Научная статья на тему 'Яхт-клуб в Воронеже до 1917 г'

Яхт-клуб в Воронеже до 1917 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯХТ-КЛУБ / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS / ПРОВИНЦИЯ / PROVINCE / СПОРТ / SPORT / YACHT-CLUB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробчук Андрей Олегович

Статья рассматривает историю организации Петровского воронежского яхт-клуба. Кроме того, автор уделяет внимание вопросам развития спорта в русской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YACHT-CLUB THE VORONEZH BEFORE 1917 th

The article considers the history of the organization of the Petrovsky Voronezh yacht-club. In addition, the author pays attention to the problems of the development of sport in the Russian province.

Текст научной работы на тему «Яхт-клуб в Воронеже до 1917 г»

УДК 359:947 ББК 68.57

ЯХТ-КЛУБ В ВОРОНЕЖЕ ДО 1917 г.

Коробчук Андрей Олегович, соискатель Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает историю организации Петровского воронежского яхт-клуба. Кроме того, автор уделяет внимание вопросам развития спорта в русской провинции. Ключевые слова: яхт-клуб, соревнования, провинция, спорт.

YACHT-CLUB THE VORONEZH BEFORE 1917 th.

Korobchuk A.O., applicant (Voronezh)

Abstract. The article considers the history of the organization of the Petrovsky Voronezh yacht-club. In addition, the author pays attention to the problems of the development of sport in the Russian province. Key words: yacht-club, competitions, province, sport.

Настоящим расцветом Воронежского Петровского яхт-клуба стал конец XIX в. Этому способствовали два фактора - всероссийский авторитет организации и ее активное участие в культурной жизни города. В 1892 г. Воронежский Петровский яхт-клуб входил в список 22 официально утвержденных яхт-клубов Российской Империи [1; с. 9.].

После того, как яхт-клубу уступили цейхгауз, его члены оборудовали новое помещение таким удачным образом, что о клубе заговорили как об одном из лучших в России.

В 1889 г. секретарь Воронежского губернского статистического комитета Л.Б. Вейнберг писал о передаче цейхгауза яхт-клубу: «Мы не будем распространяться о судьбе цейхгауза в настоящем его положении, она всем известна; прибавим только, что при скудости средств Яхт-клуба, надо удивляться современному благоустройству как самого Цейхгауза, так и острова. Благоговея перед памятью Великого Петра, не можем не пожелать и остальным драгоцен-

ным памятникам его деяний в Воронеже... перехода в подобные же руки» [7; с. 7.].

Здание было настолько обширно, что в нем поместились мастерская и склад для пристани судов. Само помещение состояло из 5 залов в верхнем этаже и пяти казематов со сводами в нижнем. В 1880-е гг. в здании находились две танцевальные залы, столовая, зал для карточной игры и бильярда, в пятом зале помещалась шлюпочная мастерская. Нижние помещения использовались как зимние склады для сборно-разборных конструкций и шлюпок. С.В. и Г.В. Кольцовы следующим образом описывают интерьер яхт-клуба в начале XX в.: «Два главных зала второго этажа, соединенные аркой, где, по преданию, помещалась рабочая палата Петра, - представляли нечто вроде музея. Тут были собраны два десятка отлично выполненных (вплоть до мельчайших деталей) моделей деревянных кораблей, спущенных Петром с Воронежской и Тавровской верфей. Эти бесценные экспонаты, плоды тончайшей и кропотливой работы, хранились на специальных стелла-

6

жах, а некоторые, наиболее ценные, в стеклянных футлярах-ящиках. Рассказывали, что одна из моделей была изготовлена лично Петром. Центральное место на одной из стен занимал портрет Петра. Под портретом в специальном стеклянном ящике под замком хранился большой флаг яхт-клуба, извлекаемый оттуда лишь для подъема на мачту в торжественных случаях и в дни празднеств в клубе. Тут же висели несколько картин батального содержания, старые карты морей и океанов, различные предметы морской практики, в углах стояли корабельные якоря, на полках располагались образцы канатных морских узлов и ряд мореходных инструментов. Эти смежные залы были «святая святых» яхт-клуба. Вход в них разрешался лишь в особо торжественные дни с санкции правления клуба и обязательно в присутствии старшего матроса или дежурного члена яхт-клуба» [1].

Около здания развели ухоженный сад, ставший любимым местом для гуляния воронежской интеллигенции. Через реку был перекинут мостик для пешеходных прогулок. Кроме того, для более удобного сообщения с остальными частями города был организован перевоз на яликах.

