Научная статья на тему 'Заглавия в креолизованном тексте (на материале «Глянцевых» журналов мод)'

Заглавия в креолизованном тексте (на материале «Глянцевых» журналов мод) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
309
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ИЗОБРАЖЕНИЕ (ИЛЛЮСТРАЦИЯ) / КОНЦЕПТ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Адзинова Анжела Анатольевна

Анализ взаимосвязи концепта изображения и концепта вербального текста выявляет двойное декодирование заложенной в креолизованном тексте информации, приводящее к восприятию человеком этого вида текста как единого концепта (смысла).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заглавия в креолизованном тексте (на материале «Глянцевых» журналов мод)»

УДК 801.1; 801.7 ББК 81

А 29

А. А. Адзинова

Заглавия в креолизованном тексте (на материале «глянцевых» журналов мод)

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализ взаимосвязи концепта изображения и концепта вербального текста выявляет двойное декодирование заложенной в креолизованном тексте информации, приводящее к восприятию человеком этого вида текста как единого концепта (смысла).

Ключевые слова:

Креолизованный текст, вербальный текст, изображение (иллюстрация), концепт, пре-

цедентные тексты.

Взаимодействие вербального текста и изображения (иллюстрации), двух негомогенных частей креолизованного текста, является предметом интереса многих ученых. Креолизован-ные тексты долгое время не привлекали внимание языковедов и их исследование сводилось к отдельным наблюдением за применением изображения в рекламе [Кузнецова, 1984; Шестакова, 1984 и др.], в афише [Бубнова, 1987], о роли подписи под фотоизображениями в прессе [Большиянова, 1986] и карикатурами [Бернацкая, 1987], что объяснялось узким подходом к тексту, ограничивающим его природу лишь вербальными средствами.

Широкое понимание текста при коммуникативно-прагматическом подходе ведет к объединению вербальных и невербальных средств, образующих текст как единую коммуникативную единицу. В соответствии с этим изменилось отношение к креолизованному тексту со стороны ученых-лингвистов: «на передний план выдвигается разработка типологии крео-лизованных текстов, выявление и исследование их текстовой природы» [Анисимова, 15].

Изображение в разной степени участвует в организации текста, вербальные же средства предпочтительнее невербальных. Однако это не всегда так: значительность вербального текста или изображения определяется специфической направленностью издания. Например, специалисты по оформлению художественных произведений предостерегают от иллюстрирования книг, так как изображение может сковать фан-

тазию читателя, его восприятие главных героев и окружающую их обстановку. Прежде всего это относится к художественным произведениям, отражающим абстрактный мир идей, духовные ценности, сложность образной системы.

Так, в психолингвистических исследованиях исходным считается положение, о том, что информация, воспринимаемая по разным каналам, - вербальный текст и изображение - «интегрируется и перерабатывается человеком в едином универсально-предметном коде мышления» [Жинкин, 1982]. В связи с этим в произведениях с конкретным содержанием специалисты считают не только уместным иллюстрирование, но и желательным.

К креолизованным текстам Е.Е. Анисимова относит газетно-публицистические, научнотехнические, тексты-инструкции, иллюстрированные художественные тексты, тексты рекламы, афиши, комиксы, плакаты и т.д. [Анисимова, 8].

Для анализа были взяты заглавия креолизо-ванных тестов, представленных в журналах мод, специализирующихся на рекламе косметических средств, одежды и аксессуаров всемирно известных брэндов. Их страницы изобилуют яркими, красочными иллюстрациями, привлекающих читателей. Таким образом, в соответствии с особой направленностью «глянцевых» журналов, можно утверждать, что изображение несет главную смысловую нагрузку в восприятии креолизованного текста.

Тем не менее, создатели журналов делают акцент на силу слова, то есть на вербальный текст, раскрывающий, дополняющий информацию, заключенную в иллюстрации. Таким образом, по мнению Л. В. Головиной (правота которой несомненна), «наложение концепта вербального текста на концепт изображения приводит к созданию единого общего концепта (смысла) креолизованного текста» [Головина, 1986].

Следовательно, на наш взгляд, важным компонентом креолизованного текста, несущего в себе смысловую нагрузку вербального и иллюстративного кодов, является заглавие.

Составители журналов мод используют прецедентные тексты в качестве заглавий, то есть те тексты, которые уже известны читателю и легко воспроизводятся в его памяти. Сюда входят: фразеологический материал, который включает фразеологические единицы, обозначающие своей раздельной совокупностью типичные ситуации; пословицы, поговорки, афоризмы; терминологические сочетания, получившие широкое употребление в речи; цитаты из известных произведений, художественных фильмов, песен и т.д. [Телия, 5-6].

