Научная статья на тему 'Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий не необходимость, а реальность, продиктованная практикой'

Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий не необходимость, а реальность, продиктованная практикой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
714
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / НОРМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Введенский Андрей Юрьевич

Нормы оперативно-розыскного законодательства должны быть доступны, четко определены и предсказуемы в применении во избежание любой вероятности произвола. Обсуждены отдельные проблемные вопросы по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства и законодательному закреплению новых оперативно-розыскных мероприятий, накопленных практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Введенский Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE FASTENING OF THE NEW OPERATIVELY-SEARCH EVENTS WHICH MUST BE SAVED UP BY PRACTICE

Norms of the operatively-search legislations should be accessible, accurately specified and predicted in application in order to avoid any probability of arbitrary behavior. Separate problem questions on enhancement of the operatively-search legislation and legislative fastening of the new operatively-search events which have been saved up by practice are discussed.

Текст научной работы на тему «Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий не необходимость, а реальность, продиктованная практикой»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Введенский А.Ю.

6.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ НЕОБХОДИМОСТЬ, А РЕАЛЬНОСТЬ,

ПРОДИКТОВАННАЯ ПРАКТИКОЙ

Введенский Андрей Юрьевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент кафедры уголовнопроцессуального права.

Место работы: Российская Академия Правосудия, Приволжский филиал.

E-mail: pfrapdekan@gmail.com

Аннотация: Нормы оперативно-розыскного законодательства должны быть доступны, четко определены и предсказуемы в применении во избежание любой вероятности произвола. Обсуждены отдельные проблемные вопросы по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства и законодательному закреплению новых оперативно-розыскных мероприятий, накопленных практикой.

Ключевые слова: закон, норма, законодательство, оперативно-розыскная деятельность, использование результатов, доказательства, раскрытие и расследование преступлений.

LEGISLATIVE FASTENING OF THE NEW OPERATIVELY-SEARCH EVENTS WHICH MUST BE SAVED UP BY PRACTICE

Vvedenskij Andrei Jurievitch, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at criminally-procedural law chair.

Place of employment: Russian Academy of Justice, Volga branch.

E-mail: pfrapdekan@gmail.com

Annotation: Norms of the operatively-search legislations should be accessible, accurately specified and predicted in application in order to avoid any probability of arbitrary behavior. Separate problem questions on enhancement of the operatively-search legislation and legislative fastening of the new operatively-search events which have been saved up by practice are discussed.

Keywords: the law, norm, the legislation, operatively-search activity, use of results, proofs, disclosing and investigation of crimes.

Происходящие в последнее время существенные изменения в политической, экономической и иных сферах жизни страны на фоне роста преступлений экономической направленности и коррупции толкают государство на пересмотр отдельных норм в области оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. До сих пор не разрешены вопросы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и механизма использования в доказывании по уголовному делу результатов оперативнорозыскной деятельности1.

Неопределенность отдельных норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» приводит правопользователя к не единообразному вос-

1 Подробно см.: Глушков А.И. Реализация в уголовнопроцессуальном доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. № 2. - С. 68.

приятию таких норм, что, безусловно, порождает противоречивую правоприменительную практику. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал на это свое внимание, отмечая в постановлениях, что неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения2.

Европейский Суд по правам человека определил требование, которого должно придерживаться национальное законодательство. В его постановлениях отмечено, что российское законодательство не соответствует стандарту «качества закона», который предусмотрен Конвенцией о защите прав человека и основных свобод3.

Под таким требованием необходимо понимать, что все нормы национального законодательства должны быть доступны для всех, четко определены и предсказуемы в своем применении во избежание любой вероятности произвола4. Придерживаясь такой позиции, Европейский Суд по правам человека указал на положение Конвенции, которое не просто отсылает к национальному законодательству, как к выражению «в соответствии с законом и предусмотрено законом», а также касается «качества закона», требуя, чтобы он был совместим с верховенством права, концепцией, воплощенной во всех статьях Конвенции5.

