует признать, что от позиции государства зависит не столько вектор семейных изменений, сколько их скорость и глубина. Если государство ориентируется на эволюционный тип развития, отказываясь от административно-волевого вмешательства в общественные процессы, стремясь максимально смягчить реформы и сохранить самобытность культуры и сложившиеся традиции1, то острота и скорость дестабилизирующих семью процессов несколько ослабевают, хотя общее направление семейных изменений остается прежним. В условиях применения тактики форсирования реформ с целью ускорения процессов модернизации общества деструктивное влияние государственной политики на семью возрастает, и дезорганизация институтов брака и семьи происходит достаточно быстрыми темпами в весьма сжатые сроки2.

Реформирование брачно-семейных отношений на этапе становления Советской власти осуществлялось практически в полном соответствии с марксистско-ленинской программой построения коммунистического общества, предполагавшей полное уничтожение политического, экономического и социального неравенства, обобществление экономики и быта, постепенную ликвидацию таких ее социальных институтов, как семья и государство3.

Идеологической основой советского законодательства в области семейного права стали представления о браке, которые нашли свое четкое выражение в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Буржуазный брак, по Энгельсу, основан на экономическом подчинении жены мужу как кормильцу семьи. В результате общественного переворота, отмечал Энгельс, положение женщины изменится: она перестанет продаваться мужчине за деньги в жены, поскольку тоже сможет участвовать в общественном производстве. Достигнутое равноправие мужчины и женщины приведет к тому, что браки будут заключаться по взаимной склонности, а ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и их воспитание возьмет на себя государство. Если женщина почувствует склонность к другому мужчине, ничто не должно мешать ей оставить прежнего мужчину и заключить новый брак.

Первые акты, положившие начало советскому семейному праву - Декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»4 и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака»5 - содержали нормы о браке, семье, отношениях супругов, родителей и детей, сформулированные в соответствии с новым видением институтов семьи и брака. Институт брака, на протяжении всей истории Российского государства находившийся под юрисдикцией церкви, был передан в ведение светских органов. Юридически значимыми государство стало признавать только гражданские6 браки. «Церковный брак, - отмечалось в Декрете от 18 декабря 1917 г., - наряду с обязательным гражданским является частным делом трудящихся». Принятый 20 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» окончательно закрепил положение о том, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений в новых советских органах - органах записи актов гражданского состояния. Лица, желавшие заключить брак, должны были устно или письменно заявить об этом «по месту своего пребывания» органам ЗАГСа. При вступлении в брак были уничтожены многие ограничения, существовавшие ранее: теперь не требовалось согласия на брак родителей, не имели значения сословная принадлежность, отношение

* Профессор кафедры теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор.

** Заместитель начальника по учебной работе Семипалатинского юридического колледжа МВД Республики Казахстан, полковник полиции.

к расе и религии. Устанавливались моногамная форма брака и возраст вступления в него: для мужчин - 18 лет, для женщин - 16 лет.

Дети, рожденные в браке, и внебрачные дети законом Советского государства были уравнены в правах и между собой, и во взаимоотношениях с родителями. Отцом и матерью ребенка считались мужчина и женщина, подавшие в органы ЗАГСа заявление об этом и «давшие соответствующую в том подписку». В судебном порядке допускалось установление отцовства.

По желанию одного или обоих супругов устанавливался свободный развод. Вопрос о разводе рассматривался судом либо при наличии обоюдного согласия супругов оформлялся ЗАГСом.

В работах классиков марксизма и лидеров Советского государства постоянно подчеркивалось отрицательное отношение к перспективам институтов брака и семьи при социализме. Были обоснованы курс на деприватизацию семейной жизни и курс на социализацию семейных функций. 16 сентября 1918 г. ВЦИК принял «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (КЗАГС)7. Впервые в истории установка на отмену семьи была возведена в ранг официальной идеологии государства и воспринималась властью как руководство к действию.

