Научная статья на тему 'Языковой аспект решения проблемы академической мобильности субъектов профессиональной подготовки в техническом вузе'

Языковой аспект решения проблемы академической мобильности субъектов профессиональной подготовки в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЫБОР И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОБИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / SUBJECTS OF EDUCATIONAL INTERACTION / SELECTION AND GOAL-SETTING / MANAGEMENT CULTURE / MOBILE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуникова Т. Г.

Академическая мобильность рассматривается автором в практическом аспекте как реализация модели профессионально-ориентированной лингвистической подготовки в направлении развития мобильной компетентности студентов и академического персонала технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цуникова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE ASPECTS OF ACADEMIC MOBILITY OF PROFESSIONAL TRAINING SUBJECTS IN TECHNICAL HIGH SCHOOL

Academic mobility is considered by the author to the practical aspect of the realization of the model as professionally-oriented language training in the direction of the mobile competence of students and academic staff of a technical university.

Текст научной работы на тему «Языковой аспект решения проблемы академической мобильности субъектов профессиональной подготовки в техническом вузе»

сударства. А это, в свою очередь, создает дополнительные проблемы по вовлечению молодых специалистов в инновационное производство. В большинстве стран Европы (Германии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании) огромное внимание уделяется не только профессиональной подготовке выпускников (прежде всего практической), но и поднятию и поддержанию престижа инженерных и технологических специальностей.

Таким образом, основными проблемами формирования Российской инновационной системы высшего образования являются:

- недостаточная эффективность управления инновационными процессами;

- отсутствие эффективного механизма обеспечения инновационной деятельности финансовыми ресурсами;

- отсутствие у банков и небанковских кредитных организаций мотивов вкладывать свои средства в наукоемкие технологии и производства в силу их низкой рентабельности;

- слабая ориентированность научного комплекса на рынок, неспособность самостоятельно искать новые ниши рынка;

- отсутствие четкой связи между вузами и производственными предприятиями, что мешает притоку в отрасль молодых специалистов.

Решение указанных проблем будет способствовать и качественным изменениям в системе российского высшего профессионального образования.

Литература:

1. Акумова Н.В. Оптимизация взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда // Высшее образо-

вание для XXI века: IV Международная научная конференция, Мос-ГУ, 18-20 октября 2007 г.: доклады и материалы. Часть I. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

2. Башарина А.В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН - 2009 - Т.11. - № 4.

3. Воронина Л. Опыт Германии по применению инновационных сетей и проектов финансирования при реализации научно-инновационной политики // Региональная экономика: теория и практика. - М.: Изд-во ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. - №5.

4. Гордеева Е.И. Влияние эффективности образовательных услуг на социально-экономическое положение региона // Тезисы докладов региональной научно - практической конференции «Экономика образования в системе социальных координат». - Тамбов, 2006.

5. Козлова Ж.М. Проблемы становления национальной инновационной системы в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - Барнаул: Изд-во Алтайская академия экономики и права -2011. - №2.

6. Макарычев Д.В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН - 2006 -Т. 8.

7. Мухтаров Ш.Г. О некоторых финансовых аспектах развития сферы образования // Успехи современного естествознания. - Пенза: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Академия Естествознания» - 2007. - №12.

ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Цуникова Т.Г., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков МГТУ МИРЭА

Академическая мобильность рассматривается автором в практическом аспекте как реализация модели профессионально-ориентированной лингвистической подготовки в направлении развития мобильной компетентности студентов и академического персонала технического вуза.

Ключевые слова: академическая мобильность; субъекты образовательного взаимодействия; выбор и целеполагание; управленческая культура; мобильная компетентность.

LANGUAGE ASPECTS OF ACADEMIC MOBILITY OF PROFESSIONAL TRAINING

SUBJECTS IN TECHNICAL HIGH SCHOOL

Tsunikova T.G., Master of Educational Science, associate professor of Foreign language department, MSTU MIREA

Academic mobility is considered by the author to the practical aspect of the realization of the model as professionally-oriented language training in the direction of the mobile competence of students and academic staff of a technical university.

