Научная статья на тему 'Юридический статус и экономическая деятельность современных православных монастырей в России'

Юридический статус и экономическая деятельность современных православных монастырей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2587
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / ORTHODOX CHURCHES AND ECONOMICAL AND LEGAL POSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астэр Ирина Валериевна

Рассматривается российское законодательство относительно современных религиозных организаций как части организаций некоммерческого сектора, изучается экономический механизм функционирования монастырей, которые пытаются сформировать новую модель взаимоотношений с государством и другими экономическими агентами. Работа основана на материалах исследования деятельности православных монастырей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal position and economical activity of modern Orthodox churches in Russia

In the article Russian law is examined in relation with modern religious organizations as a part of non-profit organizations, the economical mechanism of functioning of churches that try to form a new model of relations with the government and other economical agents is studied. The work is based on the data of the research of the activities of Orthodox churches of St Petersburg and Leningrad region.

Текст научной работы на тему «Юридический статус и экономическая деятельность современных православных монастырей в России»

рынка / П.В. Терелянский // Актуальные проблемы развития экономики России: теория и практика: тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. преп., ученых, асп., студ. (24 нояб. 2006 г.). Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. Ч. 3. С. 111 - 115.

10. Терелянский П.В. Формирование цены перепродаваемых объектов / П.В. Терелянский // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. ст. XIX Междунар. науч.-техн. конф. Пенза, 2007.

The construction of the price-quality Junction based on the expert questionnaire polls

In the article the way of construction the price-quality relation based on the experts ’ evaluation is described. The quality is analyzed by the author as an integral index of customers ’ characteristics of the product. It is stated that products that have an equal integral quality index should have the same selling price.

Key words: expert evaluation, approximation, verbal scales, expectable selling price.

И.В. АСТЭР (Санкт-Петербург)

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ В РОССИИ

Рассматривается российское законодательство относительно современных религиозных организаций как части организаций некоммерческого сектора, изучается экономический механизм функционирования монастырей, которые пытаются сформировать новую модель взаимоотношений с государством и другими экономическими агентами.

Работа основана на материалах исследования деятельности православных монастырей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Ключевые слова: религиозные организации, православные монастыри, экономико-правовое положение.

Несмотря на то, что монашество предполагает отречение от мира, это отречение не является абсолютным. Монашество всегда существует как часть специфичного

социального пространства в конкретном обществе, условия жизни и социальный порядок которого различными сторонами отражаются на монастырском образе жизни. Особое место в системе отношений «монастырь - мир» занимают экономические отношения.

Современная Россия находится в процессе трансформации общественно-экономической системы, соответственно, изменяется и экономический механизм функционирования религиозных организаций, которые пытаются найти свое место, сформировать новую модель взаимоотношений с государством и другими экономическими агентами. В связи с этим нам представляется актуальным рассмотреть некоторые теоретические и практические аспекты экономического функционирования монастырей как части организаций некоммерческого сектора и определить перспективы их дальнейшего развития.

В настоящее время монастырь, как и любая другая религиозная организация на территории России, в рамках правового поля является юридическим лицом - некоммерческой организацией. Согласно ГК РФ, некоммерческими организациями являются юридические лица (которые определяются как организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могущие отвечать этим имуществом по своим обязательствам, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде), не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками [6].

Основополагающими в сфере деятельности некоммерческих организаций являются законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», введенные в действие 25 мая 1995 г. и 12 января 1996 г. соответственно. Деятельность некоммерческих организаций регулируется также рядом других федеральных законов («О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных

© Астэр И.В., 2009

объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») и другими нормативными актами на уровне субъектов Федерации и на местах.

В российском праве некоммерческая организация становится субъектом гражданских правоотношений с момента получения ею свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах (пенсионном фонде, фонде социального страхования, фонде медицинского страхования). Участниками некоммерческих организаций, согласно ст. 117 ГК РФ, могут быть физические лица, при этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество таких юридических лиц (п. 3 ст. 48 ГК РФ), т.е. доходы от деятельности некоммерческих организаций не могут распределяться между их членами, даже имущество, оставшееся в случае ликвидации религиозной организации, не может быть распределено между ее членами в соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ. Данные организации участвуют в имущественном обороте с целью достижения своих основных уставных задач (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Если организация осуществляет деятельность, не согласующуюся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал; если таких предупреждений более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации данной организации [6].

Другими словами, если смысл существования коммерческой организации состоит в том, чтобы приносить доход ее владельцу, то для некоммерческой структуры прибыль является средством реализации определенной цели. Такой целью в монастыре выступает удовлетворение потребности в духовном и нравственном совершенствовании его насельников.

