Научная статья на тему 'Языковая репрезентация ценностных предпочтений уральцев по данным местной прессы'

Языковая репрезентация ценностных предпочтений уральцев по данным местной прессы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ПРОВИНЦИЯ / BASIC VALUES / LINGUOAXIOLOGY / MENTALITY / PROVINCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вепрева Ирина Трофимовна, Купина Наталия Александровна

В статье представлен опыт лингвоаксиологической интерпетации ценностных предпочтений уральцев. Объект анализа материалы газеты «Городские вести», целевым адресатом которой являются жители города Ревды Свердловской области. Выявлены аксиологические константы социоцентрического менталитета и языковые средства их репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Вепрева Ирина Трофимовна, Купина Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language Representation of Value Preferences of the Uralian People on the Data of the Local Press

The article presents an attempt of a linguoaxiological interpretation of the value preferences the Uralian people. The analysis focuses on the materials of the newspaper Gorodskiye vesti (City news) the target audience of which are the citizens of Revda in Sverdlovsk region. The authors reveal axiological constants of the sociocentric mentality and linguistic means of their representation. Key words: basic values, linguoaxiology, mentality, province.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация ценностных предпочтений уральцев по данным местной прессы»

ЛИНГВИСТИКА

УДК 811.161.1'27:070(470.54)

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УРАЛЬЦЕВ ПО ДАННЫМ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ

И. Т. Вепрева, Н. А. Купина

Уральский федеральный университет, Екатеринбург E-mail: irina_vepreva@mail.ru, natalia_kupina@mail.ru

В статье представлен опыт лингвоаксиологической интерпетации ценностных предпочтений уральцев. Объект анализа - материалы газеты «Городские вести», целевым адресатом которой являются жители города Ревды Свердловской области. Выявлены аксиологические константы социоцентрического менталитета и языковые средства их репрезентации. Ключевые слова: базовые ценности, лингвоаксиология, менталитет, провинция.

Language Representation of Value Preferences of the Uralian People on the Data of the Local Press

I. T. Vepreva, N. A. Kupina

The article presents an attempt of a linguoaxiological interpretation of the value preferences the Uralian people. The analysis focuses on the materials of the newspaper Gorodskiye vesti (City news) the target audience of which are the citizens of Revda in Sverdlovsk region. The authors reveal axiological constants of the sociocentric mentality and linguistic means of their representation. Key words: basic values, linguoaxiology, mentality, province.

DOI: 10.18500/1817-7115-2016-16-2-125-129

Под влиянием социокультурных процессов новейшего времени мировоззрение россиян изменяется. Можно предположить, что базовые национальные ценности сохраняет русская провинция. Актуальным представляется изучение языкового существования рабочих городов Урала, выявление тех ментальных констант, которые цементируют региональные сообщества. Задача данного исследования - лингво-аксиологическая интерпретация ценностных предпочтений жителей уральского провинциального города. Объект непосредственного наблюдения - материалы ревдинской газеты «Городские вести» (май - ноябрь 2015 г.). Целевой адресат - жители Ревды.

Ревда (63,5 тыс. чел.) - один из старейших уральских городов. Датой основания считается 1 сентября 1734 г. - день, когда домна в поселке, построенном Акинфием Демидовым, дала первый чугун. Ревду называют «первым городом Европы» (административный центр находится вблизи условной линии, разделяющей Европу и Азию). В хозяйстве Ревды важное место занимает промышленность - черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность. В Ревде, кроме городской газеты, выходят 10 школьных и студенческих изданий, газеты заводские и информационно-рекламные. В кабельных сетях города вещает телекомпания «Единство».

