МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОМИССИИ ПО РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российской научной комиссии по радиационной защите по материалам, обобщающим итоги работ в целях снижения последствий чернобыльской аварии
Авария на Чернобыльской АЭС стала одной из самых заметных техногенных катастроф XX века. Её тяжелые негативные последствия сказались на всех сферах жизни ряда регионов Украины, Белоруссии и России и экономике трех стран в целом. В первые годы после аварии некоторые ограничительные меры по радиационной защите осуществлялись и в других Европейских странах. Охват обширных территорий радиоактивным загрязнением и значительное число лиц, подвергшихся радиационному воздействию, предопределили принципиальные особенности аварии, явившейся своего рода суровым экзаменом на степень готовности к подобным чрезвычайным ситуациям. Только в России радиоактивному загрязнению свыше 1 Кюри/км2 подверглось более 59,3 тыс. км2 территорий 14 субъектов Российской Федерации, на которых проживало около 3 млн. человек. Около 200 тыс. россиян приняли участие в ликвидации последствий аварии. Чернобыльская авария явилась причиной медицинских, социальноэкономических, экологических последствий. Практически на всех этапах работ по ликвидации последствий аварии вопросы охраны здоровья являлись приоритетными. В этой связи постоянно возникали потребности в научно обоснованных рекомендациях по радиационной защите населения и участников работ по ликвидации последствий аварии. В период 1886-1991 гг. функции высшего научного органа в этой области выполняла Национальная комиссия по радиационной защите СССР, а с 1992 года - Российская научная комиссия по радиационной защите.
20-летний период, истекший после чернобыльской катастрофы, позволяет на основе накопленного опыта и полученных новых знаний констатировать следующее. Следует отметить своевременность большинства решений, принимавшихся на раннем этапе аварии (эвакуация жителей из 30-км зоны, квалифицированное лечение острых лучевых поражений и т.д.). Однако, общий ущерб, радиологические и социально-психологические последствия аварии могли быть существенно уменьшены, если бы принимаемые решения во всех случаях имели должное научное обоснование и необходимый уровень экспертиз, был максимально учтен имевшийся в стране и за рубежом правовой и научно-практический опыт. Постановка неоправданных целей и задач, потребовавших привлечения огромного количества лиц для работ в 30-км зоне, - яркий пример, когда научно обоснованные решения отвергались, исходя из краткосрочных выгод. Законодательные решения по зонированию территорий и обоснованию статуса участника ликви-
дации аварии явились причиной целого ряда негативных последствий. Необходимо признать, что через 20 лет после аварии её последствия еще не ликвидированы полностью.
В отношении собственно мер радиационной защиты и радиологических последствий аварии РНКРЗ по материалам представленных докладов считает необходимым отметить следующее.
За истекший период времени сформированы мощные базы данных радиационного мониторинга, содержащие результаты сотен тысяч анализов проб пищевых продуктов и объектов внешней среды, измерений жителей на содержание радионуклидов цезия в их организме, содержания радионуклидов йода в щитовидной железе и индивидуальных доз внешнего облучения, а также измерений гамма-фона в различных населенных пунктах (НП) и их ареалах.
В соответствии с «Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению», разработанной РНКРЗ, выполняются оценки средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенного пункта по результатам текущего радиационного мониторинга при условии отсутствия активных мер радиационной защиты населения (СГЭДЗОН - заведомо консервативные оценки, предназначенные для принятия административных решений) и фактических средних накопленных эффективных доз (СНЭД), реконструированы дозы облучения щитовидной железы жителей загрязненных территорий. Для проведения этих работ под руководством Роспотребнадзора были разработаны и утверждены 6 методических документов. Дозы опубликованы в официальных каталогах и справочниках.
Оцененная величина СГЭДЗОН за 2003 и 2004 гг., варьирующая в диапазоне от десятых долей до 10,6 мЗв/год, как правило, выше фактических доз облучения населения в 1,5-2,5 и более раз и близка к средней дозе облучения критических групп жителей.