Keywords: academic mobility, subjects of educational interaction, selection and goal-setting, management culture, mobile competence.

Педагогическая интерпретация профессиональной подготовки в техническом университете в свете «постановки философами вопроса о многообразии форм (способов) постижения бытия»[5,С.116-117] субъектов образовательного взаимодействия направлена на проведение соответствующей образовательной политики посредством управления всеми видами деятельности.

Академическая мобильность является ключевой инновационной составляющей Болонского процесса при формировании единого европейского образовательного и научного пространства. ЕПВО или единое пространство высшего образования ориентировано на решение задач, требующих достижения разнообразия образовательных и научных программ, а также осуществление их с целью оптимального взаимодействия за счет сопоставимости, взаимного признания и возможности эффективного взаимодействия вузов и научных центров.

Природная сущность любой деятельности и особенно инновационной, требует пояснения её «самоопределяющего начала».Це-лесообразность, являясь сущностной характеристикой деятельности, не даёт возможности в полной мере развести два конкретных типа деятельности. С одной стороны, это «репродуктивная, целе-

достигающая, безличная, замкнутая определёнными программами и контекстами», но, «несмотря на это, вполне целесообразная, поскольку в соответствии с целью могут быть выстроены те или иные средства, выбраны и реализованы необходимые условия, соблюдена взаимосвязь цели и результата. Есть лишь один небольшой нюанс: цель задана извне и тогда происходит подмена качества субъекта. Он выступает не в качестве субъекта деятельности, а лишь как субъект целенаправленных и целесообразных действий»[4,С.101].

Если позиция субъекта профессиональной подготовки ограничена функциональностью, то в ней нет собственно субъектного начала или целеполагания, которое отличает другой тип деятельности такой, как - «продуктивная, целеполагающая, сдвигающая горизонт распредмечивания, творческая, личностно сфокусированная». В целом работа в режиме опредмечивание и распредмечиваниепо-нимается как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее опредмечивания и распредмечивания выступают идеи чтения - письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.

Одним из отличительных признаков мобильной деятельнос-

тивыступаетвыбор и целеполагание. Вынужденная активность, воспроизводящая заданные условия, цели, средства с помощью технологически же заданных способов, не может служить средством самовыражения, роботизирует действия, закрепляя их на поведенческом уровне. Следовательно,инновирование профессиональной под-готовкив направлении её мобильной составляющей является проблемой мировоззренческого, нравственного выбора совершенно определённого типа деятельности, и целеполагание не только «субъективирует» деятельность, но и задаёт её целостность как диалектическое единство цели и результата.

Следует отметить,инновирование профессиональной подготовки студентов в направлении развития мобильной компетенциирас-сматривается в работе как достижение органического единства продуктивного и репродуктивного начала, творческого и исполнительского момента, момента производства знаний и воспроизводства, позволяющее преодолевать ограниченность выявленных и устойчивых закономерностей взаимодействия субъекта и объекта образовательного взаимодействия на основе выработки «способов использования предшествующего опыта для освоения неизвестных ранее свойств, качеств, сторон и т.п. объективного мира, включая их в мир человеческий (в культуру)» [1,С.122].

Движущими силами и причинностью инновационного аспекта профессиональной подготовки студентов, обусловливающей его или определяющей характер устойчивого развития можно считать следующие конструкты(рисунок 1):

1. Инновационнаяготовность - степень достижения определенности в организационной структуре вуза, при которой образовательная среда во взаимосвязи с другими социальными подсистемами может рассматриваться в качестве инструмента выполнения социального заказа илиресурса развития мобильной компетенции студентов. При этом возникает необходимость инновационного изменения как образовательной среды в целом, так и системы менеджмента качества вуза.

