Научная статья на тему 'Забытый директор МГУ'

Забытый директор МГУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1044
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корсаков С.

Со времени образования в 1755 г. Московского университета он возглавлялся директором. После реформы 1804 г. во главе университетов находились ректоры; в отдельные периоды эта должность была выборной, чаще же назначаемой. В первой половине 1920-х гг., в условиях демократизации образования, многие вузы возглавлялись председателями учёных советов либо их президиумов. Во второй половине 1920-х гг. произошло возвращение к наименованию «ректор». В 1929-1930 гг. было введено единоначалие в вузах и введена должность директора. В Московском университете это наименование сохранялось до 1939 г., в педагогических институтахдо 1961 г. С тех пор наименование главы гражданского высшего учебного заведения ректор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Забытый директор МГУ»

С. КОРСАКОВ, кандидат Забытый ДИрвКТОр

философских наук __

Тверской государственный * " У

университет

Со времени образования в 1755 г. Московского университета он возглавлялся директором. После реформы 1804 г. во главе университетов находились ректоры; в отдельные периоды эта должность была выборной, чаще же - назначаемой. В первой половине 1920-х гг., в условиях демократизации образования, многие вузы возглавлялись председателями учёных советов либо их президиумов. Во второй половине 1920-х гг. произошло возвращение к наименованию «ректор». В 19291930 гг. было введено единоначалие в вузах и введена должность директора. В Московском университете это наименование сохранялось до 1939 г., в педагогических институтах - до1961 г. С тех пор наименование главы гражданского высшего учебного заведения - ректор.

Фигура В.Н. Касаткина - директора Московского государственного университета в 1930-1934 гг. - оказалась совершенно забытой. В ходе подготовки справочника о ректорах МГУ в 1996 году он был единственным, в отношении которого составители не смогли привести подробную биографию и проследить его жизненный путь после ухода из МГУ. Между тем личность В.Н. Касаткина примечательна хотя бы уже тем, что за всю историю существования МГУ он был единственным профессиональным педагогом, возглавлявшим первый вуз страны.

Василий Николаевич Касаткин родился 6 декабря 1891 г. в деревне Неро-ново Чухломского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Отец его, работавший маляром в Петербурге, умер в 1904 г. Мать жила в деревне, занималась сельским хозяйством, в 1901 переехала в Петербург и работала галошницей фабрики русско-американской резиновой мануфактуры. С 1912 г., когда сын получил по оконча-

нии института место, стала домохозяйкой.

В.Н. Касаткин начал учебу в сельской школе, а когда отец взял его в Петербург, перешёл в 4-классное городское думское училище, которое окончил в мае 1905 г. Вскоре он поступает в высшее начальное училище, где учится до его окончания в мае 1909 г.

Низкое социальное происхождение и учёба в столичном городе ускорили развитие политического самосознания В.Н. Касаткина. Впоследствии он вспоминал: «Первые семена политического протеста против существующего строя посеяли во мне события 1905 года: мать мою избили казаки 9 января, в октябрьские дни я ходил по митингам, которые шли в высших учебных заведениях. Попал под обстрел во время «осады» Технологического института, мимо которого мне приходилось ходить еже-дневно». Весной 1909 г. В.Н. Касаткин сдал экзамен на звание домашнего учителя и поступил в Петербургский учительский институт. Во время учёбы подрабатывал репети-

торством, был домашним учителем у частных лиц. В ноябре 1910 г. он попал под нагайки во время студенческих волнений, вызванных смертью Л.Н. Толстого; был арестован. «В более законченную форму, - вспоминал В.Н. Касаткин, - моё политическое мировоззрение вылилось в 1912 году, когда я стал работать в социал-демократических студенческих кружках и вести работу среди рабочих винного завода на Ватном острове». В августе 1912 г. В.Н. Касаткин окончил институт и стал работать учителем городского училища в г. Череповце Новгородской губернии.

