Педагогические науки
Задачи духовно - нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Кузнецова Светлана Юрьевна
Кузнецова Светлана Юрьевна, учитель МБОУДивеевская школа-интернат VIII вида (Нижегородская обл., Дивеевский p-он, п.Сатис)
Рассуждая о некоторых особенностях нравственно-духовного воспитания детей с нарушениями интеллекта следует непременно иметь в виду, что такой ребенок, может не всегда верно понимать чувства и эмоции другого человека. Ребенок, для которого, к примеру, дружба, любовь и прочее имеет ценность, находится на более высоком уровне эмоционального развития, без проблем вступает в коммуникации с окружающими, гораздо устойчивее переносит стресс, в общем, имеет неоспоримое преимущество.
Конечно же, в детстве главный фактор, что будет определять нравственное воспитание личности ребенка - это установление гуманистических отношений, в первую очередь, между такими же детьми, как и он сам, ведь зачастую ребенок общается с детьми, близкими ему по возрасту чаще и охотнее, нежели со взрослыми. К примеру, такая коммуникация происходит в гостях, на уличной игровой площадке и т.д.
Эмоции ребенка играют очень важную роль, ведь они помогают реагировать на все происходящее вокруг него и формировать свое отношение к этому. Конечно же по мере взросления ребенок меняется как внешне, так и внутренне - его эмоции становятся богаче и разнообразнее, эволюционируют. К сожалению у детей с нарушением интеллекта всё происходит иначе. У учащихся коррекционной школы VIII вида выдвигается на первый план проблема эмоционального развития. Это затрудняет социальную адаптацию, любое воспитание (включая и духовно - нравственное). Дети с нарушением интеллекта ограничены в возможностях выражения переживаний , они испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Конечно, это отражается на качестве учебно-воспитательного процесса. Здесь возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы таких детей.
Нравственное воспитание детей с нарушениями интеллекта определяется усваиванием языка эмоций и чувств. Иногда только после многолетней совместной работы учителей, воспитателей, педагога в-психологов , социальных педагогов дети с нарушением интеллекта овладевают принятыми в обществе формами выражения своих переживаний. Они наблюдают за взрослыми и «берут на вооружение» то как те, к примеру, реагируют на какое-либо событие в их жизни, стараются подражать им в подобной ситуации.
Для реализации данной цели целесообразно поставить следующие задачи:
• воспитание духовности, патриотизма, гражданственности, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
• воспитание православной культуры;
• воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро);
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
• формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
• создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
110
Педагогические науки
Таким образом я прихожу к выводу, что роль духовно-нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений, формированию духовного мира . Нравственные качества такого ребенка, дают ему возможность органично вписаться в общество , расширяет возможности его дальнейшего профессионального выбора, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие .
Список литературы:
1. Жарковская Т.Г Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-
2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологического факультета пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 2004. - 416 с.
3. Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. -С. 108.
111
Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов