Научная статья на тему 'Языковой образ матери в автобиографических повестях о детстве'

Языковой образ матери в автобиографических повестях о детстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1116
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МАТЕРИ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА РЕБЕНКА / СЕМАНТИКА / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ / ДЕТСТВО / CHILD''S LINGUISTIC WORLD-IMAGE / IMAGE OF MOTHER / SEMANTICS / AUTOBIOGRAPHICAL STORY / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сальникова Вера Владимировна

В статье рассматривается языковая репрезентация образа матери в русской художественной литературе XIX века о детстве; анализируется роль матери в формировании мировидения ребенка, его языковой картины мира. При описании языковых единиц используется метод словарных дефиниций, контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа. Материалом для исследования послужили тексты автобиографических повестей С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сальникова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic image of mother on autobiographical stories about childhood

The article considers the linguistic representation of mother's image in the Russian fiction of the XIX century on childhood; analyzes the role of mother in the formation of child's world perception, his linguistic world-image. The method of dictionary definitions and the method of contextual and comparative analysis are used in the description of linguistic units. The material for the analysis is taken from the autobiographical stories “The Years of Childhood of Bagrov the Grandson”by S.T. Aksakov and "Tyoma's Childhood" by N.G. Garin-Mikhailovsky.

Текст научной работы на тему «Языковой образ матери в автобиографических повестях о детстве»

УДК 81'42 ББК 81.0

Сальникова Вера Владимировна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра русской и зарубежной филологии Бирский филиал Башкирского государственного университета

Башкортостан, г. Бирск Salnikova Vera Vladimirovna candidate of Philological Sciences, associate professor Department of Russian and Foreign Philology Birsk Branch of Bashkir State University Birsk, Bashkortostan [email protected] Языковой образ матери в автобиографических повестях о детстве Linguistic image of mother on autobiographical stories about childhood

В статье рассматривается языковая репрезентация образа матери в русской художественной литературе XIX века о детстве; анализируется роль матери в формировании мировидения ребенка, его языковой картины мира. При описании языковых единиц используется метод словарных дефиниций, контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа. Материалом для исследования послужили тексты автобиографических повестей С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тё-мы».

The article considers the linguistic representation of mother's image in the Russian fiction of the XIX century on childhood; analyzes the role of mother in the formation of child's world perception, his linguistic world-image. The method of dictionary definitions and the method of contextual and comparative analysis are used in the description of linguistic units. The material for the analysis is taken from the autobiographical stories "The Years of Childhood of Bagrov the Grandson"by S.T. Ak-sakov and "Tyoma's Childhood" by N.G. Garin-Mikhailovsky.

Ключевые слова: образ матери, языковая картина мира ребенка, семантика, автобиографическая повесть, детство.

Key words: image of mother, child's linguistic world-image, semantics, autobiographical story, childhood.

В современной науке исследованию образа матери посвящено большое

количество работ, например: это изучение содержания и структуры концепта «мать» в лингвокультурологическом аспекте [2]; описание концепта мать/анна в картине мира казахско-русских билингвов [6]; рассмотрение концепта «мать» в индивидуально-авторской картине мира писателя [8]; а также историко-

педагогический анализ роли матери в воспитании ребенка [10]. Как мы видим, изучение данной проблемы актуально не только в педагогическом, но и в лингвистическом аспекте. Безусловно, для ребенка в первые годы жизни самым важным и близким человеком является мать, поэтому образ матери занимает центральное место в автобиографических произведениях о детстве. Данная статья посвящена изучению языковой репрезентации образа матери в русской художественной автобиографической литературе XIX века. Мы сосредоточим свое внимание на лексическом аспекте изучения образа матери в автобиографических повестях С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Цель настоящей работы состоит в рассмотрении того, какое место занимает образ матери в картине мира ребенка, в формировании его мировидения. Материалом для анализа в данной статье послужили единицы лексико-семантического уровня.

Рассмотрим значение слова «мать». В словаре В. И. Даля оно имеет следующее толкование: «Родительница, мама; мать родная. Настоятельница и почтенные старицы монастыря. Дружески, всякая женщина в летах чувствуется матерью» [5, с. 381]. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова представлена следующая дефиниция слова «мать»: «1. Женщина по отношению к своим детям. 2. Перен. Источник, начало чего-н., а также о том, что дорого, близко каждому. 3. Самка по отношению к своим детенышам. 4. Отношение к пожилой женщине или к жене как к матери своих детей. 5. Название монахини, а также (разг.) обращение к ней» [9, с. 346]. В тексте книг С. Т. Аксакова и Н. Г. Гарина-Михайловского данная лексема употребляется лишь в первом значении. Рассмотрим примеры из текста: Слава Богу, - сказала мать, - я вижу, что ты дедушке понравился [1, с. 273]; Мать молча гладила голову сына [4, с. 167170]. В языке Сережи (главного героя повести «Детские годы Багрова-внука») присутствует не с только слово «мать», но и «маменька» - (устар., разг.) «мама, мать» [9, с. 341], например: Я с сестрицей приходил к маменьке на одну минуту... [1, с. 365]. В языке героя повести «Детство Тёмы» имеет место и лек-

сема «мама», которая употребляется для выражения нежных чувств, любви; а также «включает экспрессивно-эмоциональную оценку, коннотации индивидуально-психологического плана и выполняет как коммуникативную, так и оценочную функцию» [2, с. 176], например: <...> мама не сердится больше...<...> мама любит своего мальчика <...> Ну, довольно: поцелуй маму и скажи ей, что ты будешь добрый мальчик [4, с. 56]. Лексема «мать» деривационно связана с притяжательным прилагательным «материнский», имеющим значение «относящийся к матери, принадлежащий ей» [9, с. 345], в тексте произведений оно употребляется в качественном значении: материнская любовь, материнские чувства, материнское сердце [1, с. 302].

На страницах книг С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» образ матери представлен многогранно, его характеризуют определенные признаки, отражающие интерпретацию содержания данного понятия в рамках языковой картины мира ребенка. Рассмотрим их. 1) Портрет матери, внешность, ухоженность. Для каждого ребенка мать - это воплощение добра, света, красоты, именно такой она предстает в восприятии героев произведений: Мать выезжала в таком наряде несколько раз по праздникам в церковь <..> Я всегда любовался ею <..>Все называли мою мать красавицей, и точно она была лучше всех, кого я знал [1, с. 302]; <..> мать в кринолине, черных нитяных перчатках без пальцев, в шляпе с широкими черными лентами [4, с. 23]. 2) Божественное начало матери, материнской миссии на земле, продолжение рода: Слава богу! Мать будет здорова, у тебя родился братец... [1, с. 368]. 3) Мать - высшее существо, божество, идеал: Можно себе представить, каким высшим существом являлась мне моя мать! Я начинал смотреть, на нее с благоговением, гордился ею и любил с каждым днем более [1, с. 500]. 4) Религиозность, набожность матери: Слышал, <..> как горячо она [мать] молилась, подняв руки к небу [1, с. 230]; Слава богу, - и мать медленно перекрестилась. - Перекрестись и ты, Тёма [4, с. 201]. Как мы видим, мать не только сама верит в Бога, читает молитвы, но

