ЗАКАЛИВАНИЕ КАК САМОБЫТНОЕ СРЕДСТВО ТРАДИЦИОННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В.П. Красильников РГППУ, г. Екатеринбург
Представлен материал по этнопедагогике физического воспитания коренных народов Севера (самобытные методы, приемы закаливания).
Проблема выживания коренных малых народов есть проблема сохранения народа в истории и проблема сохранения самобытности его культуры.
Жизнь коренных народов Севера всегда была нелегкой. Здесь высоко ценились физическая и морально-волевая подготовка к труду, в основном к промыслам: (охоте, оленеводству, рыболовству). Для хантов, манси, ненцев, и других малочисленных коренных народов, проживающих в суровых климатогеографических условиях Северного Урала и Сибири, основой успешной жизнедеятельности была закалка, в самом широком смысле понимания этого слова. Закаливание позволяло детям успешно расти и физически развиваться, а в более старшем возрасте жить и работать в суровых северных условиях. Как утверждают Н. Л. Абрамов, Г. Старцев, Д. Туровский,
О. Финш, А. Брэм, и др., у хантов женщины рожали детей в отдельном чуме или шалашике, не смотря на зимнюю стужу [1, 8, 9, 10]. При этом были случаи, когда мать или новорожденный умирали, но как отмечают О. Финш, А. Брэм, уцелевшие дети обладали хорошим здоровьем и доживали до глубокой старости.
Часто даже таких, прямо скажет, суровых условий для рождения ребенка у хантыйских женщин не было, так как они вели полукочевой и кочевой образ жизни. По свидетельству Г. Новицкого, А.В. Плотникова, Н.К. Хондажевского, женщины-хантыйки во время перекочевок иногда рожали зимой прямо в пути, при этом сильный мороз не был им помехой [6,7,11].
После рождения ребенка у хантов, манси, нганасан, чукчей и др. его обтирали снегом, а иногда катали по нему. По данным И. Н. Глушкова, у манси матери обтирали маленьких детей мокрым сосновым вехтем (мочалой) и выносили их на солнце, где они засыпали с непокрытой головой [5]. Сургутские ханты часто оставляли грудных детей лежащими на небольших шкурах нагими с буквально ледяными ручками и ножками. Э. Гофман наблюдал у ненцев следующее: дети, которые еще не умели говорить и ходить, самостоятельно подползали к посуде с водой и зачерпывали воду ковшом. Автор объясняет столь раннее развитие детей суровым образом жизни и закаливанием их сразу после рождения [5].
После этих испытаний ребенка помещали в берестяную зыбку (где он лежал нагим на дре-
весных гнилушках или березовых стружках) и окутывали его заячьими шкурками, опоясывая специальными ремешками. Во время перекочевок грудным детям приходилось испытывать холод, тряску и другие неудобства. Зыбку с ребенком обычно помещали в мешок из оленьей шкуры и клали на нарты, оставляя, однако, при этом открытым лицо, которое, по свидетельству Ф. Белявского, матери часто согревали своим дыханием. Здесь же, на морозном воздухе, они кормили детей грудью [3].
С ростом и развитием детей процесс их закаливания продолжался в иных формах. Детям, которые начинали ходить, родители шили малицу из тонких оленьих шкур. Ее надевали прямо на голое тело. Эта одежда, по сведениям известного исследователя Севера В. Бартенева, была очень удобна для хантыйских детей, нисколько не стесняла их движений во время игры, в то же время представляла непроницаемую оболочку для ветра и холода [2].
В юртах, чумах в зимнее время дети до пятилетнего возраста часто играли нагими, а в летнее время такое явление наблюдалось и на улице. Все эти многочисленные факты высокой степени закаленности детей коренных народов Севера подтверждают предположение о существовании у этого народа самобытной системы закаливания, цель которой, прежде всего, подготовить молодое поколение к экстремальным климатическим условиям и промысловой деятельности. Использование некоторых традиционных для малых районов приемов закаливания позволит обогатить современную систему физического воспитания детей разного возраста, проживающих в экстремальных климатических условиях Северного Урала и Сибири.
Литература
1. Абрамов НА. Описание Березовского края // Зап. Рус. Императ. геогр. о-ва -1857. -Кн. 12. -211 с.
2. Бартенев В. На крайнем Северо-западе Сибири. - СПб., 1896. - 423 с.
3. Белявский Ф. Поездка к ледовитому морю. -М., 1833. - 344 с.
4. Глушков ИН. Чердынские вогулы // Этнограф. обозрение. - 1900. - Т. 15. - Вып. 2.-210 с.
5. Гофман Э. Северный Урал и береговой
хребетПай-Хой. - СПб., 1856. - Т.2.-311 с.________
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2
119
Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт
6. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. — СПб., 1884. - 123 с.
7. Плотников А.О. Нарымский край. - СПб., 1901.-454 с.
8. Старцев Г. Остяки. - Л., 1928. -112 с.
9. Туровский Д. Остяки. - М., 1898. - 233 с.
10. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. —М, 1882. - 534 с.
11. Хондажевский Н.К. Зимнее исследование нагорного берега Иртыша от Тобольска до Сама-рово // Зап. Запад.-Сибир. отд-ния Рус. Императ. геогр. о-ва. -1879. - Кн. 1. - 348 с.
120
Вестник ЮУрГУ, № 4,2005