2. Диверсификация ресурсов и образовательных технологий как наличие реального (не декларируемого) многообразия образовательных конструктов - образовательных и педагогических систем. Многообразие и вариативность, выступающие как принципы организации систем с возможностью выбора и организации целеполагания, становятся залогом их инновационного изменения. При этом возникает потребность в определении разумной меры степеней свобода такой системы для обеспечения ее целостности. Мера эта устанавливается и регулируется с позиции изучения образовательных потребностей и проектирование прогностической модели образовательных мобильных возможностей.

3. Степень готовности образовательного учреждения к организации мобильной деятельности выступает как инновационная сенситивность системы (готовность к изменениям), имеющая соответствующую инновационную инфраструктуру, широкий спектр мотивационной политики (как экономической, так и социальной), технологической и характеризующаяся достаточным уровнем научно-практического обоснования и мобильностью инновационного пространства.

4. Состояние управленческой культуры.По сущности своей отвечающей, с одной стороны, потребностям образовательного процесса как динамичного, неравновесного, открытого, а с другой -условиям осуществления управленческой деятельности. Например, разнохарактерность и неупорядоченность по факторам, определяющим ситуационное состояние системы; неоднородность - эконо-

мическая, социальная иобразовательная, возникающая в результате диверсификации; ограниченность ресурсов как экономических, так и соответствующего качества профессионально-педагогической культуры.

Тем самым, под влиянием этих факторов происходит смещение акцентов в формулировании управленческих задач организации мобильности и появление новых управленческих функций, таких как: научная экспертизаобразовательных проектов и учебных программ, консультирование, организация исследовательской деятельности и т.д.

Анализ приоритетных направлений, форм и методов международного сотрудничества Российской Федерации и стран Европы в области высшего образования в первое десятилетие XXI века показывает, что ее практическая реализация имеет следующие разногласия: недостаток ресурсов и отсутствие адекватных механизмов реализации приоритетных образовательных направлений. При этом в рамках общих тенденций заслуживают внимания следующие приоритеты, имеющие прямое отношение к теме исследования:

• введение многоуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, докторантура с присвоением степеней бакалавра, магистра и доктора наук;

• смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-хозяйственных вопросов на проблемы качества обучения и научно-исследовательской работы, быстрое реагирование систем образования на изменяющиеся потребности в обществе.

Ключевым моментом создания адекватных механизмов реализации приоритетных образовательных направлений в рамках Бо-лонского процесса, является система организации, развития и поддержки академической мобильности в технических вузах.Потреб-ность в разработке педагогических инструментов, обеспечивающих становление и развитие мобильной компетентности специалистов технического профиля, предопределила выбор темы исследования, наравне с необходимостью определения основных тенденций, принципов, социокультурных, психолого-педагогических условий и инструментов оптимизации модели образовательного процесса в СМКО вуза в направлении интенсификации последней как инструмента вхождения в ЕПВО.

В ходе работы над исследуемой проблемой можно выделить ряд противоречий, с которыми пришлось столкнуться автору, а именно:

1. Различие в принципах формирования учебных блоков образовательных программ (набор модулей (вариативность и избирательность) в противовес сквозной проблемной направленности академических дисциплин, где во главу угла ставится преемственность фундаментальных конструктов основной профессиональной ориентации учебной программы и сопутствующих дисциплин) или противоречие «системность "! дискретность»;

2. Различия в научных школах и подходах западной и отечественной науки или противоречие «фундаментальность "! утилитарность»;

3. Различия в культуре обучения в западных и российских университетах или противоречие «систематичность, организованность (форматность, паттерность типовых учебных заданий и сценариев) и регламентная репродуктивность студентов в западной культуре "! избирательность и выход за рамки регламентированных процедур в российской культуре»;

4. Средний технический уровень оснащенности учебного процесса в России и европейском пространстве или противоречие «раз-

Рис. 1. Факторы, обусловливающие характер инновационных изменений, при управлении качеством профессиональной подготовки

бакалавров в техническом университете

витые прикладные умения "! сочетание находчивости и спонтанной вариативности»;

5. Языковой барьер вследствие недостаточной лингвистической осведомленности и практики применения языковых навыков или противоречие «предметной компетенции "! коммуникативной составляющей профессионального общения»;

6. Юридическая и страноведческая неграмотность или противоречие «успешной социализации "! ограничения самореализации в новой учебной среде»;

7. Начетничество или знания, основанные на механическом, некритическом усвоении и ограничение общей продуктивной осведомленности как следствие незрелости системы итогового тестирования (ЕГЭ) или противоречие «узнавание - отождествление».

