Научная статья на тему 'Языковые навыки и их специфика у детей младшего школьного возраста'

Языковые навыки и их специфика у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колева Н.Л.

Одним из главных достижений познавательного развития детей является изучение родного языка. С помощью языка преодолевается время и пространство и передается информация. Вот почему абстрактное мышление с помощью языковых символов является исключительным завоеванием эволюции. Языковое кодирование требует мотивационного импульса для вербального выражения возникшей идеи, после чего необходимо совершить построение грамматической структуры предложения и селекцию подходящих семантических единиц, которыми необходимо выразить самым точным образом изобретенные понятия и отношения между ними. Для межличностного общения необходимо, чтобы языковые коды были трансформированы в материальные физические сигналы, которые воспринимаются через сенсорный канал. Это осуществляется с помощью сложных, заученных моторных программ, которые производят звуки речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковые навыки и их специфика у детей младшего школьного возраста»

ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ И ИХ СПЕЦИФИКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Колева Н.Л.*

Университет имени «Проф. д-ра Асена Златарова»,

Республика Болгария, г. Бургас

Одним из главных достижений познавательного развития детей является изучение родного языка. С помощью языка преодолевается время и пространство и передается информация. Вот почему абстрактное мышление с помощью языковых символов является исключительным завоеванием эволюции.

Языковое кодирование требует мотивационного импульса для вербального выражения возникшей идеи, после чего необходимо совершить построение грамматической структуры предложения и селекцию подходящих семантических единиц, которыми необходимо выразить самым точным образом изобретенные понятия и отношения между ними. Для межличностного общения необходимо, чтобы языковые коды были трансформированы в материальные физические сигналы, которые воспринимаются через сенсорный канал. Это осуществляется с помощью сложных, заученных моторных программ, которые производят звуки речи.

Ключевые слова языковые навыки; языковая реализация.

1. Введение

Общение - это генетически заложенная потребность, неудовлетворение которой ведет к отрицательному эффекту целостного развития индивида. С его помощью люди обмениваются идеями, информацией и чувствами, достигают важных для себя целей, обсуждают минувшие события или составляют планы на будущее.

Одним из главных достижений познавательного развития детей является изучение родного языка. Язык - это одна из самых сложных систем правил, которые изучает человек. Средство общения - это социально-психологическое явление в истории человечества.

Усвоение языка - это процесс, который протекает в течение всей жизни человека, начиная с первых месяцев его жизни и до зрелых лет. Быстрее всего процесс обучения происходит в раннем детстве. До шестнадцатилетнего возраста дети усваивают произношение, до некоторой степени грама-тику и более 90 % основного словарного запаса родного языка. Овладевшие речью передают другим разнообразие собственных нужд, желаний, мыслей, чувств, идей и страхов.

Assoc. Prof. PhD Eng. Faculty Technical Sciences.

160 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Это сложный и динамичный природный процесс, который происходит не только от обучения болгарскому языку и литературе в начальной школе, но также играет существенную роль и активно взаимодействует с речевой средой, через которую ребенок приходит к богатству, разнообразию и культуре речевого общения.

2. Языковая способность и реализация

В процессе общения в социальном контексте люди используют различные каналы для передачи информации. Язык - это то, что возможно сильнее всего отличает людей от других живых существ, несмотря на то, что когда мы говорим, то редко используем только слова для передачи сообщения. Общаясь с окружающими, человек использует все свое тело. Экстралингвистические компоненты коммуникации также могут усилить или нарушить лингвистический код данного языкового сообщения.

Языковые символы позволяют обозначить не только реальные объекты, но и вещи, которые не могут восприниматься органами чувств, например, идеи, чувства, намерения. С помощью языка преодолевается время и пространство и передается информация. Вот почему абстрактное мышление с помощью языковых символов является исключительным завоеванием эволюции. Это оружие, которое позволяет человеку решать логические задачи, рассуждать, делать умозаключения, выводы и закономерности, и это достигается чисто умозрительным путем. Только языковая система сделала человека хозяином природы. Язык - это богатый и могущественный инструмент мышления.

Язык существует в каждом из его носителей в качестве его индивидуальной кодовой системы. Chomsky (1958) первым описал эту систему, изучив генерацию грамматических структур. Он рассматривает вопрос о том, как из глубинных структур поверхностной степени рождается различная языковая реализация. В результате своих рассуждений, Chomsky выводит две основных теоретических конструкции:

- языковая способность (компетентность) - Языковая способность -это знание индивидуумом языка, познание языковой системы, которая включает языковые единицы и правила для их комбинирования;

- языковая реализация - Языковая реализация - это реальное применение языка индивидуумом в процессе общения, кодирование и декодирование сообщений в различных видах высказываний.