В юридической литературе специалистами отмечено, что качество Закона определяется точностью и недвусмысленностью правовых норм, их согласованностью в системе действующего правового регулирования, внутренней непротиворечивостью, точным отражением воли законодателя с соблюдением законодательной техники. Такой Закон должен правильно, адекватно и единообразно восприниматься правоприменительной практикой и выступать в числе критериев установления соответствия его норм положениям Конституции Российской Федерации.6

Правовые нормы должны быть в достаточной степени доступны, четко определены и предсказуемы в своем применении во избежание любой вероятности произвола7 * * *. Формулировка отдельных норм Закона об

2 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации 05.07.2004. № 27. Ст. 2804; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» // Собрание законодательства Российской Федерации 16.06.2008. № 24. Статья 2892.

3 Более подробно см.: Постановление Европейского Суда от

11.10.2007 по делу «Насруллоев против Российской Федерации» (Nasrulloyev v Russia), жалоба № 656/06; Постановление Европейского Суда от 08.01. 2009. по делу «Худякова против Российской Федерации» (Khudyakova v Russia), жалоба № 13476/04 и др.

4 Например, см.: Постановление Европейского Суда от

08.12.2005. по делу «Худоерова против Российской Федерации» (Khudoyorov v Russia), жалоба № 6847/02.

5 Подробно см.: Постановление Европейского Суда от

11.10.2007 по делу «Насруллоева против Российской Федерации...», жалоба № 656/06.

6 Например, см.: Вагин О.А. Конституционные проблемы оперативно-розыскной деятельности (научный доклад.. // Консуль-

тантПлюс.

7 Более подробно см.: Постановление Европейского суда от

19.12.1994 по делу «Ферайнигунс демократишер Зольдатен Ос-

террайхс и Губи против Австрии» (Vereiniqunq demokratischer

Soldaten Osterreichs and Gubi y Austria).

189

1 '2014

Черные дыры в Российском законодательстве

оперативно-розыскной деятельности не всегда точна, а это означает, что его отдельные термины для практики применения являются неясными. Примером можно назвать отсутствие законодательного закрепления понимания оперативно-розыскного мероприятия, да и отдельные из них, перечисленные в статье 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности, как показывает практика, не совсем доступны для понимания, что приводит к их неправильному толкованию. К таким мероприятиям можно отнести контролируемую поставку, оперативный эксперимент и др.

Неоднозначное толкование, как правило, приводит к нарушению законности в оперативно-розыскной деятельности. Можно однозначно сказать, что правовая норма должна иметь лишь одно толкование. По мнению О.А. Вагина, «официальное толкование содержания каждого оперативно-розыскного мероприятия с методической точки зрения позволит укрепить правовую основу оперативно-розыскной деятельности, исключить неоднозначное толкование оперативнорозыскного мероприятия, разграничить их между собой, обеспечить практическую потребность в определении и законодательном закреплении действий, не включенных в содержание оперативно-розыскных мероприятий, уже установленных Законом об оперативно-розыскной деятельности. Законодательное закрепление содержания оперативно-розыскных мероприятий и других понятий оперативно-розыскной деятельности представляется необходимым и оправданным с точки зрения современной законодательной техники, а также конституционных требований определенности правовых норм, обеспечения принципов равенства и верховенства права»8.

Существенно затрудняет развитие оперативнорозыскного законодательства, на наш взгляд, является ограничительный перечень оперативно-розыскных мероприятий, определенный в статье 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Более пятнадцати лет прошло, как был принят Закон об оперативнорозыскной деятельности, и за это время законодатель ни разу не внес дополнения в перечень оперативнорозыскных мероприятий, несмотря на неоднократные обращения ученых в области оперативно-розыскной деятельности9. Да и практика наработала определенные предложения и действия в этом направлении.

Оперативно-розыскная практика находит пути по совершенствованию своей деятельности и предлагает внедрение новых оперативно-розыскных мероприятий, основанных на новых достижениях науки, и техники форм и методов оперативно-розыскной деятельно-сти10, ранее не предусмотренных Законом.

В юридической литературе на протяжении длительного времени предлагается вопрос о законодательном закреплении новых оперативно-розыскных мероприятий, выработанных и используемой оперативнорозыскной практикой, например, цензура корреспон-

8 См.: Вагин О.А. Конституционные проблемы оперативнорозыскной деятельности (научный доклад)... // КонсультантПлюс.