Расчетные оценки средних накопленных эффективных доз облучения населения (включая дозы облучения щитовидной железы) за 1986-2005 гг. варьируют в диапазоне от единиц до сотен мЗв (максимум - 420 мЗв - у детей возрастом до 1 года на момент аварии при условии постоянного проживания в НП, п. Заборье Красногорского района Брянской области). Количество населенных пунктов, где СНЭД в период 1986-2005 гг. равна или превышает 70 мЗв, составляет в разных возрастных группах населения от 104 до 271, и будет увеличиваться по мере накопления дозы. В настоящее время становится актуальным вопрос индивидуализации накопленных доз для граждан разного возраста с учетом их миграции после аварийного радиоактивного загрязнения местности. Для этих целей разработаны соответствующие методические указания, однако требуются дальнейшие работы в данном направлении.
Оценка поглощенных доз облучения щитовидной железы населения показала, что наиболее высокие дозы отмечены в населенных пунктах Брянской области, где индивидуальные дозы у детей младших возрастных групп достигали 10 Гр, а средние в некоторых НП превышали 2,5 Гр, что свидетельствует о наличии групп повышенного риска по критерию дозы облучения щитовидной железы среди лиц моложе 18 лет, проживавших в этих НП в мае-июне 1986 года.
Оценки прогнозируемых средних годовых и средних накопленных эффективных доз для жителей загрязненных радионуклидами НП из расчета средней продолжительности жизни од-
ного поколения, равной 70 годам, показали, что количество НП Брянской области, в которых СГЭДЗОН достигнет или превысит 1,0 мЗв, в 2056 г. составит 93 (в 2004 г. было 425 НП), максимальное ожидаемое значение - 3,2 мЗв/год. Количество НП Брянской области, в которых СНЭД для лиц возрастом до 1 года на момент аварии может превысить 70 мЗв, в 2056 г. составит 389. Прогнозные оценки доз облучения жителей загрязненных территорий способствуют оптимизации планирования адресных мер радиационной защиты населения и целенаправленного распределения материальных ресурсов на их осуществление.
Одной из нерешенных проблем реабилитации загрязненных территорий является отсутствие четких радиологических критериев перехода к условиям нормальной жизнедеятельности населения. При принятии в качестве таких критериев величины средней дозы облучения критической группы населения и эффективной плотности загрязнения почвы 137Сэ, учитывающей уровни его перехода в местную сельскохозяйственную продукцию, появляются возможности снижения доз облучения жителей до допустимого уровня, а также обеспечения занятости населения и нормального экономического развития региона с учетом особенностей территорий.
Анализ агроэкологических аспектов аварии показывает, что наиболее пострадавшим явилось сельское население, поскольку в основном были загрязнены сельские территории, и внутреннее облучение населения за счет продуктов питания составило около 50 % от общей дозо-вой нагрузки. Одна из основных проблем в агропромышленном комплексе - накопление радионуклидов 137Сэ в сельскохозяйственной продукции.
Для решения задач минимизации последствий Чернобыля была разработана достаточно эффективная система контрмер, которая в конечном итоге приобрела форму адресного применения защитных мероприятий. Наиболее опасным явилось облучение щитовидной железы радиойодом через пищевые цепочки, где критическим продуктом оказалось молоко. Реализация программ по ликвидации последствий аварии в сельском хозяйстве позволила при применении разработанных новых технологий, а также комплекса мер ограничительного и запретительного характера, агротехнических, агрохимических мероприятий, использовании в животноводстве цезий-связывающих препаратов и др. существенно улучшить ситуацию в аграрноэкологическом секторе загрязненных радионуклидами территорий. Это дало возможность к 1994 г. снизить процент продукции с превышением ВДУ по молоку с 86 до 1,7 %, по мясу - с 15,2 до 0,06 %, по зерну - с 78 до 0,01 %.
Вместе с тем, решение проблемы радиационной безопасности населения загрязненных цезием-137 территорий выявило необходимость поэтапного перехода к доаварийным нормативам через ВДУ с учетом особенностей и уровней загрязнения территорий. Кроме того, и в настоящее время в юго-западных районах Брянской области еще остаются коллективные хозяйства (23) и населенные пункты (123), где требуется продолжение специальных защитных мероприятий. Остается и проблема возвращения в хозяйственное использование временно выведенных из землепользования земель.
