Научная статья на тему 'Юбилей монетарного гегемона мировой экономики (к столетию ФРС)'

Юбилей монетарного гегемона мировой экономики (к столетию ФРС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиуллин Х. Х.

В статье рассматривается история создания и глобальная роль самого могущественного в настоящее время финансового института мира -Федеральной резервной системы США. Проектировавшаяся столетие назад как якобы сугубо национальная монетарно-финансовая система, ФРС в действительности изначально имела прицел на супранациональный уровень, на итоговое геофинансовое доминирование в мире. Это объективно подтверждается историческими событиями, имевшими место как в период существования самой ФРС, так и до неё.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилей монетарного гегемона мировой экономики (к столетию ФРС)»

электронный научно-экономический журнал стр 89

Юбилей монетарного гегемона мировой экономики (к столетию ФРС)

Автор статьи:

Х.Х. Валиуллин,

д. э. н., профессор кафедры экономики университета "Дубна"

E-mail: hasan_val@mail.ru

В статье рассматривается история создания и глобальная роль самого могущественного в настоящее время финансового института мира -Федеральной резервной системы США. Проектировавшаяся столетие назад как якобы сугубо национальная монетарно-финансовая система, ФРС в действительности изначально имела прицел на супранациональный уровень, на итоговое геофинансовое доминирование в мире. Это объективно подтверждается историческими событиями, имевшими место как в период существования самой ФРС, так и до неё.

I sincerely believe the banking institutions are more dangerous to liberty than standing armies.

Thomas Jefferson, 1802-

"It is well enough that people of the nation do not understand our banking and monetary system, for if they did, I believe there

would be a revolution before tomorrow morning."

Henry Ford, 1922 2

В декабре 2013 года Федеральная резервная система США (ФРС, Federal Reserve System,FRS) отметила первое столетие своего существования. Хотя ФРС как центральному национальному банковскому институту ещё далеко до таких долгожителей в ряду своих коллег по монетарному бизнесу, как Банк Швеции (Sveriges riksbank, 1668) и Банк Англии (Bank of England, 1694), но её история событийно представляется не менее богатой и познавательно не менее интересной. При этом особо поучительным следует признать постепенное и целенаправленное становление Федрезерва гегемоном мировой финансовой системы и навязывание последней своей национальной валюты в качестве мировой.

За столетие своего существования ФРС выдержала две Мировые войны, Великую Депрессию, а также Великие (по утверждению ныне бывшего её председателя Бена Бернанке [13]) Инфляцию, Успокоение и Рецессию, функционировала уже при 17 президентах США (избирательно изображенных на бесчисленных миллионах долларовых купюр) и 15 руководивших ею председателях. Баланс ФРС приближается к уровню $4,0 трлн (что почти в 5 раз больше, чем 5 лет назад), из которых около $1,0 трлн представляют собой ипотечные бумаги. В денежном обращении в настоящее время находится приблизительно $1,2 трлн, из которых $1,16 трлн. - в виде банкнот ФРС (Federal Reservenotes). Чистый годовой доход (сеньораж, процентные выплаты по облигациям казначейства, доходы от платёжных операций, депозитов, операций с ценными бумагами) ФРС приближается к $100 млрд.

Феномен столь сложного, гибридного, квазитранспарентного, но всё-таки и всё еще устойчивого, вездесущего, могущественного финансового института, каковым несомненно является в настоящее время ФРС, заслуживает тщательнейшего изучения и выработки определенных выводов для отечественных банковской и финансовой систем, несмотря на некоторые пессимистические взгляды на вековой опыт и последующую судьбу Федрезерва [1], [2], [11], [14].

Столетняя история ФРС позволяет сделать статистически верифицируемые и фактографически (хронологически) аргументируемые выводы относительно итоговой роли ФРС как в развитии национальной экономики США, так и в развитии всей мировой экономики и мировых финансов. При этом неудивительно, что выявляемый спектр эмпирических и теоретических выводов относительно вековой исторической роли ФРС предстает перед нами как очень широкий.

Существующие оценки деятельности ФРС базируются как на исторических фактах, так и на их неизбежных (и порой небрежных) производных - мифах. Это касается как предыстории создания ФРС, самого её создания и последующего функционирования, а также итоговой роли и вероятных перспектив ФРС. Всё это неизбежно сопровождается многочисленными конспирологическими теориями, теориями вселенского заговора, глобального мошенничества и т.п. [5], [6], [9]. Периодически раздаются даже голоса, требующие публичного разоблачения активной и глобальной деятельности ФРС. С политикой ФРС связывают даже убийства президентов Авраама Линкольна и Джона Кеннеди, в

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № 2 (2) 2013

электронный научно-экономический журнал стр 90

жизни и смерти которых и без того обнаруживаются удивительные знаковые совпадения.

