Научная статья на тему 'Задачи педагогического руководства экологическим образованием и воспитанием студентов'

Задачи педагогического руководства экологическим образованием и воспитанием студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL UPBRINGING / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА / MANAGEMENT STYLE / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / TEACHER''S SUPERVISION OF THE ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанлы Хазархан Оглу Султанлы

Любая деятельность студентов должна стоять в центре внимания педагогического коллектива. С этой точки зрения в работе и деятельности молодежи в сфере защиты природы и окружающей среды, по созданию благоприятных экологических условий, здорового образа жизни и пр. должно присутствовать педагогическое руководство. Это руководство может реализовываться в трех направлениях: 1) руководство деятельностью учителей, работающих со студентами; 2) руководство процессом усвоения экологического просвещения и экологической культуры студентов; 3) педагогическое руководство экологическим самообразованием и экологическим самовоспитанием студентов. Педагогическое руководство экологическим образованием и воспитание студентов высших школ должно соотноситься с их самостоятельностью, независимостью, с желанием проявить свою инициативу и самостоятельность. Для этого необходимо направлять экологическое поведение студентов, сотрудничать с молодежью. Важно обращать внимание и наблюдать за ответной реакцией студентов. Если в педагогических си туациях при экологическом образовании и воспитании появляются сложности, то необходимо постепенно менять тактику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанлы Хазархан Оглу Султанлы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING OF STUDENTS

Any activity of students should stand in the spotlight of the teaching staff. From this perspective, the work and activities of youth in the protection of nature and the environment, creating clean environmental conditions, healthy lifestyle, and others should be guided by teachers. This guidance can be imple mented in three ways: 1) management of teachers working with students; 2) management of the process of assimilation of environmental education and ecological culture of students; 3) teachers' guide to environmental self-education and ecological self-education of students. Pedagogical supervision in environmental education and training of students of higher schools should be related to their autonomy, independence, with the desire to show their initiative. To do this, it is necessary to direct the environmental behavior of students, to work with young people. It is important to pay attention and observe the response of the students. If in the pedagogical practice in environmental education and upbringing there are difficulties, it is necessary to gradually change the tactics.

Текст научной работы на тему «Задачи педагогического руководства экологическим образованием и воспитанием студентов»

УДК 37.G33 ББК 74.1G2

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ

I Х.Х. Султанлы

64

Аннотация. Любая деятельность студентов должна стоять в центре внимания педагогического коллектива. С этой точки зрения в работе и деятельности молодежи в сфере защиты природы и окружающей среды, по созданию благоприятных экологических условий, здорового образа жизни и пр. должно присутствовать педагогическое руководство. Это руководство может реализовываться в трех направлениях: 1) руководство деятельностью учителей, работающих со студентами; 2) руководство процессом усвоения экологического просвещения и экологической культуры студентов; 3) педагогическое руководство экологическим самообразованием и экологическим самовоспитанием студентов. Педагогическое руководство экологическим образованием и воспитание студентов высших школ должно соотноситься с их самостоятельностью, независимостью, с желанием проявить свою инициативу и самостоятельность. Для этого необходимо направлять экологическое поведение студентов, сотрудничать с молодежью. Важно обращать внимание и наблюдать за ответной реакцией студентов. Если в педагогических ситуациях при экологическом образовании и воспитании появляются сложности, то необходимо постепенно менять тактику.

Ключевые слова: педагогическое руководство, экологическое образование, экологическое воспитание, педагогическое руководство экологическим образованием, эффективность педагогического руководства, стиль руководства.

ISSUES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING OF STUDENTS

I Kh.Kh. Sultanly

Abstract. Any activity of students should stand in the spotlight of the teaching staff. From this perspective, the work and activities of youth in the protection of nature and the environment, creating clean environmental conditions, healthy lifestyle, and others should be guided by teachers. This guidance can be imple-

mented in three ways: 1) management of teachers working with students; 2) management of the process of assimilation of environmental education and ecological culture of students; 3) teachers' guide to environmental self-education and ecological self-education of students. Pedagogical supervision in environmental education and training of students of higher schools should be related to their autonomy, independence, with the desire to show their initiative. To do this, it is necessary to direct the environmental behavior of students, to work with young people. It is important to pay attention and observe the response of the students. If in the pedagogical practice in environmental education and upbringing there are difficulties, it is necessary to gradually change the tactics.