Постановлением Правительства РФ в 1993 г. на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск), создан Национальный радиационно-эпидемиологический регистр, являющийся правопреемником Всесоюзного распределенного регистра, начавшего
функционировать в СССР уже с июня 1986 г. Накопленные индивидуальные медицинские и дозиметрические данные Регистра на 638 тыс. человек, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, в том числе - на 187 тыс. ликвидаторов и на 389 тыс. жителей четырех наиболее загрязненных радионуклидами Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей России, позволяют проводить крупномасштабные радиационно-эпидемиологические исследования.
Одна из ключевых проблем современной радиационной эпидемиологии - объективная оценка возможных рисков онкологических и неонкологических заболеваний при малых дозах облучения (до 0,2 Зв). В целях решения этой проблемы проведены радиационноэпидемиологические исследования прежде всего по заболеваниям с наибольшей вероятностью радиационной обусловленности (рак щитовидной железы, в том числе среди детского (0-14 лет в 1986 г.) населения загрязненных радионуклидами территорий, лейкозы, онкологические заболевания), а также неонкологической патологии. Проведенная оценка радиационных рисков по отдельным нозологиям позволила выделить группы наибольшего риска развития заболеваний для проведения мероприятий по оказанию адресной медицинской помощи. Вместе с тем, учитывая длительность латентного периода радиационной индукции солидных раков, необходимость оценки нерадиологических последствий аварии, уточнения полученных коэффициентов радиационного риска, существует потребность в продолжении радиационно-эпидемиологических исследований.
20-летний опыт масштабных исследований позволяет сделать вывод, что наиболее тяжелые последствия аварии на Чернобыльской АЭС реализовались не в радиологических проявлениях, а в социально-экономической сфере. Это принципиально важное положение зафиксировано в докладе оценочной миссии ООН («Гуманитарные последствия Чернобыльской ядерной аварии - стратегия выживания», 2002 год). В России обеспечение деятельности по минимизации последствий Чернобыля было возложено на Министерство по чрезвычайным ситуациям, в том числе по периодическому пересмотру Перечня населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, а также разработке и реализации программ по защите населения России от воздействия последствий чернобыльской катастрофы (3 федеральных целевых программы, 4 программы по защите детского населения в рамках программы «Дети Чернобыля», 2 программы совместной деятельности в рамках Союзного государства). Реализация указанных программ позволила существенно продвинуть решение на загрязненных территориях целого комплекса социально-экономических проблем (строительство объектов медицинского, общеобразовательного профиля, жилья для ликвидаторов и др.), задач обеспечения лиц, подвергшихся радиационному воздействию, специализированной медицинской помощью на основе передовых лечебно-диагностических технологий, задач реабилитации населения и территорий, подвергшихся воздействию радиации и др. В рамках Союзных программ капитальные вложения позволили существенно повысить уровень оказываемой специализированной медицинской помощи в федеральных центрах России (МРНЦ РАМН, ВЦЭРМ МЧС России), медикосоциальных учреждениях юго-западных районов Брянской области, осуществить строительство Гродненского завода медпрепаратов, специализированного радиологического диспансера в
Гомеле. Созданный в рамках Союзной программы Единый регистр Беларуси и России существенно расширяет возможности углубленного радиационно-эпидемиологического анализа. Реальные подвижки к смягчению остроты медико-социальных проблем Чернобыля и накопленный опыт реализации программных мероприятий свидетельствуют о необходимости корректировки программ по ликвидации последствий аварии. Вместе с тем очевидна также и необходимость их продолжения, так как только в таком случае сохраняется возможность объективного решения проблем, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
По инициативе МАГАТЭ в сотрудничестве с ВОЗ, ПРООН, ОАО, ЮНЕП, УКГД ООН, НКДАР ООН, Всемирным банком и правительствами Беларуси, Российской Федерации и Украины в 2003-2005 гг. работал Чернобыльский форум. Основная идея форума - оценить медицинские, экологические и социально-экономические последствия Чернобыля спустя 20 лет после катастрофы. Прошедшие в рамках Чернобыльского форума обсуждения последствий аварии для здоровья населения и окружающей среды в целом способствовали консолидации научного сообщества.
