Научная статья на тему 'Загадки как педагогические миниатюры'

Загадки как педагогические миниатюры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахшанатова У. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Загадки как педагогические миниатюры»

дентов экспериментальной группы 4-го курса относительно 11,4 % учащихся контрольной группы; высокий уровень сформированности когнитивного компонента - 46,4 % ЭГ относительно 34,7 % учащихся КГ; 43,7 % членов ЭГ проявили сознательную и активную позицию к формированию и развитию основ авторитета в процессе профессиональной деятельности относительно 13,6 % студентов КГ. Учащиеся, имеющие к окончанию эксперимента высокий уровень сформированности всех компонентов частей авторитета, показывали глубокие знания теоретического материала, умения использовать на практике профессиональную, личностную и социальную части авторитета, аргументировано отстаивать свою точку зрения и приводить доказательства, проявляли интересе к более глубокому изучению вопросов, связанных с формированием авторитета тренера.

Литература

1. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2004. № 1. С. 10-16.

2. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалистов физической культуры и спорта. Майкоп, 2005.

3. Хакунов Н.Х. // Авторитет тренера профессионального футбольного клуба: Матер. регион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2004. С. 11-16.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М., 2000.

Адыгейский государственный университет 2 октября 2006 г.

© 2006 г. У.Ш. Шахшанатова

ЗАГАДКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

Современный этап развития общества отличается обилием важных проблем, которые привлекают всеобщее внимание, широко обсуждаются и требуют своего разрешения. Среди них можно выделить вопросы истории культуры, межнациональных отношений, формирования и воспитания подрастающего поколения, обращения к обычаям и традициям своего народа и общечеловеческой истории.

Для решения указанных проблем немаловажное значение имеет совершенствование воспитания подрастающего поколения, подготовка его к жизни и труду в обновленном обществе. С этой целью необходимо совершенствовать теорию и методику учебно-воспитательной работы, наполнять ее новым содержанием, обновлять формы и методы, использовать все виды деятельности - учебную, общественную, трудовую, игровую и т.д.

Значительным потенциалом в данной области обладает народная педагогика с ее духовными богатствами, многообразием содержания, методов и

форм воздействия. Обращенность к народной педагогике, несомненно, поможет лучше представить те ценностные ориентиры, на которые всегда опирались люди, передавая свой опыт, нравственные идеалы, лучше понять историю народа, его традиции и обычаи.

Являясь одним из древнейших видов фольклора народов Дагестана, загадки имели важное значение и широко применялись в системе народного воспитания. Загадки не существуют вне вопроса и ответа, и благодаря своей иносказательной форме, предполагают проверку ума и находчивости.

Загадка - это замысловатое описание предмета или явления, цель кото -рого - испытание сообразительности человека, а разгадывание - состязание в мудрости. Загадки несут в себе нравственную идею, они умны и высокопоэтичны, оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Мысль в загадках присутствует в форме задач, вопросов, степень доступности которых преднамеренно была установлена «различными формами выражения загадочной мысли» [1, с. 50].

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества, причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать всестороннюю ему характеристику [2, с. 239].

Анализируя высказывания фольклористов-предшественников о сущности этого жанра устного народного творчества, М.М. Гасанов дает следующее определение: «Загадка - это миниатюрное народно-поэтическое произведение, выраженное в форме прямого вопроса или замысловатого иносказательного описания загадываемого предмета, сжатого рассказа -замещения (представляющего скрытый вопрос, требующего обязательного ответа) и служащее целям обучения испытания сообразительности и раскрытия поэтических сторон предметно-вещественного мира [3, с. 446-447].

Исследование загадок народов Дагестана, сравнительный анализ показали их типологическую и органическую близость, преобладание почти у всех народов сходных сюжетов: о небесных светилах, частях человеческого тела, предметах и явлениях окружающего мира и т.д. [4, с. 237-238].

Использование загадок в интеллектуальном развитии ценно тем, что они обогащают ум ребенка знаниями из самых различных областей человеческой жизни в процессе активной мыслительной деятельности. Более чем другие формы словесных средств они активизируют воображение и чувства людей, делают мышление более гибким.

Педагогическая ценность загадок заключается в многообразии содержания и форм, которые встречаются в форме вопроса, описания, миниатюрного или сжатого рассказа, задачи, шутки, назидания и т.д. Иногда взрослые в присутствии детей пользуются загадками как секретным языком в разговоре на педагогические темы: «Выражайтесь осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. учитывая, что дети все слышат, по-своему пони-

мают, истолковывают и передают другим. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка разгадка, да семь верст правды» [5, с. 972; 6].