В 1926 г. в РСФСР был издан новый Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО)8. Важнейшие изменения, внесенные им в законодательство, в основном сводились к повышению брачного возраста женщины до брачного возраста мужчины (до 18 лет), к охране фактических брачных отношений, к установлению общности имущества, нажитого во время брака (вместо установленной Кодексом 1918 г. раздельности имущества), к декретированию регистрационного порядка установления отцовства по одностороннему заявлению матери и к допущению усыновления.

Нововведения КЗоБСО были в большинстве приняты и в других союзных республиках. Существенные расхождения имелись главным образом по вопросам об охране фактических брачных отношений, брачного возраста женщин и некоторых постановлений об алиментах. Последующие новеллы до 1935 г. вносили в КЗоБСО лишь частичные изменения, не имевшие принципиального значения9.

В период сталинского правления произошла некоторая корректировка идеологических установок, которая в определенной мере была связана с крушением надежд на скорую победу мировой коммунистической революции и ориентацией на построение коммунизма в одном отдельно взятом государстве. Это нашло свое отражение на изменении задач и методов управления социальноэкономическими процессами. Изменение политического курса, однако, не означало отказа от основных положений марксистско-ленинской теории, поскольку правота марксизма никогда не подвергалась сомнению. Приверженность политического руководства страны основополагающим идеям марксизма-ленинизма характерна для всего советского периода истории России. В целом, несмотря на все своеобразие, большевистская идеология была адекватна историческим задачам государства индустриальной эпохи. Многие ее положения (о враждебном окружении, о вовлечении женщин в общественное производство и т. д.) в действительности служили в качестве аргументации одного из основных тезисов о необходимости ускоренной индустриализации и милитаризации страны. Для достижения этой цели идеологически оправдывалось применение насилия, подавления, принуждения, методов командно-административного управления.

В сфере регламентации брачно-семейных отношений изменение идеологических установок проявилось достаточно ярко и выразилось в отказе от идеи отмены института семьи и в декларировании курса на укрепление семьи - новой, советской семьи, адекватной требованиям социалистического государства. Задачи укрепления семьи рассматривались исключительно с позиции обеспечения публичных интересов государства. Таким образом, уже в 1930-е гг. в целом окончательно сформировались идеологические основы и приоритеты семейной политики Советского государства, отступления от которых не произошло и в годы Великой Отечественной войны.

Важными нормативными актами, регламентировавшими правоотношения в сфере семьи и брака в годы Великой Отечественной войны, были Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» и Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Первый акт, установив ряд важнейших общих мер по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, декретировал также специальные меры, направленные на улучшение воспитания, которое семья должна давать детям, а именно, наложение административных штрафов на родителей до 200 руб. за озорство и уличное хулиганство детей; возложение на родителей и опекунов материальной ответственности за ущерб, причиненный детьми, отобрание детей от родителей в тех случаях, когда они не обеспечивают надлежащего присмотра за ними, и уголовную ответственность опекунов за использование опеки в корыстных целях.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов...», подчеркнув «значение большой и ответственной обязанности женщины как матери и гражданки по рождению и воспитанию детей и опираясь на указания Ленина об отрицательном отношении рабочего класса

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

к ограничению деторождения, а также на достигнутые успехи в области построения социалистического общества»10, запретил производство абортов, кроме случаев, когда это требуется по медицинским соображениям. Закон установил специальные государственные пособия многосемейным матерям, декретировал расширение сети родильных домов и детских яслей и садов, определил размер алиментов, увеличил ответственность за уклонение от их уплаты и в целях борьбы «с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям»11 затруднил процедуру развода.