Причем все преобразования были проведены исключительно за счет членов яхт-клуба. Кстати, множество горожан получили юридический статус «постоянного посетителя яхт-клуба», освобождавший от годовых взносов, но позволявший вносить разовые пожертвования на нужды яхт-клуба.

К концу XIX в. Воронежский Петровский яхт-клуб обзавелся богатой историей, в чём большая заслуга уже упоминавшегося высочайшего покровителя, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича.

Нельзя не отметить, что покровитель Воронежского Петровского яхт-клуба стал одной из самых противоречивых фигур в российской истории. Однако если великий князь Константин Николаевич уделял флоту всестороннее внимание, то следующий генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович был далек от проблем морской мощи Российской Империи.

Уже при рождении великий князь Алексей Александрович был осыпан наградами и почетными титулами. 2 января 1850 г. только что родившийся младенец был зачислен в состав Гвардейского флотского экипажа и лейб-гвардии Преображенского, Егерского и Уланского полков. Его наградили орденами святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, орденом Белого Орла и орденом Святой Анны 1-ой степени. Кроме того, Алексей Александрович был назначен шефом лейб-гвардии Московского полка, 77-го пехотного Тен-

гинского полка, 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона, 5-го Балтийского флотского экипажа. Позже он был зачислен в стрелковый полк императорской фамилии и лейб-гвардии 4-й стрелковый императорской фамилии батальон, а также стал шефом 27-го Балтийского флотского экипажа (будущий 1-й Финский кадровый).

В 1857 г. великий князь стал мичманом и шефом 37-го пехотного Екатеринбургского полка. В 1865 г. Алексей Александрович вместе с орденом Станислава 1-й степени получил чин лейтенанта. Начиная с конца 1870 г., он командовал ротой Гвардейского экипажа, а затем, спустя полтора года, становится старшим офицером фрегата «Светлана». В течение 1873 г. великий князь получает целых два чина - капитана 2-го и 1 -го рангов - и занимает должность начальника Гвардейского экипажа. С 1877 г. Алексей Александрович - контр-адмирал, в 1888 г. -вице-адмирал, а затем в 1888 г. - полный адмирал [7; с. 279 - 280.].

Современники считали последнего в российской истории генерал-адмирала большим жизнелюбом и гурманом, за что он получил прозвище «семь пудов августейшего мяса». Надо отметить, что Алексей Александрович был, наверное, единственным руководителем морского ведомства, откровенно признававшимся в собственной некомпетентности в военно-морском деле. Приблизительно такого же мнения были о нем и морские офицеры. Достаточно привести свидетельство великого князя Александра Михайловича (1866 - 1933 гг.), который, как полагали современники, мог стать преемником на посту генерал-адмирала: «... Алексей - это непревзойденная карикатура на генерал-адмирала.

... Затем великий князь Алексей Александрович, который пользовался репутацией самого красивого члена императорской семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног, Beau Brummell («Красавчик Брам-мел» нарицательное название блестящего светского человека - Авт.) и бонвиван, которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал, как это ни странно, должность генерал-адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания по морским делам, чем у этого адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что не относилось к женщинам,

h 7

еде или напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед, и после того, как коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание совета традиционным рассказом об одном случае из истории русского парусного военного флота. Каждый раз, когда я сидел на этих обедах, я слышал из уст великого князя повторение рассказа о гибели фрегата «Александр Невский», происшедшей много лет тому назад на скалах датского побережья вблизи Скагена. Я выучил наизусть все подробности этого запутанного повествования и всегда из предосторожности отодвигался немного со стулом от стола в тот момент, когда, следуя сценарию, дядя Алексей должен был ударить кулаком по столу и воскликнуть громовым голосом:

- И только тогда, друзья мои, узнал этот суровый командир очертания скал Скагена.

Его повар был настоящим артистом, и адмиралы ничего не имели против того, чтобы случай с «Александром Невским» ограничил дебаты совета.

Это беззаботное существование было омрачено, однако, трагедией: несмотря на все признаки приближающейся войны с Японией, генерал-адмирал продолжал свои празднества и, проснувшись в одно прекрасное утро, узнал, что наш флот потерпел позорное поражение в битве с современными дредноутами микадо. После этого великий князь подал в отставку и вскоре скончался» [9; с. 77.].

