Научная статья на тему 'Явление клиппинга в современной массовой культуре: опыт культурологического анализа'

Явление клиппинга в современной массовой культуре: опыт культурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1768
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИП / КЛИППИНГ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / АРТ-ДИЗАЙН / ТРЕНД / СТИЛЬ / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / CLIP / CLIPPING / MASS CULTURE / ART DESIGN / TREND / STYLE / HYPER REALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фуртай Франциска

В статье предпринята попытка социокультурного и эстетического анализа клиппинга. Как художественная форма клип сконцентрировал в себе самые знаковые черты эстетики и искусства цивилизации масс. Клип явление глубоко синтетическое, рождённое на границе искусства и дизайна, и представляет собой объект арт-дизайна. Клип ведущая форма гиперреальности, а клиппинг механизм её проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clipping Phenomenon in modern Mass Culture: the attempt of cultural and logical analysis

The attempt of social and cultural analysis of clipping is given in this article. As an art form clip has concentrated in itself the most significant features of esthetics and art of mass civilization. Clip as a deeply synthetic revelation born on the border of art and design is the main object of the art-design. Clip is the leading form of hyper reality and clipping can be considered as the mechanism of its explication.

Текст научной работы на тему «Явление клиппинга в современной массовой культуре: опыт культурологического анализа»

УДК 130.2 ББК 71.0

Франциска Фуртай

Явление клиппинга в современной массовой культуре: опыт культурологического анализа

В статье предпринята попытка социокультурного и эстетического анализа клиппинга. Как художественная форма клип сконцентрировал в себе самые знаковые черты эстетики и искусства цивилизации масс. Клип - явление глубоко синтетическое, рождённое на границе искусства и дизайна, и представляет собой объект арт-дизайна. Клип - ведущая форма гиперреальности, а клип-пинг - механизм её проявления.

Ключевые слова: клип, клиппинг, массовая культура, арт-дизайн, тренд, стиль, гиперреальность.

«Музыкальное видео часто характеризуется как последнее достижение массмедиа мира постмодерна. Быстрый. Пустой Похотливый. По крайней мере, так воспринимает его большинство академического и образованного мира. Используя термины Фредерика Джеймсона, музыкальное видео может быть определено как «шизофренический мотив изоляции, прерывающихся значений, разрушающихся последовательностей смыслов, струна без крепления» [6]. Эндрю Гудвин говорит о «семиотической порнографии», «электронной стенгазете» и «неофашистской пропаганде» [4].

В то же время К.В. Головко, один из участников теоретического семинара «Клип как ведущий язык массовой коммуникации: возможности и пределы аналитики» (Санкт-Петербург, 2002 г.), отмечал, что клип можно рассматривать как «виртуальное пространство, наделяющее особым статусом все проявления повседневности, которые в иных условиях и не претендуют на полноценность и значимость... Не соответствуя никакой иерархии, этот медиальный хаос неких образов - отблесков реального мира. этот стихийно сформированный архив, претендующий на некое место в культурной памяти, нельзя игнорировать» [1]. Столь различные оценки клипа как масс-медийного явления связаны, в первую очередь, с его технико-технологической сложностью и образнохудожественной синтетичностью. Хотя попытки аналитики клипа и явлений, которые предвосхитили его формирование, насчитывают не одно десятилетие [7; 10], можно усмотреть некую односторонность его исследования. Они, как правило, касались философских и социальноантропологических аспектов клипа. Как отмечал один из участников уже

упоминавшегося теоретического семинара (Д. Голынко-Вольфсон): «Клип мне видится не только материальным техническим продуктом, но и энигматичным социокультурным феноменом. Именно социальноантропологическая функция клипа представляется заслуживающей аргументированного разговора и обсуждения» [1].

Тем интереснее представляется попытка анализа клипа как эстетического, художественного и социокультурного явления.

