Научная статья на тему 'Юридическая природа нормативных актов Президента Республики Таджикистан'

Юридическая природа нормативных актов Президента Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ПОСЛАНИЕ / УКАЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камолов И. И.

В этой данной статье рассматривается юридическая природа актов Президента Республики Таджикистан в системе правовых актов Республики Таджикистан. Автор проанализировав место нормативных правовых актов Президента Республики Таджикистан в системе правовых актов определяет их роль и предназначение в правоприменительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE OF THE ACTS OF PRESIDENT REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In this article system is considered the legal nature of acts of the President of the Republic of Tajikistan in the system of legal acts of the Republic of Tajikistan. Author analyzing the ratio of regulatory legal acts of the President of the Republic of Tajikistan on legal acts and the legal consequence of the annual messages of the President form of his act

Текст научной работы на тему «Юридическая природа нормативных актов Президента Республики Таджикистан»

Камолов И. И.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

9.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Камолов И. И., к.ю.н, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Место работы: Таджикский национальный университет

ilhom2005_81@mail.ru

Аннотация: В этой данной статье рассматривается юридическая природа актов Президента Республики Таджикистан в системе правовых актов Республики Таджикистан. Автор проанализировав место нормативных правовых актов Президента Республики Таджикистан в системе правовых актов определяет их роль и предназначение в правоприменительной деятельности

Ключевые слова: Президент, нормативный акт, послание, указ

LEGAL NATURE OF THE ACTS OF PRESIDENT REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Kamolov I. I., doctor of law, Associate Professor of Theory

and History of State and Law

Work place: Tajik National University

ilhom2005_81@mail.ru

Annotation: In this article system is considered the legal nature of acts of the President of the Republic of Tajikistan in the system of legal acts of the Republic of Tajikistan. Author analyzing the ratio of regulatory legal acts of the President of the Republic of Tajikistan on legal acts and the legal consequence of the annual messages of the President form of his act.

Keywords: President, the normative act, the message, the decree

Президент Республики Таджикистан в соответствии с действующей конституцией, является одним из основных субъектов исполнительной власти, обладающих при этом широкими нормотворческими полномочиями. Широта этих полномочий, прежде всего, обусловлены Президентской формой правления Таджикистана.

Президентская республика - это такая система правления, при которой высшее должностное лицо государства играет решающую роль в определении, как состава, так и деятельности высших органов исполнительной власти, государственного аппарата, в наибольшей степени определяет политический курс, политическое развитие страны. Термин «президент» происходит от латинского presidente, что буквально означает «сидящий впереди», а в переносном смысле - председательствующий, стоящий во главе [1].

Возникновение и развитие Президентской формы правление в литературах связывают с Соединенными Штатами Америки. Так, например Разоков Б.Х. отмечает, что президентская форма правления по структуре и функциональности в целом демонстрирует американскую модель республики [2, с.93]. В республике Таджикистан становления и развитие Президентской республики имеет достаточно слаженную историю [3. 180 с.]. Но в целом в ней прослеживаются некоторые сходства европейских моделей президентской республики в особенности французская модель. Предметом

схожести служит, например, существование Правительства как самостоятельного органа в системе исполнительной власти в Таджикистане, так и во Франции, наличие должности премьер-министра в системе Правительства республики и.т.д [3. с. 93.] Наиболее открытый взгляд на форму правления Республики Таджикистан имеет А.И. Имомов, который относит Таджикистан к суперпрезидентским республикам [5. с.41.]

На наш взгляд специфика такого превосходства исходит от широты его полномочий, но с другой стороны в законодательном плане компетенция Президента республики в системе исполнительной власти разграничивается между Президентом, Правительством и премьер-министром. Однако, ст. 64 Конституции республики, провозглашает Президента Таджикистана как главу государства и исполнительной власти, т.е. наряду с выполнением функций главы государства он также руководит деятельностью Правительства.