Кстати, вторая половина XIX в. была временем, когда флотом реально управляли генерал-адмиралы. После Цусимского поражения русского флота в 1905г. Алексей Александрович попросился в отставку со всех постов, но, несмотря на удаление от дел, не был разжалован из генерал-адмиралов.

Несмотря на то, что генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович был сомнительным флотоводцем, его покровительство явно шло на пользу провинциальному Воронежскому Петровскому яхт-клубу, придавая ему определенную известность во всероссийском масштабе.

Учредителями яхт-клуба официально считались: С.М. Карпинский, А.В. Миллер, А.Е. Матю-шенко, И.К. Федоров, М.В. Гонорский, Н.Н. Скрябин, Н.М. Павлов. Учредителем мастерской был А.Е. Матюшенко.

Почетными членами яхт-клуба считались: А.Н. Аносов, А.В. Богданович, С.М. Карпинский, И.А. Лисаневич, А.В. Миллер, Л.И. Нордстранг, М.А. князь Оболенский, В.Ю. Познанский, П.И. Сафонов, И.К. Федоров, П.К. Капканщиков, А.Ю. Матюшенко. Общее число членов ежегодно колебалось от 130 до 160. В течение первых десяти лет своего суще-

ствования Воронежский Петровский яхт-клуб имел 18 общественных судов, а именно:

Парусных тузиков - два: «Ерш» и «Резвый».

Парусных шлюпок - две: «Буря» и «Гроза».

Шлюпок двоек - семь: «Нева», «Нежная», «Капризница», «Петр», «Алексей», «Памяти выставки» и «Подарок».

Восьмивесельная шлюпка одна: «Шлюз».

Гичек (лёгкая быстроходная гребная шлюпка с 6 - 10 распашными вёслами и острым носом - Авт.) -четверок - две: «Николай» и «Стрела».

Гич-аутригер (та же гичка, но с выносными опорами для весел - Авт.) один: «Догони».

Лыжвы (речное грузовое судно - Авт.) - две: «Победа» и «Нелли».

Ялик - один: «Невский» [7; с. 7.].

Число всех судов, построенных в мастерской яхт-клуба в период 1875 - 1885 гг., равнялось 115. Некоторым членам яхт-клуба принадлежало 21 судно. В 1882 г. мастерская яхт-клуба приняла участие во «Всероссийской выставке» в Москве, представив гребную шлюпку, за которую был получен «благодарственный диплом».

Суда, хранившиеся в помещении яхт-клуба, были как частные, так и общественные. Последние отдавались в пользование членов яхт-клуба бесплатно. Были и парусные, и гребные шлюпки. Излюбленным типом судов были гребные двойки для семейных прогулок. Значительная часть шлюпок была выстроена в мастерской яхт-клуба. Судя по отчетам начала XX в., в клубе было 5 видов транспортных спортивных средств: парусные, гребные, гички, байдарки, а также лыжи, подаренные в 1889 г. генерал-адъютантом Н.Е. Посьетом. Тогда в клубе было около 40 общественных судов и около 20 частных, принадлежавших членам яхт-клуба [7; с. 8.].

С 1875 по 1884 гг. было проведено 50 гребных и парусных гонок. Больше всего призов на гонках получили В.Д. Жидков - 10, В.Я. Алпатов - 9 и А.Е. Матюшенко - 7 [7; с. 9.].

Из путешествий, совершенных членами в течение того же времени, более известными стали:

1. В Липецк по Воронежу и по Дону расстоянием более 400 верст, проделанное членами яхт-клуба М.В. Гонорским и С.М. Карпинским на гребной шлюпке под парусами.

2. По Воронежу и Дону до Лисок и обратно, расстоянием до 300 верст, участвовали те же М.В. Гонорский и С.М. Карпинский на парусном тузике.

3. Путешествие опять М.В. Гонорского и С.М. Карпинского на двух байдарках, по Волге от Саратова до Царицына и по Дону от Калача до Ростова и далее до Таганрога, всего на расстояние в 900 верст.

8

4. Путешествие члена С.М. Карпинского на байдарке морем от Таганрога до Мариуполя и затем от Крыма до Феодосии, вдоль южного берега Крыма.

5. Путешествие члена В.Г. Михалева от Таганрога к Азову и обратно, от Керчи на Таманский полуостров и обратно, по Черному морю, от Севастополя до Балаклавы и других местностей южного берега Крыма.

6. Путешествие члена яхт-клуба В. Кравцева на байдарке вниз по Дону до Ростова, на расстояние 1200 верст [8; с. 8.].