Вести отсчёт существования ФРС от 23 декабря 1913 года или ещё ранее, с ноября 1910-го - когда на принадлежавшем Дж. Моргану острове Джекилл (The Jekyll Island) состоялась тайная встреча финансовых авторитетов под предлогом "утиной охоты", - это вопрос из области хронологической методологии. Тем не менее именно на этом острове в результате десятидневной мозговой атаки был принят План Варбурга (Paul Warburg, "A Plan for a Modified Central Bank"), переименованный позднее по политическим причинам в План Олдрича (Nelson Aldrich) - стратегический план создания ФРС [17].

Как известно, ФРС не явилась первым монетарным институтом, исполняющим функции центрального банка США За столетие до неё подобные функции в истории США с тем или иным успехом успели выполнить Первый и Второй банки Америки. Вскоре после принятия Декларации независимости (1776) и Конституции (1787) отцы-основатели США подталкиваемые крупными финансистами и банкирами страны, осознали необходимость создания общенационального банковского института - центрального банка. Однако первые две попытки в данном направлении нельзя признать достаточно успешными в силу, скорее всего, принципиального расхождения экономических интересов частных и государственных структур, которые в должной мере и в должное время не удавалось сбалансировать.

Первый национальный банк (Первый Банк ) создан в 1791 году первым министром финансов нации Александром Г амильтоном (по подобию частного Банка Англии). Бенджамин Франклин блокировал эту идею частного центрального банка вплоть до самой своей смерти в 1791 году. Основной капитал банка составлял $10млн, из которых 80% принадлежало частным инвесторам, включая инвесторов из крупнейших британских банков (преимущественно контролируемых Натаном Ротшильдом). Оставшиеся 20% резервов банка принадлежали правительству США. Банком управляли президент и двадцать пять членов совета директоров. Томас Джефферсон резко выступал против закона, создающего управляемый частными лицами Центральный банк, но Джордж Вашингтон всё же подписал этот закон 25 февраля 1791 года. Президент сделал это по совету Гамильтона, несмотря на то что, согласно американской Конституции, контроль над национальной валютой был прерогативой Конгресса без права делегирования оного. В 1811 году американский Конгресс добился отмены полномочий Первого Банка Соединённых Штатов.

Для финансирования войны с Великобританией (1812) американские власти пошли на масштабные заимствования, и государственный долг страны к 1816 году вырос с $45 млн до $127 млн. Для управления этим долгом и борьбы с растущей инфляцией Конгресс согласился с предложением частных банков и создал Второй Банк Соединённых Штатов (1816), основанный практически на тех же принципах государственно-частного партнёрства и пропорциях капитала (20% на 80%), что и Первый, и также в Филадельфии. Капитал банка возрос до $35 млн, и ему теперь были разрешены создание филиалов и эмиссия банкнот номиналом выше $5. Полномочия Второго Банка, управляемого с 1822 года богатым банкиром Филадельфии Н. Биддлом, спровоцировавшим рецессию 1834 года, истекли по чартеру в 1836 году.

Дальнейшие попытки частных банковских кругов по созданию нового центрального банка (возглавляемые, в частности, тем же Н. Ротшильдом, а позднее Дж. П. Морганом и Дж. Рокфеллером и породившие новые паники 1837, 1873, 1893, 1907 гг.) были безуспешны вплоть до 1913 года. "В начале XXвека, - пишет Уильям Энгдаль, - сам термин «национальный» банк или «центральный» банк в Америке был поцелуем политической смерти для любого, защищающего это понятие." [17]. Однако в результате серии далеко не легитимных действий Дж. П. Моргану удалось реализовать к концу 1913 года проект ФРС преимущественно на базе его самих мощных в Америке банков. Система была основана на консорциальной основе и опиралась на 12 территориально обособленных частных банков.

С правовой точки зрения функции и статус ФРС изначально установлены Законом о ФРС (The Federal Reserve Act, 1913) и направлены на создание системы Федеральных резервных банков, введение в обращение т.н. «резиновой» валюты (elastic currency), обеспечение более эффективного надзора над коммерческими банками США и достижение других целей [10]. С позиций транспарентности системы управления ФРС представляет собой классический инсайдерский клуб («клуб старых приятелей»'), управляемый Денежным трестом и 60 крупнейшими финансово-промышленными кланами страны.