Развитие характера брачно-семейных отношений в 1941-1945 гг. во многом определялось развитием взаимоотношений между семьей и государством, точнее - усилением политической интервенции государства во все области жизнедеятельности семьи. Посредством всевозможных запретов и санкций, чрезмерной регламентации общественной и личной жизни государство стремилось не только усилить свое влияние на институты брака и семьи, но и расширить собственный контроль над всей системой семейных отношений. Эта идеологическая позиция обосновывалась в работах некоторых теоретиков семейного права того периода. Так, один из известных советских юристов Г.М. Свердлов в 1941 г. писал: «Социалистическое государство оставляет за собой весьма значительную сферу прямого и активного вмешательства в семейные отношения. Оно отвергает взгляд на отношения между полами как на отношения индивидуалистические, личные, нейтральные для общества и государства. Государство кровно заинтересовано в индивидуальном семейном отношении, оно диктует, властно указывает, определяет условия, гарантирующие интересы коллектива, обеспечивающие выполнение долга по отношению к коллективу»12.

Императивный характер методов государственного управления в сфере получил свое отражение в системе брачно-семейного законодательства.

Мировая история знает немало примеров государственного воздействия на процессы стабилизации семьи именно в периоды продолжительных войн с целью некоторого смягчения их последствий. Практика стимулирования заключения браков посредством предоставления различных экономических льгот в годы войны применялась во многих странах. Например, в Англии в годы Первой мировой войны в результате определенных государственных мер были широко распространены так называемые военные браки, заключавшиеся военнослужащими перед отправлением на фронт с целью обеспечения семье дополнительных льгот и пенсий в случае смерти. В связи с существовавшим там до 1916 г. добровольческим принципом военной службы вербовка военнослужащих проходила постепенно, и эти «военные браки», особым образом поддержанные государством, компенсировали общее падение числа браков в стране. Это обеспечило в первые годы войны один из самых высоких показателей числа заключенных браков в Англии среди других западноевропейских стран, участвовавших в военных действиях13.

Однако Советское государство, отказавшись еще в 1930-е гг. от экономических методов управления социальными процессами в решении проблемы стабилизации процесса заключения брака, ориентировалось исключительно на командно-административные меры. По Указу от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”»14 признавался законным только зарегистрированный брак, а фактический брак (легализованный КЗоБСО 1926 г.) терял юридическое значение.

Отмена факультативного характера регистрации брака - одно из самых значительных событий в сфере регламентации правоотношений в сфере семьи и брака. В соответствии со ст. 19 Указа от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, установленные кодексами о браке и семье союзных республик. Интерес государства в регистрации брака состоял в том, что это давало возможность воздействовать на брачные отношения в таком направлении, которое «полезно и необходимо и для общества, и для отдельного человека»15. При разъяснении содержания дефиниции «полезное и необходимое направление» отмечалось, что законодательная политика Советского государства была направлена на «выполнение семьей ее дальнейшего назначения - надлежащее продолжение рода. Основное установление Указа: побольше детей и получше воспитанных. Основной упор Указа на крепкую многодетную зарегистрированную семью»16.

Только в исключительных случаях после издания Указа от 8 июля 1944 г. брачные отношения могли быть признаны в соответствии с КЗоБСО: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. разрешил это сделать только при условии, если фактически супруги не смогли зарегистрировать брак согласно ст. 19 Указа от 8 июля 1944 г. в связи с тем, что один из них умер или пропал без вести на фронте17.

Реально Указ от 8 июля 1944 г. привел к противоречию между конкретной правовой нормой и принятыми в обществе стереотипами поведения, моральными оценками фактического брака. При этом «моральные оценки поведения, как правило, более глубоки и прочны, чем категории правовые, они стабильнее и труднее поддаются изменению»18. Поэтому отмена института фактического брака с точки зрения стабилизации брачных отношений была, по-видимому, мерой малоэффективной.

Перестройка общественного мнения, лояльного по отношению к фактическому браку, сформировавшегося в достаточно продолжительный период официального признания незарегистрированного брака, в исторически сжатые сроки даже в случае различных санкций и запретов была невозможной. С другой стороны, сам закон провоцировал рост популярности фактических брачных отношений из-за ужесточения бракоразводной процедуры.

