Научная статья на тему 'Юридическая природа уголовно-правовых положений в экологическом Кодексе Франции'

Юридическая природа уголовно-правовых положений в экологическом Кодексе Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
726
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ / СПОСОБЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ / CRIMINAL-LAW PROTECTION OF THE ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL CRIME / ENVIRONMENTAL CODE OF FRANCE / WAYS TO CRIMINALIZE ECOLOGY OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шулепова Л. Ф.

В статье показаны способы криминализации экологических уголовно-наказуемых деяний в законодательстве Франции; проанализированы нормы французского Экологического кодекса, содержащие уголовно-правовые предписания; изучены возможности использования отечественным законодателем опыта западноевропейских стран в формировании института уголовно-правовой охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal nature of the criminal provisions in the Environmental Code of France

The article is devoted to the criminalization of environmental criminal offenses in French law; analyzed norms French Environmental Code, containing penal provisions; studied the possibility of using the domestic legislator experience of Western European countries in the formation of the institute of criminal law protection of the environment.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа уголовно-правовых положений в экологическом Кодексе Франции»

УДК 343.775 Л. Ф. Шулепова

кандидат юридических наук, профессор кафедры международного и конституционного права Института права, экономики и управления информацией МГЛУ, доцент; e-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОДЕКСЕ ФРАНЦИИ

В статье показаны способы криминализации экологических уголовно-наказуемых деяний в законодательстве Франции; проанализированы нормы французского Экологического кодекса, содержащие уголовно-правовые предписания; изучены возможности использования отечественным законодателем опыта западноевропейских стран в формировании института уголовно-правовой охраны окружающей среды.

Ключевые слова: уголовно-правовая охрана окружающей среды; экологические преступления; Экологический кодекс Франции; способы криминализации правонарушений в сфере экологии.

Shulepova L. F.

Ph.D (Law), Professor, Department of International and Constitutional Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU

LEGAL NATURE OF THE CRIMINAL PROVISIONS IN THE ENVIRONMENTAL CODE OF FRANCE

The article is devoted to the criminalization of environmental criminal offenses in French law; analyzed norms French Environmental Code, containing penal provisions; studied the possibility of using the domestic legislator experience of Western European countries in the formation of the institute of criminal law protection of the environment.

Key words: criminal-law protection of the environment; environmental crime; Environmental Code of France; ways to criminalize ecology offenses.

Европейские страны еще 15 лет назад, принимая во внимание, что неконтролируемое экономическое развитие может иметь своим результатом опасный уровень загрязнения окружающей среды, приняли Конвенцию о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 октября 1998 г.). В Конвенции

указывается, что «нарушения, имеющие серьезные последствия для окружающей среды, должны быть квалифицированы как уголовные преступления, влекущие за собой соответствующие санкции» [4].

В 2008 г. Европейским Парламентом и Советом была утверждена Директива 2008/99/ЕС «Об уголовно-правовой охране окружающей среды», в которой отмечается: «Опыт показал, что существующие системы наказаний не эффективны для достижения полного выполнения законодательства о защите окружающей среды. Такое соответствие может и должно быть достигнуто посредством введения уголовного наказания, которое демонстрирует социальное порицание принципиально другого характера, нежели административные взыскания или механизм компенсаций по гражданскому праву» [1].

В национальных законодательствах используются различные технологии уголовно-правовой охраны окружающей среды. В ряде стран составы экологических преступлений формируются только в уголовных кодексах. Например, в Российской Федерации им посвящена глава 26 УК («Экологические преступления»), содержащая 18 статей (ст. ст. 246-262). За пределами УК в России уголовно-правовых норм не существует. В новом УК Венгрии, вступившем в силу с 1 июля 2013 г., глава XXIII («Преступления против природопользования и охраны окружающей среды») также объединила все составы уголовно наказуемых деяний, совершаемых в экологической сфере (ст. ст. 241-253).

В некоторых государствах используется двунаправленный способ криминализации - составы экологических преступлений включены как в уголовные кодексы, так и в источники регулятивных отраслей права. Так, в УК Германии имеется раздел XXIX («Преступления против окружающей среды»), состоящий из 13 параграфов (§§ 324 - 330d) [10, с. 163-172.]. Одновременно в рамках дополнительного уголовного права («Nebenstrafrecht») многочисленные составы экологических преступлений сформулированы в иных законах. Это законы о химикатах, об охране животного мира, об охоте, об охране растительного мира, о лекарственных средствах и т. д.