Перечисленные противоречия можно подразделить на культу-рообразующие, навыкоформирующие и инструментальные. Их разрешение предполагает формирование профильно-ориентированной лингвистической компетенции, страноведческой эрудиции на основе продуктивных сценариев.

Анализ реформ образования в различных странах выявил тенденции, характерные для инновационных преобразований всей системы высшего образования, опосредованно влияющих на качество подготовки выпускников, а именно:

- децентрализацией и демократизацией управления учебными заведениям

- расширением автономии вузов, предоставлением большей самостоятельности в выработке образовательных программ, использовании инновационных методов и средств обучения, в том числе и гуманитарной составляющей высшего образования;

- изменением структуры высшего профессионального образования и переходом на многоуровневую систему образования

- объективной необходимостью оперативного изменения целей высшего профессионального образования в соответствии с требуемым уровнем подготовки выпускников;

- потребностью в усилении входного контроля при поступлении в высшее учебное заведение, предварительного изучения абитуриентов, проведения их специальной довузовской подготовки.

Это все вместе порождает необходимость международного признания образовательных программ и инженерных квалификаций, которое может быть основано на сопоставлении и согласовании критериев качества подготовки специалистов и процедур аккредитации и сертификации в различных странах и создает основу для академической мобильности.

Однако существует ряд противоречий, связанных с тем, что внутривузовские системы обеспечения качества подготовки инженеров (внутреннее системное качество) отсутствуют как таковые критерии качества мобильной подготовки инженеров при переходе к трехуровневой системе образования.

Рассмотрим последовательно возможные способы разрешения вышеуказанных противоречий, препятствующих развитию академической мобильности. Два первых вышеуказанных противоречия носят системный, а третье - культурологический характер. Четвертое противоречие связано с технической оснащенностью учебного процесса и развитием прикладных навыков студентов. Противоречие разрешается при наличии е-ресурсов и умении их использовать в образовательных целях. Минимальный набор этих средств предполагает наличие или доступность электронных словарей, электронных версий учебных курсов, доступные текстовые и графические редакторы, интерактивные образовательные ресурсы и т.п.

Все вышесказанное, по мнению автора, должно быть интерпретировано нормативнов конкретной реализации ФГОС ВПО как требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета. К примеру, бакалавр технического университета должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), а также профессиональной компетентностью: способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК 6); научно-исследовательская деятельность бакалавра в рамках профессионально-ориентированной лингвистической подготовки определяется способностью осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области радиотехники, проводить анализ патентной литературы (ПК 18); готовностью участвовать в составлении аналитических обзоров и научно-технических отчетов по результатам выполненной работы, в подготовке пуб-

ликаций результатов исследований и разработок в виде презентаций, статей и докладов (ПК 21).

Учитывая требования к формированию и содержанию мобильной компетентности студента и, соответственно, прикладной характер и содержание профессионально-ориентированной лингвистической подготовки специалиста в техническом университете общекультурные компетенции можно интерпретировать как развитие коммуникативной компетенции в составе следующих умений и навыков; формирование лингвистической компетенциипосред-ством навыков построения грамотной иноязычной речи и знание паттернов формальных и неформальных высказываний в ситуации профессионального общения; формирование коммуникативной компетенции на основе общепредметной компетенции специалиста и компетенции кооперативной деятельности,посредством развития навыков и умений ведения иноязычным диалогом, в процессе проведения дискуссий по профессиональной тематике и т.п.

Прикладная лингвистика как направление в языкознании изучает методы решения практических задач, связанных с использованием языка (преподавание, перевод, терминологическая деятельность и т. п.)) в части использования языка как средства массовой коммуникации и передачи речевой информации - теории перевода (главным образом научно-технического).