Двадцать шестого декабря 1967 г. в Англии состоялась премьера не совсем обычного телевизионного фильма. Необычным в нём было то, что сюжетная канва фильма была продиктована музыкальным альбомом, вернее, телевизионный видеоряд являл некую «живую картинку» к музыке альбома Beatles «Волшебное таинственное путешествие» (Magical Mystery Tour). Полгода спустя в лондонском «Палладиуме» 17 июля 1968 г. состоялась премьера мультфильма Хайнца Эдельмана «Жёлтая подводная лодка» (Yellow submarine), в котором впервые реальные личности предстали в виде своих виртуальных двойников. Так же как и «Волшебное таинственное путешествие», этот фильм «иллюстрировал» композиции Beatles из альбомов «Revolver» и «Yellow Submarine». Дэвид Кук в книге, посвящённой кинематографическому нарративу, пишет о том, что первым музыкальным клипом, который транслировали по ТВ, был клип на песню «Paperbackwriter» Beatles в рамках телешоу Эда Салливана [3, р. 5]. Уже с первых лет существования звукового кино стали появляться вставные музыкальные номера, которые часто весьма условно соотносились с сюжетом фильма. С появлением «домашнего кино», т. е. телевидения, возникает жанр музыкальных номеров, которые существовали сами по себе, без привязки их к каким-либо сюжетам. Это были простые телевизионные записи процесса исполнения песни или музыкального номера. «Волшебное таинственное путешествие» и «Жёлтая подводная лодка» отличались от подобного материала не только наличием сюжетной линии и тем, что музыка не выступала в качестве «подкладки» видеокартинки, а являла собой квинтэссенцию образа, создаваемого фильмом. Более того, кинокартинка в этих фильмах находилась не в прямой зависимости от содержания песни, а соотносилась с ними фрагментарно, ассоциативно или опосредованно. Почему подобные произведения появились в 60-е годы XX столетия?

На наш взгляд, причин было несколько. Во-первых, были причины ментального характера. Успешный выход США и Западной Европы из послевоенных проблем, приведший к динамичному экономическому и социальному развитию, сделал 60-е годы XX в. временем системных перемен, которые определялись как «прогресс» в его позитивном понимании. «Прогресс был одним из критериев десятилетия, его использовали

для оправдания множества изменений в различных сферах общества: от моды до технологий и морали. Не только рядовой обыватель, но и политики воспринимали это десятилетие как «время для прорыва в волнующий и прекрасный период нашей истории» (Гарольд Вильсон)» [2, с. 450]. В своих ментальных характеристиках это десятилетие было временем почти всеобщей послевоенной эйфории. Выросшее в условиях экономического роста и социальных перемен первое послевоенное поколение продуцировало в обществе чувство неограниченных возможностей и безудержной веры в будущее. «Энергичность, яркость, визуальные излишества, безудержность, столкновение декораций и, конечно же, молодость» [2, с. 451] - все эти ментальные характеристики вобрал в себя нарождающийся клип.

Во-вторых, причины социокультурные. К 60-м годам XX столетия окончательно оформился феномен «popular music» - «народной музыки» в том смысле, что это была демократическая музыкальная продукция, предназначенная для потребления массами. В эстетическом плане поп-музыка была поликультурным явлением, синтезировавшим элементы негритянской, европейской, карибской, азиатской музыкальных культур, что идеально гармонировало с внеэтнической сутью массовой культуры. В поп-музыке рождается феномен поп- (рок) группы - небольшого постоянного коллектива, который соединяет в себе функции композитора, поэта-песенника, исполнителя и музыкального аккомпанемента. С творчеством таких коллективов публика стала знакомиться не только на концертах, но и посредством кино, радио, телевидения, что расширяло и усиливало их влияние. На вершине этой пирамиды в то десятилетие находились Beatles, Rolling Stones, Bob Dylan, которые стали не только музыкальными лидерами, но и объектами молодёжной субкультуры, влияя на стиль поведения, манеру одеваться, эстетические вкусы, политические ориентиры своего поколения. Beatles явились одним из первых мифов, порождённых послевоенной информационной цивилизацией и вызвавших новое социокультурное явление, имевшее глобальные масштабы -битломанию. В таких условиях была закономерна потребность не только слышать, но и видеть «звёзд» как объект поклонения и подражания, что, в свою очередь, инициировало создание клипов.

