Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремистской деятельности: исчерпаны ли ресурсы?'

Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремистской деятельности: исчерпаны ли ресурсы? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY CRIMINAL RESPONSIBILITY / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / PREVENTION / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / АНТИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ANTI-GOVERNMENT EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлинов Андрей Владимирович

В статье рассматриваются современная законодательная и правоприменительная практика борьбы с терроризмом и иными видами антигосударственного экстремизма, изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ, которые касаются ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти или вражды, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участие в нем, организацию деятельности организации, признанной террористической, или участие в ее деятельности, и др. Предложены новые принципы государственного и социального реагирования на рост радикальных настроений в обществе, распространение экстремистской деятельности и, в том числе, терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative support of the fight against terrorism and other extremist activities: exhausted whether resources?

The article considers the current legislative and law enforcement practice of the struggle against terrorism and other anti-government extremism. Studied amendments made in the Criminal Code of the Russian Federation about the responsibility for public appeals to extremist activities, the incitement of hatred or enmity, training for the implementation of terrorist activities, organization of the terrorist community and participation, organization of activities of the organization recognized terrorist, or participating in its activities, and other. The proposed new principles of state and social response to the rise of radical moods in society, the spread of extremist activities, including terrorism.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремистской деятельности: исчерпаны ли ресурсы?»

А.В. Павлинов"

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ДРУГИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСЧЕРПАНЫ ЛИ РЕСУРСЫ?

Вопросы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремистской деятельности формируют повестку обсуждений не только узким кругом специалистов, но и гражданским обществом в целом.

Говоря о социальной обусловленности наращивания превентивно-карательного антиэкстремистского потенциала, прежде всего УК РФ, отметим, что его следует рассматривать через призму не только ситуации в Северо-Кавказском регионе, продолжающихся террористических актов в крупных городах страны (Москва, Волгоград), но и потенциальной радикализации протестных настроений на территории всей России в условиях обострения очередного экономического кризиса. Отрабатываемая на Украине технология государственных переворотов заставляет задуматься о дополнительных мерах по обеспечению общественной и государственной безопасности.

За три последних года (с декабря 2010 г. по декабрь 2013 г.) было принято четыре федеральных закона, изменивших и дополнивших УК РФ в части противодействия экстремистской деятельности и терроризму1. Их анализ позволяет констатировать последовательное усиление уголовной ответственности за подобные про-

* Профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.

1 См.: Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6610; Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4598; Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362; Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5641.

123

Труды Института государства и права Российской академии наук. № 3/2014

явления: через ужесточение санкций за существующие противоправные деяния путем введения новых специальных норм, индивидуализирующих наказание.

В начале 2014 г. законодатель рассмотрел четыре законопроекта, в одном из которых предусмотрено увеличение сроков лишения свободы за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и за возбуждение ненависти или вражды (ст. 282), в том числе через средства массовой информации. В настоящее время наказание по ч. 2 ст. 280 уже достигает пяти лет лишения свободы. Напомним, что минимальный срок наказания в виде лишения свободы за так называемое простое убийство составляет шесть лет. Похоже, что законодатели следуют христианской истине: «Нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству»2. Лишь Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в статьи об ответственности за преступления экстремистской направленности включено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы. Тем не менее с учетом того, что данный вид наказания носит отложенный (до 2017 г.) характер, говорить о смягчении наказания за преступления, предусмотренные ст. 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, нельзя.

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ введена уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 2053 УК РФ), за организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 2054), за организацию деятельности организации, признанной террористической, или участие в ее деятельности (ст. 2055), за участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ (ч. 2 ст. 208). О системном характере данного Закона свидетельствует тот факт, что изменения коснулись не только Особенной части УК РФ, но и Общей. Помимо прочего, за совершение таких преступлений условно-досрочное освобождение может быть применено только

2 Цит. по: Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских.

М., 2009. С. 205.

после фактического отбытия осужденным не менее 3/4 срока назначенного наказания.

Криминализированы публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 2801 УК РФ)3. Данная новелла обусловлена эскалацией в средствах массовой информации сценариев возможности распада России, отделения от нее части территорий, в первую очередь Северного Кавказа, с обоснованиями целесообразности таких событий. Содеянное не охватывалось уголовно-правовым запретом ст. 280 УК РФ, не подпадало под признаки экстремизма. Тем не менее Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека (в том числе права на свободу слова) в целях защиты основ конституционного строя и безопасности государства.