Полномочия Президента, определяющие содержание издаваемых им актов, установлены в Конституции (ст. ст. 69, 70). Президент РТ издает два вида правовых актов: указы и распоряжения (ст. 70 Конституции РТ

Полномочие Президента по изданию указов и распоряжений предусмотрено также ст. 20 Закона Республики Таджикистан «О нормативно-правовых актах». Традиционно в правоприменительной практике, процесс нормотворчество Президента в государстве выражается в двух формах - глава государства осуществляет непосредственное участие в законотворческом процессе и выступает участником законотворчества в качестве субъекта законодательной инициативы [6.172 с.]

Но в целом в условиях унитарного государственного устройства Президент Республики Таджикистан участвует на всех уровнях и во всех стадиях правотворческого процесса.

Одним из главных особенностей правотворческой деятельности Президента Республики Таджикистан является его статусное участие, т.е. как глава государства, где ему предоставлено право выступать от имени народа и как главы исполнительной власти, где ему предоставлено право выступать от имени одной из ветвей государственной власти, а именно исполнительной власти. Наиболее широкими полномочиями Президента является участие Президента как главы государства, так как он участвует почти во всех стадиях законотворческого процесса, начиная от инициирования законопроекта вплоть до его подписания и опубликования. Полномочия Президента как главы государства также не ограничиваются представлением законодательного проекта в парламент как субъекта законодательной инициативы.

Статья 58 Конституции Республики Таджикистан закрепляют права законодательной инициативы главы государства, которая в этом качестве делает статус Президента независимым от Правительства, где он может представлять законопроекты вне зависимости от Правительства республики. В случаи осуществления законодательной инициативы как глава Правительства то тогда рассмотрение законопроекта на заседании Правительства обязательно.

Полномочия Президента Республики Таджикистана, в области правотворчество согласно Конституции Республики Таджикистан не ограниченно его право законодательной инициативы. Президент имеет права

109

Бизнес в законе

2’2014

осуществления непосредственного правотворчества, что отражается в принятии самим Президентом нормативных правовых актов, имеющие общеобязательный характер на всей территории республики Таджикистан. Таким образом, нормативные акты Президента стоят во главе угла системы нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Таджикистан.

Как уже было отмечено высшее ст. 70 Конституции республики, гласит, что Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения. Критерием нормативности указов Президента Таджикистана выступают действия этих актов по кругу лиц, в пространстве и во времени. Главным показателем нормативности выступает их общеобязательность, а самое главное - они направлены на урегулирование общественных отношений, т.е. включают в себя нормы права. Указы Президента, имеющие индивидуальный характер, не являются нормативными актами (например, указ Президента РТ о назначении на государственные должности), но, несмотря на их подзаконный характер, они стоят первыми в системе нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти. Этимологически «указ» (заимствование из польского языка) означает «письменное приказание, повеление государя» [7. С.480-481.]

Называя указами общие правила, установленные в порядке управления, Н. М. Коркунов отмечает, что «установление юридических норм по общему принципу есть дело законодательной власти и потому для того, чтобы установить их могла и исполнительная власть своим односторонним актом, необходимо предоставление ей этого права конституцией или законом» [8с.7.] В силу такого подчинения указов законам указ не может ни отменить, ни приостановить действие закона (суспензация), ни освободить кого-либо от подчинения закону (диспензация). Если в конституции прямо постановлено, что по определённому предмету юридические нормы должны быть установлены законом, указы этих предметов касаться уже не могут [8.с.263]

Таким образом, основным правовым актом начинает становиться не указ, а закон. «В начале XX века указы продолжали издаваться, но уже в сравнительно ограничительном виде, то есть их действие было направлено на проведение сугубо конкретных правовых акций или преобразований. Разработка же фундаментальных правовых актов осуществлялась в виде подготовки законов... Закон и указ как бы меняются местами» [10. С.62.]

Следует согласиться с данными суждениями так как закон в силу своего превосходства на сегодняшний день имеет приоритет над указам, более того так называемые фразы «во исполнения закона», «в соответствии с законам» превратились в формулы согласно которым исполняются требования закона и определяется ее нормативность.

