Научная статья на тему '«Закон о непрерывном образовании» и его роль в продвижении концепции непрерывного образования в США'

«Закон о непрерывном образовании» и его роль в продвижении концепции непрерывного образования в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В США / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / LIFELONG LEARNING / ADULT EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / LIFELONG LEARNING ACTS / EDUCATION IN THE USA / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович И. К.

В статье анализируется опыт США в продвижении концепции непрерывного образования, раскрывается роль Закона о непрерывном образовании для реализации данной концепции, а также освещаются отдельные шаги государства по реализации закона в 70-е – 80-е гг. ХХ в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Lifelong Learning Act and its role in Promotion of the Lifelong Learning Concept in the USA

The article analyzes the development of lifelong learning concept in the USA with special attention on the Lifelong Learning Act of 1976 which played the most important role in implementation of the lifelong learning concept. The importance of such centralizing acts for the educational policy of the country is shown

Текст научной работы на тему ««Закон о непрерывном образовании» и его роль в продвижении концепции непрерывного образования в США»

УДК 371"731"(73)(045)

«ЗАКОН О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ» И ЕГО РОЛЬ В ПРОДВИЖЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

И.К. Войтович

В статье анализируется опыт США в продвижении концепции непрерывного образования, раскрывается роль Закона о непрерывном образовании для реализации данной концепции, а также освещаются отдельные шаги государства по реализации закона в 70-е - 80-е гг. ХХ в. Ключевые слова: непрерывное образование, история образования, образование в США, образование взрослых, законодательство в образовании.

Опыт создания системы непрерывного образования Соединенными Штатами Америки заслуживает внимания, потому что за последние 40-50 лет оно превратилось в самую большую индустрию, которая оставила далеко позади автомобили, компьютеры и средства массовой информации и охватывает в настоящее время примерно треть населения США (учителя, лекторы, преподаватели, учащиеся школ, студенты, вспомогательный персонал). Если в начале ХХ столетия для большинства молодых людей Америки покинуть школу в возрасте 13 лет было нормой, то сейчас большинство из них получают образование по дневной форме обучения в среднем к 25 годам и продолжают учиться на протяжении всей своей жизни [6, p. 3].

После Первой мировой войны американское общество все больше начало осознавать необходимость и важность существования учреждений, занимающихся образованием взрослых. Великая депрессия и Вторая мировая война также способствовали усилению мотивации индивидов к продолжению образования и приобретению новых знаний. В дальнейшем международные события, равно как и события внутри страны, постоянно подталкивали американское правительство к увеличению инвестиций в образование и заставляли его обращать внимание на вопросы образования. Война в Корее, холодная война, бум рождаемости ( «the baby boom»), движение за гражданские права, Вьетнам - все эти события приковывали внимание государства не только к экономическим проблемам, но и к образованию.

К 1970 году наблюдается интенсивный возврат к идее о том, что образование носит непрерывный характер и его не следует связывать только с периодами детства и юношества. Пока возможности для обучения взрослых были минимальными, а новые знания и информация не накапливались так быстро, было допустимо сосредоточить все обучение на молодом возрасте -начале жизненного пути. Идея непрерывного образования стала настолько популярной в эти годы, что о ней стали говорить как о революционной [4, p. 39]. Обязательное образование молодежи, которое долгое время рассматривалось как своего рода вакцина от неграмотности и невежества на всю жизнь, было признано не способным дать людям знания раз и навсегда в таком объеме, который бы удовлетворял их на протяжении всей дальнейшей жизни [3, p. 2].

Несмотря на то, что федеральное правительство тратило от 13 до 20 млрд долларов на образовательные программы и программы профессиональной подготовки для взрослых (по данным 1973 года), несмотря на федеральную поддержку непрерывного образования, в США не было четкой политики, четких целей и определений непрерывного образования [8, p. 293]. Поэтому в 1976 году было принято решение провести тотальное исследование состояния дел в области непрерывного образования, в итоге которого появился закон о непрерывном образовании (Lifelong Learning Act). Говоря о важности обучения на протяжении всей жизни, автор и разработчик закона сенатор У. Мондейл заметил, что «все мы, независимо от возраста, сталкиваемся с рядом ситуаций и должны суметь так использовать образование, чтобы оно помогло нам разрешить эти ситуации» [8, p. 294]. Идея получила широкую поддержку. Американское общество поставило цель сделать непрерывное образование доступным для всех граждан, независимо от их предшествующего образования или профессиональной подготовки, пола, возраста, трудоспособности, социального положения, этнической принадлежности или экономических обстоятельств.