Социал-демократическую пропаганду В.Н. Касаткин продолжал и здесь, но уже не в рабочих, а в ученических кружках технического училища и учительской семинарии. В августе 1914 г. по подозрению в нелояльной деятельности он был переведён властями в глухой Кирилловский уезд, где работал учителем высшего начального училища в селе Великославенском. В июне 1915 г. В.Н. Касаткин возвращается в Череповец, где снова работает учителем высшего начального училища. В октябре 1916 г. он был призван в армию и служил рядовым 1-го пехотного запасного полка в Петербурге.

Пребывание в Петербурге в канун и во время Февральской революции способствовало революционизации воззрений В.Н. Касаткина. Впоследствии он вспоминал, что и в годы учёбы в Петербурге, и работы в Череповце ему пришлось сталкиваться главным образом с меньшевиками; с большевиками удалось встретиться только в период пребывания рядовым в царской армии и во время Февральской революции, и, конечно, понадобилось некоторое время, чтобы переоценить прежние взгляды. Революция значительно ускорила эту переоценку. В феврале 1917 г. В.Н. Касаткин демобилизуется из армии и вновь возвращается к работе в должнос-

ти учителя высшего начального училища в Череповце, а с октября 1917 г. заведует высшим начальным училищем в селе Вах-ново Череповецкого уезда.

Этот период ознаменовался для него окончательным переходом с меньшевистских позиций на большевистские. «Целесообразность тактики, которая диктовалась меньшевиками после Октября, -писал он, - сразу же внушила мне самые серьёзные сомнения. Сначала рекомендовался саботаж советских учреждений, затем тактика взрыва изнутри, потом открытый блок с самой махровой контрреволюцией. Всё это заставило меня в июле 1918 года порвать с меньшевиками и перейти к большевикам. Череповецкая организация большевиков оформила мой приём в декабре 1918 года».

С октября 1918 г. начинается деятельность В.Н. Касаткина в качестве организатора народного образования. Он становится заведующим школьным подотделом Череповецкого уездного отдела народного образования Новгородской губернии, а в январе-апреле 1919 г. заведует Череповецким губернским отделом народного образования и состоит членом губисполкома.

В августе 1920 г. В.Н. Касаткин был избран секретарём Кубанско-Черномор-ского областного комитета РКП(б) (г. Екатеринодар). Как раз в этот период произошло нападение врангелев-ских войск на Кубань, которое было достаточно быстро отражено Красной Армией. Резкие действия В.Н. Касаткина в этой критической ситуации помешали его последующей партийной карьере. Сам он так свидетельствовал об этом в автобиографии: «Во время врангелевского налёта на Кубань пришлось перевести всю парторганизацию на военное положение. Во время этой операции я, не учтя молодого состава организации, допустил ряд перегибов, вы-звавших недовольство многих членов партии». Спустя год после этих событий, в 1922 г., Центральная конт-

рольная комиссия РКП(б) своим решением указала В.Н. Касаткинуна допущенные ошибки и запретила в течение одного года занимать ответственные партийный должности.

В феврале 1921 г. Юго-Западное бюро ЦК РКП(б) перебросило В.Н. Касаткина с Кубани в Ростов-на-Дону, где он работал заведующим городским секретариатом Донского комитета РКП(б), а в марте-апреле 1921 г. - начальником политуправления Кавказ-ского фронта. С мая 1921 г. В.Н. Касаткин - секретарь Юго-Западного бюро ЦК РКП(б) (г. Ростов-на-Дону). В этот период он, очевидно, познакомился с А.С. Бубновым, работавшим с мая 1921 г. в Ростове-на-Дону членом Реввоенсовета Северо-Кавказского военного округа, членом Донского областного комитета РКП(б) и членом Юго-Западного бюро ЦК РКП(б). Во время дискуссии о профсоюзах 1921 года В.Н. Касаткин защищал «платформу десяти», подписанную В.И. Лениным и другими руководителями РКП(б) и легшую в основу постановления X съезда РКП(б) о роли и задачах профессиональных союзов. В августе 1921 г. он был направлен ЦК РКП(б) на работу в Москву - помощником начальника трудовых частей Наркомата труда РСФСР по политической части.