Яхт-клуб устраивал годичные собрания 30 мая, в день рождения Петра I, который, фактически, и являлся днем открытия сезона. На этих собраниях докладывался краткий отчет о жизни клуба за год, производились выборы почетных и пожизненных членов, и членов-сотрудников. В случае хорошей погоды устраивалось общее плавание и гуляние.

День основания яхт-клуба всегда был особенный. Например, 30 мая 1890 г. Воронежский Петровский яхт-клуб праздновал 15-ю годовщину своего основания. Главный зал помещения яхт-клуба был декорирован зеленью. На бюст Петра Великого и конную статую были возложены венки. Были приглашены начальник губернии Е. А. Куровской и вице-губернатор кн. С.А. Голицын. Общее собрание яхт-клуба избрало вновь назначенного начальника губернии почетным членом яхт-клуба. При его входе на мостик яхт-клуба он был встречен маршем оркестра военной музыки, ему вручили билет почетного члена и в переплете книгу с историей яхт-клуба. Был отслужен молебен с участием архиерейского хора певчих. В 5 час. 30 мин. вечера состоялся праздничный обед. Первый тост произнес Е.А. Куровской за здоровье Государя Императора, на что последовало дружное «ура», а оркестр заиграл гимн «Боже, Царя Храни». Второй тост был за здравие августейшего покровителя клуба генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, и ему была послана приветственная телеграмма. Третий тост произнес командор за вновь назначенного начальника губернии. Четвертый и пятый тосты были произнесены начальником губернии за здоровье командора К.И. Нитче и за развитие и процветание Яхт-клуба. В продолжение обеда играл военный оркестр, а затем, в заключение праздника, было устроено общее плавание на частных и яхт-клубных лодках, сопровождавшееся музыкой.

Столь же торжественно праздновалось поднятие флага 30 мая и в последующие годы. Вот что пишут по этому поводу братья Кольцовы: «В торжественной обстановке с участием военного оркестра, при пушечных выстрелах (из маленькой мортирки

стрелял лично Василий Гаврилович (старший матрос клуба - Авт.), в присутствии «отцов города» -городского головы, нередко губернатора и других именитых гостей, - поднимали на мачту яхт-клубский флаг. Начиналась богатая событиями летняя страда гребцов, парусников и атлетов других видов спорта» [1].

Клуб был открыт ежедневно с 10 часов утра до 2 часов ночи. Посетители, остававшиеся в клубе после этого времени, должны были уплатить штраф, за первые просроченные полчаса - 25 коп., за шестые (с 4.30 до 5.00 утра) - 3 руб. 50 коп. В 5 часов утра клуб обязательно закрывался. По Уставу 1892 г. клуб работал до 1 часа 30 минут. Проштрафившиеся платили за просроченные полчаса от 30 копеек до 38 руб. 10 коп. (за седьмые полчаса). С четверга Страстной недели до первого дня Пасхи яхт-клуб закрывался [8; с. 9.].

Устав Воронежского Петровского яхт-клуба редактировался и заново утверждался в 1882 [10; Л. 215.], 1892 [11; Л. 4.], 1904 [11; Л. 78.] и 1908 [11; Л. 82.] гг., хотя изменения от первого варианта 1874 г. были весьма незначительны. Например, по Уставу 1908 г. члены-сотрудники стали избираться Общим собранием на 1 год из лиц, оказавших клубу помощь по разным вопросам [4; с. 21.]. По Уставу 1892 г. почетные члены и члены-сотрудники избирались по представлению Комитета, а по Уставу 1908 г. Общее собрание могло выбрать почетных членов и членов-сотрудников по заявлению не менее 10 лиц -членов яхт-клуба. Звание иногородних членов было упразднено при повторной редакции Устава в 1892 г. В Уставе 1908 г. был введен статус пожизненных членов. К ним относились действительные члены, в течение 20 лет исправно платившие членские взносы, или внесшие в кассу единовременно не менее 200 руб. Они избирались Общим собранием по представлению Комитета или закрытой баллотировкой. Пожизненные члены освобождались от уплаты членского взноса.

Затем яхт-клуб могли посещать гости по рекомендации и по билету его члена, под его ответственность. Гости были обязаны оплатить входной билет. В качестве гостей допускались лишь те лица, которые могли быть избраны в члены клуба. Позже в Уставе 1908 г. это ограничение было снято, и напротив, право свободного входа без платы и рекомендаций было дано членам всех русских и иностранных яхт-клубов, а также проезжим военным чинам Морского ведомства.

