Научная статья на тему 'Языковые особенности интерактивных медиа'

Языковые особенности интерактивных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковые особенности интерактивных медиа»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 4

Н.Ю. Киселева

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ

МЕДИА

Развитие цифровых технологий, широкое распространение Интернета приводят к тому, что традиционные виды СМИ — пресса, радио, телевидение — испытывают серьезную конкуренцию со стороны новых форм медиа. Речь не идет об интернет-версиях бумажных газет или тех онлайн-СМИ, структура которых повторяет обычную газету, а о новых формах СМИ, появление которых стало возможно только благодаря Интернету. Основное различие между старыми и новыми видами медиа состоит в том, что содержание традиционных СМИ формируется профессиональными журналистами, в то время как электронные интерактивные медиа создаются обычными пользователями Интернета — теми, кто всегда считался читателями СМИ. Как пишет А.О. Алексеева в своей кандидатской диссертации «Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества» (М., 2006), среди новых, интерактивных форм медиа выделяют следующие категории:

1) веблоги, к которым относятся личные онлайновые дневники и общественно значимые ресурсы с коллективным авторством;

2) блоги, которые ведут читатели или журналисты по инициативе издательств и которые интегрированы в сайты СМИ;

3) онлайновые комьюнити;

4) сайты гиперлокальных новостей, созданные на принципах «журналистики участия»;

5) мобильные блоги, составленные из фотографий и небольших сообщений, снятых и опубликованных в Интернете с помощью мобильных телефонов.

Одна из главных особенностей новых видов медиа — разрушение границы между автором и читателем текста. Каждый может стать автором и найти площадку для публичного размещения своего текста. Создается цепная реакция: каждый читатель, видя, что тексты, которые он читает, написаны такими же людьми, как он, тоже хочет превратиться из обычного читателя в автора. В интернет-дискурсе нет привычных для традиционных СМИ отношений «автор—читатель» — есть отношения «автор—автор». Создатели интерактивных СМИ, хозяева блогерских сервисов обычно поощряют стремление рядовых посетителей Интернета писать собственные тексты: любой человек может стать свидетелем события, достаточно интересного для того, чтобы о нем было рассказано. Чем

больше сообщений в блогах или интерактивных СМИ, тем больше вероятность, что среди них будет что-то действительно важное. Характерный пример нового вида СМИ, контент которого формируется пользователями, — международная сеть 1пёушеШа. Сайт русскоязычной Индимедии (http://ru.indymedia.org/mod/info/display/ роНсу^^ех^р) знакомит посетителей со своей «редакционной политикой»: «Индимедиа... не имеет редакции в привычном смысле слова. Она, скорее, является площадкой для ваших сообщений, репортажей, комментариев и для информации, поясняющей подоплеку политических собыгтий и социальных процессов. Всевозможные тексты, радио- или видеозаписи и фотографии вы производите и вывешиваете на сайт сами. "Редакционный коллектив" лишь следит за потоком информации. Он старается управлять сайтом таким образом, чтобы возможно бышо найти любое ваше сообщение... Так как Индимедиа пропагандируют идею о превращении простого потребителя в производителя новостей, не приветствуются перепубликации из официальных СМИ, а, наоборот, поощряется разработка собственного взгляда "снизу"».

Надо заметить, что авторы интерактивныж СМИ не являются профессиональными журналистами, следовательно, незнакомы с теоретическими основами журналистики, с жанровой системой журналистских текстов, с принципами построения репортажа или новостной заметки. Не всегда на высоком уровне и грамотность авторов. На первый план выходит не форма сообщения, а его содержание.

Содержание сообщения становится более субъективным. Авторы не ограничиваются изложением информации — они выражают свою точку зрения на эту информацию. Предметом сообщения в традиционных СМИ становится то, что, по мнению журналистов, интересно аудитории издания. Предметом сообщения в интерактивных медиа — то, что оказалось в поле зрения автора, то, что волнует его в данную минуту. Г.М. Маклюэн, анализируя медиа, еще в 60-е годы сказал, что действительным содержанием сообщения является сам сообщающий. Это как нельзя лучше характеризует интерактивные медиа (особенно блоги как наиболее личност-но ориентированную форму): автор, его точка зрения, система ценностей играют главную роль в формировании сообщения.

При анализе текстов интерактивных СМИ необходимо учитывать, что авторы не скованы рамками, которые ограничивают традиционных журналистов. В подавляющем большинстве случаев они не заботятся о коммерческой выгоде, которую может принести написанный текст, о том, насколько интересен он с точки зрения рекламодателей. Над ними нет редакторов и издателей, диктующих свою политику. Они не ограничены в объемах и сроках написания материала. Более того, большинство медиаресурсов позволяет ре-

дактировать собственное сообщение, добавлять или удалять из него информацию по мере необходимости и желания автора — возможность, которой лишены бумажные газеты и которой не в полной мере пользуются онлайн-СМИ традиционного типа. При этом каждый текст может дать толчок дискуссии, чего были лишены традиционные СМИ: в них каждый текст был законченным произведением. В интерактивных медиа реплики читателей могут кардинально изменить смысл первоначального сообщения. В этом смысле при рассмотрении интернет-дискурса вообще невозможно говорить о законченном сообщении, каждое сообщение может постоянно дополняться, редактироваться, из него могут удаляться некоторые части. Содержание сообщения даже не ограничивается непосредственно текстом. Помимо текста Интернет дает возможность включить в сообщение изображение, аудио- или видеоинформацию, также зачастую собственного производства. Важная особенность новых медиа — гипертекстовость, возможность расширять сообщение за счет добавления в него гиперссылок.

Новые средства массовой информации, содержание которых создается обычными людьми, зачастую не уступают в популярности традиционным СМИ. Многие интерактивные СМИ формируют вокруг себя постоянную аудиторию, даже если и небольшую, то регулярно следящую за появлением новых сообщений, относящуюся к «своему» медиа более внимательно, чем к «безличным» традиционным СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева А.О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема (http: // sociologist. nm.ru).

Сидорова М.Ю. Интернет-дневники как лингвистический источник (http://marinadoma.narod.ru/inet/journals-source.doc).

Независимый медиацентр «Индимедиа» (http://ru.indymedia.org/).

Поступила в редакцию 29.04.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.