и приобщает своих детей к религии. 5) Мать - хранительница семейных традиций, законодательница правил: Тс! - подлетает к нему стремительно Зина, строго соблюдавшая установленное матерью правило, что о наказаниях, постигших виновных, не имеют права вспоминать [4, с. 52]; <..> перед сном надо идти прощаться, надо пожелать спокойной ночи маме и папе [4, с. 54]. 6) Женские качества: умелость, хозяйственность. Софья Николаевна (мать Сережи Багрова) была рукодельница: умела шить, вышивать, стряпать, варить варенье, красить пасхальные яйца, и сын ценил это: Мать была мастерица на всякие вышиванья... [1, с. 362]; Более всего любил я смотреть, как мать варила варенье в медных блестящих тазах<..>[1, с. 231]; Миндальное пирожное всегда приготовляла она сама, и смотреть на это приготовленье было одним из любимых моих удовольствий [1, с. 293]; Мать умела мастерски красить яйца в мраморный цвет разными лоскутками и шемаханским шелком. Сверх того, она с необыкновенным искусством простым перочинным ножиком выскабливала на красных яйцах чудесные узоры, цветы и слова: «Христос воскрес» [1, с. 427]. Все эти качества возвышают мать в глазах сына. 7) Умение быть матерью. Сережа Багров рос слабым и болезненным ребенком, и лишь благодаря безграничной любви, самоотверженности и заботе матери, которая всеми средствами боролась за жизнь своего малыша, он выздоровел: Подле меня тревожно спит, без подушек и не раздетая моя мать <..> Как она меня ласкала, какими называла именами, как радостно плакала<..> этого не расскажешьь![1, с.227]. Кроме того, Софья Николаевна привила маленькому Сереже вкус к слову, любовь к чтению, быть может, это обстоятельство способствовало тому, что он впоследствии стал писателем. Аглаиду Васильевну, мать Тёмы, отличают такие качества, как доброта, нежность, мудрость, проницательность, возвышенность её натуры. Мать в повести «Детство Тёмы» выступает как символ великого преобразующего начала, именно она вселяет в сына необыкновенный оптимизм, веру в добро, самообладание. Рассмотрим примеры из текста: Своим материнским сердцем она сейчас же поняла, что с Тёмой

случилось какое-то большое горе [4, с. 112-118]; «Да, уж такой возраст!» -подумала мать и, ласково притянув Тёму, поцеловала его в голову. Мальчик почувствовал себя тепло и хорошо и, поймав руку матери, горячо ее поцеловал [4, с. 202]. 8) Мать - воспитательница нравственности и морали. Педагоги и психологи отмечают, что «по традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребенка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. <...> полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. <...> На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравственности, целомудренности и послушания. Дети <...>должны были видеть в матери образец для подражания, любить и уважать её до старости <...>» [10, с.107]. Подтверждение этому мы находим тексте произведений С.Т. Аксакова и Н.Г. Гарина-Михайловского. Софья Николаевна всегда умела найти нужные слова, объяснить ребенку, что он поступил плохо (например, когда Сережа Багров проявил агрессию по отношению к своему дяде, Волкову, который дразнил мальчика тем, что якобы хочет жениться на его сестрице и забрать его любимое имение Сергеевку: <...> я схватил деревянный молоток, <...> и пустил молотком прямо в Волкова. [1, с. 302]): Долго говорила она; ее слова, нежные и грозные, ласковые и строгие и всегда убедительные, ее слезы о моем упрямстве поколебали меня: я признавал себя виноватым перед маменькой и даже дяденькой, которого очень любил.[1, с. 302]. Аглаида Васильевна заботилась не только о физическом здоровье своих детей, но и духовном здоровье: рассказывала им о Боге, о царе, о великих русских ученых и писателях. Она была тонким психологом, умела привести убедительные примеры из жизни, помочь сыну разобраться в сложившейся ситуации. Например, в случае с мясником (когда Тёма запустил в него камнем) мать обвинила сына в том, что он «маленький трус»; ей было важно, чтобы Тёма сам понял свою вину, осознал свой просту-