В странах с развитой демократией роль религиозных организаций, как правило, расценивается как партнерская в решении множества социальных проблем общества. Лидеры религиозных организаций вступают в диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяют самоуправление, утверждают активную гражданственность. К примеру, в Греции - стране, являющейся родоначальницей демократии, православная церковь пользуется весомым общественным авторитетом, и, несмотря на

независимость от правительства, заработную плату и пенсии священнослужители получают от государства.

Юридической основой для функционирования монастырей как религиозных организаций является, прежде всего, право каждого на свободу совести. По закону РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией является добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица [5].

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций.

Решение об открытии монастыря принимают глава и управляющий орган Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) -Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод, по представлению епархиального архиерея. Епархиальный архиерей является предстоятелем местной церкви - епархии, в его обязанности, в частности, входят утверждение гражданских уставов монастырей и подворий; посещение монастырей и контроль за их религиозной, административной и финансовой деятельностью; назначение настоятелей, священников и др.; ходатайство перед органами государственной власти о возврате епархии помещений монастырей и других зданий, предназначенных для церковных целей. Монастыри, находящиеся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев, являются епархиальными; особо выделяются ставропи-гиальные монастыри, т. е. управляемые Патриархом.

Как религиозная организация и юридическое лицо, монастырь должен иметь самостоятельный баланс или смету, печать, штампы и бланки со своим наименованием, имеет право открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за ее пределами. В собственности монастыря может находиться любое имущество: здания, сооружения, жилой фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки, другие объекты собственности.

Монастырь для ведения своей деятельности должен иметь определенный доход; его может поддерживать государство посредством предоставления льгот при уплате налогов, прямых или косвенных субсидий, при условии осуществления им основной деятельности - цели, ради которой он создавался. Монастырь может заниматься и предпринимательской деятельностью, но доходы, полученные от нее, должен использовать на развитие уставных социальных функций. В частности, современные монастыри освобождены от уплаты налогов на прибыль и пользователей автомобильных дорог со средств, полученных от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и религиозного назначения, но должны платить эти налоги с предпринимательской деятельности. То есть монастырь не платит налоги с прибыли, которую он получает от продажи свечей, но должен платить с прибыли, которую он получает, например, от продажи хлеба из своей пекарни.

Единственный налог, который уплачивается монастырем в полном размере, -это единый социальный налог. От налога на имущество предприятий монастырь освобожден, земельный налог выплачивает только в тех случаях, когда земля не передана для обслуживания культовых зданий. Одну льготу имеет и на добавленную стоимость (НДС) - если заказывает посторонней организации реставрацию культовых сооружений [4].

Тем не менее нынешнюю модель финансирования религиозных организаций можно определить как кризисную. Для большинства современных православных монастырей характерно многоканальное финансирование, основными источниками которого являются следующие.

1. Добровольные взносы и пожертвования. Один из основных источников дохода монастыря со времен Древней Руси. Это были либо великокняжеские дары (если монастырь строился для духовных нужд князя и его семьи), либо вклады «на помин души». И в более поздние столетия монастырская казна пополнялась, в первую очередь, пожертвованиями - личными вкладами богатых дарителей или «кружечными сборами» богомольцев. В середине XIX в. крупные, знаменитые монастыри принимали в летние месяцы до сотни тысяч паломников. При этом государство год от года сокращало бюджетное финансирование монастырей [2: 313 - 320]. Зачастую именно от пожертвований зависело, расцветет монастырь или придет в упадок. В настоящее время добровольные взносы и пожертвования - не столь уж распространенное явление. Если в имперской России люди жертвовали от веры, то сейчас - от неверия. Поэтому и суммы значительно меньше. Сейчас о величине пожертвования судят по сумме, которую дал благотворитель, а раньше - по тому, сколько у благотворителя осталось.

2. Средства из государственного бюджета. Средства поступают монастырям на сегодняшний день бессистемно. Их получение, как правило, зависит от личной договоренности настоятеля с представителями органов государственной власти. Именно таким образом, скажем, Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге получил 15 млн руб. на реставрацию в 2006 г.

3. Целевые поступления. На осуществление отдельных проектов и мероприятий (напр., издание литературы) монастырям выделяются целевые суммы, в первую очередь - через благотворительные фонды.

4. Реализация товаров и услуг. Выручка от реализации товаров и услуг занимает весьма значительное место в составе доходов современных монастырских хозяйств. Монастырь реализует богослужебную утварь, литературу, предметы культа, оказывает услуги в образовательной, медицинской сферах и др.

5. Доходы, получаемые от собственности. Включают поступления от сдачи в аренду помещений, земельных участков и т. д.

6. Дивиденды. Современные монастыри не рискуют заниматься фондовыми операциями на отечественном рынке, во-пер-

вых, поскольку не имеют собственных квалифицированных специалистов, во-вторых, ограничены в финансовых ресурсах, необходимых для операций с ценными бумагами.