В сентябре 1921 г. В.Н. Касаткин обратился в ЦК РКП(б) с просьбой перевести его на педагогическую работу и был направлен заведующим учебной частью Коммунистического университета трудящихся Востока (ныне Институт стран Азии и Африки МГУ). Проработав там около года, он из-за разногласий по организационным вопросам с ректором КУТВ Г.И. Бройдо ушёл из университета вместе с группой работников. С июля 1922 г. работал управляющим делами Наркомата внешней торговли РСФСР. В феврале 1923 г. в связи с рурскими событиями в Германии В.Н. Касаткин был мобилизован на Западный

фронт (г. Смоленск), где служил помощником командующего войсками фронта по политчасти, начальником политуправления штаба фронта, а с 8 февраля по 5 декабря 1923 г. также временно исполнял должность члена РВС фронта. В апреле 1923 г. он избирается делегатом с решающим голосом на XII съезд РКП(б) от 3-й конференции Западного фронта. Во время дискуссии с троцкистами в 1923-1924 гг. защищал линию ЦК. В феврале 1924 г. переведен в Москву, в Политуправление Реввоенсовета СССР помощником начальника Политуправления и начальником организационного отдела; здесь он работал под руководством

A.С. Бубнова, с января 1924 г. бывшего начальником ПУРа и членом РВС СССР.

В августе 1924 г. по личной просьбе

B.Н. Касаткина ЦК РКП(б) направил его на работу в Наркомат просвещения РСФСР. Наркомат возглавлялся тогда А.В. Луначарским, а с сентября 1929 г. - А.С. Бубновым. С августа 1924 г. В.Н. Касаткин работал заместителем заведующего главного комитета профессионально-технического образования и заведующим отделом высших учебных заведений Наркомата просвещения РСФСР; решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 04.09.1924 г. он был введён в состав комиссии для выработки мероприятий по компенсации неимущему пролетарскому студенчеству платы за обучение. Одновременно с ноября 1924 г. В.Н. Касаткин работал в МГУ в должности сверхштатного преподавателя на физико-математическом факультете на кафедре «Советская система народного образования». С января 1926 г. он начальник организационно-планового управления Наркомата просвещения РСФСР; редактировал бюллетень «Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР».

В.Н. Касаткину принадлежитряд публикаций по вопросам педагогики и организации народного образования. В сво-

их работах он настойчиво проводил мысль об увязке задач образования с развитием народного хозяйства. В.Н. Касаткин остро ставил ключевую проблему культурной революции - «ножниц» между уровнем современной техники и уровнем культурного развития. «Вступление советского государства в реконструктивный период, - отмечал он, - сразу обнаружило и недостаток культурных сил самых различных квалификаций, и несоответствие качественной их подготовки предъявляемым требованиям» («Народное просвещение». - 1928, № 11. - С.82). Такие диспропорции серьёзно замедляли, считал он, перспективы ближайшего развития страны. Решение проблемы он видел в систематической организации планирования развития народного образования и активно занимался составлением перспективных планов просветительной работы. Среди форм совершенствования образовательной деятельности В.Н. Касаткин называл введение общеобязательного обучения в школах I ступени,организацию краткосрочных школ для переростков, увеличение срока обучения в средней общеобразовательной школе с девяти до десяти лет. Особенно волновала В.Н. Касаткина проблема обслуживания просветительскими учреждениями детей рабочих, батраков и бедняков, рост отсева среди этих детей в школе. Он предлагал выделять средства на стипендии этой категории детей, развёртывать новые сети повышенного уровня школ исключительно в фабрично-заводских районах и в деревне. В Наркомате просвещения РСФСР В.Н. Касаткин возглавил специальную комиссию по системе общего и профессионального образования для детей рабочих. В.Н. Касаткин считал полезным выстроить единую системуучреждений образования на основе принципа даваемой ими трудовой квалификации. При этом он не рассматривал трудовую квалификацию узкотех-нически: «рабочая сила не является впол-

не квалифицированной, если её технические знания, навыки и умения не опираются на политическое развитие, на достаточно широкую базу общеобразовательных знаний, на развитие всех тех способностей, которые заложены в человеке» («Народное просвещение». -1928, № 12. - С.20). Те или иные решения, связанные с организацией планирования культурно-образовательного развития, которые предлагал В.Н. Касаткин, возможно, устарели, но сама по себе проблема соответствия культурного уровня людей современной технике сохраняет свою актуальность и сегодня.