В-третьих, возникновению нового жанра способствовали расширяющиеся технические возможности, в частности, телевизионная съёмка, многодорожечные магнитофоны, бурно развивающееся цветное кино. Огромный толчок к развитию музыкального клиппинга дали возникшие чуть более двадцати лет назад Интернет и музыкальное телевидение, которое первые десять лет своего существования ориентировалось на трансляцию почти исключительно музыкальных клипов.

Своё название новое явление в массовой культуре получило от английского слова «clip», имеющего целый ряд значений, среди которых «отрезать», «обрывать», а также «прикреплять» (как серьгу-клипсу к уху). Этот термин весьма точно определил суть нового явления. Клип -это пёстрое собрание «обрезков» современного мира, произвольно выкладывающихся в некий образ, подчиняющийся лишь воле автора и разворачивающийся под музыку, привнося в неё дополнительные и часто неожиданные аспекты восприятия.

По генезису своего творческого метода клип имеет исторического предшественника в живописи, в частности, в технике коллажа, который ярко заявил о себе на рубеже XIX и XX столетий. Коллаж (от лат. collectanea - собрание записок, смесь) родился в эпоху модерна, в котором столь ощутимо было готическое влияние, выразившееся, в том числе, и в возрождении искусства витража. Однако, если витраж в модерне, как и его готический предшественник - цветовые фрагменты - складывали в целостный образ, то в коллаже эта целостность взорвана, и оставшиеся осколки складываются в произвольную и бессмысленную в буквальном прочтении картину. Ещё до появления клипа коллаж отразил фрагментарность, хаотичность, хрупкость бытия в эпоху мировых войн. Однако у клипа есть и существенное отличие от коллажа, обусловленное разной видовой принадлежностью этих жанров. Коллаж - это пространственное визуальное искусство и так же, как и живопись, например, воспринимается одномоментно и целиком. Клип же как художественное явление тяготеет к темпоральным искусствам и, следовательно, развёртывает свой художественный образ во времени.

Если по мировоззренческим истокам и творческому методу клип родственен коллажу, то актуализируется он посредством дизайна. Дизайн (design) как форма эстетизации товаров, возникший в середине XIX в., в начале XXI столетия в условиях массовой культуры стал поли-функциональным явлением, влияющим не только на производство и быт, на формы социального поведения, но и на художественные формы. Дизайн в массовой культуре XXI в. всё более становится бытообразующим явлением, формируя эстетические, эргономические, утилитарные характеристики мира товаров и услуг. Показательным примером социального дизайна (брэндинга) является MTV.

Более двадцати лет назад средство массовой информации (телевидение) при помощи музыки и дизайна создало свой брэнд, визуально оформленный в графической эмблеме - MTV. За время своего существования брэнд MTV сформировал не только глобальную сеть музыкальных телеканалов, но и выработал стиль поведения, лексикон, направление в молодёжной моде, имеет собственную классику, историю и легенды, т. е. претендует на специфический образ жизни и mental habit (умственные привычки). Именно MTV до недавнего времени было основным медий-

ным каналом, транслировавшим клипы. Однако последние годы пальма первенства принадлежит Интернету, в частности, таким каналам, как You Tube.

Дизайн выполняет функцию эстетизации виртуального пространства клипа как посредством web-дизайна, так и с помощью дизайна одежды, аксессуаров, интерьера и т. д. Однако содержание клипа не исчерпывается «дизайн составляющей». В нём присутствуют (иногда это присутствие предполагается) художественные элементы: музыка, актёрское мастерство, режиссура. Такие имена клипмейкеров, как Michel Gondry, Spike Jonze and Chris Cunningham, Anton Corbijn, не только широко известны, но и воспринимаются в контексте современных культурных достижений [8; 9].