Во Франции криминализация правонарушений в сфере экологии осуществляется не в уголовном, а в отраслевом законодательстве об охране окружающей среды. В УК Франции имеется несколько статей (322-5, 322-6, 421-2, 461-28), в которых нанесение ущерба окружающей среде указывается в качестве квалифицирующего

признака преступления. Однако в названных статьях сформулированы составы не экологических, а иных преступлений (уничтожение или повреждение имущества, терроризм, применение запрещенных средств и методов ведения войны). Что же касается уголовного права окружающей среды, то его основу составляют нормы Экологического кодекса Франции 2000 г. («Code de l'environnement») [15] (далее - Кодекс). О концепции рассматриваемого Кодекса можно судить, ознакомившись с его структурой. Он состоит из законодательной и регламентационной (подзаконной) частей, каждая из которых включает семь книг.

Первая книга законодательной части («Общие положения») имеет семь разделов: общие принципы; информация и участие граждан; учреждения; ассоциации охраны окружающей среды и местные органы власти; финансовые положения; профилактика и возмещение ущерба, причиненного окружающей среде; общие положения, касающиеся контроля и санкций.

Вторая книга («Физические среды») состоит из двух разделов: вода, водные и морские среды; воздух и атмосфера.

Третья книга («Природные пространства») сконструирована из семи разделов: опись и оценка естественного достояния; побережье; парки и заповедники; участки; пейзажи; доступ к природе; зеленые и синие кадры.

Четвертую книгу («Природное наследие») составляют три раздела: охрана природного наследия; охота; пресноводная рыбалка и управление рыбными ресурсами.

Пятая книга («Предотвращение загрязнений, рисков и вреда») включает девять разделов: классы установок для охраны окружающей среды; химикаты, биоциды и вещества наночастиц; генетически модифицированные организмы; отходы; специальные положения для некоторых сооружений или установок; предотвращение стихийных рисков; предотвращение вредного шума; охрана жизненного пространства; ядерная безопасность и основные ядерные установки.

Шестая книга содержит положения для заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические земли, Майотта).

Седьмая книга посвящена охране окружающей среды в Антарктике [3, с. 44 - 46; 13, с. 3 - 136].

Безусловно, основу Кодекса составляют регулятивные нормы. Однако в целях обеспечения их эффективности он наполнен так называемыми специально-охранительными нормами. Особо впечатляет широта представленных в документе уголовно-правовых предписаний. В нем более двухсот норм устанавливают уголовную ответственность за экологические правонарушения и условия ее реализации. В каждой из семи книг эти нормы образуют разделы (подразделы), которые озаглавлены по-разному, в основном как «Уголовно-правовые положения» («Dispositions pénales») или как «Уголовно-правовые санкции» («Sanctions pénales»). В некоторых разделах Кодекса, именуемых «Установление преступлений» («Constatation des infractions»), определены категории и полномочия лиц, призванных наряду с агентами судебной полиции расследовать экологические преступления.

Уяснение юридической природы уголовно-правовых предписаний, содержащихся в Кодексе, позволяет расширить наши представления о возможных формах взаимодействия норм уголовного права и норм отраслевого законодательства, избрать наиболее эффективный способ уголовно-правовой охраны окружающей среды.

Массив уголовно-правовых предписаний в Кодексе образуют две различные по сферам применения группы норм, одни из них являются общими, а другие - специальными.

Общий характер носят нормы, закрепленные в книге I разделе 7 законодательной части Кодекса («Общие положения, касающиеся контроля и санкций»). В ст. L170-1 названного раздела определяются единые требования к осуществлению того или иного вида деятельности, сопряженного с угрозой причинения вреда окружающей среде, и единые санкции на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения этих требований. Специальные предписания, касающиеся контроля и санкций, содержащиеся в других разделах кодекса, либо дополняют эти общие положения, либо, если и отклоняются от них, то ввиду специфики сферы регулирования.

В общих уголовно-правовых нормах криминализованы, в частности следующие составы экологических правонарушений:

а) осуществление лицом какой-либо деятельности без разрешения, регистрации, лицензирования, утверждения или удостоверения в нарушение установленных статьями Кодекса [7] правил (ст. L173-1 в редакции, принятой в 2013 г. во исполнение решения Евросоюза по вопросам устойчивого развития) [14];

б) занятие каким-либо видом деятельности без ее декларирования или авторизации, если это противоречит требованиям норм [8] экологического законодательства (ч. 1 ст. L173-2);

в) неисполнение предписания компетентного органа с требованием о необходимости прекращения деятельности, нарушающей экологические нормы (ч. 2 ст. L173-1, ч. 2 ст. L173-2).

Деяния, указанные в п. п. «а» и «б», влекут наказания в виде одного года тюремного заключения и штрафа в размере соответственно 75 тыс. и 15 тыс. евро. В п. «в» обозначены проступки, наказуемые двумя годами тюремного заключения и штрафом в размере 100 тыс. евро.

