Научная статья на тему 'Закон гармонизирующего диалога и его принципы в речевом поведении учителя начальных классов'

Закон гармонизирующего диалога и его принципы в речевом поведении учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2332
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗИРУЮЩИЙ ДИАЛОГ / HARMONIZING DIALOGUE / ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА / PRINCIPLES OF HARMONIZING DIALOGUE / ПРИНЦИП ВНИМАНИЯ К АДРЕСАТУ / PRINCIPLE OF ATTENTION TO THE ADDRESSEE / ПРИНЦИП ДВИЖЕНИЯ / PRINCIPLE OF MOTION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EMOTIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никишова С.А.

В настоящее время актуальна задача реализации эмоционального диалога в условиях педагогического взаимодействия. Предлагаются вербальные средства, оптимизирующие процесс научно-учебного общения, демонстрирующие индивидуальный стиль речевого поведения учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAW OF HARMONIZING DIALOGUE AND ITS PRINCIPLES IN A PRIMARY TEACHERS SPEECH PATTERNS

Ensuring emotional dialogue in teaching is an important issue nowadays. The author proposes special verbal means to opimize the process of speech interaction in pedagogical discourse which demonstrate the teachers individual speech style.

Текст научной работы на тему «Закон гармонизирующего диалога и его принципы в речевом поведении учителя начальных классов»

#

- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА И ЕГО ПРИНЦИПЫ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

THE LAW OF HARMONIZING DIALOGUE AND ITS PRINCIPLES IN A PRIMARY TEACHER'S SPEECH PATTERNS

С. А. Никишова

В настоящее время актуальна задача реализации эмоционального диалога в условиях педагогического взаимодействия. Предлагаются вербальные средства, оптимизирующие процесс научно-учебного общения, демонстрирующие индивидуальный стиль речевого поведения учителя.

S. A. Nikishova

Ensuring emotional dialogue in teaching is an important issue nowadays. The author proposes special verbal means to opimize the process of speech interaction in pedagogical discourse which demonstrate the teacher's individual speech style.

Ключевые слова: гармонизирующий диалог, принципы гармонизирующего диалога, принцип внимания к адресату, принцип движения, эмоциональное взаимодействие.

Keywords: harmonizing dialogue, principles of harmonizing dialogue, principle of attention to the addressee, principle of motion, emotional interaction.

Особую значимость для решения проблемы обучения педагогическому речевому мастерству имеет обучение будущего учителя начальных классов целесообразной, действенной речи - важнейшему средству обучения школьников.

Действенность учебной речи обеспечивается не только ее аргументированностью, но и способностью педагога возбудить, поддержать интерес к интеллектуально-речевому общению. В этом случае очень важной оказывается способность учителя к реализации в своем речевом поведении риторических законов, основным из которых является закон гармонизирующего диалога.

Первый закон современной риторики, отражающий общериторический идеал, связан с необходимостью для говорящего учитывать «фактор адресата» - особенности личности, психологии и восприятия слушателя.

Закон гармонизирующего диалога является определяющим принципом русского речевого идеала: «Жить -значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни...» [1, с. 318].

Возможность выбора речевых средств гармонизации, способствующей эффективности диалога, огромна. В этом случае оказывается важным рассмотрение принципов речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего.

Внимание к адресату - первый принцип речевого поведения, вытекающий из закона гармонизирующего диалога, где предполагается учитывать интересы лич-

ности адресата, возможность прогнозирования - что хочет получить адресат? Как адресат будет использовать полученную информацию? «Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата - это все равно, что выходить в море без карты» [2, с. 85].

Представляя себе аудиторию, «ощущая в себе адресата», автор речи реализует в своем речевом поведении риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата.

Не менее важным принципом закона гармонизирующего диалога оказывается принцип конкретности, ориентирующий речь на адресата. В этом случае:

«а) обязательно должны быть примеры - конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей;

б) обратите внимание на образность речи;

в) правилу конкретности подчините даже отбор слов.» [2, с. 87].

Движение как риторический принцип заключается в умении автора речи обозначить для адресата путь, который говорящий должен пройти вместе со слушателем, сформировать в его сознании «маршрут, по которому нужно будет двигаться» [2, с. 89].

Посмотрим, какие вербальные средства способствуют реализации закона гармонизирующего диалога и его принципов в следующем примере объяснительной речи учителя начальных классов.

Тема: Побеседуем о слове «пожалуйста».

«Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о слове пожалуйста. Вы наверняка часто его слышите. Согласны? (Ответы учеников.)

- А как вы думаете, может быть, и без него можно обойтись в жизни?

Ученик: Нет, без него, этого слова, очень трудно будет.