9 Подробно см.: Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах: наглядное пособие. / А.Ю. Шумилов. - М., 1998. -С. 58; Железняк Н.С. К вопросу о соотношении оперативнорозыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности. Актуальные вопросы теории и практики: Материалы научнопрактического семинара / Н.С. Железняк. - М., 2005. - С. 30.

10 Например, см.: Теория и практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: научный доклад ВНИИ МВД России. - М., 2001. - С. 7.

денции осужденного, захват с поличным11, вербовочная беседа, организация засады11 12, тестирование с использованием полиграфа и т.д. Такой вывод разделяют как научные сотрудники, так и практические работники, у которых накопился определенный опыт.

Не обращая внимание на высказанные предложения, законодатель занял выжидающую позицию и не пытается расширить перечень оперативно-розыскных мероприятий. Однако такие действия со стороны законодателя не совсем понятны ни для науки, ни для практики. Все это, в какой-то степени тормозит и сковывает правоприменительную инициативу и творческий подход оперативных подразделений в борьбе с преступностью.

Сложившаяся ситуация сказывается на следственносудебной практике, которая показывает, что отсутствие либо неэффективность оперативного сопровождения уголовных дел при расследовании преступлений в полной мере влияет на полноту собранных доказательств, недостаток которых способствует уходу от уголовной ответственности лиц, их совершивших.

В специальной литературе обсуждается вопрос о закреплении в законе предложения по процедуре получения результатов оперативно-розыскной деятельности, подобной той, какая существует в уголовнопроцессуальном законодательстве. На наш взгляд, такой вопрос не совсем корректен, так как у каждой названной деятельности существует своя специфика. Если в уголовно-процессуальном законодательстве имеется такая процедура по получению доказательств, то в оперативно-розыскной деятельности такая процедура по получению доказательств неуместна. Причина в том, что ее трудно уложить в строго регламентированную процедуру, подобную уголовному процессу, так как она в своей основе имеет разведывательно-поисковую сущность, реализуемую как индивидуальное или групповое творчество, искусство проведения оперативно-розыскных мероприятий13. Самое опасное из всего этого, если такая процедура все же будет заимствована из уголовно-процессуального права, то все это негативно скажется на развитии оперативно-розыскной науки. Следует отметить, что закрепленные в специальном законе оперативнорозыскные мероприятия не могут быть четко и во всем объеме урегулированы в законодательстве, так как пропадет сущность таких ее признаков, как негласность, конспиративность, наступательность и др.

Заслуживает внимания позиция профессора М.П. Полякова, который пояснил: «вся технологическая цепочка по изготовлению результатов оперативнорозыскной деятельности, пригодных для использования в уголовном процессе, должна находиться в рамках оперативно-розыскной деятельности ... Оперативно-розыскная информация должна поступать в уголовный процесс в виде готового информационного продукта, требующего лишь добротной интерпрета-ции»14.

11 См.: Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах. - С. 58.

12 См.: Железняк Н.С. К вопросу о соотношении оперативнорозыскных мероприятий. - С. 30.

13Например, см.: Зажицкий В.И. Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса // Государство и право. 1995. № 6. - С. 158; Бобров В.Г. Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности». Вопросы требующие разрешения // Проблемы формирования уголовно-розыскного права: Сборник научных работ. М., 1998. Вып. № 1. - С. 11 - 17.

14 Например, см.: Поляков М.П. Концепция уголовно-

процессуальной интерпретации результатов оперативно-

190

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Введенский А.Ю.

Введение подобной процедуры в оперативнорозыскную деятельность приведет к раскрытию тактических приемов, что недопустимо, так как законодатель в статье 12 Закона об оперативно-розыскной деятельности определил сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляющих государственную тайну. В данном случае стоит согласиться с мнением профессора А.Г. Маркушина, что если вдруг возникает четкая и понятная всем процедура, то утрачивается сама суть оперативно-разыскной деятельности с ее агентурной и разведывательно-поисковой сущностью, с ее наступа-тельностью, конспиративностью и внезапностью для преступников15. При законодательном закреплении процедуры получения результатов оперативнорозыскной деятельности его опасения о создании пособия для преступников могут превратиться в реальность. Представляется, что каждый должен заниматься «своим делом».

