Научная статья на тему 'Языковая объективация гештальта «Святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского»)'

Языковая объективация гештальта «Святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ГЕШТАЛЬТ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / CONCEPT / GESTALT / LEXICO-SEMANTIC FIELD / THEMATIC GROUP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горшкова Татьяна Михайловна, Грушко Ксения Александровна

Анализируются единицы различных языковых уровней, выражающие концепт святость в одном из памятников древнерусской литературы XVI века «Житие Кирилла Белозерского».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Горшкова Татьяна Михайловна, Грушко Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE OBJECTIFICATION OF THE GESTALT «HOLINESS» (based on «The Life of Cyril of White Lake»)

The authors analyze the units of different linguistic levels expressing the concept of 'holiness' in one of the monuments of Old Russian literature of the 16th century, «The Life of Cyril of White Lake».

Текст научной работы на тему «Языковая объективация гештальта «Святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского»)»

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 491-493

УДК 81 (075.8)

ЯЗЫКОВАЯ ОБЪЕКТИВАЦИЯ ГЕШТАЛЬТА «СВЯТОСТЬ»

(на материале «Жития Кирилла Белозерского»)

© 2010 г. Т.М. Горшкова, К.А. Грушко

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 1оИяуи1:@таП. т

По2тупила вредащию 28.04.2010

Анализируются единицы различных языковых уровней, выражающие концепт ‘святость’ в одном из памятников древнерусской литературы XVI века - «Житие Кирилла Белозерского».

Ключевые 2лова: концепт, гештальт, лексико-семантическое поле, тематическая группа.

Сознательное обращение современного человека к вере и возрастание роли религии в жизни общества обусловливают важность описания церковных обрядов и постулатов, которые представляют основу русского православного менталитета. С другой стороны, актуальной задачей когнитивных наук антропоцентрического направления признаётся анализ культурных национальных феноменов через призму сознания человека. Феномен святости, заключающийся в представлении о правильном способе проживания жизни и о достижении состояния обожения, является фундаментальным в русской православной традиции, а концепт «святость», соответственно, - базовым в религиозной когнитивной системе. Предмет нашего исследования - средства языкового выражения указанного концепта в одном из памятников древнерусской литературы - «Житии Кирилла Белозерского» (Библиотека литературы Древней Руси. Т.7, 2000).

При анализе концепта важно определить его тип для выбора адекватного объекту метода его исследования. В рамках когнитивной лингвистики в настоящее время создано достаточно много классификаций типов концептов на основе их содержания, степени абстрактности и вербальной выраженности. Концепт «святость» представляет собой гештальт - «целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления» [1: 119]. В гештальте как концепте наивысшей степени абстрактности компоненты мыслятся в целостности и взаимо-обусловливают друг друга; ему свойствен признак смысловой важности, которой обладают все элементы в разной степени; гештальтная структура состоит из ядра и периферийных зон.

Как показал наш анализ, языковые средства, эксплицирующие гештальт «святость», характеризуются разной частотой употребления. В исследованном массиве выделяется центральная часть, которая включает высокочастотные единицы; остальные распределяются в соответствии с убыванием частотности. Таким образом, структура гештальта изоморфна структуре лексико-семантического поля концентрического типа, тоже имеющего ядерную и периферийную зоны, границы между которыми чётко не определяются из-за сложности связей между компонентами.

Номинативное поле «святость» в представленном источнике образуют 1933 употребления слов и их форм (643 ядерных составляющих и 1290 периферийных). В ядро поля входят наиболее часто употребляющиеся элементы (слово 2вятой и его однокоренные слова), а также лексические единицы, вступающие в языке в гипе-ро-гипонимические отношения, но в речи реализующиеся как синонимы ключевого слова: блаженный, преподобный, угодник, праведный, чадолюбивый, хри2толюбеи и т.д. В периферийной зоне выделяются ближняя, средняя и дальняя периферии по убыванию частоты входящих в них номинаций.

Ядро и периферия поля формируются парадигматическими и синтагматическими связями единиц разных уровней языка. Так, большую роль играют логико-понятийные и лексикосемантические отношения между компонентами поля:

1) отношения синонимии: мона2тырь -обитель; по2лушание - 2мирение - крото2ть -про2тота; благодарить - 2лаво2ловить - хвалить; лукавый - дьявол - бе2 - змей - нечи2тый - враг - лютый;

2) отношения антонимии: 2он - бдение; ино-че2кий - мир2кой; молчание - праздно2ловие;

3) отношения «род - вид»: чудо - видение, явление, гла2, и2иеление; молитва - хвала, благодарение, 2лаво2ловие;

4) отношения «целое - часть»: мона2тырь -Иерковь, мона2тырь - келья.