Ф

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учитель: Правильно, молодец. Слово «пожалуйста» может изменить многое. Хорошо. Давайте по порядку.

Возьмем словосочетания «дай, пожалуйста» и «дай сейчас же». На какой призыв вам хотелось бы откликнуться скорее?

Ученик: Когда говорят «пожалуйста», хочется сразу что-то сделать или помочь.

Учитель: Правильно, детки, изобрели это слово-помощника» как раз для того, чтобы мы чаще друг другу помогали. Само по себе слово «пожалуйста» простое и понятное, а тот, кто его произносит, делает «пожалуйста» мягким и выразительным.

Например, вы хотите взять у товарища книгу и попросите: «дай» или «дай сейчас же». Но прибавьте к слову дай «помощника», и все увидят, что слово «пожалуйста» -волшебное.

Теперь вам понятно, почему это волшебное слово «пожалуйста» есть в нашей жизни?

Ученик: Оно не приказывает, а просит как бы, помогает.

Учитель: Правильно, оно помогает нам услышать друг друга, найти взаимопонимание.

В данной объяснительной речи учитель последовательно демонстрирует свое намерение включить учеников в процесс осмысления функций слова «пожалуйста».

Во введении в тему формулировка «мы... поговорим» сигнализирует о желании педагога с самого начала вести диалог, где ученик не будет выступать «пассивным слушателем», а равноправно может говорить.

Используя выражение «наверняка встречаете.», учитель, с одной стороны, уже на начальном этапе объяснения формирует в детях чувство уверенности в том, что «маршрут», предложенный им для изучения обозначенной темы, будет успешно освоен, а с другой - данной формулировкой маркирует принцип близости. Вербальное средство этикета действительно часто встречается в жизни, для детей оно ясно, доступно, хорошо знакомо и часто наблюдаемо.

Как проверка обратной связи с адресатом, о которой заботится учитель в ходе всего учебно-научного общения, используется вопрос «Согласны?», где демонстрируется принцип внимания к ученику: насколько верно предположение учителя о том, что дети видят это слово в жизненных ситуациях? Верно ли выбран «маршрут», по которому педагог поведет своих питомцев к цели - конечной формулировке функции слова «пожалуйста»?

В переформулировке проблемы «А как вы думаете?..» заключен призыв учителя не только к активизации мыслительной деятельности адресата, но и к продолжению его активной позиции в учебном диалоге.

Чувство сомнения, целенаправленно «посеянное» в учениках, в данном случае выражено вопросом «.может быть, и без него (слова «пожалуйста») можно обойтись?»

Ответы учеников вызывают чувство удовольствия у самого учителя, это чувство ведет педагога к поощрению интеллектуальной активности детей: «.молодцы!»

Итоговая фраза перед собственно объяснением «Хорошо. давайте по порядку» объединяет положительный эмоциональный фон результата первой ступени диалога.

«Давайте по порядку.» маркирует необходимость опять-таки совместности «давайте» и последовательности («по порядку») в рассуждении о языковом явлении в этикете, демонстрируя в своем речевом поведении принцип движения, естественно формируя в детях чувство движения к цели - усвоению информации.

Оценка - стимул результата мыследеятельности адресата - выражена учителем в эмоционально-интеллектуальной формулировке, содержащей обращение в уменьшительно-ласкательной форме, демонстрирующей степень удовлетворения учителя протеканием информационного общения: «Правильно, детки.»

Устойчивые сочетания «как раз» и «сам по себе» вносят уместную долю разговорности на этапе собственно объяснения, популяризируя тем самым научность преподносимого знания, что говорит об ориентации педагога на особенности восприятия информации в детском возрасте.

Диалогизация и направленность речи учителя на адресата заключена в вопросе: «Теперь вам понятно, почему это волшебное слово "пожалуйста" есть в нашей жизни?»

Таким образом, на протяжении всего объяснения педагог выясняет, насколько его объяснительная речь действенна, убедительна и понятна.

Принцип движения обозначен учителем фразой «идем дальше», которая служит определенным сигналом перехода к следующей части объяснительной речи.

Итак, закон гармонизирующего диалога располагается не только в нише реализации учебно-познавательных целей - он охватывает и эмоциональную область сознания участников учебного диалога.

Активизация эмоциональности в ходе учебно-научного взаимодействия предполагает использование педагогом рассмотренного выше закона для стимуляции чувств адресата при решении им интеллектуальной задачи. Для активизации эмоциональной сферы учеников с целью гармонизации и оптимизации процесса обучения учителю необходимы знания общериторических установок.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1996.

2. Михальская А. К. Практическая риторика и теоретические ее основания. - М.: Просвещение, 1993.

3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. и др. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов. - М.: Педагогика, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.