Научная статья на тему 'Юридическая техника как средство повышения эффективности правового регулирования общественных отношений'

Юридическая техника как средство повышения эффективности правового регулирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическая техника / юридическая деятельность / правовое регулирование / средства / правила / приёмы / правотворчество / правоприменение / legal technology / legal activity / legal regulation / tools / rules / techniques / law-making / law enforcement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт Виктор Сергеевич, Трипутин Сергей Николаевич

Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с ролью и значением юридической техники в системе правового регулирования общественных отношений. Авторы на примере анализа правотворчества и правоприменения некоторых нормативных правовых актов обосновывают методологическую значимость юридической техники с позиции повышения эффективности социального регулирования и укрепления авторитета права как важнейшего регулятора отношений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бялт Виктор Сергеевич, Трипутин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal machinery as a means of increasing the effectiveness of legal regulation of social relations

The article is devoted to issues related to the role and importance of legal technique in the system of legal regulation of social relations. The authors on the example of analysis of law-making and enforcement of some regulatory legal acts justifying the methodological significance of legal technique for the improvement of the efficiency of social regulation and strengthening the authority of law as the major regulator of relations in society.

Текст научной работы на тему «Юридическая техника как средство повышения эффективности правового регулирования общественных отношений»

о

<N

s s

о

Теория государства и права

УДК 340.12

о В. С. Бялт, С. Н. Трипутин

рц

щВ БЯЛТ, Виктор Сергеевич, доцент кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского универси-

тета МВД России, кандидат юридических наук, Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилюто-ва, д. 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.

BJALT, Viktor Sergeevich, associate Professor of Department of theory of state and law of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, Saint

§ Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: victorkwr@mail.ru. g

g ТРИПУТИН, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД о

L-

^ E-mail: mail@univermvd.ru. ю

России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1.

£ TRIPUTIN, Sergey Nikolayevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia

С on personal staff. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: mail@univermvd.ru.

^ Юридическая техника как средство повышения эффективности

¡4 правового регулирования общественных отношений

К

«

о The legal machinery as a means of increasing the effectiveness of legal regulation of social relations

rn

Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с ролью и значением юридической техники в системе правового регулирования общественных отношений. Авторы на примере анализа правотворчества и правоприменения некоторых нормативных правовых актов обосновывают методологическую значимость юридической техники с позиции повышения эффективности социального регулирования и укрепления авторитета права как важнейшего регулятора отношений в обществе.

Ключевые слова: юридическая техника, юридическая деятельность, правовое регулирование, средства, правила, приёмы, правотворчество, правоприменение.

The article is devoted to issues related to the role and importance of legal technique in the system of legal regulation of social relations. The authors on the example of analysis of law-making and enforcement of some regulatory legal acts justifying the methodological significance of legal technique for the improvement of the efficiency of social regulation and strengthening the authority of law as the major regulator of relations in society.

Keywords: legal technology, legal activity, legal regulation, tools, rules, techniques, law-making, law enforcement.

Право, являясь одним из социальных регуляторов, играет доминирующую роль в системе регулирования отношений в обществе, что обусловлено определенными признаками права: непосредственная связь с государством, регулирование наиболее важных общественных отношений, распространение своего воздействия на всё общество, принятие права от имени всего общества. Однако следует отметить, что эффективность правового регулирования напрямую детерминирована исполнением и соблюдением определённых требований в процессе правотворчества, реализации и толковании норм права, т.е. выполнение определённых правил и требований юридической техники в процессе образования, реализации и интерпретации права выступает необходимым условием качественного и результативного регулирования отношений в обществе, что, в свою очередь, обусловливает повышение в последнее время научного интереса к исследованию юридической техники как отрасли правовых знаний [9; 10; 13; 15; 18; 19; 21-24; 26; 31].