«Городские вести» - это газета для домашнего чтения. Именно так можно определить формат анализируемого издания. Редакция нацелена на оперативную обратную связь с горожанами. «Стратегия партнерства» проявляется в «создании эффекта интерактивности»1, основанного на демонстрации доверительности, откровенности, открытости, готовности понять и помочь, разделить с читателями радость и горе, укрепить

© Вепрева И. Т, Купина Н. А., 2016

сложившееся сообщество «своих» (наша Ревда, наш город, наши люди, наши традиции) - патриотов малой родины. Кооперативная коммуникация поддерживается призывами к читателям: сообщать, рассказать, писать, звонить и уверениями ждём, услышим, поможем. Например:

Удивлены? Возмущены? Обрадованы? Поделитесь со всеми! // «Городские вести» ждут ваших новостей по тел. (указывается номер) круглосуточно // Вам есть о чем рассказать ревдинцам? //Вы хотите обратиться с предложением к властям? //Сделайте это с помощью «Городских вестей»! //Мы ждем Ваших писем!

Откровенность коммуникации предполагает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам. Город с помощью газеты, через газету должен понять, как жители Ревды воспринимают последние события, что именно они чувствуют (возмущение, удивление, радость), с какой инициативой готовы выступить (обратиться с предложениями к властям). Читатель выступает не как пассивный потребитель информации, а как равноправный участник толерантной коммуникации, мера интимизации которой оказывается выше, чем в федеральных газетных изданиях.

Коммуникативное партнерство, способность слушать и слышать, открытость, искренность, возможность вербализовать не только положительные, но и отрицательные эмоции, высказать конструктивные предположения, выходящие за рамки личных интересов, - все это в совокупности составляет сохранившуюся в провинции ценностную основу русской речевой фатической коммуникации2.

Не является приоритетной типичная для газетных изданий Урала тема заводской промышленности. Константная тематическая линия «Ревда - наш общий дом», мотивирующая формулы идентичности: Мы - ревдинцы; Я - рев-динец. Осознание принадлежности к общему «ревдинскому» поддерживается связью времен: текущее настоящее проецируется не только на прошлое, но обретает также реальную тематическую перспективу: Наши потомки - жители города «наступающегозавтра» - должны быть благодарны плеяде строителей, создавших из демидовского поселка наш прекрасный город Ревду. Они должны гордиться теми, кто в свой труд вкладывал частицу своего сердца и совершал трудовые подвиги, оставляя след на века. Газета стремится включить читателей в геопространство Урала и тем самым поддержать ощущение коллективной идентичности: «нашим» мыслится не только родной город, но и вся Свердловская область. Под рубрикой НОВОСТИ ОБЛАСТИ освещается жизнь разных городов и поселков. Ценностным смыслом «наш край» сопровождается употребление топонимов3: Екатеринбург, Горноуральский, Краснотурьинск, Алапаевск, Нижний Тагил, Туринск, Сухой Лог, Ирбит, Дег-тярск, Камышлов и др.

Сохраняющие историческую память, осмысляемые на шкале времени географические названия Свердловской области, а также отто-понимические производные в составе газетных публикаций и, как можно предположить, в обыденной речевой коммуникации способствуют интеграции регионального сообщества, связанного геопространством, культурными традициями и общенациональными ценностными предпочтениями.

Прилагательное уральский (у.) употребляется в функции интегремы: у. край, у. регион, у. земля, у. традиции, у. народные промыслы, у. самоцветы и др. Ревда естественно включается в пространство Урала. Органично воспринимается лозунг-призыв, имплицитно выражающий преданность родной земле, готовность приумножать ее богатства, сохранять верность традициям: ЗА НАШ УРАЛЬСКИЙ КРАЙ!

Коллективная идентичность имеет глубокие эмоциональные корни, рождающие чувство гордости. Горожане гордятся родным городом, ревдинскими лесами, бескрайними ревдинскими просторами. Предмет особой гордости - достижения и успехи ревдинцев. На газетной полосе формируется собирательный образ ревдинца - человека неординарного в труде и в частной жизни. Включенная в «эмоциональный текст»4 точка зрения истинного ревдинца совпадает с точкой зрения адресанта, выступающего в роли транслятора коллективной точки зрения.

