Научная статья на тему 'Законодательная политика Екатерины второй в отношении старообрядцев'

Законодательная политика Екатерины второй в отношении старообрядцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12239
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТАРООБРЯДЦЫ / АМНИСТИЯ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / LEGISLATION / OLD BELIEVERS / AMNESTY / RELIGION / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левашова А. В.

В самом начале своего правления Екатерина Вторая прекратила судебные преследования старообрядцев. В манифесте 1762 года по случаю коронации состоялась первая в истории России амнистия старообрядцев. Для уравнения старообрядцев в правах с другими подданными государства отменяется двойная подать. Но даже в этот благоприятный для старообрядцев период государственная политика Екатерины Второй не привела к официальному признанию равных прав для всех христианских вероисповеданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Левашова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative policy of Catherine the Great in regard to Old Believers

At the beginning of her government Catherine the Great stopped legal prosecuting against the Old Believers. The maiden attempt to amnesty the Old Believers was held in the Manifest of 1762 on the occasion of empress' coronation. The double tax was abolished in order to give equal rights to the Old Believers. But even at that period known to be favourable for the Old Believers Catherine's state policy hadn't led to official acknowledgement of equal rights for all Christian religions.

Текст научной работы на тему «Законодательная политика Екатерины второй в отношении старообрядцев»

10.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ В ОТНОШЕНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ

Левашова А.В., соискатель НФ ГУ-ВШЭ, инструктор учебного отдела Нижегородский филиал Международного юридического института при МЮ РФ Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В самом начале своего правления Екатерина Вторая прекратила судебные преследования старообрядцев. В манифесте 1762 года по случаю коронации состоялась первая в истории России амнистия старообрядцев. Для уравнения старообрядцев в правах с другими подданными государства отменяется двойная подать. Но даже в этот благоприятный для старообрядцев период государственная политика Екатерины Второй не привела к официальному признанию равных прав для всех христианских вероисповеданий.

Ключевые слова: законодательство, старообрядцы,

амнистия, вероисповедание, государственная политика.

Первый шаг к провозглашению политики веротерпимости к старообрядцам, наряду с мусульманами и язычниками, был сделан Петром III в сенатском указе. В нем предписывалось старообрядцам никакого «воз-бранения не чинить ибо во Всероссийской его императорского Величества империи и иноверцы, яко магометане и идолопоклонники, состоят. А раскольники же христиане, только в едином застарелом суеверии и упрямстве состоят, что отвращать должно не принуждением и огорчением их». От гонений они бегут за границу, где «проживают бесполезно» для Российской империи.1 П.И. Мельников считал, что это было «первое доброе слово, сказанное о раскольниках с самого начала раскола».2 Однако кратковременное пребывание Петра III на троне (всего 186 дней в 1761-1762 гг.) не позволило ему что-либо предпринять для реализации этого указа.

Кардинальное же изменение правового положения старообрядцев во время «просвещенного абсолютизма» провела Екатерина II. Вступив на престол, она отрицательно публично высказалась по поводу деятельности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, заявив: «Никон внес разлад и разделение между народом и престолом... Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. Народ стал видеть в своих царях антихристов, и мы его не виним: народ подлинно испытал на себе руку последних. И для чего все это? Для чего Алексей изменил своему народу, изменил еще недавнему, еще памятному избранию народом отца его в царя Российской земли, изменил общим обязанностям всех российских царей? Чтобы угодить другу своему Никону, чтобы покорить под нож его и патриархов, и духовенство, и народ, затем, чтобы из него и будущих патриархов создать врагов престолу и самодержавию. Удивляюсь царю Алексею, его недальновидности: идет за Никоном, как провинившийся мальчишка за готовящимся его высечь учителем! Вот заслуга никоновской реформы пред престолом и самодержавием!» В таком духе была выдержано все выступление

1 ПСЗ - 1.- Т.ХУ - № 11205.

2 Мельников, П.И. Очерки поповщины..- С. 207.