Указ 8 июля 1944 г. не только внес дальнейшие осложнения в процедуру развода, но и поставил сам развод под контроль суда. Последний по ст. 26 Указа должен был выносить решение о разводе «в случае признания необходимости расторгнуть брак» и мог в разводе отказать. Однако в каких случаях возникает такая необходимость расторгнуть брак, а в каких - нет, Указ не определял, предоставляя решение этого вопроса самому суду.

Процедура развода была разделена на две части: рассмотрение дела в народном суде и рассмотрение его в областном, краевом, окружном, городском или верховном суде союзной или автономной республики, непосредственно стоящем над народным судом.

На народный суд возлагалась обязанность выяснять мотивы подачи заявления о разводе, производить в случае надобности проверочные действия и принимать меры к примирению сторон. Функция народного суда являлась подготовительно-примирительной.

По существу дело решалось вышестоящей инстанцией, куда заинтересованная сторона должна была обратиться с новым заявлением.

Выступающий в качестве вышестоящей инстанции - областной, краевой, окружной, городской или верховный суд союзной или автономной республики - постановляя о разводе, должен был одновременно решить вопрос о детях (кто из них и при ком из родителей остается и кто из родителей и в каком размере несет издержки на их содержание); произвести, в случае требования сторон, раздел имущества супругов; присвоить каждому из разведенных супругов, по их желанию, добрачную фамилию; определить сумму, подлежащую взысканию при выдаче свидетельства о разводе, в пределах от 500 до 2000 рублей и установить, с кого из супругов (с одного или обоих) она должна быть взыскана.

Таким образом, брак расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Серьезно усложнялась процедура развода, предусматривавшая введение требования обязательной публикации объявления о разводе, рассмотрение дела о разводе дважды в судебных инстанциях, увеличение размеров госпошлины. Развод становился длительной, бюрократически формализованной процедурой, о конфиденциальности которой не могло быть и речи. Бесспорно, все эти обстоятельства привели к резкому сокращению числа разводов19.

Однако реальная численность разводов могла быть значительно выше. Известно, что в первые годы после издания Указа суды довольно часто отказывали в расторжении брака, учитывая при решении вопроса, прежде всего, не волеизъявление супругов, а конкретные обстоятельства их семейной жизни. Отказ в расторжении брака в большинстве случаев приводил лишь к формальному сохранению семьи. Ужесточение процедуры развода явилось малоэффективной мерой с точки зрения решения проблем стабилизации семьи. Несмотря на то, что проблему укрепления брака не удалось решить посредством императивных норм права, советское законодательство и в последующие годы продолжало развиваться в направлении усиления государственных мер воздействия на семейнобрачные отношения20.

Стремление государства придать семейно-брачным отношениям формально-юридический характер сопровождалось усилением мер дискриминационного характера, направленных против неузаконенных браков и связанных с ними отношений. В частности, в Указе от 8 июля 1944 т., который фактически узаконил дискриминацию прав детей, рожденных вне брака, появилась категория «внебрачные дети». В подготовленном Указе Президиума Верховного Совета РСФСР об изменении КЗоБСО и ГПК принцип ст. 20 Указа от 8 июля 1944 г. нашел свое выражение в том, что из КЗоБСО были исключены все статьи, содержавшие несоответствующие этому принципу положения об одинаковых правах детей, рожденных в зарегистрированном браке и внебрачных21. До издания Указа от 8 июля 1944 г. внебрачные дети не только были равны в правах с детьми, родившимися в зарегистрированном браке, но даже само это равенство было одним из принципов советского брачносемейного права.

Указ от 8 июля 1944 г. запрещал установление отцовства (добровольное или в судебном порядке), что соответственно приводило к ликвидации права на получение алиментов от фактического отца. Эти меры прикрывались заверениями, что заботу о внебрачных детях берет на себя социалистическое государство. Но в действительности мизерные пособия, устанавливаемые для одиноких матерей, не могли заменить алиментов. Государство, декларировавшее демократические принципы и всестороннюю заботу о детях, на практике правовыми мерами санкционировало бесправие внебрачных детей. Так, с 1944 г. в свидетельстве о рождении таких детей в графе «отец» ставился прочерк, что указывало на внебрачное происхождение ребенка. Эти дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Отмена установления отцовства внебрачных детей привела к определенному ухудшению положения одиноких матерей и их детей.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Только в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке» было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак его матери22 . Но и этот Указ не улучшил сколько-нибудь существенно ситуацию с внебрачной рождаемостью.