Межкультурная компетенция специалиста как составляющая ПК-18 может быть сформирована через способность осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области радиотехники, проводить анализ патентной литературы (ПК 18), в том числе и на иностранном языке в рамках практики написания технических обзоров по заданной теме в рамках лингвистической подготовки; обучения переводу инструктивного материала, описание технологических процессов и графического сопровождающего материала на иностранном языке.

Аналогично, компетенция «технический писатель» как готовность участвовать в составлении аналитических обзоров и научно-технических отчетов по результатам выполненной работы, в подготовке публикаций результатов исследований и разработок в виде презентаций, статей и докладов (ПК 21), в том числе и на иностранном языке в рамках учебной практики составления научно-технических отчетов, написания кратких аннотаций по теме оригинальной статьи, формирования технических отчетов в форме презентаций на иностранном языке подпадает под определение ПК-21. Завершает перечень содержания инновированной лингвистической подготовки бакалавров технического вуза профессиональная компетентность ПК-6, понимаемая как способность собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. В сочетании с задачей формирования документо-сопроводительной компетенции специалистов технического университета в рамках практики сопровождения аналитических презентаций по теме оригинальной статьи на иностранном языке формируется способность собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии применительно к тематическому образовательному содержанию.

Таким образом, в представленной трактовкемобильная компетентность, как составляющая профессиональной подготовки современного выпускника изначально является личностно сфокусированной, однозначно сдвигающей горизонт распредмечивания, под которым в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии понимается технология распредмечивания знания или снятия содержания и выхода в «чистую»знаниевую рамку посредством «выталкивания» его носителей в процессе коммуникации и/или орга-низационно-деятельностной игре в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением «чистой» рамки, т.е. переходом к технологиям опредмечивания, или усвоение новых форм и видов деятельности в других социальных средах.

Литература:

1. Злобин Н.С. Деятельность-труд-результат // Деятельность: теории..., С.122

2. Касавин И.Т. Рациональные границы и перспективы человеческой деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М..1990. С.316.

3. Касавин И.Т.. Рациональные границы и перспективы человеческой деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М..1990. С.101; С.307.

4. Колесникова, И. А. Интегративные основы современной педагогики [Текст] / И. А. Колесникова // Гуманитарий. - СПб. 1995. - №1. - С. 116-117.

5. Лазарев, В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 12-18.; Рубцов, В. В. Проектирование образовательных систем как вид со-ци-альной практики [Текст] / В. В. Рубцов // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. - М., 1997. - 126 с.

6. Цуникова Т.Г. Моделирование системы управления качеством инновационного образовательного процесса в технических вузах [Текст] / С.В. Филатов, Т.Г. Цуникова // Транспортное дело России. -2012. - № 9. - С. 223-225. (авт. участ. - 50 %).

7. Цуникова Т.Г. Некоторые аспекты инновирования лингвистической подготовки аспирантов и магистров в рамках компетен-тностного подхода к обучению [Текст] / Цуникова Т.Г. // Сборник научных трудов Первой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» Часть 2 . РА-ДИОИНФОКОМ: - МГТУ МИРЭА, 2013. - С.241-245 (0,5 п.л.).

8. Цуникова Т.Г. Субъектно-деятельностная составляющая модели управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в техническом университете [Текст] / С.В. Филатов, Т.Г. Цуникова //Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IX Международной научной конференции. -С.М.-Мадрид: МАНПО, 2012. - С.270-278 (0,5 п.л., авт. участ. -50 %).

ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ

МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Евсеев А.В., соискатель кафедры педагогики Военного университета, svm2107@rambler.ru

Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая. Между тем военная культура позволяет найти в ней самой все, что нам нужно. Для того чтобы в полную силу задействовать ее потенциал, нужно добротно осмыслить ее субкультуру, философию и историю.

Ключевые слова: военная культура, актуальность, субкультура, исследования, военная субкультура.