императрицы перед общим собранием Сената и Синода3, т.е. высших органов государственной и церковной властей.

Следуя этому своему убеждению, Екатерина II в самом начале своего правления прекратила судебные преследования старообрядцев. В манифесте от 22 сентября 1762 г. об амнистии по случаю коронации императрицы Екатерины II говорилось: «По раскольничьим (кроме прямых богохульников). делам содержащимся до сего времени под караулом, всех освободить, и по учиненным об них сентенциям ничего не делать, а начатые следствия оставить»4. Эта первая в истории амнистия старообрядцев одновременно положила и конец их преследованиям за религиозные убеждения. Императрица стала придерживаться политики невмешательства светских и духовных властей в учение, исповедание, обрядность и внутренние распорядки старообрядческих толков. К старообрядцам стали относится как к другим подданным империи.

Особое значение в истории старообрядчества имело разрешение императрицы вернуться на Родину большой массе русских людей, бежавших за рубеж от преследований за религиозные убеждения. Указ от 4 декабря 1762г. Екатерины II гласил: «... бежавшим из своего отечества, подданным возвращаться позволяем и обнадеживаем, что им хотя б по законам и следовало учинить наказание, но однако ж все их до сего преступления прощаем»5.

Сенатским указом от 14 декабря 1762г. подтверждалось волеизъявление императрицы, что возвращающиеся в Россию старообрядцы «в рассуждении добровольного их выходу не какой за побеги в винах их нет, но и во всех до сего преступлениях. прощаются и от-нють ничем истязаны не будут». Кроме того, как в бритье бород, так и в ношении указанного (т.е. определенного по указу 1722г.) платья никакого принуждения им чинено не будет». Что особенно важно: «Дается каждому на волю, к помещикам ли своим кто идти пожелает или государственными крестьянами и в купечество записаться, а против желания никто приневолен быть не может, и только должны они платить такой раскольнический оклад, какой и прочие здешние раскольники платят»6. Репатриантам было дано несколько «льготных лет», в течение которых они освобождались от всяких пошлин, податей и работ.

Первую ласточку свободы вероисповедания, поселившиеся для освоения земель между Днепром и Перекопом старообрядцы «получают попов от епархиального архиерея и могут отправлять богослужения по старообрядческим книгам»7. В сенатском указе от 14 декабря 1762 г., всем бежавшим за пределы Российской империи «раскольникам» было объявлено, что им «позволяется выходить и селиться особливыми слободами не только в Сибири на Барабинской степи и других порожных отдаленных местах, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях на порожних и выгодных землях, где полезнее быть может, и жить им и детям их на таком основании, как здесь в России. При Екатерине II начинается беспрепятственное заселение Поволжья, вдоль реки Иргиз старообрядческими общинами, возрождаются Керженские скиты. Пришедшие с Ветки в

3 Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. - С. 101-102.

4 ПСЗ - 1.- Т.ХУ!. - № 11667.

5 ПСЗ - 1.- Т.ХУк - № 11725.

6 Законодательство Екатерины II. Т.к- М.: Юридическая литература, 2000.- С. 911-912.

7 ПСЗ-1.- Т.ХХП. - № 16239.

Левашова А.В.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

Саратовское воеводство беглопоповские общины основали в начале 60-х годов три больших монастыря-скита, строились часовни и зимние храмы. По данным 1828 г. вдоль реки Иргиз проживало около трех тысяч иноков. Эти поселения в юридическом отношении являлись поселениями дворцового, а затем удельного ведомств, т.к. выделенная им Екатериной II земля (12,5 тыс. десятин) были собственностью дома Романовых. Выборные настоятели и настоятельницы имели права и обязанности сельских старост и разрешали все вопросы с гражданскими властями. Иргизские монастыри превратились в центр беглопоповского направления. Здесь перемазывались «беглые попы», отсюда они направлялись в общины всей страны. Так, нижегородский губернатор в 1803г. разрешил поповской общине с. Городца содержать при своей часовне священника из Иргиза8.