По результатам анализа и обсуждения представленных материалов Российской научной комиссией по радиационной защите принято следующее решение.
1. Дать в целом положительную оценку деятельности под эгидой МЧС и Минздрава России с участием РАМН, РАН, Минатома России, Минсельхоза России и их структурных подразделений, направленной на преодоление последствий чернобыльской аварии.
2. РНКРЗ считает, что основные заключения Чернобыльского форума (6-7.09.2005 г., Вена) дают объективную оценку медицинских, экологических и социально-экономических последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
3. С целью обеспечения требований законов и нормативных актов Российской Федерации и международных рекомендаций Комиссия считает целесообразным:
- продолжение работ по совершенствованию и оптимизации системы радиационного мониторинга на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
- разработку радиологических критериев перехода загрязненных территорий к условиям нормального проживания и жизнедеятельности населения.
4. В дальнейшем решении проблем агропромышленного комплекса следует исходить из фактических данных, полученных в ходе реализации мероприятий по ликвидации последствий аварии:
- регион аварии относится к зонам интенсивного агропромышленного производства; радионуклидсодержащая сельскохозяйственная продукция является важным источником облучения населения;
- регулирование дозы внутреннего облучения (т.е. облучения, связанного с потреблением радионуклидсодержащих пищевых продуктов) экономически и технологически эффективнее, чем регулирование внешнего облучения;
- своевременное и полнообъемное внедрение комплекса защитных мероприятий в АПК России в зоне аварии позволило снизить дозу внутреннего облучения до 50 % и более
(т.е. до 25-30 % и более в структуре суммарного облучения населения), что является основанием для продолжения работ в данном направлении;
- результаты длительных исследований радиационного воздействия на окружающую среду свидетельствуют о существенно больших репарационных возможностях природных экосистем по сравнению с организмом человека, поэтому следует считать, что при соблюдении радиационных стандартов обеспечивается защита, как человека, так и окружающей среды (биоты)».
5. Основными отдаленными медицинскими радиологическими последствиями аварии на Чернобыльской АЭС следует считать:
- рак щитовидной железы. В результате проведенных Национальным регистром крупномасштабных радиационно-эпидемиологических исследований было установлено, что из выявленных с 1991 по 2003 гг. 226 случаев заболевания раком щитовидной железы среди детей на момент аварии на ЧАЭС из Брянской области около 122 случаев (54 %) обусловлены радиационным фактором (облучением щитовидной железы инкорпорированным йодом-131);
- лейкозы. В течение 1986-1996 гг. выявлено увеличение частоты заболеваемости лейкозами в 2,2 раза среди ликвидаторов 1986/87 гг., получивших дозы внешнего облучения более 150 мЗв (около 55 заболеваний были обусловлены радиационным фактором). Среди населения загрязненных радионуклидами территорий России не выявлен радиационный риск заболеваемости лейкозами.
Учитывая длительность латентного периода радиационной индукции солидных раков (10 лет) и социально-экономическую значимость объективной оценки отдаленных медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС, необходимо продолжить радиационноэпидемиологические исследования по онкологической и неонкологической патологии.
6. Необходимо дополнительно проанализировать научную обоснованность нормативно закрепленных положений, касающихся преодоления последствий катастрофы, в том числе критериев зонирования и понятия накопленной дозы, в целях выработки адекватных решений.
7. Работы по минимизации последствий чернобыльской аварии целесообразно продолжить в рамках целевых программ, откорректированных с учетом недостатков, выявленных в ходе выполнения программных мероприятий в течение истекшего после аварии периода. Актуальными направлениями работ считать оказание специализированной медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, создание условий для безопасного использования сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда на загрязненных радионуклидами территориях, информационную поддержку и социально-психологическую реабилитацию граждан, проживающих в зонах влияния радиационного фактора.