Признание за указами Президента Республики Таджикистан возможности иметь нормативный характер приводит к необходимости охарактеризовать понятие «нормативность». Нормативность - одно из свойств права, которое «выражает общеобязательность правовых требований, закрепляет масштаб поведения людей, знаменует единство государственных и правовых установлений [11.с.7.] Отсюда можно прийти к выводу, что нормативные положения правовых актов характеризуются следующими чертами:

1) рассчитаны на определённый вид общественных отношений регистрация в качестве предпринимателя, порядок уплаты налогов, получения пособий и т. д.), то есть в них закрепляются типичные для большинства лиц правила поведения;

2) действуют неопределённое число, раз и реализация содержащихся в них правил в конкретных правоотношениях не прекращает их действие;

3) распространяют своё действие на любых лиц, которые вступают или могут вступить в правоотношения на её основе, обладающих, как правило, общими признаками (студенты, государственные служащие, пенсионеры и т. д.).

В юридической практике Республики Таджикистан правовая природа указов Президента было закреплено как в предыдущих, так, и действующем законе «О нормативных правовых актов» от 2009 года. В буквальном смысле текст статьи 20 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актов» остался неизмененным и по сегодняшний день. Указ Таджикистан является единственной формой нормативных правовых актов Президента Республики Таджикистан.

Следует отметить, что издаваемые президентом акты не всегда именуются указами. В ряде стран президенты издают не указы, а декреты. Эти декреты, если их сравнивать с актами президента Республики Таджикистан, по своей сути являются указами, но в силу каких-либо причин (например, национальных традиций) именуются декретами. Наименование, которое присваивают своим нормативно-правовым актам каждый из органов государства, играет, безусловно, важную роль для определения характера принимаемого решения.

Однако его выбор носит скорее характер субъективного усмотрения законодателя, чем объективно обусловленной необходимости [12.с.33.]

В то же время в пункте второй статьи 20 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актов» Республики Таджикистан используется термин «нормативный правовой акт Президента Республики Таджикистан», что на наш взгляд требует дополнительного разъяснения. Суть термина «нормативный правовой акт Президента Республики Таджикистан» обозначает, что Президент может издавать как нормативный, так и правовой акт, однако пункт третий, данный статьи указывает на такую разновидность индивидуальные указы Президента и распоряжение, имеющие не являющимися нормативными актами иными словами правовые акты.

Однако, традиционно все изданные указы Президента Республики Таджикистан используется термин указ, тогда как в других странах например в Российской федерации в указах № 1178 и № 170 Президента Российской Федерации понятие «нормативный указ» не употребляется, а употребляется понятие «нормативный акт» [6.с.25.] Понятие «нормативный акт Президента Российской Федерации» употребляется также в большинстве федеральных законов, где содержится положение о приведении Президентом своих актов в соответствие с ними.

В этом плане мы солидарны с Мазуровым А.В., который предлагает использования термина «нормативный указ» 6.с.26.] По нашему мнению, с точки зрения нормативности понятия «указ» и «акт» имеют одинаковое содержание. Однако употребление понятия «нормативный указ» является более грамотным и конкретным, так как обозначает, что некоторые указы

110

Камолов И. И.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Президента в настоящее время могут не иметь нормативного характера, в то время как употребление понятия «нормативный акт» даёт основание ошибочно предположить, что кроме указов нормативными могут быть другие акты Президента. Понятие «нормативный акт» целесообразнее употреблять для обозначения не только указов Президента, но и одновременно других нормативных правовых актов (например, «нормативные правовые акты Президента и Правительства Республики Таджикистан).

Кроме того Президент Республики Таджикистан, как глава государства, издает нормативные указы, выходящие далеко за рамки исполнительной власти. К примеру, им уже приняты соответствующие указы в сфере правового воспитания, повышения статуса женщин в обществе, о провозглашении 2009 года - годом Абуха-нифы и др. Очевидно, что роль таких президентских указов в жизни общества и людей огромная. Тем не менее, указы Президента должны соответствовать Конституции и законам. Это предусмотрено как в самой Конституции (ст. 69), так и в Конституционном Законе Республики Таджикистан «О Конституционном Суде Республики Таджикистан» (ст. 14 п. «а»).

Проведенное нами исследование Указов и распоряжений Президента Республики Таджикистан заложенных в официальном сайте и приведенных в форме таблицы показал, что большая часть этих указов не имеют нормативного характера. Кстати нами было проведено мини исследования в ходе, которого было выявлено еще одна форма личного правотворчество Президента под названием «указание Президента», которая не предусматривается Законом, но установлено в качестве отдельного раздела в официальном сайте главы государства и во многом активно практикуется в деятельности Президента Республики Таджикистан оно издается в форме распоряжения.