Keywords: pedagogical management, environmental education, environmental upbringing, teacher's supervision of the environmental education, effectiveness of pedagogical management, management style.

Каждая личность, в том числе студенты, живет и развивается в системе отношений природы с окружающими ее людьми. Богатство взаимоотношений подразумевает моральное богатство личности. Освоение молодыми студентами экологического сознания, экологического мышления и экологического поведения во многом зависит от воздействия среды, которая их окружает. Для эффективного с педагогической точки зрения построения жизнедеятельности студентов необходимо вовремя и оперативно выявлять всякого рода отрицательные воздействия, уметь принимать правильные решения по управлению. Это необходимо как в семье, так и в условиях высшего образования. При диагностировании актуальных с точки зрения разрешения неблагоприятных ситуаций проблем необходимо их разрешать, выбирая при этом наиболее оптимальные методы.

Уровень развития личности и коллектива во многом зависит от структуры взаимоотношений в этом коллективе. Кроме того, активность и независимость студентов в деле

экологического просвещения, уровень их развития, способности и возможности обуславливают воспитательное воздействие коллектива.

Как известно, студенческий коллектив — это динамическая система. Она постепенно меняется, укрепляется. Задачи педагогического руководства не могут оставаться в стороне от этого процесса. Естественно, они также должны совершенствоваться.

При организации процесса овладения экологическим просвещением и экологической культурой недопустим формализм. Оптимизация работ по управлению коллективом вовсе не состоит лишь из целей и задач экологического воспитания и экологического просвещения студенческого коллектива, изменений, уточнений в содержании работы. Здесь появляется необходимость взглянуть по-новому на объект педагогического управления и педагогического руководства.

Достигнуть высокого уровня экологического просвещения, экологического образования и культуры студентов возможно лишь в условиях совместной деятельности педагогиче-

65

ского коллектива. Организация и координация воспитательного воздействия — одна из основных обязанностей куратора академической группы.

Что может быть показателем правильного руководства экологическим образованием и воспитанием студентов? Естественно, это устранение экологических проблем в коллективе, охрана природы и окружающей среды, жизнедеятельность в здоровой среде.

Эффективность педагогического руководства повышается в том случае, если руководство обеспечивает планирование и контроль проводимой в этом направлении работы. Прежде чем говорить о педагогическом руководстве, внесем ясность в понятие «руководство». Как указывается в источниках, ««руководство — редкое качество управления. Руководитель в первую очередь должен заботиться об отборе и подготовке кадров. Чем с большим усердием исполнители будут трудиться, тем лучше будет исполнена работа. Поэтому руководитель должен постоянно заниматься задачами кадров, обращать внима-66 ние на правильный отбор исполнителей, заботиться о создании производственных и бытовых условий для них, помогать их профессиональному росту, материально и морально поощрять. Руководитель в первую очередь должен обладать высокими организационными навыками» [1].

Преподаватели вузов, проводящие необходимую работу по экологическому образованию и воспитанию студентов, деканы, руководящие этой работой, проректоры по учебной либо воспитательной части должны стараться сформировать студенческий коллектив, проявить профессионализм в развитии опыта экологического просве-

щения и экологического поведения, также должны правильно распределять обязанности по охране природы и окружающей среды между студентами, следить за выполнением заданий.

Член педагогического коллектива, занимающийся педагогическим руководством, должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки и проявлять усердие при достижении цели. Он должен быть осведомлен о самых новых достижениях в сфере экологического образования и экологического воспитания и уметь эффективно пользоваться ими.