Роль заглавия в креолизованном тексте неоднозначна. Так, по данным анализа материала нами выявлено две группы текстов по наличию в них заглавий [Анисимова, 65-67]:

l. Креолизованные тексты, состоящие из изображения и заглавия к нему.

В данном случае текст участвует, несмотря на свое месторасположение, «наравне» с изображением в конструировании текста и может рассматриваться в качестве его основного компонента. К этой группе относятся икона, лубок, детский рисунок, карикатура и большинство плакатных надписей и реклам и др. Например:

Овчинкины выделки (Elle, 10.02, с.74) - на иллюстрации - подборка вещей из овчины (исходное значение ФЕ «овчинка выделки не стоит» - о деле, не стоящем усилий).

Крокодиловы слёзы (Elle, 10.02, с. 70) - на иллюстрации - подборка дамских сумочек из кожи крокодила (исходное значение ФЕ - лживые слезы).

Шкурный интерес (Elle, 10.02, с. 49) - на иллюстрации - вещи из телячьей кожи (исход-

ное значение ФЕ - корыстная заинтересованность).

Дело в шляпке (Elle, 04.03, с. 128) - на иллюстрации - коллекция шляп осеннего сезона (исходная ФЕ «дело в шляпе» - удачное завершение).

Запятнанная репутация (Elle, 11.04, с. 357)

- на иллюстрации - подборка одежды и аксессуаров «под леопарда».

Приходите завтра (Elle, 11.04, с. 446) - на иллюстрации подборка косметических средств против морщин (фильмоним «Приходите завтра»).

2. Креолизованные тексты, состоящие из вербального (основного) текста, изображения и заглавия.

В этих текстах, наиболее распространенных в современной коммуникации, заглавие выступает в качестве вспомогательного, однако функционально особо емкого компонента текста, отвечающего за идентификацию изображения и одновременно его связь с основным текстом. Тексты этой группы широко представлены в публицистике, литературе и прессе. Выделенные группы креолизованных тестов не всегда существуют в «чистом» виде. Обычно в книге наблюдается сочетание признаков разных групп текстов.

Например:

Дела сердечные (Elle, 02.05, с. 72) - в вербальном тексте речь идет о способах лечения сердечных болезней (исходное значение ФЕ «дела сердечные» - дела любовные). Текст сопровождает изображение сердца.

Отмерь и отрежь (Elle, 04.03, с. 130) - в тексте говорится о стрижке волос (исходная ФЕ «семь раз отмерь, один раз отрежь» - следует подумать, прежде чем принять окончательное решение). Текст сопровождает изображение парикмахера, стригущего женщину.

Береги зеницу (Cosmopolitan, 07.95, с. 35) -в тексте рассказывается средства для ухода за глазами (исходная ФЕ «беречь как зеницу ока»

- очень бережно относится к кому-то, чему-то).

Подпись - зеркало души (Elle, 04.03, с. 320)

- статья посвящена особенностям характера, которые выявляют графологи при анализа почерка людей (исходная ФЕ «глаза - зеркало души»). Текст сопровождает изображение пишущего человека.

Умапалата (Elle, 11.04, с. 250) - интервью с группой «Ума 2ман» (исходная ФЕ «ума (целая) палата»). Перед текстом фотография певцов группы.

Рай в шалаше (Elle, 05.06, с. 108) - статья посвящена решению жилищного вопроса (исходная ФЕ «с милым рай и в шалаше»). Текст сопровождает изображение современного многоэтажного дома, окруженного знаками вопроса.

Несмотря на готовую формулу прецедентных текстов, заглавия, используемые на страницах журналов мод, выглядят свежо и интересно. Этот эффект достигается составителями употреблением в большинстве случаев трансформированными единицами, то есть измененными структурно-семантически. При этом происходит дефразеологизация выражений.

Примечания:

1. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкуль-турная коммуникация (на материале креолизован-ных текстов) / Е.Е. Анисимова. - М.: ACADEMIA, 2003. - 123 с.

2. Головина, J1.B. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: ав-тореф. дис. ...канд. филол. наук / J1.B. Головина. -М., 1986.

3. , . . /

Н.Н. Жинкин. - М., 1982.

4. Петрат, Т.Р. Заглавие // Культура русской речи.

- / ред. ЛЮ. Иванова, АЛ. Сковородникова и др. -М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 188-189.

5. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Та// . -

М., 1990.

6. , . . / . . . -

М.: Наука, 1966. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.