В рамках дальнейшего построения в России правого государства и создания эффективного ад-

министративно-правового механизма защиты прав и свобод граждан роль юриста как представителя особой профессии, безусловно, возрастает. Не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркивает важность совершенствования правовой работы в обществе и государстве как одного из основных элементов системы защиты прав и свобод российских граждан [5]. Таким образом, актуальность вопросов, связанных с рассмотрением значения юридической техники как важнейшей составляющей правовой работы, очевидна.

Значение термина «техника» определяется как «совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве» [20, с. 650]. В философии под техникой понимается «способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять» [29, с. 453].

В научной литературе встречаются различные определения понятия юридической техники [30, с. 366; 8, с. 215; 25, с. 15; 27, с. 396; 16, с. 16; 14, с. 50; 28, с. 368], из чего можно сделать вывод, что современная наука выделяет два основных подхода к пониманию юридической техники: узкий (документальный) подход, согласно которому юридическую технику можно

Бялт В. С., Трипутин С. Н. Юридическая техника как средство повышения эффективности правового регулирования..

условно представить как науку о составлении юридических документов, и широкий (деятельностный), в рамках которого юридическую технику понимают как правила ведения юридической работы и составления в процессе неё юридических документов.

Целесообразным с точки зрения раскрытия содержания юридической техники представляется деятельностный подход, который не ограничивает сферу юридической техники только приёмами составления юридических документов, а учитывает всю совокупность правил ведения юридической работы, без которых понимание юридической техники было бы неполным.

Проанализировав и обобщив различные мнения учёных-правоведов о сущности и назначении юридической техники, можно сформулировать следующее определение: юридическая техника - это система средств, правил и приёмов, при помощи которых осуществляется юридическая деятельность (правотворчество, интерпретация права, реализация права, правосудие и т. п.).

Далее попытаемся выявить значение юридической техники в системе правового регулирования социальных отношений на примере исследования правотворчества и правоприменения нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области прохождения государственной службы.

Одним из правил юридической техники является ясность правового документа, предусматривающая, что документ должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется.

С нашей точки зрения, не совсем ясной является следующая формулировка одного из оснований увольнения сотрудников органов внутренних дел: «Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел: в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел» [2, ст. 82].

Обозначенное основание увольнения затрагивает область нравственной оценки действий сотрудников органов внутренних дел. Несомненно, в отношении сотрудников органов внутренних дел нормы профессиональной этики носят деонтологический характер [6]. Тем не менее вопрос о соотношении правового регулирования и моральной оценки действий сотрудников органов внутренних дел с позиции увольнения их со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь, по нашему мнению, не может быть решён однозначно и, безусловно, требует комплексного научного исследования в аспекте анализа правоприменительной практики, связанной с ограничением конституционного права на труд сотрудников органов внутренних дел.

Не в полной мере ясной и в некотором роде двусмысленной представляется статья федерального закона, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия государственных гражданских служащих:

«Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и

обязательствах имущественного характера, а также ГО о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах Т имущественного характера своих супруги (супруга) § и несовершеннолетних детей либо представления за- С ведомо недостоверных или неполных сведений; §5

3) участия гражданского служащего на платной -основе в деятельности органа управления коммер- Я ческой организацией, за исключением случаев, уста- е новленных федеральным законом; б

4) осуществления гражданским служащим г предпринимательской деятельности; к

5) вхождения гражданского служащего в состав г органов управления, попечительских или наблю- у дательных советов, иных органов иностранных не- § коммерческих неправительственных организаций и р действующих на территории Российской Федерации и их структурных подразделений, если иное не пред- Й усмотрено международным договором Российской 3 Федерации или законодательством Российской Фе- В дерации; Д

6) нарушения гражданским служащим, его су- р пругой (супругом) и несовершеннолетними детьми с запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить § наличные денежные средства и ценности в ино- ^ странных банках, расположенных за пределами 3 территории Российской Федерации, владеть и (или) 7 пользоваться иностранными финансовыми инстру- 3 ментами» [3, ст. 59.2]. 1

В данном случае законодателю следовало бы бо- 8 лее ясно и понятно сформулировать указанную норму, чтобы исключить двусмысленность в толковании и неадекватность в её применении, поскольку это связано с ограничением одного из конституционных прав российских граждан, а именно, права на труд.