Руководители высших школ должны уметь соединять комплексные подходы и полученные знания при своем руководстве. Важное место в ряде основных качеств учителей, деканов, представителей общественных организаций, занимающихся руководством экологического просвещения и экологической культуры студентов, является инициативность и умение независимого принятия решений. Он должен быть как терпеливым, учтивым, так и в меру строгим.

Объективность, принципиальность, справедливость, честность считаются основными морально-психологическими качествами руководителей, осуществляющих руководство педагогическим процессом обучения и воспитания. Обучающиеся стараются походить на своих руководителей, считают их эталоном. Поэтому руководители всегда должны следить за своим поведением.

Стиль руководства для руководителя является важной системой методов и приемов. Их посредством руководители выполняют свои функции в сфере руководства. В формировании стиля управления не только

руководитель, но и коллектив имеет большие возможности.

Под воздействием личных качеств членов педагогического коллектива, осуществляющих руководство экологическим образованием и экологическим воспитанием студентов, формируются методы и приемы руководства, стиль руководства. Стиль соединяет в себе социально-политическое понятие. В стиле в первую очередь находят свое отражение отношения между руководством и подчиненными. Поэтому при описании характера стиля руководства в первую очередь в центре внимания должна стоять классификация этих стилей.

В существующей литературе в основном приводятся три стиля руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный. При характеристике их в центре внимания стоят следующие задачи: особенности принятия решений, характер общения с людьми, позиция в отношениях с группами, коллективами.

В условиях авторитарного (директивного) стиля решения принимаются руководителем самостоятельно. Они осуществляются под личным наблюдением руководителя. В виду его ответственности за происходящее в коллективе, он должен быть в курсе всего происходящего. Руководитель в отношениях с людьми бывает скромным, требовательным, в некоторых случаях безжалостным, но справедливым. Любит дисциплину, точность, аккуратность, исполнительность. Указания такой руководитель дает серьезным тоном, коротко и ясно. Основными методами в работе с людьми считаются убеждение, привыкание, поощрение, наказание, собственный пример.

При авторитарном стиле управления руководитель сам держит все

полномочия и права, а обязанности распределяет между подчиненными.

Демократический (коллегиальный) стиль характеризуется тем, что при подготовке указаний руководитель привлекает ответственных лиц, исполнителей, общественные организации и коллективы. При демократическом стиле лицо, осуществляющее педагогическое руководство, планирование и отбор указов, осуществляет на основе общего обсуждения, а всеми полномочиями и правами делится с подчиненными.

В условиях демократического (коллегиального) стиля указы даются в форме предложений, рекомендаций и даже советов. При обращении к людям за основу берутся принципы товарищества, сотрудничества.

При либеральном (небрежном) стиле указы принимаются подчиненными при согласовании с руководством. Планирование проходит хаотично. Обязанности студентов, их задания конкретно не определяются. При либеральном стиле права и обязанности в основном распределяются между подчиненными. Это происходит потому, что руководители не хотят брать на себя всю ответственность.

Общение и отношения при либеральном стиле между руководителями и подчиненными бывают неприятными, неуважительными.

Эти три стиля руководства также характеризуют лидерство.

Типы темперамента также оказывают свое воздействие на стиль руководства. Меланхолики не годятся для роли авторитарного руководителя. Эта роль более характерна для холериков, сангвиников и флегматиков. Меланхоликам нравится либеральный и бюрократический стиль.

67

Целесообразно осуществлять педагогическое руководство экологическим образованием и воспитанием студентов в комплексном виде. Проректор по воспитательной части, деканы факультетов, заведующие кафедрами, профсоюзные органы, библиотекари, педагоги и психологи реализуют педагогическое руководство через совместную деятельность. Педагогическое руководство должно охватывать процесс обучения, внеаудиторные мероприятия, период педагогической практики студентов. Одним словом, педагогическое руководство экологическим образованием и воспитанием студентов не должно носить сезонный и случайный характер, должно быть одной из основных обязанностей институтов, университетов, образовательных академий.