Чрезвычайно полезными занятиями были упражнения в отгадывании и придумывании загадок, которые отличались многообразием форм и содержания. В них принимали участие дети всех возрастов, начиная с малолетних, а также юноши и девушки.

Как и другие виды устного народного творчества, формирование народной загадки происходило в длинные зимние вечера, когда звучали народные легенды, анекдоты, сказания, в которых старшее поколение сообщало молодежи свои знания и опыт, там же проводились и своеобразные конкурсы, умственные соревнования на создание лучшей загадки.

Загадки-вопросы охватывают многие стороны жизни и деятельности людей, отражая привычные представления народа. Значение подобных загадок в умственном развитии очень велико. Они требуют сообразительности, активной мыслительной деятельности и больших усилий памяти. Например: «Что наполненное кажется легким, а пустое - тяжелым?» (желудок, живот - дарг.); «Что самое сладкое?» (сон - общедаг.).

Загадка, построенная на описании: «Верх и низ похожие, а в середине мешок» (кувшин - дарг.); «Сверху - кожа, снизу - кожа, внутри воздух, сбоку огонь» (меха - лакск.) и др.

Загадка - сжатый рассказ: «Два брата дерутся / Двоюродный брат сзывает людей. (разнимать дерущихся) / Народ прибегает / Прибежавших сразу убивают» / (жернова мельницы, колотило, зерно, которое превращается в муку - дарг.).

Загадка-задача: «В поле паслись ослы и быки, ушей у них 14, рогов - 4. Сколько ослов и сколько быков?» (5 ослов и 2 быка - аварск.) и др.

Загадка-шутка: «От какого огня нет дыма?» (от душевного - кумыкск.).

Загадка-назидание: «Берущее - широкое и длинное, дающее - узкое и короткое» (рука жадного человека - лакск.) и др.

Загадки являются комбинированными средствами воздействия на сознание, которые имеют своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (умные мысли, многочисленные сведения о важном, нужном), прекрасного (совершенные поэтические формы загадок, удивительно красивые звукоподражания, опоэтизирующие дело, действие, движение; образцы прекрасного в красивых словосочетаниях; пропаганды красоты быта). В данном случае ум выступает целью, а прекрасное, как ни парадоксально, - средством [2, с. 313]. Благодаря этому прекрасному и становятся такими выразительными мысли о нравственности, труде, здоровье, рассматриваются в загадках с точки зрения именно этого прекрасного.

Демонстрация загадок перед народом позволила воспитателям задуматься о более широких педагогических возможностях использования их в

процессе воспитания детей. Народ ясно представлял себе, что ум - это умение применять знание в деле. Человек, исходя из личных наблюдений, приходил к убеждению о единстве разума, чувства сознания и верил в то, что ум человека складывается из совокупностей его идей, что умный человек своим взглядом охватывает все стороны жизненных явлений, умеет находить путь к сокровенной цели. Народ, опираясь на силу своего разума и опыта, выработал свои особые приемы умственного воспитания молодого поколения, не уступавшие по своей мудрости идеям великих мыслителей.

Загадки полны интригующих неожиданностей, отгадывание которых всегда доставляло человеку удовольствие. Их использование приучало детей анализировать предметы и явления из различных областей окружающего мира.

Мозг ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только умными мыслями, но и добрыми, красивыми, причем в тесной связи с первыми и в подчинении им [2, с. 308].

Например, сведения о человеке представляют собой подачу информации по определенной системе: много загадок о человеке в целом, об отдельных его органах, частях тела, посредством которой формировали у детей целостное представление об анатомо-физиологических свойствах человека. Например, в загадке о человеческом глазе подмечается в нем несколько признаков: способность охватить зрительным восприятием огромное пространство - «обойдешь весь мир - не устанешь» (авар.); мгновенность взгляда -«угадайте: отсюда ударивший меч весь мир поразит» (таб.) и т.д. Глаза в загадках горских народов представлены как «яркие звезды на краю скалы» (дарг., кум.); «два молодца на высокой горе» (авар.); «рядом живут, а друг друга не видят» (уши, глаза, зубы - общедаг.). Характеристика человеческих рук, данная в загадках о конечностях, вероятно, предусматривала не только сообщение новых знаний, но и служила способом формирования навыков деятельности: «вечно работают, никак не отработают» (дарг.); «на одной стене пять мастеров» (авар., дарг., лакс., лезг.).

Самостоятельные загадки о части предмета обычно не повторяли тех признаков, которые назывались в целом. Подобный многосторонний подход к одним и тем же предметам в зависимости от взаимодействия его частей способствовал развитию творческого мышления у детей. Излюбленный темой дагестанских загадок является мир природных явлений, который поворачивается к человеку зримой определенно-конкретной стороной.

