Юридическая антропология как отрасль правовой науки В.В. Воробьев
Юридический факультет МГТУ, кафедра правовых дисциплин
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы возрождения интереса к изучению юридической антропологии (антропологии права), ставшей отраслью современной науки о человеке. Показано, как в современных условиях постсоциалистических преобразований и движения страны к утверждению начал права, гражданского общества и правового государства открываются реальные возможности для формирования и развития отечественной юридической антропологии.
Abstract. The paper considers the questions of rebirth of interest to juridical anthropology (anthropology of right) which is a branch of modern science about human being. The author has shown as real opportunities for formation and development of Russian juridical anthropology appear nowadays.
1. Введение. Правовой плюрализм
Юридическая антропология - сравнительно молодая отрасль правовой науки, развивающаяся на стыке философии права, истории, теории права, этнологии. Как видно из названия этой дисциплины, она вбирает в себя как проблемы общего гуманитарного знания (антропология - наука о человеке), так и проблемы правового бытия человека. Многие общественные науки занимаются изучением человека, но лишь юридическая антропология дает представление о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней. В системе теоретической юриспруденции антропологию права можно поместить в группу прикладных дисциплин комплексного характера.
Известно, что наряду с официальным письменным, позитивным правом существует и устное, народное, традиционное или обычное право, и оно характерно для всех современных обществ. Это явление получило среди современных правоведов название правового плюрализма. Последний позволяет сообществам сохранять - наряду с официальными источниками права (нормативный акт, договор, прецедент и др.) - правовые обычаи в качестве мощного регулятора общественных и межличностных отношений.
Изучение юридической антропологии позволяет студентам увидеть истоки многих норм современного права в доисторических формах правового запрета - в табу, в мифологии, в религии и культуре разных народов. Она позволяет преодолеть "европоцентристский" подход к юридической географии, увидеть огромное разнообразие правовых систем современного мира. Юридическая антропология помогает понять, что право является продуктом определенной культуры, конкретной цивилизации. При этом надо помнить, что юридическая антропология должна рассматриваться не как наука, обращенная исключительно в прошлое, не как дополнение к истории права или этнографии, а как актуальная наука о взаимодействии традиционных и современных правовых систем (Ковлер, 2002; Рулан, 1999).
2. Прикладное значение юридической антропологии
Самим фактом своего появления антропология права во многом обязана практическим потребностям колониальных администраций. Для эффективного управления народами захваченных территорий в самых отдаленных уголках мира чиновники, миссионеры, судьи, колонисты собирали информацию о покоренных народах, изучали мифы, фольклор и обычаи местного населения. Решались практические проблемы совмещения правовых систем метрополии с обычным правом колоний.
Как и в других европейских метрополиях, в России развитие юридической антропологии во многом обуславливалось колонизацией Кавказа, Сибири, Средней Азии. Принятый в рамках широкомасштабной правовой реформы под руководством выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского Устав об управлении инородцев (1822 г.) и сегодня звучит актуально и может считаться вершиной толерантности и либерализма. Документ предусматривал сохранение за "инородцами" (коренным населением) как традиционных форм самоуправления, так и многих обычаев, и даже собственных судов. За аборигенами закреплялись территории их проживания, гарантировалась свобода совести и право на занятие традиционными промыслами. Анализ Устава свидетельствует о достаточно мягкой форме правовой колонизации со стороны России. Важно отметить, что Россия сумела избежать в
Воробьев В.В. Юридическая антропология как отрасль правовой науки
новых землях и такого позорного явления, которое темным пятном лежит на истории колонизации "просвещенной Европой" Африки - рабства и работорговли.