7. Взносы участников организации. В синодальную эпоху законы предписывали, чтобы перед постригом послушник отдал все свое имущество, как движимое, так и недвижимое, наследникам или монастырю. При выходе из монашества оно не возвращалось. Правда, монах мог держать в банках денежные вклады, но после его смерти они доставались монастырю [1: 225]. А в современных монастырях при принятии пострига монашествующие, как правило, оставляют за собой право на владение недвижимостью в «миру», и лишь особо благочестивые передают все свое имущество в собственность монастыря. Также современные иноки имеют право на пенсионное обеспечение, при этом распоряжаются им по собственному усмотрению (могут отдать пенсию в монастырскую казну, а могут и не отдавать). Одной из основных отличительных черт нынешнего городского монашества является наличие практически у каждого монаха жилья в городе в его личной собственности, если он является местным жителем, что обусловлено, прежде всего, отношениями государства и Церкви. В условиях, когда еще настолько свежи воспоминания о предыдущих гонениях, многие не могут отдать свое жилье, опасаясь, что практически в любой момент власть предержащие могут закрыть обитель и оставить монахов без крыши над головой. Государственные же структуры не принимают никаких мер для изменения ситуации. В частности, в Санкт-Петербурге и области запрещено регистрировать монашествующих по месту их постоянного жительства в обители.

Деньги, составляющие доход монастыря, тратятся по нескольким статьям. Первая постоянная статья расходов - это выплата заработной платы нанимаемым работникам (в большинстве случаев это рабочие строительных специальностей, а также бухгалтера, экономисты и др.). Вторая постоянная статья расходов - строительство, реставрация и ремонт культовых сооружений, бытовых построек. Третья -расходы на содержание кухни и столовой. Кроме того, оплачиваются коммунальные

услуги, налог в епархию, расходуются средства на благотворительные нужды.

Распорядителем финансовых средств монастыря на основе подотчетности епархиальному архиерею в пределах утвержденных им бюджетов является настоятель (настоятельница) монастыря. Наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходорасходных книг являются обязанностью казначея монастыря. Казначей также следит за состоянием иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным делопроизводством монастыря.

Финансовые вопросы решаются в монастыре очень просто, если монастырь занимается собственным производством. Мы изучали результаты экономической деятельности монастырей на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (использовался метод включенного наблюдения). Хозяйственная деятельность в каждом из существующих здесь монастырей довольно заметна. Например, в Покрово-Тервеническом женском монастыре за последние десять лет полностью восстановлены храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса, трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия КиевоПечерских - основателей монашества на Руси, а также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки.

Монастырское хозяйство самодостаточное: на скотном дворе имеются коровы, лошади, овцы, козы, куры; на 13 гектарах земли разбит сад, сажают овощи, сеют овес. Часть животноводческой продукции продается, но в малых количествах. Табун постепенно растет, т. к. лошади показали себя наиболее удобным транспортом в окрестных местах. Из шерсти, полученной от коз, послушницы прядут. Для выделки кожи имеется скорняжная мастерская.

Другим направлением экономической деятельности монастыря является продажа свечей, икон и разного рода изделий мастерских церковной утвари. В храмах монастыря иногда совершаются для верующих особые богослужения (молебны, панихиды, разного рода поминания и пр.). При монастыре открыты швейная и художественная мастерские. Все иконы Покро-во-Тервенического монастыря, а также многие иконы в других храмах и обителях написаны в здешней мастерской.

Осенью 1996 г. подворьем Покрово-Тервенического женского монастыря стал Санкт-Петербургский храм св. муч. Веры, Надежды, Любови и м. Софии. Здесь организуются паломнические поездки в обитель - еще один важный источник доходов монастыря. Паломничества совершаются большими группами, в которые входят люди, очень разные по степени воцер-ковленности. Организуются также группы верующих (в основном молодых) для работы на восстановлении монастырей.

Паломничество с различными трудовыми послушаниями существовало всегда, но паломничество с продолжительным (до нескольких месяцев) проживанием в монастыре и тяжелыми многочасовыми послушаниями (на строительстве, в прачечной, на сельскохозяйственных работах и т. п.) возникло только в последнее десятилетие, что обусловлено возрождением многих монастырей, как правило, находящихся в запустении.

Таким образом, использование современной техники, грамотное ведение хозяйства и знание основ экономики дают стабильный доход, которого хватает на содержание обители. Это позволяет быть независимыми от спонсоров, имущественные взносы и пожертвования которых не всегда являются бескорыстными. Зачастую в обмен на передаваемые средства жертвователи приобретают прямые выгоды, к примеру, привлекательный имидж.