MILITARY SERVICE AS A FACTOR INFLUENCING FORMATION OF YOUTH

SUBCULTURE

Evseev A., the applicant of the Department of pedagogy of the Military University, svm2107@rambler.ru

The military culture bears guarding function in relation to the general culture of Russia and is a peculiar indicator of its condition when the general level of culture decreased, its military component degraded also. Meanwhile the military culture allows to find in her everything that it is necessary for us. At full capacity to involve its potential, it is necessary to comprehend soundly its subculture, philosophy and history.

Keywords: military culture, urgency, subculture, researches, military subculture.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что изменение системы государственного устройства и преобразование военного социума, вносят свои изменения в формировании молодежной субкультуры. Кризис духовных ценностей, ухудшение физического и нравственного здоровья молодежи, проявившие себя в начале и середине 90-х годов, также актуальны и сейчас. Снижение общего уровня образования и личной культуры призывников и солдат оказывают влияние на формирование молодежной субкультуры, одновременно снижая общий уровень культуры воинских коллективов сказывающийся на функциональной готовности к выполнению возложенных на воинский коллектив задач.

В этих условиях для Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо определиться с приоритетами в формировании молодежных субкультур, и выбрать такие, которым не страшны ни политические конъюнктуры, ни инфляция во времени. Такими приоритетами может стать военной культура и военная субкультура как фактор формирования молодежной субкультуры это обусловлено тем, что снижение общекультурного уровня в обществе и армии способно стать серьезной силой, дестабилизирующей обстановку как в отдельном регионе так и в стране в целом.

Современными исследователями также уделяется внимание изучению места роли культуры в жизни военнослужащего. Подобная проблематика нашла отражение в работах А.С. Бычкова, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Б.Ф. Сафронова, В.М. Савченко, Т.Н. Табунова.

В последнее время появились работы, исследующие характер и специфику духовной жизни российских воинов, ее противоречивые тенденции, факторы, воздействующие на нее. Это работы А.И. Анцышкина, И.В. Демидова, В.Н. Иванова, В.Н. Ксенофонтова, Г.В. Осииова, В.А. Ремизова и др.

Широкий спектр историко-культурных и историко-педагогичес-ких исследований взаимоотношений армии и религиозных организаций представлен работами В.Н. Осташкина, К.А. Паюсова, Д.И. Сидорова, В.А. Суглобова, Д.В. Шутько, Я.Н. Щапова и др.

Проблемы воспитания воинского долга рассматриваются в работах А.А. Аронова, Д.А. Волкогонова, А.Н. Григорьева и др.

Различные аспекты нравственного воспитания военнослужащих анализируются в публикациях А.Г. Трофимчука и А.В. Косте-невского, Е.Г. Гужва и др..

Теория и практика социально-культурного воспитания, а так же его инновационные технологии нашли отражение в работах Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.К. Баклановой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-педагогические особенности художественного образования на основе традиций народной культуры отражены в научных трудах Л.А. Рапацкой, С.А. Ермоловой, А.А. Жолтаевой, И.Н. Жуковой и др. Музыкально-педагогический аспект православной культуры рассмотрен в работах Л. Кик-надзе, В. Медушевского, Т. Стуловой, Г.М. Цынина и др..

Законодательные акты, определяющие правовую основу существования Вооруженных сил, в своей основе содержат требования к военнослужащим их права, обязанности, правила поведения и внешний вид, тем самым, давая основания для существования военной культуры и появления военной субкультуры, как её составной части.

Анализ выше перечисленных работ позволяет говорить о том, что, являясь существующей объективной реальностью, военная культура занимает свое место в системе человеческих ценностей, а изучение военной субкультуры помогает понять особенности связанные с жизнедеятельностью людей связавших свою жизнь с армией и флотом.

Военная культура несет охранительную функцию по отношению к общей культуре России и является своеобразным индикатором ее состояния. Вся наша история свидетельствует, о том что, когда военная культура в стране находилась на должном уровне развития, все в стране процветало. В то же время, когда снижался общий уровень культуры, деградировала и ее военная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.