Следует заметить, распоряжения в основном издаются, а по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы исполнительного аппарата Президента принимаются в форме распоряжений. Распоряжения Президента не являются нормативными (ч.3.ст.20 Закона). Однако на практике отдельные распоряжения Президента всё-таки носят нормативный характер, например, указание (распоряжение) Президента Республики Таджикистан исходящего из его послание в Маджлиси ОлТ Республики Таджикистан от 25 апреля 2008 года было подготовлено научно - публицистическое толкование Конституции Республики Таджикистан. Круг вопросов, по которым могут издаваться президентские указы, во многом зависит от конституционного закрепления статуса Президента.

В последнее время в определенных кругах идут споры относительно изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан от 26 сентября 1999 года. В частности отдельным 30 пунктом был обозначен «Иные полномочия Президента, предусмотренные Конституцией и законами». С одной стороны это может по нашему мнению означать указы и другие формы нормотворчество Президента имеют большие резервы, которые до сих пор еще не использованы Президентом Республики Таджикистан. Они состоят не только в определении основания их издания, но и в уточнении предмета и границ регулирования указами. На наш взгляд, у нормативных указов за десятилетнюю историю их издания, как это парадоксально не

выглядит, еще не сложилось «своего» предмета регулирования. Нормативные указы Президента Республики Таджикистан регулируют широкий круг разнообразных вопросов, охватывающих все сферы общественной жизни (от политики государства в определенной отрасли экономики до защиты малоимущих слоев населения и т.д.).

С другой стороны данная формулировка считается «объективной информационной избыточностью» существующих в тексте нормативных правовых актов [15. с.155.] Эти формулировки в текстах нормативных правовых актов несут в себе информацию о должном и возможном поведении воспринимающих субъектов, закрепляют и организуют социально необходимое и целесообразное поведение для них. Эта информация носит предписывающий характер, она первична, имеет определенную структуру, выполняет функцию ограничения разнообразия в поведении своих адресатов и т.д. Касается она экономических, политических, социальных и культурных аспектов их - поведения.

Правовой их делают, в отличие от иной социальной информации, форму издаваемых нормативных правовых актов в данном случае нормативный указ Президента, которая является общеобязательными. Поэтому это скорее всего исходить от чувства восприятие того или иного субъекта правопонимания. При этом субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек или группа лиц. Объектом же правопонимания могут быть: право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, нормативно-правовые акты или отдельные правовые нормы [16. с.155.]

Таким образом, воспринимающий субъект - это, в некотором роде, субъект правопонимания, при этом его познавательная деятельность направлена на понимание смысла, заложенного в тексте какого-то конкретного нормативно-правового акта. Цель, стоящая перед воспринимающим субъектом значительно конкретнее и имеет прямое практическое значение.

В правовой доктрине и юридической практике современного периода, актуальным становится определение сущности ежегодных посланий главы государства, которые непосредственно влияют на осуществление нормотворческой деятельности Президента и в целом на всю правотворческую деятельность государства. Правовая природа посланий Президента в литературах в основном вызывает споры на предмет их нормативности. Так, Ф.Т. Тахиров отмечает, что президентское послание должно рассматриваться как метод информирования парламента о внутренней и внешней политике Правительства, и такой метод распространен в так называемых президентских республиках, где президент одновременно является и главой Правительства и главой государства [17]. По мнению М. Махмудов и Р.Ш. Сативалдыева послание Президента Парламенту является новой формой реализации Президентом законодательной инициативы [18. С.21.]

Мы полагаем, что послание Президента не является нормативным правовым актом, так как в нем не содержатся нормы права, оно не обладает свойством нормативности и не закреплено Законом Республики Таджикистан «О нормативных правовых актов». Оно в большей мере обусловлено широкими полномочиями президента, сильной президентской властью в республике Таджикистан.

111

Бизнес в законе

2’2014

Список литературы:

1. wikipedia.ru /Свободный словарь.