Позиция государства в решении вопроса о внебрачной рождаемости, как и в целом вопроса регулирования отношений между родителями и детьми, основывалась не на интересах семьи как таковой, а исключительно на необходимости выполнения ею четко определенных социальных функций. «На родителей смотрели исключительно как на воспитателей, как на опекунов детей, которые в силу закона призывались к исполнению этих обязанностей впредь до того момента, пока их не находили нужным заменить другими людьми»23 .

В полном соответствии с этим подходом решался вопрос об усыновлении. Самым значительным правовым актом в данной области был Указ «Об усыновлении» от 8 сентября 1943 г.24 . Он установил, что по просьбе усыновителя усыновленному не только могут быть присвоены его фамилия и отчество (как это допускалось ранее действовавшим законодательством), но и что усыновители могут быть записаны в качестве родных родителей усыновленного в актовых книгах о рождении. Таким образом предполагалось обеспечить тайну усыновления, хотя законодательство того времени прямо не содержало указания на ее охрану.

Принятие Указа содействовало широкому распространению института усыновления в военные и послевоенные годы. Стремление помочь детям, потерявшим родителей, создать им нормальные условия воспитания в семье нашли отражение в многочисленных примерах усыновления в одной семье сразу нескольких детей. Например, Шаахмед Шамахмудов, член артели им. М.И. Калинина (Ташкент), и его жена Бахри Акрамова усыновили 14 детей25 .

23 января 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР было принято Постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое обязало местные Советы под личную ответственность их председателей обеспечить устройство всех детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при эвакуации. Для этого предполагалось при исполкомах местных Советов организовать комиссии по устройству детей. НКВД СССР должен был выявлять всех безнадзорных детей и помещать их в приёмники-распределители. Из приемников дети передавались в детские учреждения или семьи трудящихся. Опека, патронат и усыновление в условиях войны были основными формами устройства детей, оставшихся без родителей. Постановление предусматривало широкое развитие патроната - передачу детей в семью по договору, заключавшемуся одним из ее членов с отделом народного образования (в отношении детей до 3 лет - отделом здравоохранения). Патронатному воспитателю выдавалось ежемесячное пособие, при передаче ребенок обеспечивался одеждой и обувью. Для контроля за воспитанием детей, переданных в семьи, были расширены штаты отделов народного образования. При НКВД СССР были созданы центральный и местные справочные адресные столы, где регистрировались все дети, находившиеся в приемниках и направленные в детские учреждения или переданные на воспитание в семьи. СНК РСФСР 8 апреля 1943 г. утвердил Инструкцию Наркомата просвещения РСФСР, Наркомата здравоохранения РСФСР и Наркомата юстиции РСФСР «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей».

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что государственная политика в сфере семейно-брачных отношений, проводившаяся в СССР в период Великой Отечественной войны, достаточно образно отражает политико-правовую сущность сталинского государства, в котором все дела и помыслы граждан были подчинены единой целевой установке - государственному благу. В подобном ракурсе семья представляла собой первичную ячейку общества, формируемую для решения двуединой задачи - создания условий, необходимых для высокоэффективного труда во благо государства, а также рождения и воспитания строителей и защитников «самого прогрессивного в мире» социально-политического строя.

1 Историческим примером такой политики может служить Российская империя, где становление капиталистических отношений длительное время сопровождалось сохранением семейной формы собственности, незыблемость которой охранялась самой властью.

2 См.: Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 2. С. 120.