В своих суждениях мы не одиноки: украинские коллеги в области оперативно-розыскной деятельности пояснили, что «при всей специфике оперативнорозыскной деятельности, закрытости, трудности контроля и т.д., закон должен регламентировать не перечень способов и средств получения доказательств, а условия и пределы, допускающие их оценку, проверку и непротиворечивость конституционным принципам»16.

Оперативные сотрудники получают оперативнорозыскную информацию в рамках соответствующего законодательства, которая регламентирует такую деятельность. Полученная информация в последующем, как показывает практика, может иметь доказательственное значение. В процессе получения она проверяется и оценивается оперативным сотрудником. Оценка информации, по мнению А.И. Глушкова, рассматривается с двух позиций: «как она может быть использована для раскрытия и как обеспечить конспирацию деятельности по ее получению и зашифровку источника»17. Важность в раскрытии и расследовании преступлений, особенно по преступлениям экономической направленности представляют полнота и своевременность передачи оперативно-значимой информации следователю.

Список литературы:

Бобров В.Г. Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности». Вопросы требующие разрешения / В.Г. Бобров // Проблемы формирования уголовно-розыскного права: Сборник научных работ. М., 1998. - Вып. № 1.

Вагин О.А. Конституционные проблемы оперативнорозыскной деятельности (научный доклад) / О.А. Вагин // Конституционно-правовые проблемы оперативнорозыскной деятельности. / Сборник материалов всероссийского круглого стола 3 ноября 2011 года. - СПб. / КонсультантПлюс.

розыскной деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России // Оперативник (сыщик). 2004. № 1. - С. 18.

15 Подробно см.: Маркушин А.Г. Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в доказывании ... // Консультант-Плюс.

16 Более подробно см.: Дидоренко И.А., Кириченко Э.А., Розовский С.А. Процессуальный статус оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. - Луганск, 2000. - С. 50-51.

17 Например, см.: Глушков А.И. Реализация в уголовнопроцессуальном доказывании результатов оперативнорозыскной... - С. 67-68.

Глушков А.И. Реализация в уголовнопроцессуальном доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. / А.И. Глушков // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. № 2

Дидоренко И.А. Процессуальный статус оперативнорозыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / И.А. Дидоренко, Э.А. Кириченко, С.А. Розовский -Луганск, 2000.

Железняк Н.С. К вопросу о соотношении оперативнорозыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности / Н.С. Железняк // Актуальные вопросы теории и практики: Материалы научно-практического семинара - М., 2005.

Зажицкий В.И. Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса / В.И. Зажицкий // Государство и право. 1995. - № 6.

Маркушин А.Г. Правовое обеспечение оперативнорозыскной деятельности в доказывании / А.Г. Маркушин // КонсультантПлюс.

Поляков М.П. Концепция уголовно-процессуальной интерпретации результатов оперативно-розыскной деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России / М.П. Поляков // Оперативник (сыщик). 2004. - № 1.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации 05.07.2004. № 27. -Статья 2804.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» // Собрание законодательства Российской Федерации 16.06.2008. № 24. - Статья 2892.

Постановление Европейского Суда от 11.10.2007 по делу «Насруллоев против Российской Федерации» (Nasrulloyev v Russia), жалоба № 656/06; Постановление Европейского Суда от 08.01. 2009. по делу «Худякова против Российской Федерации» (Khudyakova v Russia), жалоба № 13476/04.

Постановление Европейского Суда от 08.12.2005. по делу «Худоерова против Российской Федерации» (Khudoyorov v Russia), жалоба № 6847/02.

Постановление Европейского Суда от 11.10.2007 по делу «Насруллоева против Российской Федерации.», жалоба № 656/06.

Постановление Европейского суда от 19.12.1994 по делу «Ферайнигунс демократишер Зольдатен Остер-райхс и Губи против Австрии» (Vereiniqunq demokratischer Soldaten Osterreichs and Gubi y Austria).

Теория и практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: научный доклад ВнИи МВД России. - М., 2001.

Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах: наглядное пособие. / А.Ю. Шумилов. - М., 1998.

Введенский А.Ю. К вопросу о цели как компоненте структурно-содержательного элемента оперативнорозыскной деятельности по уголовным делам в сфере экономики // Бизнес в законе. - 2013. - №5.

Введенский А.Ю. Действия по выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики, не входящие в

191

1 '2014

Черные дыры в Российском законодательстве

перечень оперативно-розыскных мероприятий // Бизнес в законе. - 2013. - №6.