При подготовке правового документа помимо ясности необходимо также учитывать такое правило юридической техники, как краткость, т.е. сокращение объёма документа, но, конечно же, ни в коем случае не в ущерб качеству правового документа. В связи с этим, на наш взгляд, представляется не вполне полной и точной формулировка основания увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел «в связи с отчислением из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [2, ст. 82]. Анализируя указанную норму, следует обратить внимание на то, что законодатель не указал форму обучения в образовательной организации, а также причину отчисления. Исходя из этого, можно предположить возникновение ситуации, когда сотрудник территориального органа внутренних дел, получая образование в ведомственном вузе по заочной форме обучения, отчисляется по собственному желанию, и у его уполномоченного руководителя появляется формальный повод к увольнению данного сотрудника, что однозначно создает условия для нарушения принципов справедливости и целесообразности в процессе применения норм федерального законодательства. По нашему мнению, правовая норма, устанавливающая обозначенную выше формулировку основания увольнения сотрудников органов внутренних дел, нуждается в корректировке и конкретизации.

Требование точности правового документа предполагает отсутствие или сведение к минимуму различных общих и абстрактных формулировок.

Теория государства и права

22 В соответствии с нормами федерального зако-

нодательства одним из видов отпусков, предусмо-Р тренных для сотрудников органов внутренних дел, ^ является отпуск по личным обстоятельствам. «От-0| пуск по личным обстоятельствам продолжительно-^ стью не более 10 календарных дней (без учёта вре-§ мени проезда к месту проведения отпуска и обратно) о предоставляется сотруднику органов внутренних ^ дел приказом руководителя федерального органа ис-р? полнительной власти в сфере внутренних дел или § уполномоченного руководителя в случае тяжелого ат заболевания или смерти близкого родственника со-ите трудника (супруга (супруги), отца, матери, отца (марс тери) супруга (супруги), сына (дочери), родного бра-ве та (родной сестры), пожара или другого стихийного м бедствия, постигшего сотрудника или его близкого ^ родственника, а также в случае необходимости псиЦ хологической реабилитации сотрудника и в других ^ исключительных случаях» [2, ст. 61]. Из приведён-ур ной нормы следует, что отпуск по личным обсто-а ятельствам сотруднику может быть предоставлен ет уполномоченным руководителем, помимо конкретно установленных случаев, также и в других исключи-|| тельных случаях. На основании этого можно утверж-^ дать, что данная конструкция правовой нормы, без-« условно, направлена на учёт интересов сотрудников я при возникновении сложных жизненных ситуаций, ^ но вместе с тем предусматривает возможность преЮ доставления руководителем подчинённому отпуска по личным обстоятельствам на основе своего субъективного представления о «других исключительных случаях», что, бесспорно, не способствует единообразному толкованию и применению рассматриваемой правовой нормы.

Доступность правового документа также является одним из правил юридической техники и предполагает использование простых формулировок, понятных и легко воспринимаемых населением.

Согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении) одним из видов пенсии для сотрудников органов внутренних дел является пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия [4, ст. 14].

Однако необходимо отдельно остановиться на дополнении, введённом в Закон о пенсионном обеспечении Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ. Данным федеральным законом ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении была дополнена ч. 2 следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учётом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». С нашей точки зрения, указанное дополнение вполне обосновано в аспекте существенного увеличения на тот момент должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел, но с позиции восприятия обычными сотрудниками конструкция обозначенной правовой нормы может вызывать определенные разногласия в ее толковании [11, с. 19].