Церковь, конечно, приветствует пожертвования, однако благотворительность сегодня - это скорее прецедент, а не система. При том, что в истории России финансирование монастырей осуществлялось, как правило, системно. В качестве примера можно указать на функционирование русских православных монастырей на Афоне, куда даже землю доставляли на кораблях императорского флота России. Лишенные после революции материальной поддержки государства, они пришли в упадок. Случай с афонскими монастырями является наглядным примером того положения, что самоокупающийся монастырь -это нонсенс. При успешном ведении хозяйства монастырю хватает финансов лишь на содержание обители. Но не будем забывать о социальных проблемах, решению которых могли бы поспособствовать современные монастыри.

В истории Русской Православной Церкви есть яркий пример монастыря, широко использовавшего практику благотворительности - это Волоколамский монастырь. Однако своим материальным преуспеянием этот монастырь обязан не предпринимательским усилиям, а тому образу жизни, который демонстрировал настоятель - преподобный отец Иосиф Волоцкий. В агиографическом описании его жизни сказано: землю, на которой был основан монастырь, подарил Иосифу князь Борис Васильевич Волоколамский, он же дал для строительства рабочих и обязался кормить первых насельников обители. Далее указано, что Иосиф Волоцкий вел переписку с вельможами и княгинями, «поучая их доброй жизни и милосердию бедным», и что особенно любопытно, «по мере усиления благочестия (прежде всего адресатов

о. Иосифа. - И.А.) повысилось благосостояние крестьян» [3:150]. В другом тексте, написанном в XIX в., читаем: «особенно велико было значение монастыря Иосифова для окрестных жителей во время голода. Неурожай продолжался несколько лет ... ежегодно прокармливалось по 400 - 500 человек, кроме малых детей... Наконец истощился весь хлебный запас в монастыре. Иосиф стал продавать скот и одежду, так, что монастырь оскудел. Приходит наконец к игумену келарь и говорит, что нечем кормить братию; игумен велит ему взять денег у казначея; казначей, в свою очередь, объясняет, что у него денег нет. Тогда Иосиф повелел денег занять, некоторые из братии стали роптать. Им в праздничные дни уже не давали на трапезе калачей и медового квасу..., а в будние дни они ели одно варево и пили одну воду. Иосиф отвечал роптавшим, что они обещали терпеть всякую скорбь ради Царства Небесного, почему и не должны лишать помощи тех, кто с женами и детьми скитаются по чужим местам из-за куска хлеба. (Иноки, по уставу Иосифа, постоянно должны были оставлять третью часть своей пищи для бедных.) Слух о том, что Иосиф прокормил столько народу, быстро распространился и богатые поспешили помочь монастырю» [7: 52 - 53]. Данный пример демонстрирует скорее не хозяйственную рачительность Иосифа Волоцко-го, а личное подвижничество в деле помощи ближним. Таким образом, Церковь

должна обеспечивать идею социального служения, а государство и общество - создавать материальное основание для этого служения.

С учетом значимости религиозных организаций в решении наиболее острых социальных проблем в мировой практике осуществляется финансирование монастырей - государственным или общинным путем. Впрочем, при государственном финансировании деятельность РПЦ, как показывает история, может попасть в сильную зависимость от чиновников, что негативно может сказаться на ее функционировании. Общинное финансирование на сегодняшний день не может стать основным источником дохода монастырей как из-за малочисленности истинно религиозного населения, так и в связи с его крайней бедностью.

Поэтому в нынешних условиях одной из мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов в бюджет монастыря могла бы стать дальнейшая диверсификация монастырского производства. Также необходимо укреплять взаимодействие с государством в деле социальной работы, что поднимет авторитет Церкви среди россиян и тем самым привлечет в ее ряды новых членов, появятся благоприятные возможности для общинного финансирования.

Литература

1. Алфавитный указатель действующих и ру-ководственных канонических постановлений,

указов и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721 - 1901 г.) / сост. С.В. Калашников. Спб., 1902.

2. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX века / П.Н. Зырянов // Монашество и монастыри в России XI - XX века: исторические очерки / отв. ред. Н.В. Синицына. М., 2005.

3. Монахиня Таисия. Жития русских святых. Джорданвиль, 1984. Т. 2.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (любое изд.).

5. О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединений: российские и международные правовые документы в извлечениях. М., 1996.

6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95) (любое изд.).

7. Xрущев И. Преподобный игумен Иосиф Волоцкий / И. Xрущев. Спб., 1856.

Legal position and economical activity of modern Orthodox churches in Russia

In the article Russian law is examined in relation with modern religious organizations as a part of non-profit organizations, the economical mechanism offunctioning of churches that try to form a new model of relations with the government and other economical agents is studied. The work is based on the data of the research of the activities of Orthodox churches of St Petersburg and Leningrad region.

Key words: religious organizations, orthodox churches and economical and legal position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.