Научная статья на тему 'Закон об ОЭЗ и развитие малого предпринимательства в регионе'

Закон об ОЭЗ и развитие малого предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон об ОЭЗ и развитие малого предпринимательства в регионе»

Закон об ОЭЗ и развитие малого предпринимательства в регионе

В. В. ИВЧЕНКО,

доктор экономических наук, А. Г. ХАСАНОВ, Российский государственный университет им. И. Канта, Калининград

В конце 80-х - начале 90-х годов в бывшем СССР получило развитие новое экономическое явление - создание свободных экономических зон (СЭЗ). Чтобы активизировать экономическое развитие отдельных регионов страны, стали привлекать государственные и иностранные инвестиции в создание контактных внешнеэкономических зон. К этому подталкивал и накопленный к тому времени положительный мировой опыт функционирования таких зон, в частности, в Китае.

В 1991-1994 гг. этот процесс резко усилился. Многие руководители регионов видели в свободных зонах панацею от экономического кризиса, распада хозяйственных связей, обвального сокращения государственного финансирования в переходный период. В то время президент РФ Б. Н. Ельцин с легкостью давал согласие на создание таких зон, больше руководствуясь политическими целями заручиться поддержкой регионов, нежели объективными экономическими возможностями.

Планировалось основать одинадцать СЭЗ по крупным регионам страны, однако фактически из всех зон получила развитие и успешно дошла до настоящего времени только одна - Особая экономическая зона в Калининградской области.

© ЭКО 2006 г.

Особая зона Калининградской области

Эта особая зона начала создаваться благодаря инициативе будущего губернатора области д. э. н. профессора Ю. С. Маточкина, еще до распада СССР - в 1989 г. Верховный совет РСФСР 14 июля 1990 г. объявил Калининградскую область зоной свободного предпринимательства. В сентябре 1991 г. постановлением Совета министров РСФСР было утверждено Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области СЭЗ «Янтарь».

В первые годы развитие СЭЗ «Янтарь» шло очень трудно в связи с общим экономическим кризисом в стране. Особую сложность представляло то, что провозглашенные льготы по свободной экономической зоне не сразу находили отражение в других законодательных актах, например, таможенных и налоговых. Назрела объективная необходимость повысить государственный статус СЭЗ в Калининградской области.

По инициативе администрации области и при поддержке Государственной думы РФ был разработан и 22.01.96 г. введен в действие закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (ОЭЗ). В нем прописывался механизм правового и экономического регулирования функционирования зоны с учетом специфики Калининградской области - ее географического положения, оторванности от основной территории страны, сложившейся структуры хозяйства и, что особенно важно, - ее значения для долгосрочных национальных интересов государства.

По своему замыслу закон был нацелен на решение двух главных задач. Во-первых, создать условия для привлечения иностранных инвестиций в интересах развития прежде всего экспортоориентированного производства, учитывая близость области к развитым европейским странам. Во-вторых, он подразумевал, хотя эта сторона особенно и не афишировалась, некоторую компенсацию дополнительных затрат хозяйства области в связи с ее эксклавностью.

В законе были продекларированы четыре основные группы льгот: таможенные, по валютному регулированию, по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налоговые (по

прибыли). Среди них важнейшим по своему положительному воздействию на экономику явилось регулирование импортно-экспортных операций на основе предоставления области режима свободной таможенной зоны.

Действие закона

Десятилетний опыт введения в действие этого закона выявил сильные и слабые его стороны. Можно констатировать, что вопреки ожидаемому экспортному направлению хозяйства он дал мощный импульс развитию импортозамещающих производств на базе создания, прежде всего, средних и малых предприятий с инновационной ориентацией на западные технологии и организацию сборочных производств.