Советизация управления у народов Севера в 20-е годы затронула и правовой статус коренных жителей. Наряду с успехами в сфере образования и здравоохранения, развития национальных языков и культуры, сохранения льгот по ведению традиционных промыслов, очевидны и издержки. Советское государство занимало откровенно патерналистскую позицию по отношению к своим "малым детям", когда, расписывая в многочисленных постановлениях в целом жизненно важные аспекты быта коренного населения, оно лишало их самостоятельного выбора и личной инициативы. Острейшая проблема сегодняшнего дня - это правовое регулирование традиционного природопользования коренных народов Севера - основа их жизнедеятельности и образа жизни. Происходила фактическая экспроприация огромных площадей для нужд нефтегазового комплекса со всеми вытекающими последствиями для "инородцев". По этой причине необходимо продолжать поиск решения этих проблем, ведь речь идет о действительно кризисных этносах.
Незаживающей раной остаются события на Северном Кавказе последних лет, неустанно идет поиск решения труднейших проблем восстановления мира в Чечне и на прилегающих территориях. Здесь уместно вспомнить, что еще в 1792 г. в одной из инструкций Екатерины II предписывалось: "не единой силой оружия предлежит побеждать народы, в неприступных горах живущие, но паче правосудием и справедливостью нужно приобрести их к себе уверенность..." (Цит. по Свечниковой, 1999). На Кавказе ко времени присоединения его к России проживали различные народы со сложившимися правовыми традициями, с развитыми, хотя и чрезвычайно пестрыми (от тейповых до государственных) формами общественного управления. Правовое бытие народов носило печать мировых религий - ислама или христианства, на которые наслоились местные обычаи - адаты. Уже в 1818 г. генерал А.П. Ермолов, руководивший военными действиями и одновременно осуществлявший управление завоеванными областями, отдает распоряжение о сборе сведений по обычному праву кавказских народов. К сороковым годам XIX в. путем массового анкетирования и опросов был собран огромный материал, переданный затем Одесскому университету, обработанный там и впоследствии опубликованный.
Свидетельством примирения российского права с обычным правом горцев стало учреждение в середине XIX в. на Кавказе уникальной административной и судебной системы - военно-народного управления, при которой со стороны российской администрации учреждалось "наблюдение" за применением горского обычного права местными судами. Князем А.И. Барятинским была издана "Особая инструкция для управления горцами", по которой народный суд и народная полиция возглавлялись представителями администрации, а народное право бралось под охрану государственной властью.
Таким образом, уже в XIX в. российское государство стояло на позиции правового плюрализма, т.е. признания одновременного действия как норм права, исходящих от государства, так и норм обычного права народов, населяющих многонациональное и многоконфессиональное государство.
В 2003 г. принята Конституция Чеченской республики, на основе которой ведется подготовка к выборам президента, регионального парламента. Автор считает, что вновь избранный парламент в своей законодательной деятельности должен руководствоваться, наряду с общероссийскими нормами права, также и нормами традиционного права. Без учета правовой самобытности чеченского народа, без учета адатов - местных обычаев и правил поведения мусульман, новая Конституция может оказаться неработающим документом, привнесенным и насильно навязанным извне.
В качестве научной и учебной дисциплины юридическую антропологию преподают в западных университетах с середины двадцатых годов прошлого века, причем не только будущим юристам, но и политологам, этнографам, философам и т.д. В нашей стране до последнего времени антропология права пребывала в забвении. Лишь в период "перестройки" спецкурс лекций по юридической антропологии был впервые прочтен для студентов Академического правового университета при Институте государства и права РАН. На сегодняшний день такие спецкурсы читаются примерно в семи-десяти вузах страны, в том числе впервые был прочитан на юридическом факультете МГТУ в 2002-2003 учебном году (36 часов).
Рост интереса к антропологии права как научной дисциплине во многом обусловлен и глубокими традициями университетского правового образования в дореволюционной России. Так, согласно университетскому Уставу 1863 г. в число обязательных семи кафедр юридических факультетов была включена кафедра общенародного правоведения, на которой читались и курсы обычного права. По Уставу 1884 г. вводились новые кафедры: кафедра истории русского права и кафедра местных прав. Это давало возможность читать курсы обычного права и права народов, населяющих Российскую империю.