пок. Аглаида Васильевна была противником телесных наказаний и воспитывала детей только при помощи слова. Подтверждение этому мы находим в главе «Наказание» (где отец жестоко высек Тёму за непослушание): Каждый вопль рвет ее за самое сердце, каждый удар терзает до самого дна ее душу. <...> Ужас наполняет душу матери. <...> объявляю вам, что через мой труп вы перешагнете, прежде чем я позволю вам еще раз высечь мальчика [4, с. 4445]. 9) Сыновья любовь к матери. И. А. Ильин справедливо отмечает, что «ребенок применяется к матери - потребностями, ожиданием, надеждою, наслаждением, утешением, успокоением и благодарностью...» [7, с. 85]. Мать - это друг Сережи Багрова, самый лучший, самый родной и горячо любимый человек: Я догадался, что мать больна <..> Тоска сжала мое сердце. Я ничем не мог заниматься, а только плакал и просился к маменьке [1, с. 365]; <..> я очень скоро привык ухаживать за больною матерью и в известные часы подавать ей лекарства, не пропуская ни одной минуты <..> Мысль, что я полезен матери, была мне очень приятна, я даже гордился тем [1, с. 371]. Тёма также безгранично любит свою мать, и это находит отражение в соответствующей лексике: Милая, дорогая мама <...> Тёма, не переставая, все говорил, говорил и все целовал руки матери [4, с.195]; <...>И Тёма ласково, любящими глазами смотрел на мать [4, с.203]. 10) Любовь матери к своим детям. Софья Николаевна относится к своему ребенку с глубокой нежностью и любовью, и это отражается в лексике: <...> мать нежно приласкала меня [1, с. 370]; Выздоровление мое тянулось с неделю; но мне довольно было этих дней, чтоб понять и почувствовать материнскую любовь во всей ее силе... [1, с. 495]. По мнению педагогов, «любовь матери, ее нежность, повседневная забота удовлетворяют врожденную потребность ребенка в эмоциональном общении, способствуя обретению чувства уверенности, защищенности, осознанию своей личной значимости» [3, с. 104]. Аглаида Васильевна - это идеальная мать, она живет жизнью детей, полностью растворяется в них: Мать с наслаждением слушала сына, облокотившись на стол. В эту минуту, если б кто захотел написать

характерное выражение человека, живущего чужой жизнью, - лицо Аглаиды Васильевны было бы высокоблагородной моделью. Да, она уж не жила своей жизнью, и всё и вся ее заключалось в них, в этих подчас и неблагодарных, подчас и ленивых, но всегда милых и дорогих сердцу детях [4, с. 203].

Таким образом, в автобиографических повестях С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» образ матери необычайно конкретный, хотя и переданный через детское восприятие. Софья Николаевна обладает такими качествами, как чувство собственного достоинства, эмоциональность, искренность, порядочность; она образована, тактична, имеет высокий интеллект, незаурядные ораторские способности. Аг-лаида Васильевна - натура «непосредственная», «впечатлительная», «горячая», её отличают такие качества, как готовность жертвовать собою, духовная близость с сыном, нежная преданность любимым и близким. Обе матери проницательны, добры и ласковы со своими детьми, они глубоко чувствуют их и любят всем сердцем. Образ матери, изображенный на страницах книг «Детские годы Багрова-внука» и «Детство Тёмы», имеет много общих черт, что находит свое отражение в соответствующей лексике. В языковой картине мира Сережи Багрова имеют место следующие лексемы, характеризующие образ матери: маменька, красавица, мастерица, любовь ласковая, нежная, добрая, материнская любовь, материнское сердце, высшее существо, ласкала, горячо любил, любовался. В лексиконе Темы наиболее частотны следующие слова: мама, душа матери, материнское сердце, ласкающий голос, мягко, ласково, ласкать, любить, любящие глаза. Как мы видим, в языке героев представлена, прежде всего, субстантивная, адъективная и глагольная лексика. Кроме того, в анализируемых повестях наблюдается употребление одинаковых лексем для описания образа матери: «добрая», «ласковая», «любящая», «нежная». Итак, языковой анализ показал, что образ матери играет важную роль в формировании личности ребенка, его языковой картины мира. В ней ярко запечатлены соот-

ветствующие чувства героев (Сережи и Тёмы): огромная любовь, привязанность к матери, уважение к ней, восхищение ею.