Этот процесс особенно бурно проходил в 2001-2005 гг. Значительное место в хозяйстве области заняли смешанные российско-иностранные предприятия и предприятия со 100%-м иностранным капиталом. В Калининградской области имеется порядка 170 крупных и средних предприятий, около 7 тыс. малых предприятий, 6 тыс. фермерских хозяйств и значительное количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Количество малых предприятий на 1000 жителей почти в 1,3 раза выше, чем в среднем по России. Доля малого предпринимательства по числу работающих в области составляет порядка 25%, а по валовому региональному продукту - около 18%.

Наличие закона об ОЭЗ активизировало привлечение иностранного капитала. Например, в области зарегистрировано около 700 предприятий с литовским капиталом. При этом только порядка 160 предприятий работают на внутренний рынок области, а остальные ориентируют свою продукцию и услуги на рынки России.

Таким образом, закон об ОЭЗ сыграл значительную роль в развитии малого предпринимательства и массового производства импортозамещающей продукции и услуг. На начало 2005 г. в области доля выпуска телевизоров составила свыше 40%, мебели - 7%, рыбных и мясных консервов -свыше 40%, пылесосов - более 50%, улова рыбы и морепродуктов - 11% от общероссийского.

В связи с эксклавным положением области в 90-е годы на Западе было выдвинуто немало теорий ее индивидуальной «интеграции» в прибалтийское или западноевропейское пространство (якобы в порядке эксперимента), с непредсказуемыми последствиями для населения и нахождения области в составе России. Сейчас с полной уверенностью можно сказать, что закон об ОЭЗ сыграл исключительно положительную роль в сохранении Калининградской области в едином политическом, экономическом и оборонном пространстве страны.

С начала 2001 г. усилилась критика данного закона с позиций, прежде всего, таможенных льгот и якобы недополучения бюджетами различного уровня соответствующих поступлений. Наряду с этим представители отдельных отраслей хозяйства (производители телевизоров, мебели и др.) страны стали обвинять регион в недобросовестной конкуренции на внутренних рынках импортозамещения в результате получаемых льгот. Под давлением этих сил появилась идея радикальной переработки закона об ОЭЗ в Калининградской области.

Стоит отметить, что в мировой экономике создание любых СЭЗ и ОЭЗ предполагает определенные экономические потери за счет льгот, но в то же время - и более значительный экономический выигрыш в будущем по другим позициям.

Новые пути решения старых проблем

Специальной комиссией, назначенной президентом РФ, был разработан и 10 января 2006 г. утвержден новый закон РФ об ОЭЗ в Калининградской области. На переходный период (10 лет) сохраняется действие старого закона. В новом законе предусмотрены четыре группы льгот: таможенные, по валютному регулированию, по налогу на имущество и налогообложению (по прибыли). Содержание системы льготирования нового закона существенно отличается от старого. По своему замыслу он направлен на экспортоори-ентированное развитие экономики области на основе привлечения крупного и среднего капитала.

Особенность данного закона заключается в том, что резидентом ОЭЗ может быть только то предприятие (юридическое лицо), которое осуществляет в регионе в течение трех лет инвестиционный проект в объеме не менее 150 млн руб. Тогда налог на прибыль от реализации проекта отменяется для него на шесть лет. В следующие шесть лет он взимается в размере 50%.

Таможенные льготы имеют крайне ограниченное применение - только на те иностранные товары, которые ввозятся и используются на территории области. То же можно сказать и о льготах на имущество.

Такое действие нового закона в ближайшие годы может привести к ограничению развития малого предпринимательства и разрушению достигнутой специализации региона по импортозамещению на рынках России. В то же время в нем не просматривается четкая мотивация и к экспортной ориентации хозяйства.

В целом главная идея нового закона об особой экономической зоне не вызывает сомнения. Тем не менее уже сейчас его реализация ставит много вопросов. И главные среди них: существуют ли в области основные инфраструктурные условия для эффективного действия - топливно-энергетические, обеспеченность трудовыми ресурсами и водой, транспортная доступность? Не впадаем ли мы в некий «технологический разрыв» между задаваемыми целями и реальностью, как это уже было не раз?