Следовательно, речь - это язык действия, то есть, способ, с помощью которого он в качестве нормативной системы конкретизируется в поведении каждого отдельного человека. Вот почему в целом можно сказать, что если язык - это определенная абстрактивная система, именуемая языковой компетентностью, то речь - это конкретная система или реализация этой компетентности, которая связана с процессом инструментального произведения

Психологические науки

161

физических и материальных сигналов, которые должны быть перцепционно переработаны.

Лингвистика описывает языковую систему, как сложный комплекс, состоящий из трех основных компонентов с содержательно обособленными пятью обширными областями языкового функционирования.

Bloom и Lahey (1978) [9] разделяют язык на три отдельных, но перекрывающихся компонента:

- содержание;

- форма;

- использование.

Перекрывание этих компонентов в центре диаграммы представляет собой знание языка и успешную интеграцию содержания, формы и использования для понимания и передачи сообщений.

Рис. 1. Интеграция содержания, формы и использования языковой системы (по Bloom и Lahey, 1978)

Содержание может ссылаться на темы и идеи, которые закодированы в языковых сообщениях (независимо от того передаются ли они с помощью языка знаков, письменно или речью). Оно охватывает те вещи, которые происходят вокруг нас, или мы говорим о: наших мыслях, желаниях - вещах, которые реально случаются, или вещах из виртуальной реальности. Обычно вещи, о которых мы рассказываем, это состояния, события или действия.

- Состояния относятся к способу, в котором присутствуют люди или вещи; описание того, что им нравится; условия в которых они находятся; должность, которую они приняли, и тому подобное.

- События относятся к происходящим вещам - без заявленного человека или другого одушевленного инициатора данного события, они просто происходят.

- Действия, в отличие от событий, которые обычно совершаются человеком или прочими инициаторами, они обычно являются результатом намерения со стороны агента.

162 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Тема и содержание коммуникации

Тема - это не совсем то же самое, что и содержание. Lahey (1988) [12] объясняет, что все дети могут научиться говорить об одном и том же содержании (объекты, действия и отношения), но будут различать темы, о которых они говорят. Например, все дети говорят о неодушевленных предметах (категория содержания), но одни дети будут говорить о своем автомобиле, а другие - будут говорить о своем велосипеде (различные темы). Все дети говорят о неодушевленных предметах (другая категория содержания), но одни дети будут говорить о своей собаке, домашнем любимце, а другие - об утятах своей бабушки (различные темы).

Lahey утверждает, что содержание языка - это общий и независимый от всех конкретный контекст, тогда как язык и тема изменчивы. Они изменяются с возрастом и культурой общества.

3. Особенности языковых навыков в младших классах

Стаматова Р. определяет четыре элемента полноценного общения ребенка [8]:

1. Уметь быстро и правильно ориентироваться в ситуациях общения;

2. Уметь правильно строить свою речь, правильно подобрать содержание акта общения;

3. Находить такие вербальные и невербальные средства, которые помогут ему адекватно изложить планируемое содержание;

4. Уметь осуществлять обратную связь в ходе общения.

Языковое содержание включает семантику как компонент, который управляет значением слов и их комбинациями (Bernstein, 1985) [13]. Прагматика связана с использованием языка в том смысле, насколько правильно используется язык в процессе коммуникации, в зависимости от ситуации и партнера для общения. Чтобы функционировать правильно, язык не должен различаться по содержанию, форме и применению от ожиданий и ассоциироваться с возрастом и социокультурной средой индивидуума.

После того как будут освоены основные аспекты языка, а их правила закрепятся в мозгу, это позволит индивидууму использовать их в двух направлениях:

- способность генерировать (рождать) собственные предложения, то есть, создавать языковое кодирование возникших идей, мыслей или намерений;

- способность понимать через воспринятые чужие предложения закодированный смысл идей и мыслей других людей, то есть, языковое декодирование.

Языковое кодирование требует мотивационного импульса для вербального выражения возникшей идеи, после чего необходимо совершить построение грамматической структуры предложения и селекцию подходящих

Психологические науки

163

семантических единиц, которыми необходимо выразить самым точным образом изобретенные понятия и отношения между ними. Для межличностного общения необходимо, чтобы языковые коды были трансформированы в материальные физические сигналы, которые воспринимаются через сенсорный канал. Это осуществляется с помощью сложных, заученных моторных программ, которые производят звуки речи.

Из наблюдений, проведенных на начальном этапе основной образовательной степени, можно сделать следующие заключения: речь детей становится основным способом для знакомства с окружающим миром и в этом процессе главным механизмом познания является родная речь. Главное, что она дает ребенку, это способность порождать и понимать разнообразные речевые высказывания. Развиваются индивидуальные особенности для коммуникации и общения. Считается, что как раз в возрасте младших классов ребенок овладевает всеми компонентами языка - семантикой, грамматикой и т.д., и может свободно оперировать языковыми единицами. Примечательно, что все еще существуют трудности при употреблении некоторых языковых конструкций. Есть дети, которые обладают сравнительно хорошими способностями к обучению, но несмотря на это испытывают определенные затруднения при семантическом декодировании очень важных слов. Этот процесс усиливается по причине двух факторов: с одной стороны - обширное проникновение в разговорный болгарский язык иностранных слов, а с другой стороны - преимущественно английские слова и выражения и увеличение семей с билингвистической средой, по причине смешанных браков.