Если в результате совершения одного из упомянутых деяний будет нанесен серьезный вред здоровью и безопасности людей или причинен существенный ущерб фауне и флоре, качеству воздуха, почвы и воды, размер наказания существенно увеличивается - до пяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 300 тыс. евро (ч. 3 ст. L173-3).

Кроме того, в ст. L173-7, которая была введена в Кодекс ордонансом №2012-34 от 11 января 2012 г. [16], закреплено общее правило о том, что к физическим лицам за причинение вреда окружающей среде могут применяться и некоторые дополнительные наказания, в том числе:

1) доведение приговора об осуждении до общественности через средства массовой информации, включая электронные;

2) конфискация вещи, которая использовалась или предназначалась для использования при совершении преступления;

3) приостановка («immobilisation») на срок до одного года права пользования транспортным средством (автомобилем, кораблем, лодкой, морским или воздушным судном), принадлежащим осужденному на праве собственности и использовавшимся им при совершении преступления;

4) лишение права на занятие профессиональной деятельностью до пяти лет, при осуществлении которой было совершено преступление.

Упоминавшимся ордонансом №2012-34 от 11 января 2012 г. раздел 7 книги I Кодекса был дополнен ст. L173-8 об уголовной ответственности юридических лиц за преступные деяния в сфере экологии. В названной статье установлено, что юридические лица несут

уголовную ответственность в соответствии со ст. 121-2 УК, т. е. им назначается денежный штраф в размере, равном пятикратному размеру штрафа, предусмотренного в санкции соответствующей статьи для физических лиц. Если наказание для физического лица связано только с лишением свободы, юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу в размере 1 млн евро. Кроме того, за экологические преступления к юридическому лицу могут быть применены дополнительные наказания: судебный надзор; ликвидация; исключение из государственных закупок; запрет на сделки с ценными бумагами; конфискация; доведение приговора до общественности.

Специальные уголовно-правовые предписания включены в книги II-VII Кодекса, регулирующие охрану отдельных объектов окружающей среды. Всего в законодательной части Кодекса насчитывается более 60 санкций, предусматривающих уголовное наказание в виде лишения свободы на сроки от 3 мес. до 10 лет. В процентном отношении, исходя из сроков тюремного заключения, санкции распределяются следующим образом: 10 лет - 3,2 %; 7 лет - 6,4 %; 5 лет - 4,8 %; 4 года - 1,6 %; 3 года - 4,8 %; 2 года - 40,0 %; 1 год -24,0 %; 3 месяца - 10 %.

Штраф альтернативно с лишением свободы предусмотрен в 60 санкциях, а без лишения свободы - более чем в 15 санкциях. Размеры штрафов установлены в пределах от 4 тыс. до 15 млн евро

В регламентационной части кодекса насчитывается более 110 составов уголовно наказуемых нарушений, из них более половины (59) - 5-го класса (штраф до 1500 евро, при рецидиве - до 3 тыс. евро, максимально - до 3750 евро). Вторую половину в основном составляют нарушения 4-го класса (штраф до 750 евро) - 26 составов и 3-го класса (штраф до 450 евро) - 22 состава. 5 составов имеют категорию 2-го класса (штраф до 150 евро) и 3 состава - 1-го класса (штраф до 38 евро).

Определяя природу правонарушений, за совершение которых в Кодексе предусмотрена уголовная ответственность, отметим, что во Франции в соответствии со ст. 111-1 УК уголовно наказуемые деяния делятся на три категории: преступления («crimes»), проступки («délits»), нарушения («contraventions»). Такая классификация преступных деяний предопределяет систему наказаний. За совершение преступлений закон устанавливает уголовные наказания в виде пожизненного лишения свободы или тюремного заключения на сроки

15, 20 и 30 лет. Проступки - деяния, за которые законом установлены исправительные наказания, максимальным из которых является тюремное заключение на срок 10 лет, а минимальным - штраф в размере 4 тыс. евро. За нарушения предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 38 до 3750 евро.

Следуя указанной категоризации уголовно наказуемых деяний, можно заключить, что рассматриваемый Кодекс содержит составы примерно 70 уголовных проступков в законодательной части и более 110 уголовных нарушений в регламентационной части.

На примере Кодекса можно сделать вывод, что французское уголовное законодательство не стремится в своем развитии к полной кодификации. Предполагается, что в отличие от бланкетных норм действие уголовно-правовых положений, включенных непосредственно в механизм правового регулирования отдельных сфер общественной жизни, является более эффективным. Взаимодействуя с нормами регулятивных отраслей законодательства непосредственно, эти предписания напрямую воздействуют на правопорядок, демонстрируя, с одной стороны, значимость регулируемой сферы деятельности, а с другой - информируют субъектов конкретных правоотношений об уголовно-правовых последствиях неисполнения (нарушения) требований специального акта. Так, источниками французского уголовного права параллельно с УК являются другие кодексы (налоговый, дорожный, градостроительный, трудовой, интеллектуальной собственности и т. д.), а также многочисленные законы и подзаконные акты [9, с. 388].