Как объект арт-дизайна, т. е. располагающийся на границе искусства и дизайна, клип, во-первых, отличает художественная энигматичность, во-вторых, клип, как правило, не логичен, а ассоциативен и апеллирует к подсознанию, заставляя работать архетипы, паттерны и стереотипы личности. В-третьих, для клипа характерен принцип дополнительности. Клип и музыкальное произведение могут иметь совершенно разное содержание, но вместе с музыкой составлять иногда причудливый и довольно интересный с мировоззренческой и с художественной точек зрения арт-объект, сочетающий в себе элементы художественного образа, технико-технологические характеристики и маркетинговые особенности.

Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, назрела необходимость введения в научный обиход такого понятия, как клиппинг, которое, во-первых, обозначает всю совокупность клипов, включая существующие жанры - музыкальный, рекламный, новостной, художественный; во-вторых, является механизмом виртуализации фрагментов действительности и способом развёртывания гиперреальности. Клиппинг - это глобальное явление эстетизации симулякров, отличительными чертами которого можно считать дискретность нарратива, энигматичность, ассоциативность, гиперболизацию знака. Поле существования клиппинга -это виртуальная игра со знаками, указывающими на фрагменты действительности и художественных реальностей, во время которой субъект является её пассивным созерцателем. В таком контексте клип будет выступать как единичный объект клиппинга, сочетающий основополагающие его характеристики и единичные конкретные черты, присущие данному клипу как продукту арт-дизайна.

Клиппинг выполняет важную социокультурную функцию в современной массовой культуре, - функцию «старринга», т. е. выработка типажа «культурного героя», адекватного гиперреальности. В контексте MTV это позиционируется как «икона стиля». Хейди Питерс проводит историко-культурную параллель между «звёздами» массмедиа и олим-

пийцами Древней Греции, святыми Средневековья в плане их претензий на «божественность» и поклонение [5].

В современном массиве клиппинга можно выделить несколько направлений (трендов). В основу этой дифференциации были положены смысловые, эстетические и дизайн-характеристики, которые присущи каждому из трендов.

Мифологический тренд. Видеоряд клипа строится на фрагментах мифологических сюжетов, взятых из разных мифов, различных религиозных систем. Стиль дизайна таких клипов характеризует тенденция к реализму и гиперреализму. Это направление эстетично, его образность стремится, прежде всего, к красоте и декоративности, не предполагая моралистических резюме, этических поучений. Задача этого тренда -придать композиции и самим музыкантам налет эпичности и встроенно-сти в метакультурный контекст.

Футуристический тренд. Это направление в клиппинге свой образ составляет из двух фундаментальных черт цивилизации масс: машинного мира и космической фантастики. Определённая доля магического восприятия, сказочности присутствует и в футуристическом тренде, так как зачастую машинам придаются человеческие черты и чудесные свойства. Часто в производстве таких клипов используются экспериментальные достижения компьютерных технологий.

Историко-культурный (культурологический) тренд. Это направление в клиппинге по своей структуре многослойно, и образ в таких клипах строится на сочетании артефактов различных эпох и культур. Видеоряд клипов этого направления создаётся из различных форм визуальных реальностей: например, концертная жизнь исполнителя, на чьё произведение снимается клип, художественная жизнь исполнителя в виде его предыдущих клипов, фрагменты документального кино, художественная история в форме фрагментов из старых кинофильмов времён немого и раннего звукового кино. Отдельно внутри историко-культурного тренда можно выделить - этнический тренд, в котором используются сцены жизни и артефакты, как правило, этнической культуры, являющейся для массовой культуры экзотической.