Содержание ментально значимой категории персонализма реализуется в постоянной опоре на опыт человека, добившегося своим трудом успеха и готового поделиться с земляками собственным опытом. Например, фермер Андрей Савченко, вот уже десять лет пашущий бескрайние ревдинские поля, не только рассказывает о своем хозяйстве и креативной трансформации европейской идеи фермерства в ревдинских условиях, но и лаконично формулирует рекомендации, основанные на ценностных категориях: «знания», «терпение», «вера в удачу»: Три совета начинающим фермерам от Андрея Савченко.

1. Не бросайте учиться. Учитесь все время, осваивайте всё новое и новое. Не думайте, что вы уже поняли. Поверьте: это не так.

2. Запаситесь терпением. Очень многие желали стать фермерами, пытались это сделать, но у них не получалось. Потому что хотели всего и сразу.

3. Подружитесь с удачей.

Авторитетное мнение встраивается в контекст ревдинских традиций как, например, точка зрения о рациональных формах успешного военно-патриотического воспитания: В Ревде всегда достойно готовили к армии. Михаил Банных, начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ревдинского военкомата, подполковник в отставке. Далее следуют предложения специалиста. Выделяется коллективный

субъект (группа жителей Ревды), усилиями которого достигается резонансный успех: Ревдинцы успешно стартовали на Чемпионате области по мини-футболу; Одно «серебро», три «бронзы». Каратисты Ревды открыли новый сезон турниром в Москве. По нашим наблюдениям, проблема рыночной экономики специально не разрабатывается. Слово конкуренция не употребляется, а успех оценивается прежде всего как обретение духа и воли.

Газета неизменно информирует горожан о людях, чья деятельность выходит за пределы привычных занятий. Ценностный акцент - масштабность личности, способной рисковать, преодолевать препятствия: Сергей Черняев вернулся из арктической научно-исследовательской экспедиции «Северный полюс-38». «Скрытая диа-логичность»5 рождает желание получить ответы на вопросы: как ревдинец оказался в составе арктической экспедиции? какие опасности его подстерегали? какие результаты принесла экспедиция? с чем вернулся герой? Выдвижение на первый план читательского восприятия идеи человеческого фактора - аксиологическая константа анализируемого газетного издания. Еще один пример: информация о возможных изменениях процедуры выборов (Июньский сыр-бор с отменой муниципальных выборов по партийным спискам и переходом на мажоритарную систему мог быть напрасным: у Ревды остаются шансы оставить всё как есть) сопровождается призы-вом-акротезой: ГОЛОСУЙТЕ ЗА ЛЮДЕЙ, А НЕ ЗА ПАРТИИ.

Норма жизни - органическое сочетание личного и общественного: нормальный человек хочет видеть свой город процветающим. По мере собственных сил и возможностей он бескорыстно осуществляет это естественное желание. Важным признается добровольное объединение трудовых усилий: Важная акция для нормальных людей: Мэрия, депутаты и кадеты посадили в Ревде 307 новых деревьев.

Сквозной аксиологический мотив - «сострадательность и человеколюбие в русской душе»6. Отмеченные Н. А. Бердяевым ключевые слова русского менталитета в газетных текстах не употребляются. Аксиологически маркированной является лексика, отражающая содержание соответствующих концептов: добро, помощь, спасение, дружить, вместе и однокоренные образования. Так, под рубрикой ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ публикуется заметка о результатах помощи Ревдинскому дому ребенка и о продолжении акции добрых дел: Акция «Сухая попа» продолжается. Давайте делать добро вместе! Адреса аптек и магазинов, где стоят ящики для сбора памперсов, вы найдете в модуле акции. В декабре акции по сбору подгузников «Сухая попа» исполняется пять лет... Коллективный субъект, делающий доброе дело, - неравнодушные горожане, не утратившие способности сострадать, готовые прийти на по-