Говоря о зарубежном опыте криминализации - декриминализации подобных действий, отметим, что в декабре 2013 г. «Российская газета» распространила новость: в Англии отменен действовавший в течение более 150 лет запрет на опубликование призывов к упразднению монархии. Но уже спустя несколько дней в прессе появились сообщения о том, что британское министерство юстиции признало ошибку в собственной публикации об отмене запрета на призывы к свержению монархии.

На наш взгляд, следует запретить дискредитацию государства как страны. В какой-то мере аналогом может служить ст. 3691 УК Республики Беларусь.

К имеющим большие шансы быть реализованным относится, в частности, проект федерального закона № 428889-64, в котором предусматриваются изменения УК РФ, связанные с усилением уголовной ответственности за счет его превентивно-карательного потенциала, отмены институтов гуманистической направленности Общей части в отношении террористов, использования других механизмов ужесточения наказания.

3 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6998.

4 См: URL:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=428889-6&02 (дата обращения: 24.012014).

В интересах не только уголовного наказания, но и уголовного преследования за совершение террористического акта в ст. 205 УК РФ предлагается изменить цель совершения преступления, указав в качестве таковой не только «воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями», но и «дестабилизацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». Такие изменения, как представляется, обусловлены главным образом стремлением не квалифицировать распространенные проявления покушений на представителей республиканской власти как террористические акты. Формально невозможна уголовно-правовая оценка содеянного как террористического акта в тех случаях, когда органы следствия и суда не знают, чего добиваются террористы, каких решений в свою пользу они ждут от властей. Расширение криминального целеполагания в законе автоматически приведет и к расширению масштабности уголовной ответственности, к безусловной возможности преследования причастных к террористическим взрывам на основании ст. 205, даже когда они не делают политических заявлений, не берут на себя ответственность, не афишируют свои требования.

За криминализированные Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ деяния, ответственность за которые установлена в ст. 2053, 2054, 2055 УК РФ, а также за пособничество и организацию преступлений террористической направленности (ст. 205и создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В свое время автором настоящей статьи предлагался иной порядок «трансформации» ст. 208 УК РФ. Сначала следовало бы включить в диспозицию ч. 1 ст. 208 конститутивный признак состава - цель создания незаконного вооруженного формирования. Конкретная формулировка такой цели должна быть адекватна положениям, заложенным в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»5, и соответствовать правоприменительной практике. Такие изменения требуют и пересмотра санкций уголовно-правовых норм, включенных в ст. 208 УК РФ, в сторону их резкого ужесточения.

5 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269. 126

Законодательные меры (прежде всего репрессивные) в борьбе с экстремистской деятельностью не исчерпаны. Для ликвидации террористов сотрудникам спецслужб нужны и правовые основания, необходимы правовые рамки специальных административно-правовых режимов, в том числе контртеррористических операций.

Чрезвычайные, в том числе уголовно-правовые, меры в борьбе с крайними формами экстремизма могут быть востребованы при их одновременном использовании в борьбе с коррупцией - детерминанте антигосударственного экстремизма.

Правовые основания и аргументы для чрезвычайного подхода имеются, а именно:

1) и в настоящий момент УК РФ содержит уголовно-правовые нормы, выходящие за рамки предписаний Основного закона. По сути, ч. 5 ст. 79 УК РФ (в части того, что «лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит») противоречит положению, закрепленному в ч. 3 ст. 50 Конституции РФ (устанавливающей право для каждого осужденного на смягчение наказания);

2) законодательство такого рода может носить и «отлагательный» характер по аналогии с ч. 3 ст. 331 УК РФ (уголовная ответственность за преступления, предусмотренные гл. 33 Кодекса, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени);

3) опыт зарубежных стран как реакция на проявления антигосударственного экстремизма в социально-политической сфере радикально-оппозиционной направленности и в национально-государственной сфере также свидетельствует о наращивании превентивного воздействия в режиме чрезвычайных мер. Законы о чрезвычайном положении в той или иной форме имеются практически во всех индустриально развитых государствах. Они позволяют осуществлять комплекс экстраординарных мер, в том числе отменять или приостанавливать действие основных конституционных прав и свобод граждан, усиливать уголовную репрессию (с помощью введения новых санкций или повышения ответственности за уже криминализированные деяния), отменять ограничения на использование вооруженных сил и применение мер полицейского физического принуждения.

С учетом отечественного опыта (митинги на Болотной площади в 2011-2012 гг.), проявлений насильственного антигосударственного экстремизма в Украине (в том числе события на Майдане Незалежности в Киеве в начале 2014 г.) принципы реагирования на радикализацию населения, экстремистскую деятельность и терроризм должны быть следующими:

1) законность. Когда нет закона либо закон не действует, общество разрознено, государство разрушается.