Педагогическое руководство экологическим образованием и воспитанием студентов осуществляется под руководством ректора вуза. Ректор — непосредственный глава педагогического коллектива, организатор работ по обучению, образованию, воспита-68 нию, управлению. В 69 главе положения «О высшем учебном заведении», утвержденного указом № 72 от 30 марта 1995-го г. Кабинетом Министров Азербайджанской Республики, говорится: «Непосредственное руководство деятельностью высшего учебного заведения исполняется ректором (президентом). Разделение полномочий между ректором и научным советом определяется Положением о Научных Советах и Уставом высшего учебного заведения. Исполнение некоторых своих полномочий ректор может предоставить проректорам либо другим руководящим работникам вуза. Свое решение он узаконивает приказом,

объявляет Научному Совету организации и сообщает учредителю.

Ректор в совместной деятельности с проректорами, а так же деканами факультетов, общественными организациями высшей школы направляет работу студентов в целях их успешного обучения, повышения уровня воспитанности. В то же время держит в центре внимания экологическое просвещение, экологическое образование и воспитание студентов».

По мнению В.А. Сухомлинского, руководитель учебным заведением не должен ограничивать себя лишь информацией об основных задачах процесса руководства. «Хорошо руководить школой — значит хорошо знать науку воспитания, которая должна стать основой научного руководства воспитанием и образованием, организации работы коллектива школы — учителей и учащихся: быть мастером учебно-воспитательного процесса, владеть искусством воздействия на ребенка, подростка, юношу, девушку. Руководитель школы будет хорошим, авторитетным наставником учителей и учащихся (в нашем случае студентов) лишь до тех пор, пока он совершенствует свое мастерство и учителя, и воспитателя. Хороший директор (в нашем исследовании — ректор) — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель и дидакт» [3, с. 29]. Вышеизложенные мысли можно также отнести к вузам.

Важными принципами педагогического руководства считаются инициативность в организации работ по обучению, образованию, воспитанию, управлению в высших школах, понимание его сущности, формирование экологической культуры. Правильное планирование в руководстве эко-

логическим образованием и воспитанием также является одним из важных принципов. Не менее важным считается и целенаправленное, последовательное, беспрерывное и систематическое наблюдение, опирающееся на деловую помощь, требовательность. Без этого правильная система руководства не может существовать.

Работа по экологическому просвещению, образованию и воспитанию в высшей школе, а так же по формированию экологической культуры должна найти свое отражение в плане мероприятий институтов, университетов, образовательных академий.

При планировании внеаудиторных мероприятий с целью развития экологического сознания, экологического мышления, экологического поведения молодежи в центре внимания должно стоять не количество проводимых мероприятий, а их качество.

Одно из главных обязанностей педагогического руководства состоит в правильном построении отношений педагог-студент. Профессорско-педагогический состав должен относиться к студенту не только как к объекту педагогического процесса, но и как его субъекту. Другими словами, нельзя забывать, что студенты, юноши и девушки являются равноправными членами педагогического процесса. Правильно построенные межличностные отношения повышают эффективность педагогического процесса и оптимизируют его.

В 73 главе Положения «О высшем учебном заведении» читаем: «Студент высшего учебного заведения в установленном порядке имеет право выбирать профиль и форму обучения, индивидуальную программу и внеаудиторные занятия, свободно пользоваться образо-

вательной, производственной, научной, культурной, бытовой, спортивной, профессиональной, оздоровительной, базой и информацией образовательно-воспитательного учреждения, участвовать во всех сферах его деятельности, продолжать свое образование по профессии и специальности, участвовать в любительских кружках по развитию, управлению, совершенствованию образования, быть обеспеченным работой, безопасной для здоровья, временно приостановить свое образование, пользоваться медицинскими услугами заведения, защищаться от действий, унижающих человеческое достоинство и честь» [2].

Педагогический коллектив высшей школы должен относиться с уважением к правам студентов, готовить высококвалифицированные кадры для нашей страны, обладающие высокими моральными ценностями, образованные, с широким мировоззрением, примерным поведением.

