Научная статья на тему 'Юридическая конструкция взаимодействия гражданского общества и государства'

Юридическая конструкция взаимодействия гражданского общества и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / CIVIL SOCIETY / RULE OF LAW / LEGAL CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковач Юлия Олеговна

Исследуются вопросы правового взаимодействия гражданского общества и государства. Предлагается авторская интерпретация их взаимодействия. Раскрываются элементы юридической конструкции взаимодействия гражданского общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Construction of the Interaction between Civil Society and the State

The article examines the issues of legal interaction between civil society and the state. The author’s interpretation of their interaction is proposed. Elements of the legal structure of interaction between civil society and the state are revealed.

Текст научной работы на тему «Юридическая конструкция взаимодействия гражданского общества и государства»

Yu.O. Kovach

Legal Construction of the Interaction between Civil Society and the State

The article examines the issues of legal interaction between civil society and the state. The author's interpretation of their interaction is proposed. Elements of the legal structure of interaction between civil society and the state are revealed.

Key words and word-combinations: civil society, rule of law, legal construction.

Исследуются вопросы правового взаимодействия гражданского общества и государства. Предлагается авторская интерпретация их взаимодействия. Раскрываются элементы юридической конструкции взаимодействия гражданского общества и государства.

Ключевые слова и словосочетания: гражданское общество, правовое государство, юридическая конструкция.

УДК [1:316]:340.1 ББК 60.027+67.0

Ю.О. Ковач ЮРИДИЧЕСКАЯ

конструкция

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И госуДАрстВА

П

Ьроблематике гражданского общества всегда уделялось серьезное внимание со стороны научной общественности, были разработаны философский, культурологический, социологический, юридический, политологический, экономический подходы к его изучению и предложены англо-саксонская и романо-германская модели [1]. Научное юридическое поле насыщено исследованиями, в которых раскрываются понятие, признаки и принципы, функции, структура гражданского общества, проблемы его развития в России.

Вместе с тем некоторая область правового научного знания о гражданском обществе в условиях глобализационных процессов до сих пор остается недостаточно разработанной. Проблематика глобального гражданского общества интересует ученых [2] , однако подавляющее большинство исследований выполнено не на юридическую тематику.

В диссертации С.В. Михейкина «Теоретико-правовые основы функционирования гражданского общества в условиях глобализации» освящаются правовые аспекты гражданского общества в условиях глобализации. Но и в данной работе не охвачен весь комплекс теоретико-правовых задач, нуждающихся в осмыслении; остаются малоизученными правовые связи граждан-

118

2015 • № 6 (51)

ского общества и государства в эпоху глобализации; отсутствует научная юридическая конструкция взаимодействия гражданского общества и государства в условиях глобализации; нуждаются в уточнении методологические вопросы правового взаимодействия государства и гражданского общества в современных условиях глобализирующегося мира; недостаточно изучены правовые закономерности формирования и развития гражданского общества в условиях глобализации. Все это создает определенные сложности в понимании вопросов правового взаимодействия гражданского общества и государства в современном мире.

Между тем в науке предпринимались попытки юридического конструирования гражданского общества [3]. Задачи настоящей работы определяют необходимость его дальнейшего правового взаимодействия гражданского общества и государства в условиях глобализации.

Для всестороннего и полноценного изучения исследуемого вопроса необходимо разобраться с понятием, сущностью, особенностями юридической конструкции как научной категории, данное понятие не остается без внимания гуманитарной науки [4]. Вероятно, причина в методологической результативности применения приемов юридического конструирования в отечественной и зарубежной науке и практике. Следует в полной мере согласиться с Р. Лу-кичем в том, что формулирование правовых конструкций — «трудное, ответственное и опасное дело» [5, с. 278].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что юридическая конструкция является сложной правовой, абстрактной категорией, результатом как сопоставления правовой теории и юридической практики, так и интеллектуальной моделирующей деятельности и юристов — теоретиков и практиков.

В современной правовой науке сложилось неоднозначное понимание категории «юридическая конструкция». Одна группа исследователей производит отождествление юридической конструкции с логической дедукцией [6, с. 73], вторая через призму теоретических положений, третья — способ регулирования общественных отношений [7, с. 139, 141], четвертая — средство юридической техники [8, с. 106, 110] и т.д. Не вступая в научную дискуссию по вопросу истинности той или иной позиции, отметим, что весьма продуктивной представляется точка зрения, в соответствии с которой юридические конструкции рассматриваются как методологические приемы научного исследования.

Применительно к предпринятому исследованию юридическая конструкция взаимодействия гражданского общества и государства призвана определить цели, функции, средства, субъекты правового взаимодействия, правовые процедуры взаимодействия гражданского общества и государства. В структурном отношении означенная юридическая конструкция включает следующие элементы: нормативную основу правового взаимодействия гражданского общества и государства; цели правового взаимодействия гражданского общества и государства; средства правового взаимодействия гражданского общества и

2015 • № 6(51) 119

государства; субъекты правового взаимодействия; формы правового взаимодействия гражданского общества и государства; правовые процедуры взаимодействия гражданского общества и государства.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее.

1. Правовая основа представляет собой систему правовых норм, регламентирующих основы взаимодействия гражданского общества, его институтов с государством, его органами и должностными лицами. На международном уровне регулятивную функцию выполняют такие документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие.