Закон о непрерывном образовании имел две составляющие [7] :

1. Исследование того, как имеющиеся федеральные программы могут помочь осуществить скоординированное усилие по непрерывному образованию. В результате этого исследования предполагалось внедрить налоговые льготы, стимулирующие поддержку образования со стороны бизнеса и производителей; использовать ваучеры; изменить существующие программы финансовой поддержки студентов, а также изменить существующие программы, касающиеся кадров, рабочей

силы, пособий по безработице и т. д., чтобы сделать их более подходящими для практики непрерывного образования.

2. Демонстрационные проекты (гранты), чтобы проверить, как работают системы непрерывного образования. Демонстрационные проекты осуществлялись под руководством высших учебных заведений, государственных и частных некоммерческих организаций.

Введя в октябре 1976 года закон о непрерывном образовании, Конгресс США официально признал важность непрерывного образования для страны. Акт стал своего рода манифестом о необходимости непрерывных образовательных услуг, который определил непрерывное образование как «процесс, благодаря которому индивидуумы продолжают развивать свои знания, умения и навыки на протяжении всей жизни» и подчеркивал, что важны все сознательные образовательные усилия, случаются ли они на работе, дома, через официальные или неофициальные организации, достигаются ли они традиционными или нетрадиционными методами или же через самообразование [2, p. 296].

Осуществление закона о непрерывном образовании проходило через 19 различных типов программ. Ничто не осталось без внимания, в поле зрения этого закона оказались вопросы финансирования непрерывного образования; изыскания возможностей для обучения вне учебных заведений; анализ барьеров, препятствующих непрерывному образованию; анализ деятельности соответствующих местных, федеральных и государственных структур; исследование образовательных потребностей взрослых; роль высших учебных заведений в осуществлении внедрения новой концепции в жизнь. Принятие и продвижение данного закона в жизнь явно свидетельствует о государственной заинтересованности в идее непрерывности образования.

Немаловажным является тот факт, что исполнение закона на начальном этапе пришлось на период президентства Дж. Картера (1977-1981). Исследователи истории президентства в США единодушны во мнении, что благополучие нации напрямую связано с сильной адекватной президентской личностью. Америка видела разных президентов: плохих («impossible» presidents), представлявших угрозу социальной стабильности, и хороших («effective» presidents), при которых прогресс нации был особенно ощутим. Именно к последней категории и относится Дж. Картер [5, p. 655].

Следует отметить, что в США администрирование образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном уровне, уровне штатов и местном уровне [8, p. 217].

В период реформирования федеральная роль в продвижении концепции непрерывного образования заключалась в: оказании федеральной помощи образованию; разработке федеральных программ, поддерживающих непрерывное образование; принятии Закона 1976 года о непрерывном образовании; проведении благоприятствующей федеральной политики относительно непрерывного образования. В дальнейшем федеральные функции в образовании заключались в руководстве образованием, разработке образовательной политики, развитии начального, среднего и постсреднего образования, а также в финансовой поддержке инноваций в образовании, создании материально-технической базы образования и в проведении научных исследований.

Деятельность штатов по вопросам развития непрерывного образования приняла три основные формы: проведение конференций, осуществление исследовательских проектов и планирование развития системы образования. Проводимые конференции освещали вопросы, касающиеся проблем и перспектив непрерывного образования. Их главная цель заключалась в объединении компетентных и влиятельных людей, способных воздействовать на государственную политику в области образования. Участниками конференций были преимущественно люди из образовательных и правительственных учреждений. Положительным моментом таких конференций явилось то, что они объединяли усилия заинтересованных людей - политиков и специалистов в области непрерывного образования.