Библиографический список

1.Аксаков, С. Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука [Текст] / С. Т. Аксаков. Предисл. и примеч. С. Машинского. - М.: Худож. лит., 1982. - 542 с.

2.Атрощенко, Е. О. Парадигматические и эпидигматические семантические отношения имени концепта «мать» в русском языке [Текст] / Е.О. Атрощенко // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2014. - № 1 (40). - С. 173-178.

3. Богданова, А. Р., Волобуева, М. В., Чернова, Е. В. Воспитание и развитие личности ребенка в семье //Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15-16, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - С. 103-105.

4. Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы: автобиографическая повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский; [вступ. ст. И. Воробьевой]; худож. Д. Штеренберг. -М.: Дет. лит., 2009. - 216 с.

5. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] / В.И. Даль. - М.: Изд.-во Эксмо, 2004. - 736 с.

6.Жанпеисова, Н. М. Концепт мать/анна в картине мира казахско-русских билингвов (опыт контрастивно лингвокультурологического анализа) [Текст] / Н.М. Жанпеисова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2005. - №2. - С. 44-51.

7.Ильин, И. А. Будущее принадлежит благодарным сердцам [Текст] / И. А. Ильин // Родина.- 1990. - № 12. - С. 85-86.

8.Карелова, И. И. Концепт «мать» в идиоконцептосфере Л. Е. Улицкой [Текст]/ И.И. Карелова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -

2008. - № 10. - С. 18-21.

9.Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

10. Щербина, Л. С., Федосеенко, Т. Т., Берко, А. М., Космина, О. Н. Воспитание детей в русских традициях. / Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15-16, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - С. 106-110.

Bibliography

1.Aksakov, S. Т. A Family Chronicle; The Years of Childhood of Bagrov the Grandson [Text] / S. Т. Aksakov. Foreword and note by S. Mashinskiy. - М.:Imag. Lit., 1982. - 542 с.

2.Atroshchenko, Е. О. Paradigmatic and EpidigmaticSemantic Relations Of the name-concept "Mother" in Russian language[Text] / Е.О. Atroshchenko// Journal of North Caucasian Federal University. - 2014. - № 1 (40). - P. 173-178.

3.Bogdanova, А. R., Volobueva, М. V., Chernova, Е. V. Воспитаниеиразвитиеличностиребенкавсемье //Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15-16, 2014. -Prague: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ». - P. 103-105.

4. Garin-Mikhailovsky, N.G. Tyoma's Childhood: autobiographical story / N.G. Garin-Mikhailovsky; [prolusion by I. Vorob'eva]; Painter D. Shterenberg. - М.:Children'sliterature,

2009. - 216 с.

5. Dal, V. I. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Modern version [Text] / V.I. Dal. - М.: Publishing House: Eksmo, 2004. - 736 p.

6.Zhanpeisova, N. M. The Concept Mother/Anna in World Image of Kazakh-Russian Bilin-guals (experience of contrastive linguoculturological analysis) [Text] / N.M. Zhanpeisova // Journal of Saint Petersburg University. Series 9: Philology. Orientalism. Journalism. - 2005. - № 2. - P. 44-51.

7.Ilyin, I. A. The Future Belongs to Noble Hearts [Text] / I. A. Ilyin // Rodina.-1990. - № 12. - P. 85-86.

8.Karelova, I. I. The Concept «Mother» in sphere of concepts of L. E. Ulitskaya[Text]/ I.I. Karelova// Journal of Volgograd State University. - 2008. - № 10. - P. 18-21.

9. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Yu.Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80 000 Words and Phraseological Units / Russian Academy of Sciences. Vinogradov Institute of Russian Language. 4thenlarged edition. - M.: Azbukovnik, 1997. - 944 p.

10.Shcherbina, L. S., Fedoseenko, T. T., Berko, A. M., Kosmina, O. N. Education of Children in the Russian Tradition/ Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15-16, 2014. - Prague: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ». - P. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.