По всем принятым уставам принципиальные вопросы, связанные с деятельностью клуба, решало Общее собрание. Текущими делами управлял Комитет под председательством командора (по уставу

1908 г. - вице-командора). Сохранность материальных ценностей была вверена заведующему хозяйством и казначею. На Общем собрании избирались две комиссии. Одна - гоночная под председательством вице-командора, состоящая из 4 членов и 4 кандидатов к ним. Другая комиссия, состоящая из 8 членов и 8 кандидатов, занималась катком яхт-клуба и состояла под председательством особого распорядителя. Эти комиссии также должны были разрабатывать программу гонок, списки призов и вносить предложения по этим вопросам на утверждение Комитета. В начале XX в. спортивную работу в клубе осуществлял Спортивный совет. По Уставу 1908 г. он избирался Общим собранием в числе 5 человек, выбиравших затем из своей среды председателя совета, входившего, по должности, в состав Комитета Клуба. Спортивный совет разрабатывал программу состязаний, организовывал их, созывал комиссии судей. Заседания спортивного совета считались действительными в случае присутствия на них трех человек, считая и председателя [4; с. 27.].

Между прочим, все уставы Воронежского Петровского яхт-клуба утверждались только Главным Морским Штабом.

За общим порядком на пристани, правильностью хранения и эксплуатации лодок следили выборный начальник гавани и его помощник. Как и в других яхт-клубах Российской империи, в Петровско-Воронежском клубе всю техническую работу осуществляли матросы. Вот что пишут по этому поводу братья Сергей и Георгий Кольцовы (дети члена яхт-клуба Василия Кольцова, занимавшиеся при яхт-клубе спортом): «Весьма скромное жалование платилось семи или восьми матросам из воронежских крестьян, прошедшим действительную военную службу в царском флоте. Это были крепкие, выносливые люди, привычные к воде, умеющие обращаться с веслом и багром, и, что не менее важно, всегда подтянутые и дисциплинированные. Матросы жили тут же, в здании клуба, в общежитии. Старшим у них был заслуженный старый матрос, всеми уважаемый Василий Гаврилович (фамилия его, к сожалению, не сохранилась в памяти). По сути дела он являлся подлинным хозяином и хранителем всего яхт-клубского имущества. Это был коренастый, сурового вида человек с густыми усами - типичный моряк царского флота, каких очень хорошо изображал в своих рассказах Станюкович. Василий Гаврилович, несмотря на угрюмый и суровый вид, отличался большой добротой, охотно давал совет по любому вопросу водного дела, и мы, ребятишки, уважали и любили этого подлинного морского волка. Он жил с семьей в двух маленьких комнатках на втором этаже здания, рядом с общежитием матросов» [1].

Яхт-клуб имел свою спасательную станцию «Петровская», находящуюся в ведении ОСВОД. По Уставу каждое судно в половодье должно было «иметь не менее одного пробкового круга и, по возможности, другие спасательные снаряды». Впрочем, некоторые суда были небезопасны. Так, в начале XX в. в клубе была частная парусная лодка с задорным названием «Не зевай!». Как писали братья Кольцовы, «она отличалась большой поворотливостью и легкостью на ходу, но не имела устойчивости и поездки на ней в хороший свежий ветер всегда были рискованны. Готовясь на прогулку, ее владельцы раздевались, разувались, надевали на себя спасательные пояса и только после этого выезжали на «большую» воду. Нас, ребятишек, всегда готовых в качестве груза прокатиться на любой лодке, на «Не зевай!» не брали, т.к. поездка на ней почти всегда заканчивалась невольным купаньем» [8; с. 10.].

Некоторые члены яхт-клуба одновременно состояли в правлении ОСВОД (С.М. Карпинский, Л.И. Нордстранг, купец И.К. Федоров). Оказывалась и материальная поддержка ОСВОДу со стороны яхт-клуба. Например, в воскресенье 10 июня 1890 г. яхт-клуб объявил народное гуляние в пользу спасательных учреждений Воронежского окружного ОСВОД. Плата за вход была назначена 20 коп., с детей - 10 коп. Об этом было помещено иллюстрированное объявление в Воронежских губернских ведомостях. Билетов было продано на 158 руб. 20 коп. [8; с. 11.]

Давайте приведем биографии некоторых наиболее известных членов Воронежского Петровского яхт-клуба. Здесь нам помогают данные краеведа, писателя, кандидата технических наук Бухонова Константина Геннадиевича.