Экзистенциальный тренд. Весьма редко встречающееся направление в клиппинге, поднимающее вопросы о ценностях человеческого существования. Такого рода клипы характерны для музыкальных коллективов, чьи творческие устремления имеют выраженную социальную направленность, например, Massive Attack, Linkin park или Depeche Mode. Клипы этого тренда не только могут включать кадры документальной хроники, но и воспроизводить «цитаты» из видеоряда произведений большого кино, пользуясь, таким образом, ими как сэмплами. Так, в клипе Depeche Mode на песню «Home» (альбом «Ultra» 1997г.) цитируется эпизод из «Сталкера» А. Тарковского, а в клипе «Suffer well» присутст-

вует видеоассоциация с эпизодом из культового фильма Т. Гильяма «Бразилиа», созданной по мотивам романа-антиутопии «1984» Д. Оруэлла.

Анимационный тренд. В этом виде клиппинга используется самая виртуальная форма кино - мультипликационная. Причём мультипликационными персонажами могут быть не только вымышленные персонажи, но и реальные персоны, например, сами музыканты, на чью песню создаётся клип. Впервые анимация в музыкальном клипе появилась, как уже отмечалось, в «Yellow Submarine»(1968), в котором участники «Beatles» появились в виде рисованных персонажей. Анимационные тенденции в настоящее время актуальны и встречаются не только в клиппинге, но и в игровом кино.

Танцевальный тренд. Данное направление особенно популярно после 2000 г. Для него характерно почти полное отсутствие логики сюжета, его содержание составляет танцевальное сопровождение музыкальной дорожки. Как правило, танцевальные клипы в своей образности очень чувственны и эротичны, иногда на грани общепринятых этических представлений.

Образно-художественная составляющая клипов не связана с их фабульной стороной. Клип, относящийся к одному тренду, может быть выполнен в различных художественных манерах. Так, например, танцевальный клип может быть снят в реалистической манере, а может и включать элементы анимации; экзистенциальный тренд может быть поставлен в стиле арт-хаус или гиперреалистичной манере, характерной для компьютерных игр.

Можно попытаться соотнести тренд клипа с определённым музыкальным направлением: в этом плане к танцевальному тренду тяготеют исполнители в стиле «техно», «хаус», «рейв»; культурологический и экзистенциальный тренды близки рок коллективам и синти-поп, тогда как анимационный и футуристический тренды не идентифицируются столь определённо с каким-нибудь музыкальным направлением.

За свою более чем сорокалетнюю историю клиппинг испытывает эволюционные изменения. В частности, просматривается тенденция к уходу от сюжетной повествовательной линии (уменьшение театральности, что было столь присуще многим клипам 80-х начала 90-х годов -например, клипы Анни Леннокс, Майкла Джексона и др.) к бессюжетной произвольности, например, к хаосу группового эротического танца.

Так как клип - продукт, рассчитанный, прежде всего, на подростковую и молодёжную аудиторию, то в нём отражается всё субкультурное разнообразие этой части массовой культуры, что обеспечивает стилевое многообразие клиппинга. В настоящее время в клиппинге довольно чёт-

ко могут быть выделены следующие стилевые тенденции: готическая или пост-панк, хип-хоп, танцевальная (рейв).

Интересно, что современные стилевые тенденции в клиппинге влияют не только на дизайн видеоряда и определяют музыкальный образ клипа, но и предопределяют его содержание, причём не только сюжетное, но и экзистенциальное, отражающее, в свою очередь, свои философские основания. Эти соотношения и механизмы трансляции весьма сложны и требуют специальных исследований, здесь же хотелось бы заметить, что клипы в стиле хип-хоп сублимируют «протестные, «антикультурные» явления в современной цивилизации. Они позиционируют своих персонажей как представителей уличной культуры. Культурные истоки этого стиля в клиппинге коренятся в негритянской субкультуре Америки. Танцевальный стиль можно рассматривать как эстетическое отражение машинно-электронной стандартизации и примитивизации в сочетании с мощной гедонистической струёй, присутствующей в современной массовой культуре.