мощь слабым, нуждающимся. Еще один пример: Ветераны боевых действий и солдатские мамы подружились с ребятами из Социально-реабилитационного центра. Дружба мыслится как основа взаимопонимания, кооперативной коммуникации, совместных добрых дел, духовного единения. Неизменный объект деятельностного сострадания

- младенец, судьба которого находится в руках взрослых: Найденную под Ревдой новорожденную малышку забрали в семью. Из номера в номер под рубрикой ОТДАМ / ПОДАРЮ ЖИВОТНЫХ публикуются предложения о безвозмездной передаче домашних и бездомных собак и кошек в хорошие / добрые / надежные руки: Умный и ласковый пес в надежные и добрые руки. Возраст 1-2 года, привит. Тел. (номер указывается). Участливое отношение к «братьям нашим меньшим» - одна из граней душевной чуткости.

Ценностные смыслы, акцентирующие значимость человеколюбия и сострадания, лишены коммерческой составляющей. По данным газеты, бескорыстие - примета ревдинского характера, уральского характера и шире - русского национального типа, для которого «важно не отношение к принципу собственности, а отношение к живому человеку»7.

Субъект-лицо, будучи субъектом социальным, неразрывно связан с гражданским обществом. Эта связь мотивирует разработку категории гражданского долга. Долг ревдинцев - сбережение, спасение общенационального достояния, включенного в границы городской среды. Традиционный русский вопрос «что делать?» регулярно развивается с отсылкой к точке зрения ревдинца (взгляд изнутри): НАМ ПРЕДСТОИТ СПАСАТЬ СПОРТ И КУЛЬТУРУ. Мнение Сергея Белякова. Человек социальный, не утрачивая своей индивидуальности, осознанно прилагает усилия к осуществлению «малых дел» и дел грандиозных, тем самым сохраняя и укрепляя ценности российской цивилизации.

Условие целостности городского сообщества

- межэтническая толерантность8. По данным газеты «Городские вести», не политика «плавильного котла», а признание равных прав коренных народов, проживающих на Урале, - залог сохранения толерантного сосуществования разных этносов. Говоря в этой связи о татарах Урала и ревдинских татарах, газета декларирует необходимость сохранения национальной идентичности татарского народа, языка, традиций и культуры. Внедрение культурных практик межэтнической толерантности охватывает все ступени воспитания и образования. Так, газета сообщает, что в детском саду «Развитие» стало доброй традицией ежегодно проводить Праздник Дружбы Народов. В этом году он состоялся 28 октября. Известно, что испытать чувство любви и уважения можно только к тому, что знаешь. Знакомясь с историей, культурой и бытом разных стран, дошкольники учатся понимать, что каждый народ по-своему

самобытен и имеет богатые традиции <...> В зале чувствовалась атмосфера единения, патриотизма, гордости за свою страну. Приводятся отклики родителей. Вот один из них:

Мария Никифорова: - Замечательный Праздник Дружбы! Дети с каждым годом узнают географию нашей страны, традиции, костюмы. Это нас всех объединяет. Очень интересно! Спасибо педагогам и организаторам этого праздника!

Идея этнического превосходства исключается из коллективного представления о региональном сообществе, а нация мыслится как общежитие разных народов.

Газета избегает освещения актуальных болевых вопросов общероссийского масштаба и сосредоточивается на внутригородских проблемах. Горожанам предоставляется право свободного выражения собственного мнения. Например, ветеран труда А. Шпаков пишет о «горячей» десятке городских проблем. В их числе недостаток детских садов в новых микрорайонах, необходимость сноса ветхого жилья, увеличение автостоянок, ремонт дорог и др. Промахи и недоработки в деятельности городской администрации и главы городского округа В. А. Южанина ветеран объясняет недостаточной активностью и напористостью ревдинцев. Реалистический взгляд на проблему городского благоустройства получает финансовое обоснование: - Нужно требовать выделения денежных средств из областного бюджета и, возможно, из федерального. А под лежащий камень вода не течет.