3. Предмет юридической антропологии
Что же дает новая учебная дисциплина студенту-юристу? Рубеж веков - время беспрецедентной глобализации современного мира, которая проявляется в военно-стратегической, экономической, политической, информационной и других сферах. Универсализация и глобализация культуры подрывает
не только основы культурного плюрализма, но и плюрализма правового: стираются границы между правовыми семьями и правовыми системами. Вовлечение новых государств в Европейский Союз и Совет Европы имеет одним из условий стандартизацию их правовых систем, т.е. значительную степень униформизации и поэтапный отказ от многих так называемых национальных особенностей правовых систем государств-наций. Отныне нормы современного европейского права пишутся в Брюсселе и Страсбурге.
Процессы правовой глобализации устанавливают новую иерархию правовых норм, разрушаются исторически сложившиеся типы правосознания. Современная правовая теория, как и право в целом, должны дать ответ на вызовы правовой глобализации, адекватные масштабности возникшей проблемы. Для примера достаточно назвать несколько тем, таких как мутация современной семьи - все большое распространение так называемой нуклеарной (т.е. малочисленной) семьи, суррогатное материнство, однополые браки, клонирование и защита людей от возможных злоупотреблений биомедицинскими технологиями, смертная казнь, эвтаназия и т.д. И это только малая часть вопросов, вставших перед правоведами на протяжении жизни всего одного-двух поколений.
Конечно, можно считать достаточной подготовку студента-юриста, очертив его профессиональный кругозор знанием существующей правовой базы и умением ее практического применения. Но еще в 1948 году немецкий юрист И. Киршманн писал: "Три слова законодателя - и целые библиотеки становятся макулатурой". Разумеется, нормы права изменяются, и юрист-практик не может относиться с доверием к книгам с устарелыми данными. Однако преподавание права возможно именно потому, что оно есть нечто иное, чем изменяющиеся нормы. Вряд ли это понадобится ему через десять лет в профессиональной деятельности, для которой большая часть этих норм будет не нужна. Но ему важно понимать структурную взаимосвязь норм и их согласование друг с другом. Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Даже краткий анализ традиционных правовых систем и статуса индивида в них -лучшая тренировка ума и воображения любого юриста на предмет осознания цивилизационной многовариантности правовых способов решения одних и тех же проблем человеческого бытия. Нормативность различных обществ имеет разные выражения: одни отдают предпочтение Закону, другие - судебному прецеденту, творящему право, третьи - обычаю. Право присутствует повсюду, но в разной мере и в различной форме. Поколение за поколением, люди ставят себе те же вопросы, что ставили перед собой далекие предки: право и справедливость, право и мораль. Современное право ищет ответы на эти и другие вопросы в тесном сотрудничестве с антропологами, медиками, биологами, философами. Ведь сегодня как никогда проблемы права тесно переплелись с проблемами этики и морали, свободы и ответственности человека. Масштабность проблем, стоящих перед современным человеком, дает и юридической антропологии возможность работать на перспективу и стать одной из ведущих отраслей права в XXI веке.
4. Заключение
В том, что юридическая антропология оказалась востребованной обновляющимся российским обществом, есть понятная закономерность. Создание федерации из 89 территориальных образований, среди которых 32 образованы по национальному признаку, необходимость решения проблем малочисленных коренных народов, перманентная кавказская трагедия и, наконец, осознание гражданами своих прав как высшей социальной ценности - дали ей мощный стимул к развитию.
Литература
Ковлер А.И. Антропология права. М., Норма, 467 е., 2002.
Рулан Н. Юридическая антропология. Учеб. для вузов. М., Норма, 301 е., 1999.
Свечникова Л.Г. Из опыта взаимодействия традиционных норм и государственного права. Человек и право. М., Норма, с.128, 1999.