Ядерные и периферийные единицы вступают в словообразовательные отношения, образуя словообразовательные цепи, парадигмы и гнёзда. Например, к ближней периферии относятся словообразовательное гнездо с элементами молить, помолить, молитва, молитвовать, моля-щий2я, моливший, моля2ь, молитвенный и мо-лебный, а также словопроизводная пара мона-2тырь - мона2тыр2кий.

Языковые единицы, входящие в разные зоны поля, взаимодействуют друг с другом посредством морфологической и синтаксической синтагматики. Так, имя существительное молитва часто употребляется с ядерными компонентами 2вятой и блаженный (субстантивированные прилагательные) в функции несогласованного определения, а элемент дальней периферии воздвигнуть со словом ближней периферии мона-2тырь.

Кроме ядра и периферии в лексикосемантическом поле можно выделить тематические группы (зоны, фрагменты, парцеллы) на основе сходной предметной отнесённости их составляющих, классификации самих реалий. В состав поля «святость» входят 10 фрагментов, каждый из которых включает следующее число словоупотреблений: «Духовная жизнь человека, его характер» - 434; «Деятельность» (для мира и других людей) - 279; «Чудеса» - 197; «Искушения и победа над дьяволом» - 98; «Особенности физического существования» - 96; «Поведение человека в обществе» - 95; «Психическое состояние человека» - 51; «Помощь / воля Бога» - 28; «Пророчества» - 9; «Жизненный путь» - 3.

Приведённые цифры свидетельствуют о том, что разные фрагменты поля имеют не только разное наполнение, но и разную степень значимости. Очевидно, что наиболее важным характеристическим признаком святого является его внутреннее, духовное состояние. Эта тематическая группа включает в себя такие лексические единицы, как молить, вера, любовь, труд, благоче2тивый, благодарить, 2мирение, подвиг, работать (Богу) и т.д.

Фрагмент «Деятельность» образуют слова: мона2тырь, молить (о ком-то), воздвигнуть, утешать, на2тавить (на путь) и др.

Чудесные деяния, совершённые человеком при жизни и происходящие после, представля-

ют собой непременное условие для канонизации и с богословской точки зрения являются главным отличием святого от простого праведного человека. Эту тематическую группу составили такие элементы, как чудо, диво, и2иеление, прозреть, разрешить (неплод2тво), умножить (вино) и т.д.

Единицы, образующие эти и другие парцеллы, несут информацию о правильности проживания жизни в Боге, эталоне не только идеального жизненного пути, но и идеального человека. Но, организуя свою духовную жизнь в устремлении к Богу, человек не может избавиться от пребывания в физическом теле и вынужден бороться с телесными искушениями и слабостями. Поэтому лексико-семантическое поле включает фрагменты «Искушения и победа над дьяволом» (элементы: бе2, враг, лукавый, 2тра-дать, козни, изгнан (враг), и2ку2ить и др.), «Особенности физического существования» (по2т, воздержание, запрещение, коленопреклонение, бдение, лишение, томить (плоть) и т.д.), «Поведение человека в обществе» (келья, инок, безмолвие, по2тричь, уединить2я и др.) и «Психическое состояние человека» (радо2ть, 2леза иумилить2я).

Поскольку житие отражает индивидуальную борьбу человека со страстями, то воля Бога, которая в православии понимается как основополагающая, оказывается не столь значимой при создании образа человека на его пути к обожению, что объясняет низкую частоту составляющих фрагмента «Помощь / воля Бога» (благодать, помощь, покрывать (покровом), попущение (Божие) и др.).

Наименьшее наполнение имеют фрагменты «Пророчества» (прозорливый (дар), пророче2т-во, проречение и (не) утаено) и «Жизненный путь» (о2тавить (на2тоятель2тво, началь2т-во) иродить2я от благоче2тивыхродителей).

Таким образом, при сравнении тематических групп по количеству реализующих их элементов можно сделать вывод о том, что признаки и свойства святого отражают различные аспекты жизни человека, которая прежде всего направлена на служение Богу и людям.

Результаты проведённого анализа средств языковой экспликации гештальта «святость», их структурно-системной организации свидетельствуют о сложности и смысловой ёмкости этого ментального образования.

Спи2ок литературы

1. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.

LANGUAGE OBJECTIFICATION OF THE GESTALT «HOLINESS»

(based on «The Life of Cyril of White Lake»)

T.М. Gorshkova, K.A. Grushko

The authors analyze the units of different linguistic levels expressing the concept of 'holiness' in one of the monuments of Old Russian literature of the 16th century, «The Life of Cyril of White Lake».

Keywords: concept, Gestalt, lexico-semantic field, thematic group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.