В 70-80-е годы в США было проведено много научных исследований разных аспектов теории и практики непрерывного образования. По результатам проведенных исследований было рекомендовано создать новый сегмент в образовании, нацеленный на обслуживание так называемых «новых слушателей» - студентов или обучающихся нетрадиционного возраста. Проводились также исследования существующих в системе непрерывного образования образовательных программ, изучалась миссия учебных заведений, профессиональные стандарты, финансирование, вопросы образования взрослых студентов, информирования населения о существующих программах, вопросы ликвидации разрыва между спросом и предложением и вопросы налогообложения.

Вопросы планирования касались необходимости дополнительного налогообложения для общего финансирования и вложений в непрерывное образование, которое традиционно считалось самофинансируемым. Было рекомендовано закладывать в бюджет расходы на содержание штата преподавателей, администрации и разработчиков программ. Дополнительное финансирование давало возможность удовлетворить потребности непрерывного образования и открывало доступ

нуждающимся к существующему предложению в области образования. В генеральных планах отражались также вопросы о студентах-заочниках в непрерывном образовании. На них долго не обращали внимания в вузах, потому что студенты дневной формы обучения пользовались всеми привилегиями. Установлено, однако, что в условиях возрастающих социальных, интеллектуальных, технологических и экономических перемен все больше людей хотят учиться заочно. Поэтому важно, чтобы они получали образование того же качества, что и студенты дневной формы обучения. Более того, им должны быть доступны все программы, а стоимость за обучение должна быть пропорциональна объему получаемых часов, чтобы не возникало чувство дискриминации студентов.

И, наконец, местный уровень администрирования непрерывным образованием был связан с реорганизацией деятельности вузов, что сыграло важную роль в продвижении и реализации концепции непрерывного образования в стране [1].

В общем и целом, благодаря принятию закона о непрерывном образовании, США сумели добиться изменения государственной политики по отношению к образованию, многосторонне развили саму концепцию непрерывного образования, реформировали университеты и колледжи, сделав их доступными взрослому населению; разработали массу новых программ, изучили особенности взрослого учащегося; подняли престиж библиотек и показали их роль в системе непрерывного образования и т. д. - то есть сделали все возможное для того, чтобы идея непрерывности образования работала, а само непрерывное образование стало не только реальностью, но и превратилось в доходное дело. Закон о непрерывном образовании 1976 сыграл в этом ведущую роль.

The article analyzes the development of lifelong learning concept in the USA with special attention on the Lifelong Learning Act of 1976 which played the most important role in implementation of the lifelong learning concept. The importance of such centralizing acts for the educational policy of the country is shown.

The key words: lifelong learning, adult education, continuing education, lifelong learning acts, education in the USA, history of education.

Список литературы:

1. Войтович И. К. Высшие учебные заведения в условиях реализации концепции непрерывного образования (на примере США) // Многоязычие в образовательном пространстве: сборник научных статей. М.: «Флинта»; «Наука», 2009. С. 5-9.

2. Chickering A. W. The Modern American College: Responding to the New Realities of Diverse Students and a Changing Society. San Francisco, California: Jossey-Bass Inc. Publishers, 1981.

3. Hesburgh T., Miller P., Wharton C. Patterns for Lifelong Learning. USA: Jossey-Bass, Inc., 1973.

4. Leclerc G. Non-stop learning (A Utopia for our times?) // UNESCO Courier. Feb 1991. P. 39 (2).

5. Leiter W. M. General Survey Texts on the American Presidency, 1983-1987: A Political Science Selection // Presidential Studies Quarterly. Vol. 18. №3. 1988. P. 637-668. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.jstor.org/stable/40574519 .

6. Let the People Learn // New Statesman. Nov. 13. 1998.

7. The Mondale Lifelong Learning Act of 1976. [Электронный ресурс] режим доступа: http://thecollo.org/resources/LLL%20Legislation%201976.pdf

8. Peterson R. E. Lifelong Learning in America: An Overview of Current Practices, Available Resources, and Future Prospects. USA: The Jossey-Bass Series in Higher Education, 1979.

Об авторе

Войтович И. К. - кандидат филологических наук, доцент кафедры лексикологии и фонетики английского языка, Институт иностранных языков и литературы, Удмуртский госуниверситет, ivoytovich@yandex.ru

8 905 876 60 58

The Lifelong Learning Act and its role in Promotion of the Lifelong Learning Concept in the USA

I.K. Voytovich

426003 Ижевск. ул. Красноармейская. д.73. кв. 169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.