В манифесте от 15 декабря 1763 г. Екатерина II приравняла в юридическом статусе всех старообрядцев с остальными своими подданными: «Раскольнической конторе не быть, для чего и раскольников ведать (как в числе государственных крестьян) судом и расправою равно как и прочих, положенных в подушном окладе, в губернских провинциальных и воеводских канцеляриях без притеснения, а состоящих в купечестве - в магистратах». Соответствующий указ «О закрытие раскольнической конторы» издан 15 декабря 1763г. и направлен в Синод, в чьем ведении и была эта контора для «суда и расправы» над старообрядцами9.

Некоторые изменения в правовом положении старообрядцев были объявлены Екатериной II и в манифесте от 3 марта 1764 г. «О учинении вновь переписи не записавшимся потаенным раскольникам и о положении их в оклад».10 В нем приказывалось, «дабы не записавшиеся потаенные раскольники, во всех местах империи нашей находящиеся, и особливо по их раскольничьему названию в скитах живущие», подали о себе такие же «сказки» как и другие жители, которым предстояло переписать по третьей ревизии. Всех явившихся по новой переписки старообрядцев «обложить в двойной раскольнической оклад и как с прежними, так и с записавшимися поступать равно». Все легально жившие и платившие двойную подать «раскольщики» заносились в реестр местных священников, который отсылал его в Духовную консисторию епархии.

По требованию Сената, Синод указом от 20 декабря 1765г. запретил епархиальным архиереям без разрешения создание «особливых по раскольническим делам комиссией,. но если где таковые есть, оные отставить и содержащихся в них людей освободить». Таким образом, был положен конец бесконтрольной юрисдикции над старообрядцами не только в высшей инстанции -Синоде, но и в средней - духовных консисториях при епархиальных архиереях. Синоду было предложено «от себя уведомить, дабы они по всем раскольническим делам, ничего собой не предпринимая, отписывались бы о том в Святейший правительствующий синод» для выработки «потребной резолюции»11.

Однако многие старообрядцы не записывались в «реестр раскольником», чтобы не платить двойную подать, а объявляли себя приверженцами господствующей церкви. Например, в селе Лысково и в Макарьевской округе Нижегородской губернии, по данным протоирея

8 Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. - С. 125-127.

9 ПСЗ -1.- Т.ХУІ. - № 11989.

10 ПСЗ - 1.- Т.ХУІ. - № 12067.

11 Собрание постановлений по части раскола Синода. Кн.1.-СПб.,1860.- С.633-634.

соборной церкви за 1796 г., в его приходе «записных раскольников не имеется, но в церковь Божию не приходящих и раскола придержащих некоторые находят-ся».12

Дело в том, что по манифесту 3 марта 1764г. освобождались от двойного оклада те старообрядцы, «кои православной церкви не чуждаются и таинства церковные от православных священников приемлют, а только в застарелых и безрассудных некоторых по суеверию остаются обычаях», то они не только от церкви не отлучаются Синодом, но и «за раскольников тем же Синодом не признаваемы». Освобождались от двойного оклада и те «раскольники», которые пошли еще дальше, чем вышеуказанная категория «приемлющих священство», а именно: при подаче о себе «сказок» давали подписку, что «обращаться станут к православной вере». Освобождение от двойных окладов делалось «дабы на то смотря и другие обращались»13.

Таким образом, государственная власть отказалась от преследований тех старообрядцев, которые либо переходили в новообрядческую церковь, либо были склонны к компромиссу с ней. Последним даже было дано разрешение на создание в Москве поповских и беспоповских центров - Рогожского и Преображенского кладбищ.