В клубе состоял коллежский советник А.Н. Аносов, городской голова Воронежа в 1875 - 1883 гг. Почетным членом клуба был и П.К. Капканщиков, предприниматель, общественный деятель, потомственный почетный гражданин. С 1882 г. - директор «Воронежского попечительного о бедных комитета», с 1883 г. - член попечительного совета гимназий и прогимназий, с 1884 г. - председатель Воронежского музыкального общества. В 1883 - 1887 гг. был городским головой, причем, находясь на этой должности, отказался от жалованья. При нем было приобретено в городскую собственность и довольно быстро отремонтировано здание драматического театра. П.К. Капканщиков был одним из организаторов празднования 300-летия Воронежа. С 1890-х гг. Капканщиков жил, в основном, в Москве, где располагал недвижимостью, продолжая помогать родному городу, где на его средства содержалась богадельня.

Старейшим членом клуба был Иван Дмитриевич Бухонов (1826 - 1888 гг.) - купец 1-й гильдии, «владелец солидного капитала», жил в собственном двухэтажном доме с одноэтажным флигелем. Его контора занималась «страхованием в пути товаров». Он являлся гласным городской думы (1873 -1886 гг.), членом учетного комитета Воронежского городского общественного банка (1880 - 1884 гг.). Принимал активное участие в городских и губернских общественных мероприятиях, занимался благотворительной деятельностью. Его сын Константин с 1900 г. стал учредителем «Товарищества механического и колокольного завода» (совместно с Н.Э. Гаусманом, отец которого - выходец из служилых немцев).

Почетным членом яхт-клуба одно время состоял Валериан Семенович Степанцов, один из наиболее известных воронежских энтузиастов спорта. Он был служащим Управления железных дорог, с детства имел искривление позвоночника, поэтому в полной мере спортом заниматься не мог. Он был тренером почти по всем видам спорта, существовавшим в Воронеже: гребле, конькам, тяжелой и легкой атлетике. Поскольку он был владельцем единственного в то время в Воронеже секундомера, то ни одно более или менее заметное явление в спортивной жизни города не могло обойтись без его участия. При яхт-клубе он организовал атлетический кружок [8; с. 3.].

Так, во второй половине 1880-х гг. почетным членом клуба состоял тайный советник А.В. Богданович, занимавший должность начальника Воронежской губернии. В 1890 г. на эту должность был назначен Е.А. Куровской, также избранный почетным членом яхт-клуба.

И.Д. Бухонов стал членом яхт-клуба в уже солидном возрасте (около пятидесяти): он проповедовал активный отдых после «трудов праведных», заражая своим примером молодежь.

Вторым старейшим членом общества был Иван Константинович Веретенников (1842 - 1909 гг.) -потомственный почетный гражданин Воронежа, купец 1-й гильдии, кандидат С.-Петербургского университета. Он был одним из учредителей Воронежского коммерческого банка, который «открыл свои действия» 21 мая 1873 г., членом его учетного комитета (1873 -1876 гг.). Являлся «начальником над охотниками» основанного в 1878 году вольно-пожарного общества в Воронеже (ныне Добровольное пожарное общество): не раз имел благодарности городской управы за мужественную работу своей дружины (пожаров в городе было предостаточно), награжден золотой медалью на Владимирской ленте, орденом Святого Станислава 2-й степени, портрет его был помещен в зале городской думы. На

Ново-Конной площади (ныне здесь размещается Комсомольский сквер, окруженный улицами Коль-цовской, 9 Января и Свободы) стояла Веретеннико-ва каланча, пожарная часть Общества охотников, возглавляемого И.К. Веретенниковым.

Он был гласным городской думы (1871 - 1880 гг.; 1887 - 1897 гг.), городской управы (1880 - 1882 гг.), директором Воронежского попечительного о тюрьмах комитета (1879 - 1887 гг.), а также членом Комитета Воронежской публичной библиотеки (1877 - 1879 гг.).

Иван Константинович не только отдыхал в яхт-клубе, но и занимался там хозяйственными делами, которых было немало (работа по уборке территории, организация работы буфетов, поддержание в должном порядке личного парка и т.п.).

Потомственный почетный гражданин Константин Александрович Веретенников (1863 - 1910 гг.) -пожалуй, наиболее колоритная фигура среди всех представителей клуба. Это был видный промышленник, технолог, владелец образованного в 1899 г. механического и чугунолитейного заводов («К.А. Веретенников и Ко»), второго по величине в Воронеже - после завода Столля.