Особенности мировидения горожан отражаются в газетных заголовках, фиксирующих болевые участки картины мира. Особо выделяются скептическое отношение ревдинцев к власть имущим (Новая Дума: «теплое» кресло или работа?); неприятие очевидных злоупотреблений в органах правопорядка (Надо ломать порочную систему в полиции); возмущение лживостью публикаций, появляющихся в прессе (Обидно, когда пишут неправду) и нарушениями свободы слова (Произошёл акт цензуры); неприятие экстравагантного поведения соотечественников за рубежом (Почему Степаниде Тихомировой стыдно за русских). Имплицитно в отмеченных заголовках представлен ряд аксиологических категорий: права и обязанности, закон и порядок, правда, свобода, культура поведения.

Простодушное доверие к ценностному смыслу звучащего слова, вера в магию слова печатного отчетливо проявляется в текстах поздравлений, которые читатели газеты адресуют членам семьи (деду, бабушке, отцу, матери, сыну, дочери, внуку, внучке). Перипетии семейных историй, не разрушающих, а укрепляющих семью, духовная близость членов семьи, умение понять и простить - все это «начинает каким-то неведомым образом сказываться на сознании, дабы интегрировать его в общую систему»9.

Поздравительные послания, по преимуществу рифмованные, представляющие собой произведения наивно-письменной речи, отражают связь поколений, основанную на парадигматически связанных концептах любви, взаимопонимания, оптимизма, заботы друг о друге, способности искренне радоваться успехам каждого члена семьи. Тексты естественной письменной русской речи отличаются «непрофессиональностью, <...> непринужденностью, непосредственностью, вписанностью в конситуацию»10. Постоянные эпитеты - любимый, дорогой, постоянные метафоры - солнце, тепло. Типичные примеры: Любимого мужа, папу и дедушку Алика Маме-дова с Днем рождения!; Дорогой муж Валерий Валентинович СИДЕЛЬНИКОВ! С Юбилеем!; Дорогого сыночка Никиту СЕЛИВАНОВА поздравляем с 10-летием! Улыбок, солнца и тепла! Неподдельность чувств выражается аксиологи-чески маркированными вербальными знаками, которые также обладают высокой частотностью:: душа, сердце, добро, здоровье, радость, счастье, любовь, успех, удача, победа и однокоренные образования:

Текст-1: Анжелочка! /Красавица-внучка для сердца отрада / Ты солнышко в жизни, любимое чадо! / Тебе 11 лет, от души поздравляю. / Здоровой, смышлёной / тебе быть желаю, / Пусть ангел-хранитель тебя бережет, / Пусть только добро / С тобой рядом идет. / Пусть солнышко светит, / Не будет ненастья / И детство твое озаряется счастьем! / Твоя баба Люда. Текст-2: Любимый наш Кирилл! / Поздравляем тебя с Днем рождения! / Желаем радости в душе / И солнца яркого на небе, / Чтоб не упасть на вираже, / Стремиться яростно к победе. / Двадцатилетие как старт / И взрослой жизни лишь начало. / Смелей ступай, не знай преград, / Твори, дерзай, пора настала! / Родные и близкие. Текст-3: Дорогая мама, бабушка! /Юбилея славный день - /Жизни новая ступень! / Пусть удачи ожидают, / Мудрость, опыт помогают / Новых целей достигать, / Планы все осуществлять! / Долголетия! Везенья /Праздничного настроения! /Анастасия, Семен, Павел.

Сохранение парадигматического ряда национальных семейных ценностей демонстрирует искреннее стремление членов семьи к свободному выражению эмоций, эстетическое отношение к языку и речи. Публикация в газете поздравительного послания косвенно свидетельствует о желании сделать семейный праздник публичным, поделиться с земляками радостью, ощутить их эмоциональную поддержку.

Сформулируем итоговые замечания.