В 1929 г. комиссия по чистке партии рекомендовала направить В.Н. Касаткина, как длительное время работающего в центральных учреждениях, на периферийную работу. В декабре

1929 г. В.Н. Касаткин был назначен директором Донского политехнического института в Новочеркасске.

В июле 1930 г., после расформирования этого института, постановлением ЦК ВКП(б) В.Н. Касаткин был переведён на работу директором Московского государственного университета. Назначение было оформлено приказом по Наркомату просвещения от 30 июня 1930 г. с предписанием: «приступить к исполнению своих обязанностей не позднее 3-го июля». Будучи директором, В.Н. Касаткин одновременно исполнял обязанности профессора МГУ по кафедре педагогики. Как директор В.Н. Касаткин активно проводил в жизнь линию Наркомата просвещения РСФСР на разукрупнение МГУ. Основной целью такого разукрупнения провозглашалось сближение вузовской науки с производством и интенсификация подготовки кадров для социалистического строительства. Примечательно, что именно при В.Н. Касаткине в октябре

1930 г. газета «Первый Университет» (общеуниверситетский печатный орган) была переименована и стала называться «За пролетарские кадры». В результате политики

разукрупнения были созданы Московский институт философии, литературы и истории, Институт советского права и другие. В.Н. Касаткин даже предложил перевести университетскую библиотеку в подчинение сектора науки Наркомата просвещения РСФСР с тем, чтобы она обслуживала другие вузы и учреждения. Именно в этот период в МГУ был принят так называемый метод коллективныхзачётов, при котором один человек сдавал зачёт за всю учебную группу.

В.Н. Касаткин вполне в духе того времени нацеливал работу подразделений университета на тесное взаимодействие с отраслевыми НИИ и периферийными университетами, на помощь им кадрами. Он рассматривал университет как образцовую лабораторию педагогической мысли в стране, уделял существенное внимание педагогической практике студентов и считал именно кафедру педагогики центром организационно-методической работы в университете. Освобождён от должности директора МГУ В.Н. Касаткин был с 22 июля 1934 г. на основании приказа по Наркомату просвещения от 22 апреля 1934 г. При освобождении от должности ему была объявлена благодарность наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова «за исключительно энергичную и плодотворную работу по улучшению всех сторон деятельности университета».

С июля 1934 г. В.Н. Касаткин состоял главным инспектором при наркоме просвещения РСФСР, продолжая работать также профессором по кафедре педагогики в МГУ. В апреле 1935 г. он становится заведующим Саратовским краевым отделом народного образования, а в мае утверждается Политбюро ЦК ВКП(б)

членом Совета при Наркомате просвещения РСФСР. С августа 1936 г. по октябрь 1937 г. В.Н. Касаткин работал директором Горьковского педагогического института. Примечательно, что именно в октябре 1937 г. А.С. Бубнов был освобождён от обязанностей наркома просвещения РСФСР как «не справившийся с работой» и вскоре репрессирован.

После нахождения в течение нескольких месяцев без работы В.Н. Касаткин с марта 1938 г. по июнь 1940 г. был директором школы № 172 Свердловского районного отдела народного образования г. Москвы, затем преподавал историю в московской спецшколе № 2.

В течение всей Великой Отечественной войны, с июля 1941 г. по сентябрь 1945 г., В.Н. Касаткин был старшим преподавателем социально-экономического цикла Центральной военно-технической школы дрессировщиков в подмосковном Новогиреево. С сентября 1945 г. В.Н. Касаткин работал в партийных учебных заведениях Москвы: преподавателем партшколы МК и МГК ВКП(б), заведующим учебной частью вечернего университета марксизма-ленинизма Москвы, директором филиала Университета марксизма-ленинизма МГК КПСС при Московском отделении Союза советских архитекторов. В последние годы жизни В.Н. Касаткин снова - преподаватель истории 509-й московской школы.

Основные труды В.Н. Касаткина касаются вопросов методологии руководства педагогическим образованием и планирования просветительской работы. Он являлся автором и ответственным редактором ряда книг и учебных пособий.

Умер В.Н. Касаткин в 1961 г. в г. Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.