Его отец, первогильдейский купец Александр Константинович Веретенников (1829 - 1903 гг.), жил в большом доме № 30 по Большой Дворянской, который является прекрасным примером зодчества начала XIX века (ныне - ЦНТИ), охраняется государством как памятник архитектуры.

К.А. Веретенников принимал активное участие в общественной и культурной жизни города: был гласным городской думы (1901 - 1907 гг.), членом общества народных университетов (1907 - 1908 гг.), Комиссии народных чтений (1900 - 1903 гг.), общества содействия начальному образованию Воронежской губернии (1905 - 1909 гг.). В 1906 г. на заседании городской думы он был избран в члены попечительского совета Воронежской торговой школы, где пребывал до 1910 г. Кстати, он был владельцем первого в Воронеже (1902 г.) легкового автомобиля -«Делонэ Бельвиль» (Франция).

Завод К.А. Веретенникова передал Воронежскому краеведческому музею узорчатую плиту (экспонируется там до сих пор), помогал в обустройстве помещений музея (изготовлены фигурные железные оконные ставни и т.п.).

С юных лет К.А. Веретенников любил театр, и это увлечение осталось у него на всю жизнь. Так, в связи с празднованием столетия со дня рождения А.С. Пушкина Воронежская комиссия народных чтений 25 мая 1899 г. в Зимнем городском театре устроила бесплатный литературный вечер, на котором К.А. Веретенников и И.В. Воробьевский исполнили

сцены из драмы Пушкина «Скупой рыцарь» (сцена в подвале) и «Борис Годунов» (сцена в келье Чудова монастыря). Неслучайно Константин Александрович заведовал театральным делом яхт-клуба, где он ставил спектакли и непосредственно участвовал в них.

Потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Веретенников (1854 - 1919 гг.) - статский советник, окончил Санкт-Петербургский технологический институт, работал в губернском правлении Российского министерства внутренних дел, губернский механик, ст. фабричный инспектор (1887 - 1917 гг.). Занимал должность гласного губернского земского собрания (1907 - 1910 гг.), членом общего присутствия Казенной палаты (1900 г.). Владел имением (с. Богословское) близ ст. Xава - 572 дес. (600 га).

Николай Александрович Веретенников (1862 -1917 гг.) - личный дворянин, действительный статский советник. В 1887 г. окончил юридический факультет Московского университета. Гласный городской думы (1891 - 1907гг.), зам. городского головы (1889 - 1891 гг.), товарищ директора городского Общественного банка (1907 - 1917 гг.). Член совета комиссии народных чтений (1895 - 1896 гг.), один из лучших воронежских лекторов того времени. Чтения «отрывали простой люд от кабака и приучали его к разумной книге». При этом охватывались тысячи людей: 1016 человек в среднем на каждое чтение, где использовались диапроекторы («Волшебные фонари») [8; с. 4.].

Журнал «Велосипедист и речной яхт-клуб» за 1892 г. [3] дает достаточно большой список имен участников общества Воронежского Петровского яхт-клуба.

Командорами яхт-клуба в разные годы были: П. Сафонов (1875 - 1876 гг.), С. Карпинский (1877 -1883 гг.), В. Михалев (1884 г.).

Вице-командорами были: С. Карпинский (1875 -1876 гг.), А. Миллер (1879 г.), В. Михалев (1880 -1883 гг.), А. Купинский (1884 г.).

Членами технического отделения были: А. Ма-тюшенко, М. Гонорский (1875 - 1876 гг.), А. Матю-шенко, А. Тезапчиди (1877 - 1878 гг.), А. Матюшен-ко, Н. Павлов (1879 г.), В. Жидков, И. Федоров (1880 г.), В. Жидков, А. Матюшенко (1881 г.), Н. Яковлев, Л. Нордстранг (1882 г.), А. Матюшенко, Л. Нордст-ранг, И. Федоров, Н. Яковлев (1883 г.), А. Миллер, Л. Нордстранг, И. Федоров (1884 г.) [8; с. 8.].