Стратегия партнерства, устанавливающая оперативную обратную связь между городской газетой и читателями, включает компонент доверительности, интимизирующий коммуникативное взаимодействие. Газета остается пространством свободного выражения мнений горожан. Пере-

даваемая информация регулярно сопровождается эмоциональными приращениями.

Газетные тексты характеризуются простотой изложения. В них отсутствуют новейшие иноязычные заимствования, в том числе обозначающие ценностные ориентиры современного технического прогресса. Дозировано употребляются абстрактные существительные. Стилистически мотивированный отбор лексики указывает на транслируемую газетой приверженность традиционным простым истинам.

Изученные материалы газеты «Городские вести» позволяют выявить ценностные аспекты мышления жителей провинциального города, который не является, однако, замкнутым пространством: ревдинцы ощущают себя одновременно уральцами и россиянами, сохраняющими общенациональные традиции. Наиболее ярко это проявляется в сохранении семейных устоев. Системное исследование естественной письменной речи горожан, текстовые образцы которой размещены на страницах газеты, может стать объектом одного из направлений «народной лингвистики»11

- наивной аксиологии.

Базовая ценность городского ревдинского сообщества - малая родина. Хотя данное словосочетание в газетных текстах прямо не реализуется, координация точек зрения (коренного ревдинца, отдельной социальной группы ревдинцев и редакции), лексика, в семантике которой наличествует компонент совместности, активность номинаций, связанных с атрибутами уральский, ревдинский,

- все это свидетельствует о коллективном осознании малой родины как ключевой категории уральского менталитета. Ментально значимыми остаются установки, связанные с общественной пользой: труд, приносящий пользу людям и городу, гордость результатами малых дел и дел грандиозных. Нормой жизни становится гармоническое сочетание личного и общественного, концентрация коллективной энергии, направленной на благо города, личное и коллективное участие в судьбе слабых. Важная характеристика ревдинского мира

- толерантность, проявляемая по отношению к «другим», в том числе к коренным народам, проживающим на территории Урала.

Номинации-интегремы - это, в первую очередь, топоним Ревда и оттопонимические производные в сочетании с притяжательным местоимением наш (наша, наши). Интегриру-

ющую функцию выполняют аксиологически маркированные вербальные знаки, семантика которых включена в пространство истории и культуры Урала. Сохранение культурных традиций осознается ревдинцами как гражданский долг. Ценностно ориентированные номинации имеют историческую память, включаются в контекст ближней и дальней ретроспекции, во многом определяющей текущее настоящее и прогнозируемое будущее.

Сегодня связь времен и традиций поддерживает русская провинция.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-04-00239 а).

Примечания

1 Кормилицына М. Стратегия партнерства и способы ее организации в современной газете // Русский язык сегодня : сб. докл. Вып. 5. Проблемы речевого общения / отв. ред. Н. Н. Розанова. М., 2012. С. 222.

2 См.: Винокур Т. Говорящий и слушающий : варианты речевого поведения. М., 1993.

3 См.: Матвеев А. Географические названия Свердловской области : Топонимический словарь. Екатеринбург, 2000.

4 Клушина Н. Ведущие коммуникативные стратегии в современном медиадискурсе // Русский язык сегодня. Вып. 5. Проблемы речевого общения. С. 219.

5 БахтинМ. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 229.

6 БердяевН. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. С. 260.

7 Там же. С. 293.

8 См.: Дробижева Л. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003 ; Разноязычие в мультикультурном обществе // Русский язык в многоречном социокультурном пространстве / отв. ред. Б. Гаспаров, Н. Купина. Екатеринбург, 2014.

9 Бодрияр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2007. С. 199.

10 Лебедева Н. Естественная письменная русская речь как проявление повседневной народной культуры // Антро-потекст-1 : сб. ст. Томск, 2006. С. 296.

11 См.: Hoenigswald H. A proposal for the study of folk linguistics // Sociolinguistics : Proc. of the UCLA socioling. conf., 1964. The Hague, Paris, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.