Literature list:

Bobrov V. G. Federal law "About Operational Search Activities". Questions requiring permissions/V. G. Bobrov//Problems of forming of the criminal and search right: Collection of scientific works. M, 1998. - Vyp. N 1.

Vagin O. A. Constitutional problems of operational search activities (the scientific report) / O. A. Vagin//Constitutional and legal problems of operational search activities. / Collection of materials of the AllRussian round table on November 3, 2011. - SPb. / ConsultantPlus.

Glushkov A.I. Implementation in criminal procedure proof of results of operational search activities. / A.I. Glushkov//Messenger of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia. - 2012 . N 2.

Didorenko I.A. The procedural status of operational search activities in criminal trial / I.A. Didorenko, E.A. Kirichenko, S. A. Rozovsky - Lugansk, 2000.

Zheleznyak N. S. To a question of a ratio of operational search actions and operational search activities/N S. Zheleznyak//Topical issues of the theory and practice: Materials of a scientific and practical seminar - M., 2005.

Zazhitsky V. I. communication of operational search activities and criminal procedure / Zazhitsky//State and right. 1995 . - N 6.

Markushin A.G. Legal support of in proof / A.G. Markushin//ConsultantPlus.

Poljakov M.P. Concept of criminal procedure interpretation of results of operational search activities as instrument of ensuring economic safety of Russia / . M.P. Poljakov Investigator (detective). 2004 . - N 1.

The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 29.06.2004 No. 13-P "On the case of check of constitutionality of separate provisions of articles 7, 15, 107, 234 and 450 Criminal the procedural code of the Russian Federation in connection with request of group of deputies of the State Duma"//the Russian Federation Code 05.07.2004. No. 27. - Article 2804.

The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 27.05.2008 No. 8-P "On the case of check of constitutionality of a provision of part one of article 188 of the Criminal code of the Russian Federation in connection with the claim of the citizen M. A. Aslamazyan"//the Russian Federation Code 16.06.2008. No. 24. - Article 2892.

The resolution of European Court of 11.10.2007 on case "Nasrulloyev against the Russian Federation" (Nasrulloyev v Russia), the claim No. 656/06; Resolution of European Court of 08.01. 2009 . on case "Khudyakova against the Russian Federation" (Khudyakova v Russia), the claim No. 13476/04.

Resolution of European Court of 08.12.2005. on case "Hudoyerova against the Russian Federation" (Khudoyorov v Russia), the claim No. 6847/02.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The resolution of European Court of 11.10.2007 on case "Nasrulloyeva against the Russian Federation ...", the claim No. 656/06.

The resolution of European court of 19.12.1994 on case " (Vereiniqunq demokratischer Soldaten Osterreichs and Gubi Austria).

Theory and practice of application by Law "About Operational Search Activities" law-enforcement bodies: scientific report of all-union scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - M, 2001.

Shumilov A.JU. Operatively activity in schemes: the visual aid. / A.JU.Shumilov. - М, 1998.

Рецензия

на статью Введенского А.Ю. Тема: «Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий не необходимость, а реальность, продиктованная практикой».

Научная статья посвящена актуальной и интересной проблеме о необходимости совершенствования оперативно-розыскного законодательства и законодательного закрепления новых оперативно-розыскных мероприятий, направленной на выявление, раскрытие и пресечение преступлений. Все это привлекает внимание исследователей в оперативно-розыскной деятельности, этим и обусловлен интерес автора статьи к указанной проблеме.

Научная статья освещает специфику действий оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений. Автор опирается на мнения и точки зрения других исследователей, которые в своих работах так же отмечают необходимость совершенствования оперативно-розыскного законодательства. Да, и оперативно-розыскная практика предлагает совершенствовать свою деятельность и отмечает о необходимости внедрения оперативно-розыскных мероприятий, основанных на новых достижениях науки и техники, форм и методов оперативно-розыскной деятельности, ранее которые не были предусмотрены законодательством.

Научная статья представляет интерес для научных работников, преподавателей юридических вузов, аспирантов и студентов, изучающих юриспруденцию.

Профессор кафедры УПП Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», д.ю.н., профессор А.В. Агутин.

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.