ФРС позиционируется как специальное финансовое учреждение, сочетающее в себе черты независимого юридического лица и публичного государственного агентства. Закон о Федеральном резерве непосредственно устанавливает, что она состоит из 12 территориальных федеральных банков, имеющих статус самостоятельных юридических лиц, управление которыми осуществляет Совет управляющих ФРС, назначаемый, в свою очередь, президентом США

К основным функциям ФРС относятся:

• прямое выполнение обязанностей центрального банка США

• поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами;

• обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;

• защита кредитных прав потребителей;

• управление денежной эмиссией;

• обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках;

• предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям ;

• участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;

электронный научно-экономический журнал стр 91

• устранение проблем с ликвидностью на местном уровне;

• укрепление роли США в мировой экономике.

Проект ФРС заимствовал идею частичного банковского покрытия ("частичных банковских резервов"), которая была реализована много ранее Банком Амстердама (середина XVII века), а позднее и Банком Англии (примечательно то, что именно раскрытие этой порочной практики частичного покрытия привело к банковской панике и концу Банка Амстердама в 1791 году - году создания Первого Банка Соединённых Штатов). От Банка Англии ФРС заимствовала также идею постоянного государственного долга, опирающегося на непрерывно работающий печатный денежный станок. В данном контексте можно переадресовать характеристику, данную 70 лет назад Банку Англии, в сторону ФРС:

«Его слабость - врожденная слабость системы, которая развилась при наименьшем уровне законодательного контроля..., его капиталы конфиденциальны, и его управление ни в коем случае не контролируется государством ни прямо, ни косвенно» [18].

Насколько успешно справляется сегодня ФРС с поставленными перед ней задачами согласно легитимизирующему её закону столетней давности? Очевидно, что определенные успехи есть, и они разнятся во внутренней и внешней экономике и финансах. Спустя 100 лет мир стал более глобальным, и ФРС в определенной степени способствовала этому, в том числе благодаря её валюте - доллару, ставшему мировой резервной валютой №1.

ФРС в настоящее время выполняет роль ключевой, дирижирующей подсистемы для мировой финансовой системы. Она воплощает собой монетарную концепцию монопольного банка, эмитирующего деньги для

выдачи apriory непогашаемых кредитов. По мнению многих известных экономистов и политологов, создание ФРС в 1913 году знаменует собой принципиальное отклонение вектора развития США от курса, проложенного их отцами-основателями, отход от реальных демократических ценностей и трансформацию США в финансового и политического гегемона. Великая Депрессия в своё время вызвала разочарование деятельностью ФРС, а Великая Рецессия значительно усилила позиции национального банка США Сто лет назад доллар был обеспечен золотом, а в настоящее время ФРС выступает крупнейшим покупателем национального долга США (выросшего за 100 лет в 5000 раз!), используя для этого эмитируемые ею декретные или т.н. фиатные доллары (fiatmoney), неразменные на золото или иные полноценные активы.

При этом нельзя однозначно утверждать, что печатание денег - лёгкое занятие. Оно сложное и затратное. Порой издержки непредсказуемы и очень велики. При эмиссии новых стодолларовых купюр в 2010 году было напечатано непригодных купюр на сумму в $110 млрд. Издержки от этого брака составили $120 млн. Причиной брака явилось стремление создать сверхзащищенную банкноту, с чем не справилось даже Бюро гравировки и печати США Выпуск новых "франклинов" был отложен почти на 3 года [4]. Другая проблема данного Бюро и ФРС, актуальность которой возрастает день ото дня, находится на противоположном конце номинальной шкалы долларовой массы и заключается в деньгах более мелких и из другого материала - металла. Речь идёт о том, что себестоимость производства 5, 10 и 25 центовых монет (или в простонародье «nickel», «dime» и «quarter» соответственно) становится сопоставимым, а то и выше их номинала, составляя соответственно 9,4, 4,6 и 11 центов. Решение проблемы возможно за счет как уменьшения размеров монет, так и замены используемых в них металлов, что, в свою очередь, может привести к изменению цвета самих монет [8].

Влияние ФРС глобально, всепроникающе и оперативно. Любые её действия и даже высказывания её официальных представителей практически мгновенно сказываются как на финансово-экономическом состоянии практически всех стран мира, так и на поведении отдельно взятых компаний не только финансового, но и реального сектора экономики.

В частности, постепенное сворачивание очередной программы количественного смягченияОЕ-З (Quantitative easing,

QE) приводит к тому, что период "дешёвых' денег приходит к завершению, что закономерно вызывает замедление темпов экономического роста развивающихся стран и ощутимую девальвацию их национальных валют [15]. Последнего избежать не удается и России - начало 2014 года демонстрирует заметное удешевление российского рубля против доллара США и евро. А на корпоративном уровне вездесущность ФРС показательна, в частности, на таком примере: крупнейшей сделкой XXI века стал рекордный выкуп американской Verizon Communications в 2013 году 45%-ной доли британской Vodafone в их совместном проекте Verizon Wireless за $130 млрд. Это было возможно ровно потому, что Verizon Communications решилась привлечь около $50 млрд, воспользовавшись тем, что в результате реализуемой ФРС всё той же программы QE-Зпроцентные ставки привлечения упали до приемлемо низких для компании уровней [16].