У детей возраста младшей школы продолжается развитие лексико-семантической стороны языка, то есть, не столько увеличение объема словарного запаса, сколько качественное усовершенствование его системы. Продолжается процесс развития обобщающей функции слов, усвоение метафорического и идиоматического богатства языка - в активное применение вступает все больше фразеологизмов, метафор, образных выражений. С расширением социального опыта у формирующейся личности ребенка происходит формирование ассоциативных связей в его языковом сознании, которые с одной стороны все больше отражают языковую картину окружающего мира, а с другой - приобретают характер индивидуального словаря.

На начальном этапе основной образовательной степени начинается процесс грамотности, который является важным процессом в развитии детской личности, включающей также освоение процесса чтения, письма и математики.

Исследования показывают, что усвоение грамотности, а после этого и чтения с письмом, является очень сложным процессом.

4. Заключение

Мы считаем, что для того, чтобы освоить этот процесс необходимо:

а) Хорошо различать звуки в услышанных словах и их слоги;

164 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

б) Уметь соотнести услышанный звук речи к определенному звуку, или уметь самостоятельно воспроизвести этот знак на листе бумаги;

в) Ученик должен научиться не только воспринимать каждую букву и ассоциативно воспроизводить соответствующий знаку «чистый звук», но он также должен видеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменять произношение необходимого звука;

г) Все буквы в слове должны произноситься слитно, как единый звуковой комплекс;

д) Слово должно быть понято, то есть, получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-либо знакомого ребенку предмета, действия или признака.

Следовательно, усвоение грамотности - это трудоемкий процесс для семилетнего ученика. Он основывается на тонком и точном зрительно -слуховом и артикуляционном анализе и синтезе, который сочетается со звуковой формой слова и его смыслом.

Внеучебная работа открывает богатые возможности для усовершенствования устной и письменной речи ребенка.

При нарушенном языковом развитии нарушена как скорость прогресса, так и последовательность языкового развития. Необязательно, чтобы начало языкового развития смещалось во времени. Немалый процент детей с нарушенным языковым развитием начинает понимать и произносить свои первые слова в рамках возрастной нормы. Наблюдается несинхронность процессов - между развитием импрессивной и экспрессивной речи. Преимущественно выражается нарушение или импрессивной, или экспрессивной речи. Формы проявления зависят от расположения очагов с основным симптомом - моторного или сенсорного с вариантами, приближенными к алалии или слуховой агнозии.

Специфические расстройства речи в детском возрасте «коррелируют с развитием основных психических процессов, с коммуникативными умениями, с последующими проблемами в обучении и освоении учебного материала, с особенностями эмоционального и поведенческого функционирования» [8].

Особое значение в развиии речи ученика на начальном этапе основной образовательной степени состоит в усвоении письменной речи, которая открывает ему природу родной речи и возможность овладеть ею в совершенстве.

Также не рекомендуется «погружать» ребенка в речевой материал, что может привести в некоторых случаях к заиканию. Речевой материал необходимо подбирать в соответствии с количеством и доступностью к обучению в болгарской общеобразовательной школе и современной образовательной парадигме в ней.

Список литературы:

1. Андреева Л. Социальное знание и межличностное взаимодействие. -София, 1999.

Психологические науки

165

2. Василева Н. Особенности мышления у учеников с нарушением речи. -Изд. ШУ «Епископ Константин Преславски», 1999.

3. Колева Н. Исследование невербальной коммуникации и поведения студентов педагогов // Актуальные вопросы современной науки. - Новосибирск, 2015.

4. Люблинска А. Детская психология. - С., 1978.

5. Мавлов Л. Фундаментальная неврология. - София, 2000.

6. Матанова В. Психология аномального развития. - София, 2003.

7. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / В.А.М. Шахнарович (съст.) // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984.

8. Стаматова Р. Проявление языковой компетентности в дошкольном возрасте // Приоритетные научные направления: от теории к практике. -Новосибирск: ЦРНС, 2015.

9. Bloom, L. and Lahey, M. (1978) Language Development and Language Disorders. New York: Wiley.

10. Chapman R.S. Processes in language acquisition and disorders. St. Louis: Mosby-yearbook (1992).

11. Harris J. (2008) Development of Early Communication. Unit 3, Language in Development Module, DE course Speech and Language Difficulties, School of Education, The University of Birmingham, UK.

12. Lahey M. (1988) «What is language?» In Language Disorders and Language DevelopmentLondon: Collier Macmillan.

13. Wetherby A. Speech and Language Disorders in Childhood. - An Overview. - In: Darby, J.(Ed.), Speech and LanguageEvaluation in Neurolgi: Childhood Disorders, NY: Straton & Green (1985).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.