Членами хозяйственного отделения были: А. Миллер, Н. Скрябин, Н. Иогель, И. Веретенников (1875 - 1876 гг.), А. Миллер, А. Витте, В. Волесский, И. Федоров (1877 г.), А. Миллер, И. Федоров, В. Волесский, М. Гонорский, В. Михалев, И. Федоров (1878 г.), Л. Иванов-Щиц, Н. Григорьевский (1879 г.), Н. Григорьевский, Д. Максимов, А. Леде, А. Попов

(1880 г.), Д. Максимов, А. Ухтин, А. Леде, Н. Григорьевский, А. Миллер (1881 г.), И. Федоров, Н. Каря-кин, А. Миллер (1882 г.), В. Волесский, А. Купинский, Н. Карякин (1883 г.), А. Гаразьев, Н. Мурзин, Н. Григорьевский, В. Волесский, С. Домбровский (1884 г.).

Заведующие мастерской: А. Матюшенко (1877 -1878 гг.), В. Жидков (1880 - 1881 гг.), А. Матюшенко (1882 - 1883 гг.), Л. Нордстранг (1884 г.) [8; с. 9.].

К сожалению, как центр именно гребного спорта Воронежский Петровский яхт-клуб теряет свои позиции в начале XX в. Издававшийся с 1906 г. журнал водного спорта и мореходства под уже употреблявшимся названием «Яхта» не освещает деятельность воронежского яхт-клуба. В журнале основное внимание уделяется Санкт-Петербургским и прибалтийским яхт-клубам, бывшим тогда, вероятно, центрами гребного спорта. Интересно, что существовал еще один подобный журнал под названием «Яхта», только одесского общества любителей гребли, но и на его страницах яхт-клубу из Воронежа не нашлось места.

В результате в начале XX в. всероссийское спортивное значение яхт-клуба начинает постепенно падать, но при этом он остается местом активного отдыха и культурного времяпрепровождения горожан. В 1909 г., когда отмечали 200-летие Полтавской победы, яхт-клуб устроил 29 июня пышное празднование, в котором участвовало более 5 тыс. человек.

Первая мировая война и последовавшая за ней революция и Гражданская война фактически погубили клуб. Как отмечают Кольцовы, матросы разъехались по родным селам, а их староста Василий Гаврилович умер. Имущество клуба (как лодки, так и реликвии) было расхищено; сам клуб перестал существовать. Двухэтажное здание цейхгауза после революции сохранилось (оно запечатлено на фотографии весной 1933 года) [2; с. 4.]. Во время Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Воронеж, парк яхт-клуба был вырублен, а здание Цейхгауза снесено. Как сказал один из будущих членов Воронежского Петровского яхт-клуба в момент его основания: «Sic transit gloria mundi».

В итоге Воронежский Петровский яхт-клуб до 1917 г. приобрел достаточно разветвленную структуру и стал настоящим центром спортивной и культурной жизни Воронежа. Конечно, в начале ХХв. он закономерно теряет свои позиции в гребном спорте, т.к. все проводимые соревнования на шлюпках и яхтах носили скорее местный или локальный характер. Однако, несмотря на свою провинциальность, яхт-клуб являлся, если выражаться на современный лад, культурно-развлекательным центром для воронежского общества.

Литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов http:// book.nationalclass.ru>encyclopediayaht-klub

2. Бухонов, К. «Прелестный уголок». Из истории Воронежского яхт-клуба // Воронежская неделя. - № 4 от 24.01.2007. - С. 3 - 4.

3. Велосипедист и речной яхт-клуб - № 1 - 34. - 1892.

4. Воронежский Петровский яхт-клуб, Устав Петровского Воронежского яхт-клуба. 22 дек. 1908 г. - СПб., 1909. - С. 21 - 27.

5. Манвелов, Н.В. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота. - М.: Изд. Яуза, 2008. -С. 279 - 280.

6. Речной яхт-клуб // Велосипедист и речной яхт-клуб. -1892. - № 1. - С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Речной яхт-клуб // Велосипедист и речной яхт-клуб. -1892. - № 3. - С. 7 - 9.

8. Речной яхт-клуб // Велосипедист и речной яхт-клуб. -1892. - № 4. - С. 8 - 11.

9. Романов, A.M. Воспоминания Великого князя. - М., 2001. - 310 с.

10. Российский архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 402. Оп. 2. Д. 812.

11. Российский архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 417. Оп. 1. Д. 1003.

12. Российский архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 417. Оп. 1. Д. 1114.

ВОРОНЕЖЪ, Яхтъ-Кгуб'Ь.

Воронежский Петровский яхт-клуб в начале XX в.

Затопленный яхт-клуб 1933 г.

13

Ь

Яхт-клуб на реке Воронеж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.