2. Раззаков Б.Х. Президент Республики Таджикистан - глава исполнительной власти.- Душанбе, 2010.- С.93 (на тадж.яз.).

3. Куканов А.З. Форма правления государства Таджикистан.

Дисс.....На соискание ученной степени канд... юрид... на-

ук. Душанбе 2012. 180.с.

4. Имомов А.И. Органы государственной власти Таджикистана.- Душанбе, 2007.- С. 41. (на тадж. яз.).

5. Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации как источник права. Проблемы теории и практики. М., 1999. 172 с.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка // Москва, «Государственное издательство иностранных словарей», 1955, т. 4, с. 480 - 481.

7. Коркунов Н.М. Указы и законы. С - Петербург. 1894. С.7.

8. Селезнев Г. Н. Вся власть - закону! // Москва, 1997, с. 62.

9. Кудрявцев В. Н., Васильев А. М. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право, 1985, № 7, с. 7.

10. Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР // Москва, «Наука», 1987, с. 33.

11. Лупандина О.А. Информационная избыточность в тек-

стах нормативных правовых актов. Дис.. на соискание Канд. Юрид. Наук....Ростов, 2001. С.155.

12. Тахиров Ф.Т. Политико-правовое значение послания Президента // Народная газета от 30 июл.2005.- № 29.

13. Махмудов М., Сативалдыев Р. Законодательная инициатива Президента Республики Таджикистан и её значение в развитии независимого государства . -Душанбе, 2011.- С. 21. (на тадж. яз.).

Reference list:

1. Wikipedia .. ru / Free Dictionary.

2. Ra'zacov B.H. President of the Republic of Tajikistan -the chief executive . - Dushanbe, 2010 . - P.93 ( on tadzh.yaz.)

3. Kukanov A.Z. The form of government of the state of

Tajikistan. Diss . For the degree of Candidate of Sciences

...jurid . Dushanbe in 2012 . 180.s.

4. Imomov AI Public authorities in Tajikistan. Dushanbe -2007 . - S. 41. ( On Taj. Lang.) .

5. Mazurov A.V. Decrees of the President of the Russian Federation as a source of law. Theory and practice . M. , 1999. 172 p.

6. Dal V.I. Explanatory Dictionary of Russian language / / Moscow, " State Publishing House of Foreign dictionaries " , 1955 , v. 4 , p. 480 - 481.

7. Korkunov N.M. Decrees and laws . - Petersburg . 1894. C.7 .

8. Seleznev G.N. All power - law! / / Moscow, 1997, p. 62.

9. Kudryavtsev V.N. Vasiliev, A. M. Right : the development of the general concept / / Soviet State and Law , 1985, № 7 , p. 7.

10. Polenina S.V. , Sil'chenko N.V. Scientific basis of the typology of legal acts in the USSR / / Moscow, "Nauka" , 1987, p . 33.

11. Lupandina O.A. Information redundancy in lyrics regulations. Dis .. Kand on competition . Jurid. Rostov Sciences.

2001 . P.155 .

12. Takhirov F.T. Political and legal significance of the President's address / / People's Newspaper 30 iyul.2005 . - № 29.

13. Makhmudov M. , R. Sativaldyev legislative initiative of the President of the Republic of Tajikistan and its importance in the development of an independent state . Dushanbe , 2011 . -

P. 21. ( On Taj. Lang. ) .

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета Камо-лова И. « Юридическая природа нормативных актов президента Республики Таджикистан».

В предлагаемой статье Камолов И. затрагивает чрезвычайно актуальную тему, связанную с местом актов Президента РТ в системе нормативных актов Таджикистана. Необходимо отметить, что в работе использованы самые последние доктринальные взгляды на формирование правовой системы. По мнению автора, одной из главных особенностей правотворческой деятельности Президента Республики Таджикистан является его статусное участие, т.е. как глава государства, где ему предоставлено право выступать от имени народа и как главы исполнительной власти, где ему предоставлено право выступать от имени одной из ветвей государственной власти, а именно исполнительной власти. В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной теме, содержит авторское выводы и предложения и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

Доцент, к.ю.н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Насурдинов Э.С.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.