Однако двойной оклад для всех остальных старообрядцев сохранялся, что вызывало протесты с их стороны вплоть до самосожжений. Самосожжение провоцировали воинские команды. Екатериной II были приняты меры к прекращению самосожжений старообрядцев, и повелела: «дабы Правительствующий Сенат благоволил, в рассуждении таковых от раскольников данные происходимых погибельных действий, к совершенному оных пристойных образом отвращению и недопущению, учинить светским командам наикрепчайшее подтверждение». Это же императрица подтвердила в указе от 29 октября 1764 г. Поводом послужило успешное предотвращение самосожжение в деревне Любачи Новгородской губернии (61 человек). Эти старообрядцы не хотели записываться в «двойной раскольничий оклад». Всем губернаторам был разослан указ императрицы и предписание Сената: « если в губерниях их раскольнические для сожжения сборища явятся», то сначала предпринять «увещания», а в случае их неуспеха скрытно взять под караул, т.е. арестовать и ждать решения сената об их участи14.

В 1782 г. Екатериной II был сделан новый и очень важный шаг по уравнению старообрядцев с другими подданными империи. Именным высочайшим указом от 20 июля 1782г. Екатерина II окончательно отменила двойной оклад со всех старообрядцев: «Всемилостивейше повелеваем от сего времени с состоящих в двойном окладе как городских, так и сельских жителей того двойного оклада в казну Нашу не собирать и им не платить»15. Тогда как по манифесту от 3 марта 1764г. от двойного оклада (налога) освобождались только «хорошие» старообрядцы, идущие на компромисс с властями. Улучшился и правовой статус старообрядцев. В 1769г. им было даровано право свидетельствовать в судах, а 12 августа 1785г. Сенат издает указ « О дозволении выбирать раскольников в городовые службы»16. Все это говорит о полной амнистии старообрядцев. Однако амнистия не касалась «потаенных раскольников»,

12 ГУ ЦАНО, Ф.570, Оп. 555, Д.28, Л.3.

13 ПСЗ - 1.- Т.ХУІ. - № 12067.

14 ПСЗ - 1.- Т.ХУІІ. - № 12326.

15 Собрание постановлений по части раскола. Кн.1.- СПб, 1860.-С. 707-708.

16 ПСЗ-1 .-Т.ХХІ. - № 16238.

по выявлении которых с них взыскивался двойной ок-

лад17.

Законодательство Екатерины II о старообрядцах способствовало росту их численности. Но и в этот благоприятный для старообрядцев период, государственная политика Екатерины II не привела к официальному признанию равных прав для всех христианских вероисповеданий.

Список литературы:

1. Законы Российской империи. ПСЗ - I., Тома с ^ХЬ.

2. Манифест, по случаю коронации Императрицы Екатерины II. «О прощении вин впавшим в преступления и о сложении начетов и казенных взысканий» от 22 сентября 1762 г.//ПСЗ - 1, Том ХУГ, № 11667.

3. Сенатский указ «О защите раскольников от чинимых им обид и притеснений и о взносе им за раскол денег прямо в Раскольническую Контору, а не в Губернскую Канцелярию» от 7 февраля 1762 г.//ПСЗ - 1., Том ХУГ, № 11435.

4. Сенатский указ «О дозволении раскольникам выходить и селиться в России на местах означенных в прилагаемом у сего реестра» от 14 декабря 1762 г.// ПСЗ -1., Том ХУГ, № 11725.

5. Манифест «О постановлении штатов разным Присутственным местам, об учреждении в Сенат, в Юстицию, Вотчиной и Ревизионной Коллегиях Департаментов, о разделении по оным дел; о небытии Сибирскому и Розыскному Приказам, Печатным и Раскольнической Конторам и особому Коммерц-Коллегии Коммисарству; о неимении при Присутственных местах Коллегии и Титулярных Юнкеров; об учреждении при Кадетском Сухопутном Корпусе и Московском Университете классов Российской Юриспруденции и о приуготовлении детей из разночинцев и приказного чина для определения в Присутственные места в копиисты, о их обучении и содержании на казенный счет» от 15 декабря 1763 г. // ПСЗ-1. Том ХУГ, № 11989.