3 Подробнее см.: Дорохина О.В. Партийно-государственная идеология социалистических преобразований семьи в послереволюционной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1996. № 2.

4 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917. № 11. Ст. 160.

5 Там же. 1917. № 10. Ст. 152.

6 Светские, регламентированные правовыми нормами.

7 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 76-77. Ст. 818.

8 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 1926. № 82. Ст. 612

9 С принятием КЗоБСО 1926 г. семейное законодательство вступило в полосу стабильности: Кодекс просуществовал до 1968 г., хотя в 1936 г. и в 1944 г. в него были внесены значительные коррективы.

10 Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны. Ч. 1. М., 1948. С. 152.

11 Постановление о запрещении абортов и материалы обсуждения данного Постановления // Советская юстиция. 1936. № 18. С. 2. Преамбула.

12 Свердлов Г.М. О предмете и системе социалистического семейного права // Советское государство и право. 1941. № 1. С. 8.

13 См.: Чокич Е. Особенности брачно-семейных процессов и семейной политики государства в 40-е годы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 97.

14 Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик (далее — ВВС СССР). 1941. № 37.

15 Свердлов Г.М. Брак и семья в советском государстве. М., 1946. С. 14.

16 Цит. по: Полянский П.Л. Развитие понятия брака в истории советского семейного права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 2. С. 104.

17 ВВС СССР. 1944. № 60.

18 Королев Ю.А. Семья, государство, общество. М., 1974. С. 25.

19 См.: Новосельский С.А. Демография и статистика. М., 1976. С. 249.

20 В 1947 г. были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами. См.: ВВС СССР 1947. № 10.

Вряд ли столь репрессивная норма была следствием заботы об улучшении социально-демографических показателей (боязнь оттока молодежи из страны в условиях дефицита мужского населения и резкого сокращения рождаемости). По данной причине более правдоподобной выглядела бы норма, содержащая требование принятия советского гражданства иностранным супругом и обязательного проживания на территории СССР. Указ от 15 февраля 1947 г. имел идеологическое обоснование и скорее всего явился следствием политики изоляции, направленной на устранение любого потенциально возможного внешнего воздействия (в особенности со стороны капиталистического мира) на советских граждан. См.: Чокич Е. Указ. соч. С. 99.

21 См.: Полянский П.Л. Указ. соч. С. 104.

22 ВВС СССР. 1945. № 15.

23 Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. 1917-1947. М., 1949. С. 455.

24 ВВС СССР. 1943. № 34.

25 См.: Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985. С. 646.

В.П. Очередько*, Л.Б. Смирное**

Пенитенциарная система Советского государства в предвоенные и военные годы (1930 - 1945 г.г.) и ее роль в достижении победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Новый этап в истории пенитенциарной системы Советского государства открывает Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. об утверждении «Положения об исправительнотрудовых лагерях» (ИТЛ). Перед пенитенциарной системой была поставлена новая задача, заключавшаяся в оказании помощи государству в возрождении разрушенной экономики.

Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой установило деление на лишение свободы в отдельных местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет - в ИТЛ.

В 1930 г. при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Беломоро-Балтийского водного пути. В апреле 1932 г. заместитель председателя Объединенного Главного Политического Управления (ОГПУ) Ягода и заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили «Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Рапопорта на строительстве Беломоро-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных»1.

Заслуживает внимания новая идея стимулирования труда осужденных. За ударную работу и образцовую дисциплину наблюдательная комиссия могла представлять осужденным отпуска из мест лишения свободы на срок 15 дней ежегодно, за особо продуктивную работу могла производить зачет рабочих дней и т.д.

В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней, заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет по первой категории труда устанавливался из расчета четыре дня срока за три дня работы, по второй - пять дней срока за четыре дня работы. Исправительно-трудовые учреждения были включены в народно-хозяйственный план. В 1933 г. систему мест лишения свободы пополнили школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) индустриального и сельскохозяйственного типа.

* Заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.

** Профессор кафедры правоохранительных органов и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.