Таким образом, можно констатировать, что юридическая техника как совокупность инструментов ведения юридической работы и составления юридических документов имеет существенное значение в свете повышения эффективности правовой работы в обществе и государстве, поскольку:

- юридическая техника способствует интеграции права с практикой, формированию практических навыков ведения правовой работы, повышению доли практической составляющей в системе юридического образования;

- юридическая техника выступает одним из важнейших условий предупреждения и исправления юридических ошибок;

- знание и применение на практике требований юридической техники, несомненно, позволяет существенно повысить качество правовой работы;

- юридическая техника обусловливает формирование определённого правосознания, позволяющего осознать юристу-практику необходимость строгого следования определённому порядку в процессе юридической деятельности как обязательного условия повышения её эффективности [17, с. 40-43].

Представляется целесообразным реализовать следующий комплекс мероприятий по совершенствованию юридической деятельности в государстве, который будет способствовать повышению эффективности социального регулирования и дальнейшему укреплению авторитета права как важнейшего регулятора отношений в обществе:

- для развития практической направленности юридического образования представляется вполне обоснованным в образовательных организациях юридического профиля повсеместно ввести в программу обучения отдельную учебную дисциплину «Юридическая техника», изучение которой однозначно позволит обучающимся в более полном объёме выработать навыки анализа и составления правовых документов, необходимые каждому юристу в целях его профессионального развития [1, ст. 2];

- в процессе правотворчества необходимо строго следовать требованиям юридической техники, для чего следует обращать особое внимание на

Бялт В. С., Трипутин С. Н. Юридическая техника как средство повышения эффективности правового регулирования...

реализацию таких принципов правотворчества, как - уровень юридической техники как отрасли

профессионализм и научный характер [12, с. 36]; правовых знаний, имеющей прикладной характер, во - в рамках подготовки кадров для замещения многом определяет эффективность правового регу-должностей в правоохранительных органах и с целью лирования в обществе и государстве, что однозначно

совершенствования правоприменительной практи- подчёркивает фундаментальный методологический ки их сотрудников целесообразно при прохождении характер юридической техники в аспекте социальной

СО а> о т и я я

С рэ

и

-

указанными сотрудниками первоначальной под- и инструментальной ценности права, а также с пози- Я

т

а> б

различных видов юридических документов (рапорт, по совершенствованию юридической деятельности р

О

в

3

- исследование роли юридической техники лирования правоотношений и приведет к снижению у

№ Я

готовки увеличить долю практических занятий, на- ции реализации регулятивной функции права; правленных на формирование умений подготовки - сформулированный выше ряд предложений

различных видов юридических документов (рапорт, по совершенствованию юридической деятельности

акт, протокол и пр.) [7]. в сфере правотворчества и правоприменения позво-

Подводя итог, надлежит отметить следующее: лит, с нашей точки зрения, повысить качество регу-

о

имеет важнейшее теоретическое и практическое уровня правового нигилизма в обществе;

значение с точки зрения обобщения и систематиза- - следует указать, что вопросы, связанные с те- р

ции имеющихся знаний в данной области, а также оретико-правовым и административно-правовым и

обоснования предложений по совершенствованию анализом юридической техники как системы средств, Й

правовой работы в обществе и государстве как важ- правил и приёмов осуществления юридической дея- 3

нейшего элемента системы защиты прав и свобод че- тельности, по нашему мнению, нуждаются в даль- В

ловека и гражданина; нейшем комплексном рассмотрении и исследовании. д

Р о

Список литературы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 29 я июля 2017 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598; 2017. - № 31. - Ч. 1. - Ст. 4765. 3

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные зако- ( нодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (в ред. от 3 апреля 2017 7 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020; 2017. - № 15. - Ч. 1. - Ст. 2139. 00

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215; 2017. - № 31. - Ч. 1. - Ст. 4824.

4. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей : закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Российская газета. - 1993. - 26 февраля; СЗ РФ. - 2017. - № 27. - Ст. 3951.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. // Российская газета. - 2016. - 2 декабря.