Безусловно, еще рано давать какие-либо категорические оценки. В то же время многих предпринимателей, экономистов и общественных деятелей уже сейчас волнует один важный вопрос: как новый закон об ОЭЗ может повлиять на развитие малого предпринимательства в регионе?

Сравнительный качественный анализ влияния льгот законов об ОЭЗ на малое предпринимательство приводится в таблице.

Из сравнения старого и нового законов видно, что новый полностью отсекает от Особой экономической зоны малые предприятия и физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Очевидно, что это его крупный недостаток.

Влияние льгот законов об ОЭЗ на малое предпринимательство в регионе

Федеральный закон «Об ОЭЗ в Калининградской области» от 22.01.1996 г. № 13-Ф3

Таможенные Условия регистрации как резидентов ОЭЗ распространяются на малые предприятия, они подпадают под закон об ОЭЗ без особых ограничений Активно содействовали развитию малых предприятий по выпуску инновационной импортозамещающей продукции на основе иностранных технологий, сырья и изделий и выходу их на российские рынки

По валютному регулированию Содействовали внешнеэкономической и приграничной деятельности малых предприятий региона

По НДС Частично содействовали развитию малых предприятий, так как эти льготы долгое время не были отражены в других законодательных актах

Налоговые (по прибыли) Эти льготы не оказали никакого влияния на малые предприятия, так как были продекларированы, но не конкретизированы в других законодательных актах

Федеральный закон «Об ОЭЗ в Калининградской области» от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ

Таможенные Регистрация предприятий (в том числе малых) как резидентов ОЭЗ проводится при условии, что они осуществляют инвестиционный проект в течение трех лет в объеме не менее 150 млн руб., т. е. их вхождение в ОЭЗ ограничено Относительно небольшое влияние на развитие тех немногих малых предприятий, которые могут стать резидентами ОЭЗ (из-за ориентации сбыта продукции этих предприятий только на внутренний ограниченный рынок региона)

По валютному регулированию Могут положительно влиять на развитие и конкурентоспособность малых предприятий, зарегистрированных в ОЭЗ

По налогу на имущество Незначительное положительное влияние на те немногие малые предприятия, которые зарегистрированы в ОЭЗ, так как эти льготы распространяются только на имущество инвестиционного проекта

Налоговые (по прибыли) Несущественное положительное влияние на те малые предприятия, которые зарегистрированы в ОЭЗ, так как налоговая льгота распространяется только на прибыль от инвестиционного проекта, исключая другие виды деятельности

Конечно, можно предположить, что найдутся отдельные малые предприятия, способные осуществлять инвестиционные проекты в 150 млн руб. Но они, скорее всего, будут играть роль подставных структур от каких-либо крупных финансовых организаций, которым по тем или иным причинам невыгодно самостоятельно осуществлять эти проекты.

Безусловно, закон об ОЭЗ, еще не до конца проявивший себя, уже сейчас требует внесения корректировок. Причины этого следующие:

• отсутствие положения о государственной поддержке развития региональной инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты;

• в законе исключено участие в ОЭЗ малых предприятий, не стимулируется их развитие с учетом приграничного и эксклавного положения области;

• в законе не отражено стимулирование традиционно сильной стороны области - морской хозяйственной деятельности, в том числе морского и малого прибрежного рыболовства;

• не проработана дифференциация льгот по приоритетным отраслям хозяйства области, в первую очередь, экспортным и импортозамещающим производствам;

• отсутствуют четкое стимулирование и дифференциация льгот по развитию инновационной деятельности малых предприятий, что крайне важно для обеспечения экспортной ориентации экономики области.

Таким образом, становится очевидным, что корректировка нового закона об ОЭЗ по Калининградской области позволит наряду с сохранением его главной установки сохранить и значительно активизировать потенциал малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.