Посредством загадок народные воспитатели знакомили детей с признаками явлений природы: «Без рук и без ног, но дверь открывает» (ветер -дарг., лезг.); астрономическими понятиями: «На большом синем поле воздушная кукуруза» (небо и звезды - авар.); с качествами предметов домашнего обихода: «Кожа медная, живот водяной, сердце огненное» (самовар -дарг.) и многое другое.

Одной из особенностей народной загадки выступает предметность, она характеризует неживую природу, способствуя внутреннему, умственному обогащению ребенка. Трудовая тематика - главная тема этой группы загадок. Основное внимание уделяется самому необходимому и важному богатству крестьянина - земле, отвечающей добром на усердие человека: «Что самое жирное на свете?»; «Самая сытая, но ненасытная на свете» (дарг.). Дети знали, что земля ответит добром тому, кто проявит достаточного усердия.

Не забыта и тема земледелия и работы в поле. Например, загадка про повозку со снопами или травой: «Поле зеленое, края деревянные» (дарг.), которая сообщает о форме транспортировки урожая; «Два брата бегут, а два догоняют» (колеса в движении - дарг.). Загадки, осведомляющие об орудиях обработки земли и уборки урожая: «Много ест и худеет» (серп -дарг.); «Крылья мясные, клюв - железный» (плуг - лезг.); о разновидностях земледельческих культур: «Гнездо вьет под землей, детей рожает в воздухе» (пшеница, рожь, кукуруза, овес - дарг.) и др.

Загадки активизировали мыслительные процессы, заставляя их задумываться над ценностью, жизненной значимостью получаемой ими информации о всех процессах, средствах производства и потребления и т.д. Например, земляника загадывается так: «На вкус медовая красавица крас-ноголовая» (кум.), орех - «На дереве съедобный хлеб» (дарг.), или «На дереве сало» (авар.); «Из земли, грязи идет, приятней (вкусней) чище не бывает» (родник - дарг.) и т.д. Говоря о прекрасном, народные педагоги развивали у подрастающего поколения эстетические чувства. Во многих загадках указываются красивые, более выразительные признаки предметов: цвет, вкус, запах и т.д. «Что такое, листья зеленые, глаза черно-белые?» (виноград); «На дереве красные бусы» (черешня, вишня - лезг.) и др. Кроме того, «сам характер отбора вещей объективного мира (небо, облака на голубых небесах, солнце, луна, сверкающие звезды, радуга, молния, роса и т.п.), богатство красок и звуков, слышимых и ощущаемых в народной загадке, с достаточной ясностью свидетельствует о той любви к светлому, прекрасному, какая и является душой поэзии» [3, с. 72] . Народные загадки о музыкальных инструментах также несут эстетическую нагрузку: «Живот пустой, голова в бахроме» (чунгур - дарг.); «Все время поет, людей к себе зовет» (барабан - кум.) и др. «Во внимательном и довольно глубоком изображении в этих загадках материалов, из которого сделаны музыкальные инструменты, и характерных признаков внешней формы и назначения предметов, их воздействия на людей сказалась горячая любовь народа к родному традиционному искусству» [3, с. 63]. Своеобразная увлекательная композиционная структура народных загадок способствовала развитию приятных чувств.

Все перечисленные качества, свойства, признаки предметов загадывания имели важное значение при разгадывании, расшифровке секретов, за-

мысловатости головоломок. Отгадывание требовало сообразительности, гибкости мысли, способности преодолевать искусственно создаваемые сложности логического плана. Несмотря на то, что спор в загадках как бы только видимость, и дети берут только готовый результат, тем не менее загадки - это метод проблемного ознакомления с идеями.

Педагогические миниатюры-загадки играли и играют огромную роль в жизни народа, их значение и до настоящего времени огромно. Необходимо использование тщательно подобранных народных загадок в сочетании с другими словесными средствами в процессе обучения и воспитания детей, с учетом их возраста, развития и интереса. Они должны характеризоваться достаточно высоким нравственным и эстетическим уровнем народа, проявляющемся в образности выражения мысли, богатстве фантазии и т.д.

Правильное и всесторонне использование сокровищ народной педагогики, прогрессивного народного опыта в полной мере позволит реализовать их высокую воспитательную силу.

Литература

1. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

3. Гасанов М.М. Загадки // Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991.

4. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999.

5. Даргинские пословицы, притчи, загадки / Сост. М. Гамидов. Махачкала, 1965. (на дарг. языке).

6. Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957.

Дагестанский государственный университет 20 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.