6. Манифест «О учинении вновь переписи не записавшимся потаенным раскольникам и о положении их в оклад» от 3 марта 1764 г. // ПСЗЧ., Том ХУГ, № 12067.

7. Сенатский указ «О дозволении живущим за границей в Литве в свободе Ветке обще с раскольниками Жидам и иноземцам, принявшим крещение по старообрядческому обычаю, выходить в Россию на поселение» от 11 октября 1764 г.//ПСЗ - 1., Том ХУГ, № 12260.

8. Высочайше утвержденный доклад Сената «О ссылке на Нерченские заводы тех из раскольников, кои в двойной раскольнический оклад не запишутся и от намерения к самосожжению не отстанут» от 29октября 1764 г.// ПСЗ-1., Том ХУГ, № 12272.

9. Именной указ «Увольнение от двойного оклада городских и сельских жителей» от 20 июля 1782 г. // ПСЗ-1. Том ХХ № 15581.

10. Сенатский указ «О дозволении выбирать раскольников в общественные службы» от 12 августа 1785 г. // ПСЗ-1., Том ХХИ., № 16238.

11. Именной указ «Дозволение нижегородским старообрядцам «иметь у себя церковь и особых священников, рукоположенных от епархиального архиерея, для отправления службы божией по старопечатным книгам» от 12 марта 1798 г. // ПСЗ-1., Том ХХУ, № 18428.

12. Законодательство Петра I. - М.: Юридическая литература, 1997.- С.538-604.

13. Законодательство Екатерины II. Т1 - М.: Юридическая литература, 2000.- С.908-978.

14. Закон Судным людям. Краткая редакция.// Под ред. М.Н. Тихомирова - М.: АН СССР, 1961. - 286 с.

15. Законы уголовные / Свод законов Российской империи. Изд. 1857. - СПб., 1857. Т. ХУ - 955 с.

16. Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. //Действия НГУАК. Том Ж, ч. II. - Н. Новгород, 1910.-С.56-57.

17. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. - СПб., 1869-1911. - Т. ^Х.

18. Пугачевщина. Сборник документов. Том I.- М.-Л., 1926. - С.40-41.

19. Решения Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената. - СПб., 1866-1910.

20. Российское законодательство Х-ХХ веков. В десяти томах. - М.: Юрид. лит., 1984-1994.

21. Свод законов уголовных. Книга первая.// Свод законов Российской империи. - СПб., 1835. - Т.ХУ. - 518 с.

22. Собрание постановлений по части раскола, изданных Министерством внутренних дел в 1858 г. Перепечатка В.Кельсиева. Книга - 1. - Лондон, 1863. - 280 с.

23. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода. Книга- I.- СПб, 1860. - 780 с.

24. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.- М.: Церковь, 1996.- 520 с.

25. Устав о предупреждении и пресечении преступлений// Свод законов Российской империи. Изд. 1857. -СПб., 1857. - Т. ЖУ. - 890 с.

Отзыв.

Статья А. В. Левашовой актуально в том отношении, что, несмотря на провозглашенную Конституцией Российской Федерации свободу совести и вероисповедания, тем не менее, официальная Православная церковь и государство стараются не замечать другие христианские вероучения. Это в полной мере относится и к приверженцам старой веры, которых преследовали до революции, старались не замечать в советский период и это перешло к современной России. Изучение историко - правовых аспектов данной проблемы важно для понимания и разрешения религиозных проблем.

Статья А. В. Левашовой посвящена интересному периоду в истории российского старообрядчества, когда при Екатерине Великой наметились некоторые законодательные послабления в отношении приверженцев старой веры, которых впоследствии мы уже не видим. Статья написана на анализе законодательного материала исследуемой эпохи, содержи все элементы научной достоверности и рекомендуется для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Научный руководитель, д.ю.н., профессор Галай Ю.Г.

17 ПСЗ-1-.Т.XVI. - № 12281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.