В 80 главе Положения «О высшем учебном заведении» не случайно говорится, что «в обязанности педагогических работников высших учебных заведений входят следующие: выполнять образовательную политику страны; создать необходимые условия для усвоения образовательных и научно-исследовательских программ на уровне государственных стандартов; прививать уважение и любовь к моральным ценностям всего человечества; формировать чувство глубокого уважения к Азербайджану, истории своего народа, национально-культурным ценностям; соблюдать педагогическую этику, нравственность; уважать честь и достоинство студента; периодически повышать свой профессиональный уровень, практическую подготовку, педагогическое

69

70

мастерство, общую культуру, проводить дополнительные занятия и внеаудиторные мероприятия» [там же].

Из сказанного видно, что, как и в любой сфере педагогической деятельности, в работе по экологическому образованию и воспитанию студентов необходимо осуществлять педагогическое руководство на высоком уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Rshbsr [Электронный ресурс]. - URL: http://az.wikipedia.org (дата обращения: 03.03.2015).

2. Положение «О высшем учебном заведении», утвержденное указом № 72 от 30 марта 1995-го г Кабинетом Министров Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://edu.gov.az (дата обращения: 03.03.2015).

3. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1969. - 396 с.

4. Зарипова, М.Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся [Текст] / М.Д. Зарипова // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 524-525.

5. Максимова, И.М. Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.М. Максимова. - Казань, 2000.

6. Об экологическом просвещении, образовании и воспитании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.priroda.brest.by/ content/ (дата обращения: 03.01.2015).

7. Таранова, Г.В. Формирование экологической культуры студентов колледжей [Электронный ресурс] / Г.В. Таранова. -URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 05.03.2015).

8. Экологическое воспитание, образование и просвещение [Электронный ресурс]. -URL: http://www.naukograd-dubna.ru (дата обращения: 02.03.2015).

9. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / С.Н. Николаева. - URL: http://thelib. ru/books/ (дата обращения: 09.04.2015).

REFERENCES

1. Rshbsr [Electronic resource], available at: URL: http://az.wikipedia.org (accessed: 03.03.2015). (in Azeri)

2. Zaripov M.D., Formi i metodi ekologiches-koqo vospitaniya uchashixsya, Molodoy ucheniy, 2014, No. 1, pp. 524-525. (in Russian)

3. Maksimov I.M., Ekologicheskoe obra-zovaniye studentov pedagogicheskoqo vuza na osnove systemno-deyatelnostnoqo podxo-da, PhD dissertation (Pedagogy), Kazan, 2000. (in Russian)

4. Ob ekologicheskom vospitaniyi, obrazova-niyi i prosvesheniyi, available at: http://www. priroda.brest.by/content/ (accessed: 03.01. 2015). (in Russian)

5. Taranov G., Formirovaniye ecologicheskoy culturi studentov kolledjey, available at: http://www.rusnauka.com (accessed: 05.03. 2015). (in Russian)

6. Ekologicheskoe vospitaniye, obrazovaniye i prosvesheniye, available at: http://www. naukograd-dubna.ru (accessed: 02.03.2015). (in Russian)

7. Nikolaeva S.N., Systema ecologicheskoqo vospitaniya doshkolnikov, available at: http:// thelib.ru/books/ (accessed: 09.04.2015). (in Russian)

8. Sukhomlinsky V.A., Pavlyshskaya srednyaya shkola, Moscow, 1969, 396 p. (in Russian)

9. Polojenie "O visshey shkole", utverjdennoe ukazom № 72 March 30, 1995, KabinetMin-istrov Respubliki Azerbaijan, available at: http://edu.gov.az (accessed: 03.03.2015). (in Russian)

Худаяр Хазархан оглу Султанлы, докторант, Институт проблем образования, Республика Ай-

зербаджан, amicelilabad@mail.ru Sultanly Kh.Kh., Doctoral Student, Institute of Problems of Education, Azerbaijan Republic, amicelilabad@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.