В законотворчестве необходимо соблюдать принцип «соразмерности преступления и наказания», учитывать, что чем более серьезно преступление, тем более строгим должно быть наказание.

В связи с этим следует не только градировать ст. 278 и 279 УК РФ в зависимости от посягательств на объекты уголовно-правовой охраны и форм объективной стороны на две части, но и новеллизи-ровать пожизненное лишение свободы в отношении организаторов вооруженного мятежа и лиц, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Не исключаем возможности введения и применения смертной казни в отношении тех, кто, будучи изолированным от общества (лишенным свободы), способен поставить под угрозу общественную и государственную безопасность (организаторов и идейных вдохновителей мятежей, насильственных захватов власти и террористических актов).

В качестве альтернативы считаем возможным лиц, представляющих угрозу государственной безопасности, лишать гражданства и высылать из страны, поражать в правах (пожизненно запрещать занимать публичные должности и пользоваться правами, полученными в результате свободных выборов). Для реализации этой новеллы потребуется внести соответствующие изменения и дополнения в ст. 47 УК РФ, в законы о государственной службе, о выборах и т.д.

Актуальна ныне и проблема соответствия суровости наказания размеру и характеру вреда, причиненного преступлением, проблема обеспечения неотвратимости полноценного наказания.

Несмотря на декларативные заявления руководителей первого

в мире социалистического государства об ограничении революци-

6

онного террора «минимальнейшим минимумом» в первые годы

6 См.: ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 355. 128

его существования, советская власть в условиях постоянной террористической угрозы, в период Гражданской войны была вынуждена

7

дважды вводить смертную казнь .

Безусловна аналогия с текущим моментом: отказываться от крайних мер уголовной репрессии (смертная казнь, исключение применения положений Общей части УК РФ, в том числе условно-досрочного освобождения от наказания, амнистии, помилования) в отношении наиболее опасных проявлений экстремизма преждевременно. Пришло время если не пересмотреть, то всесторонне обсудить существующую конституционную иерархию правовых ценностей: человек - общество - государство в условиях государственной виктимности, перекоса в концепции права, сопровождающегося навязыванием прав и свобод меньшинств большинству, отчуждением прав одного человека от прав народа, человека - от государства и человечества.

Правоприменение, вся государственная машина правосудия должна ориентироваться главным образом не столько на строгость наказания, сколько на его неотвратимость;

2) постоянный мониторинг безопасности страны;

3) применение опережающих стратегий и тактик. В Российской Федерации - это партийное строительство, созданная властная вертикаль, воплощаемые антитеррористические и антиэкстремистские стратегии, другие механизмы сохранения государственной и территориальной целостности, пропаганда. В Англии в начале 1930-х гг. - это отвлечение от социальных проблем и противоречий с переключением на массовые зрелища: футбол и пиво стали спасительным профилактическим средством антигосударственного экстремизма и революций. Следует последовательно проводить социально ориентированную, прежде всего экономическую, политику, не допуская возникновения антагонизмов, с тем чтобы, как писал К. Маркс, «социальные эволюции перестали быть политическими революциями»;

4) асимметричность государственного реагирования. Именно данный принцип, наряду с режимом законности, должна была, но не смогла применить украинская власть. Например, как в России: митинги - контрмитинги, объединение сторонников протестов -

7 См.: СУ РСФСР. 1920. № 4-5, 43.

концентрация и расширение числа сторонников власти, насилие -контрнасилие (теракты с массовыми жертвами - ликвидации боевиков).

В отличие от прежней идеи - растить собственных «интеллектуальных убийц» террористов - настало время применять «волшебные пули», которые не ранят и не убивают, а превращают злодеев в добрых людей, умиротворяют агрессивных, перевоспитывают и возрождают к новой жизни. В условиях духовного кризиса, охватившего не только отдельные страны, но и весь мир, даже дети воспитываются в атмосфере нездоровой конкуренции, вражды и экстремизма. Следует сосредоточиться на воспитании подрастающего поколения. И осуществлять это следует силами всего гражданского общества и всех властных структур.

Н.В. Валуйсков ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Как показывает анализ, состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в России, с одной стороны, и уголовная политика по отношению к преступлениям несовершеннолетних - с другой, находятся в сложной и весьма противоречивой связи.

Основное содержание современной уголовной политики применительно к несовершеннолетним (ювенальной уголовной политики) составляют гуманизация всей системы мер их уголовной от-1

ветственности , а также ужесточение таких мер по отношению к лицам, совершающим преступления, посягающие на жизнь, здоровье,

* Докторант Институт государства и права РАН, кандидат юридических наук. 1 См., например: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848. 130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.