Сегодняшняя доктрина ФРС и Конгресса США в части реализации монетарной программы количественного смягчения представляет собой своеобразную финансовую мегапирамиду, базирующуюся на сильной экономике США и мировом статусе доллара. Данная конструкция никак не способствует росту социально-экономической устойчивости американского и мирового сообщества. Разрыв между имущими и неимущими усиливается, поскольку ФРС в рамках QE-3 перекачивает в пользу первых $85 млрд в месяц. Миллиардер С. Друкенмиллер (Stanley Druckenmiller) утверждает, что каждый финансово грамотный американец знает, что QE - «это социализм для богатых»: «Это - самое большое перераспределение богатства в истории - от среднего класса и бедных в руки богатых. Кто владеет капиталом? Богачи. Миллиардеры» [3].

электронный научно-экономический журнал стр 92

Список л итературы:

1. Allison J.A The Fed’s Fatal Conceit/ Cato Journal, Vol. 32, No. 2 (Spring/Summer 2012).

2. Dorn J.A End the Fed, Or Celebrate Its Existence? Reflections on Our Central Bank’s 100th Anniversary/ Forbes.com, January 20, 2013.

3. Federal Reserve Program Is Socialism For The Rich, DSWright, Daily Kos, September 21, 2013. www.dailykos.com

4. Fed's BOGUS Bills Cause $110 Billion Problem, http://rt.com/usa/usa-dollars-fed-geithner/.

5. Flaherty E. Debunking the Federal Reserve Conspiracy Theories (and other financial myths).http://famguardian.org/Subiects/MoneyBanking/FederalReserve/FRconspire/FRconspire.htm.

6. Mullins E. C. The Federal Reserve Conspiracy, - New Jersey,Christian Educational Assn., 1954. -145p.

7. Selgin G., Lastrapes W. D., White L.H., Has the Fed been a failure? Journal of Macroeconomics, Vol. 34, Issue 3,

Sept. 2012, Pages 569-596.

8. Sparshott J., Change for a Nickel? U.S. Mint Is Weighing It. The Wall Street Journal, Jan. 17, 2014.

9. Sutton AC. The Federal Reserve

Conspiracy http://servv89pn0ai.sn.sourcedns.com/~gbpprorg/obama/Antony.C.Sutton.The.Federal.Reserve.Conspiracy.pdf.

10. The Federal Reserve Act (1913), http://www.federalreserve.gov/.

11. The Federal Reserve From Creation in 1913 To Destruction in 2013http://www.bushstole04.com/monetarysystem/fed 1913 2013.htm

12. The Writings of Jefferson, vol. 7 (Autobiography, Correspondence, Reports, Messages, Addresses and other Writings). Committee of Congress Washington, D. C., 1861, - p. 685.

13. Бернанке Б. Ш. Столетие центрального банка США: цели, концепции, подотчетность. Доклад на конференции «Первые 100 лет Федеральной Резервной Системы: политика, уроки, перспективы». NBER,

Кембридж, Массачусетс, 10 июля 2013 г. http://www.fedspeak.ru/.едь

14. Катасонов В.Ю. ЦБ РФ - пятая колонна ФРС. Лекция, 13.09.2013,http://telegrafist.org/2013/09/13/86833/.

15. Кравченко Е. , Оверченко М. ФРС готова снизить выкуп (ФРС устроила встряску развивающимся рынкам), «Ведомости» №153 (3415), 23.08.2013.

16. Оверченко М. Цифра недели: $130 млрд (как ФРС США помогла Verizon провести сделку на $130 млрд). «Ведомости» №161 (3423), 04.09.2013.

17. Энгдаль У. Боги денег. Уолл стрит и смерть Американского века. -М.: Геликон-плюс, 2011.

18. Энциклопедия Американа, 1943.

1 "Я искренне полагаю, что банковские институты, имеющие доступ к власти, - более опасны для свободы, чем враждебные армии". - Томас Джефферсон [12]. N13: Достоверность подобного дословного высказывания Т. Джефферсона подвергается сомнению.

2 "Это довольно хорошо, что многие люди в государстве не разбираются в нашей банковской и монетарной системе, ибо если бы они разобрались, то, я полагаю, на следующее же утро произошла бы революция". Генри Форд, цит. по [15].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.