6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих : одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол № 21) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2017).

7. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 (в ред. от 26 июля 2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2017).

8. Алексеев, С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 2003. - 632 с.

9. Белов, В. А. Юридическая техника российского налогового законодательства: общетеоретический анализ : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Белов Владимир Александрович. - Н. Новгород, 2002. - 191 с.

10. Бокова, И. Н. Юридическая техника в уголовном законодательстве: теоретико-правовой анализ главы 22 УК РФ : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 /Юокова Ирина Николаевна. - Н. Новгород, 2002. - 258 с.

11. Бялт, В. С., Трипутин, С. Н. Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2014. - № 4 (64). - С. 17-20.

12. Бялт, В. С., Трипутин, С. Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 35-38.

13. Голенок, С. Г. Юридическая техника в системе регионального нормотворчества (теоретико-прикладной аспект) : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / Голенок Светлана Геннадиевна. - СПб, 2005. - 245 с.

14. Давыдова, М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. - Волгоград: Издательство Волгоградского ГУ, 2009. - 318 с.

15. Давыдова, М. Л. Теоретические и методологические проблемы понятия и состава юридической техники : дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Давыдова Марина Леонидовна. - Волгоград, 2010. - 408 с.

16. Карташов, В. Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования // Юридическая техника. - 2007. - № 1. - С. 16-24.

17. Кашанина, Т. В. Юридическая техника : учебник / 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма: Инфра-М, 2011. -

496 с.

Теория государства и права

22 18. Краснов, А. Н. Юридическая техника российского экологического законодательства: общеправовой

гч анализ : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /Краснов Алексей Николаевич. - Н. Новгород, 2008. - 230 с. Р 19. Максимова, Е. В. Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных пра-

^ вовых актов федеральных органов исполнительной власти : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /Максимова Екатерина Владимировна. - Уфа, 2009. - 202 с.

20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989. - 750 с.

£

и и с

о 21. Плотницкий, А. В. Юридическая техника и её использование в уголовно-процессуальном нормотвор-

Рч

честве : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.09 / Плотницкий Алексей Владимирович. - М., 2008. - 208 с.

22. Савченко, Л. В. Юридическая техника в правотворчестве субъекта Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Савченко Лариса Васильевна. - М., 2004. - 175 с. н 23. Соколов, А. Ф. Преступления в сфере оборота оружия (ст. 222, 223 УК РФ): проблемы юридической

ите

с р

л

техники и дифференциации ответственности : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Соколов Александр Фёдорович. - Ярославль, 2002. - 218 с. « 24. Соловьёв, О. Г. Преступления в сфере налогообложения (ст. 194, 198, 199 УК РФ): проблемы юридиче-

«н ской техники и дифференциации ответственности : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Соловьёв Олег Генна-

8 8

с г

^ в 2 т. / под ред. В. М. Баранова : в 2 т. - Т. 1. - Н. Новгород, 2001. - С. 9-24.

ю р

дьевич. - Ярославль, 2002. - 222 с.

25. Сырых, В. М. Предмет и система законодательной техники как прикладной науки и учебной дисциплины // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование : сб. ст. :

26. Тенетко, А. А. Юридическая техника правоприменительных актов : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 ет / Тенетко Алексей Алексеевич. - Екатеринбург, 1999. - 200 с. V 27. Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева.

| - М.: Юнити-Дана, 2000. - 738 с.

^ 28. Червонюк, В. И. Правовые технологии («правовая инженерия»), или прикладная юриспруденция: ме-

и тодологические и дидактико-методические приемы внедрения в систему вузовской подготовки правоведов // | Юридическая техника. - 2009. - № 3. - С. 368-381. се 29. Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.

30. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. - М.: Юрайт, 1999. - 429 с.

31. Чигидин, Б. В. Юридическая техника российского законодательства : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Чигидин Борис Викторович. - М., 2002. - 189 с.

Бялт В. С., Трипутин С. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.