Хотя в готическом стиле клиппинга также есть присутствие машины, однако этот архетип трактуется как источник мусора и враг человека. Эстетика этого стилевого направления в клиппинге обыгрывает состояния страха, боли, страдания и экстремальности современного бытия, тяготея в своих философских основаниях к садизму и его изнаночной стороне - мазохизму. Более чем стили хип-хоп и рейв, пост-панк склонен к мифологизациям.

Как явление современной массовой культуры клиппинг сочетает в себе не только художественные и технические достижения, но и вбирает поведенческие клише, дурной вкус, элементы пошлости, столь широко бытующие в данной цивилизации. Клиппинг можно рассматривать также как одно из новых культурно-художественных явлений эпохи глобализации. Глобализм клипа проявляется не только в том, что музыкальное телевидение и видеоканалы в Интернет-пространстве вещают на весь мир, но и в том, что выразительная палитра клипа использует артефакты всех культур и времён.

Клиппинг - тот вид эстетический деятельности, который можно охарактеризовать как массовый и демократичный, обращённый к многомиллионной телевизионной аудитории, не только отражающий, но и сам влияющий на складывание ментальностей, этических ориентаций, формирующий актуальные тенденции в современной популярной музыке, моде, танце, манере поведения. Можно утверждать, что клиппинг в современной массовой культуре выступает как инструмент эстетического общения масс, как индикатор ментальной динамики, через который отражаются специфические особенности экзистенциальных оснований и мировоззренческой пестроты современной цивилизации масс.

«Постмодернистский социум выдает новую форму архивации времени, абсолютно противоположную традиционным материальным. Медиа, как любые внешние формы носителей информации, составляют некий стихийно наполняемый архив. Он не может быть связан ни с какими институциями, так как наполняется спонтанно. От традиционного архива медиаархив отличает свобода от институций и свобода от иерархии, от каких-либо оценочных критериев, ведь в виртуальное пространство вписаны как признанный культурный архив, так, и в большей степени, заархивированная повседневность», - утверждал К.В. Головко, участник теоретического семинара «Клип как ведущий язык массовой коммуникации: возможности и пределы аналитики» [1]. Соглашаясь с высказанной мыслью, хотелось бы заметить, что отражение времени в образах - одна из функций искусства, и то, что клип способен к визуализации ментальностей, ещё раз подтверждает его эстетический и художественный статус. Однако в отличие от искусства, которое всегда было достаточно элитарно и реагировало на ментальности в культуре не столь быстро, клиппинг обладает возможностью запечатлеть динамичный психоэмоциональный портрет тех, кого долгие века называли «безмолвствующим большинством».

Список литературы

1. Клип как ведущий язык массовой коммуникации: возможности

и пределы аналитики (материалы теоретического семинара). - URL:

http://anthropology.ru/ru/projects/media/seminars/20020522/index.html#texts

2. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. - М.: Магма, 2004. - 544 с.

3. Cook David. A History of Narrative Film. - New York; London: W.W. Norton & Company, 1995.

4. Goodwin Andrew. Dancing in the Distraction Factory: Music Television and Popular Culture. - London: Rout ledge, 1993.

5. Heidi Peeters. The Semiotics of Stars: It must Be Written within Music Videos. - London, 2004.

6. Jameson Frederic. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. - Durham: Duke University Press, 1991.

7. Langer Suzanne K. Feeling and Form. - London: Rout ledge and Kegan Paul, 1953.

8. Stacey Jacky. Stargazing: Hollywood Cinema and Female Spectatorship. -London; New York: Routledge, 1998.

9. Tagg Phillip. Musicology and the semiotics of popular music. - Amsterdam; Liverpool: Mouton de Gruyter, 1987.

10. Tudor Andrew. Image and Influence: Studies in Sociology of Film. -London, l974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.