На национальном уровне важнейшим нормативным правовым актом является Конституция Российской Федерации, в которой обозначены некоторые элементы конструкции взаимодействия гражданского общества и государства: права и свободы человека, механизмы их правовой защиты, средства воздействия на государственную власть и другие существенные факторы.

Помимо Конституции Российской Федерации, различные стороны правового взаимодействия находят закрепление в следующих нормативных правовых актах: в федеральных законах — «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; указах Президента Российской Федерации — «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии», «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"» и многих других.

2. Цели правового взаимодействия гражданского общества и государства обусловлены их взаимным влиянием друг на друга, совместной деятельностью. Именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам; осуществляет социальные программы, чтобы смягчить противоречия между достатком одних и нищетой других. Воздействие гражданского общества на государство выражается в самозащите от вмешательства в жизнь граждан; контроле за государственной властью; участии в работе в государственных институтов; объединении и артикуляции общественных интересов [9, с. 34—35]. Таким образом, цели взаимодействия гражданского общества с государством в конечном итоге сводятся к обеспечению социально-правовой защищенности граждан, гармонизации правовой жизни, непротиворечивому совместному правовому развитию государства и гражданского общества.

120 2015 • № 6 (51)

Ю.О. Ковач

3. Под средствами правового взаимодействия гражданского общества и государства следует понимать предусмотренные нормами права, обеспеченные принудительной силой государства инструменты и технологии правового взаимодействия гражданского общества и государства, направленные на достижение социально-правовой защищенность граждан, обеспечение способности демократии к самосовершенствованию, гармонизации правовой жизни, непротиворечивого совместного правового развития государства и гражданского общества.

В качестве примера правовых средств взаимодействия гражданского общества и государства можно привести такие инструменты, как референдум, электронная демократия, общественная экспертиза НПА и проектов НПА на коррупциогенность, общественный контроль и другие.

4. Субъектами правового взаимодействия выступают, с одной стороны, государство, в лице его органов, должностных лиц, а с другой — институты гражданского общества. При этом каждый из институтов в определенной степени и реально, и потенциально находится в правовой связи и взаимодействии с государством.

5. Формы правового взаимодействия гражданского общества и государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная. Прежде чем раскрыть их сущность обратимся к дефиниции понятия «правовая форма» и попытаемся сформулировать определение правовой формы взаимодействия гражданского общества и государства.

В научной литературе под правовой формой понимается совокупность юридических средств, участвующих в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов. Применительно к правовым формам взаимодействия гражданского общества и государства приведенная дефиниция нуждается в уточнении. Следует отталкиваться от широкого понимания категории «правовая форма», а не ограничиваться лишь средствами регулирования и опосредования общественных отношений. Думается, необходимо говорить не только о средствах, но и процедурах, методах, способах выражения общественных отношений, механизмах правового регулирования.

На наш взгляд, под правовой формой взаимодействия гражданского общества и государства следует понимать систему юридических (правотворческих, правоприменительных, правоохранительных) инструментов, предназначенных для выражения, регулирования и опосредования отношений и процессов правового взаимодействия институтов гражданского общества и государства.

6. Каждая из приведенных ранее форм правового взаимодействия гражддан-ского общества и государства реализуется через разнообразные юридические процедуры. Юридическая процедура есть предусмотренный законом порядок совершения отдельного процессуального действия.

В научной литературе и на общетеоретическом, и на отраслевом уровнях раскрывается проблема юридических процедур. Они подразделяются на общие и специальные [10, с. 36].

2015 • № 6 (51) 121

Общие процедуры имеют универсальный характер, так как применяются в различных сферах государственной жизнедеятельности. Специальные процедуры содействуют более правильному и эффективному правовому взаимодействию государства и гражданского общества.

В качестве примера юридических процедур в конструкции правового взаимодействия государства и гражданского общества можно привести следующее:

— процедуры участия в референдумах;

— обращения граждан в органы государственной власти;

— общественная экспертиза НПА и проектов НПА на коррупциоген-ность;

— участие институтов гражданского общества в процедуре обсуждения законопроектов, в осуществлении общественного контроля, управлении делами государства, в том числе через институт политических партий, обеспечении, защите и охране прав и свобод человека и гражданина (адвокатура, правозащитные организации).

Юридические процедуры в силу своей специфики и содержательности составляют сердцевину, ядро предлагаемой конструкции взаимодействия гражданского общества и государства.

Подводя итог, изложенному отметим, что осмысление юридической конструкции взаимодействия гражданского общества и государства позволит исследовать правовые связи гражданского общества и государства в эпоху глобализации, уточнить методологические вопросы правового взаимодействия, выявить правовые закономерности формирования, развития гражданского общества в глобализующемся миропорядке, его взаимодействия с государством.

Библиографический список

1. Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение / под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2013.

2. Гайнутдинова Л.А. Ослабление государства и гражданское общество в условиях глобализации // Политическая экспертиза. 2010. Т. 6. № 1.

3. Грандонян К.А. Противоречия гражданского общества: теоретико-правовое исследование: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

4. Чевычелов В.В. К вопросу о понятии «юридическая конструкция» // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11.

5. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

6. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. Пермь, 1967.

7. Мальцкевич В.В. Об одной правовой конструкции // Вопросы философии. 1965. № 6.

8. ЕрошенкоА.А. Гражданско-правовая защита личной собственности в СССР // Советское государство и право. 1968. № 6.

9. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект. Саратов, 2003.

10. Мартынов А.В. Принципы как необходимый элемент правовой конструкции административного надзора // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 4.

122 2015 • № 6 (51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.