В заключение заметим, что и в других западноевропейских странах система законодательства сконструирована так, что позволяет законодателю, несмотря на наличие уголовного кодекса, осуществлять охрану важнейших сфер общественной жизни с помощью уголовно-правовых норм, включенных непосредственно в акты регулятивных отраслей права. Эти акты в основном состоят из положений, регулирующих публично-правовые или гражданско-правовые отношения. В то же время в целях охраны названных отношений они устанавливают уголовную ответственность за совершение преступных посягательств на интересы экономики, здравоохранения, обороны, экологии, производства продовольственных товаров и т. д. [11].

Построение системы современного российского уголовного права основано на закрепленном в ст. 1 УК РФ положении, определяющем: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит

из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». Таким образом, законодательная власть России, следуя традициям советской школы уголовного права, фактически отказалась от других возможных форм гибкого регулирования уголовно-правовых отношений, придав УК силу единственного, реально влияющего на правоприменительную деятельность источника материального права. По бытующему мнению, поддерживаемому некоторыми отечественными авторами, полная кодификация уголовно-правовых норм позволяет сохранить «определенные гарантии законности в сфере осуществления правосудия по уголовным делам» [5, с. 58]. Однако в последнее время появились статьи и монографии, защищены диссертации, обосновывающие необходимость расширения источников российского уголовного права, призывающие «отказаться от ставшего догмой указания на УК как на единственный источник отрасли уголовного права» [6, с. 25]. Следует также учесть, что отечественное уголовное право вплоть до середины XX в. не было полностью кодифицировано. «Характерной чертой его развития, -отмечает М. С. Жук, - на протяжении многих веков была самостоятельная институциональная кодификация норм об ответственности за некоторые преступления» [2, с. 22]. Полагаем, что постановка вопроса о декодификации уголовного права России [12, с. 216-221] в настоящее время заслуживает внимания ученых-юристов, в том числе для обеспечения эффективной борьбы с экологическими преступлениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Директива № 2008/99/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об уголовно-правовой охране окружающей среды» (Страсбург, 19 ноября 2008 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система КонсультантПлюс.

2. Жук М. С. Институты российского уголовного права: понятие, система и перспективы развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Краснодар, 2013. - 62 с.

3. Калиниченко В. Т. Экологический кодекс Франции // Экологическое право. - 2010. - № 6. - С. 44-46.

4. Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (ЕТБ №172) (Страсбург, 4 октября 1998 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система КонсультантПлюс.

5. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. -М. : БЕК, 1996. - 560 с.

6. Пудовочкин Ю. Е. Источники уголовного права РФ // Журнал российского права. - 2003. - № 5. - С. 64-75.

7. Ст. ст. L.214-3, L. 512-1, L. 512-7, L. 555-9, L. 571-2, L. 571-6 и L. 712-1 Экологического кодекса.

8. Ст. ст. L. 332-3, L. 332-9, L. 332-17, L. 411-2, L. 413-3, L. 512-8 и др. Экологического кодекса.

9. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учебное пособие / под ред. и с предисл. И. Д. Козочкина. - М. : Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003. - 576 с.

10. Хюпер Р.-Й. Применение уголовного экологического права в Германии // Экологическая преступность в Европе / сост. Ф. Комт, Л. Кремер; отв. ред. О. Л. Дубовик. - М. : Городец, 2010. - С. 163-171.

11. Шулепова Л. Ф. Современное немецкое дополнительное уголовное право («Nebenstrafrecht»). Монография. - М., 2007. - 251 с.

12. Шулепов Н. А. Перспективы декодификации российского уголовного права // Проблемы развития современного уголовного законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24 января 2012 г.). -М. : РПА Минюста России, 2012. - С. 216-220.

13. Экологический кодекс Франции // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2007. - № 9. - С. 3-136.

14. LOI n° 2013-619 du 16 juillet 2013 portant diverses dispositions d'adaptation au droit de l'Union européenne dans le domaine du développement durable JORF n°0164 du 17 juillet 2013 page 11890 texte n° 2.

15. Ordonnance n° 2000-914 du 18/09/00 relative à la partie Législative du code de l'environnement // JORF n°219 du 21 septembre 2000.

16. Ordonnance n° 2012-34 du 11 janvier 2012 portant simplification, réforme et harmonisation des dispositions de police administrative et de police judiciaire du code de l'environnement // JORF n°0010 du 12 janvier 2012 page 564, texte n° 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.