Научная статья на тему 'Я. В. Старосельский и его подходы к французской революции'

Я. В. Старосельский и его подходы к французской революции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордон Александр Владимирович

Старосельский Я.В. Борьба за народоправство в буржуазной демократии / РАН. ИНИОН. М., 2002. Ч. 1 474 с., Ч. 2 475924 с., Ч. 3 9251329 с. Деп. в ИНИОН РАН 25.04.02, № 57184 (1; 2; 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Я. В. Старосельский и его подходы к французской революции»

V. ПРЕДСТАВЛЯЕМ ДЕПОНИРОВАННУЮ РУКОПИСЬ

Я.В. СТАРОСЕЛЬСКИЙ И ЕГО ПОДХОДЫ К ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ1

Яков Владимирович Старосельский — представитель того поколения ученых, которые пришли в науку вместе с Октябрем 1917 г. и своей научной судьбой соединили исторический опыт революции ХУШ в. с революционным опытом России ХХ в. Я.В. Старосельский сыграл видную роль в становлении и развитии советской историографии Великой французской революции, безусловно, войдя в число ее основателей.

Он был хорошо подготовленным марксистом, и этим заметно отличался от тех ученых 20-х годов, чье владение марксизмом ограничивалось начетническим знанием основных работ классиков, цитат и постулатов о классовой борьбе. Глубокое освоение марксизма в сочетании с широкой политической культурой позволяли ему творчески использовать и диалектику Маркса, и ленинские приемы анализа политической ситуации.

Занимал особое место Я.В. Старосельский и среди историков-марксистов. Для своего времени его труд по истории Великой французской революции являлся редким образцом законченного междисциплинарного исследования. Будучи юристом по образованию, Я.В.Старосельский разрабатывал то направление исторической

1 Старосельский Я.В. Борьба за народоправство в буржуазной демократии / РАН. ИНИОН. - М., 2002. - Ч. 1 - 474 с., Ч. 2 - 475- 924 с., Ч. 3 - 925- 1329 с. - Деп. в ИНИОН РАН 25.04.02, № 57184 (1; 2; 3).

юриспруденции, которое приобрело права гражданства в отечественной науке лишь в 90-х годах ХХ в. Оставаясь верным классовому подходу, он соединил его с институциональным анализом, создав одно из первых историко-политологических исследований, предвосхитившее соответствующие разработки зарубежной историографии переломных в ее эволюции 60-х годов.

Я.В. Старосельский был одним из немногих ученых первого советского поколения, кому удалось довести работу над историко-революционной проблематикой до полноценного монографического исследования. Депонированная в ИНИОН РАН более чем тысяче-страничная рукопись «Борьба за народоправство в буржуазной демократии» представляет первую часть всей работы и посвящена начальным этапам Великой французской революции (1789—1792). Вторая часть, охватывающая 1793—1794 гг., стала опубликованной в 1930 г. книгой «Проблема якобинской диктатуры».

Эта книга Я.В. Старосельского — значительное явление в советской историографии Великой французской революции. Все историческое значение революции ХУШ в. сосредоточено у Старосельского вокруг вопроса о диктатуре; в одержанной победе «классово-диктаторских методов» над «формально-демократическими целями» он усматривает движение, пусть непоследовательное и незавершенное, к «демократии более высокого типа». Диктатура превращается в высшую историческую инстанцию. Нет, это не власть ради власти, диктатура не самодовлеет; наоборот, ее ценность — в революционных возможностях преобразования общества. Но при прочтении книги трудно отделаться от впечатления, что для автора система диктатуры совпадает с преобразуемым социальным порядком, с самим обществом.

Он искренне верил в демократические свойства революционной диктатуры и наиболее ценную часть своих исследований посвятил развитию в ходе революции ХУШ в. политической самоорганизации на низовом уровне, формированию органов «народной диктатуры» в виде обновленного местного самоуправления, проследил и положительно оценил попытки «прямого народоправства». Секции Старосельский назвал «институтами прямого народоправства», а их создание — «наиболее революционной и демократической акцией» в ходе революции. Политическая система диктатуры, в понимании

Старосельского, своим генезисом и важнейшими чертами явилась организацией массового народного движения.

Ученый не только декларировал «поучительность» опыта якобинской диктатуры для «пролетарской революции», но и пытался эту «поучительность» раскрыть. Тогда встают на свои места страстное отстаивание превосходства однопартийной организации над парламентской системой и «материальной демократии» в виде классовой диктатуры над «формальной демократией». Установки о «классовом подборе аппарата», его «однородности» станут понятными как озабоченность сохранением пролетарского лица правящей партии, а тезисы о партийном руководстве государством — как предостережение об угрозе диктатуры чиновников.

Необходимость и возможность подчинения революции принципу целесообразности в виде сознательной воли, которая руководствуется мудрой политической теорией — вот суть подхода Старосельского. Французский историк левых взглядов из круга Матьеза Жерар Вальтер, обстоятельно изложив и проанализировав книгу1, пришел в свое время к выводу, что Старосельский стал пионером в систематизированном исследовании организационной структуры якобинской диктатуры. Можно добавить, что и само понятие «якобинская диктатура» появилось в мировой науке благодаря советским работам 20-х годов (предшественниками и заменителями этого понятия были либо нейтрально-традиционное «революционное правительство», либо пежоративное «террористический режим»). Именно эти работы советских авторов вместе с работами Матьеза обозначили переход в историографии от представлений об якобинской «аномалии» и «вывихе истории» к выявлению исторических предпосылок революционной диктатуры и социальной обусловленности ее политики.

Вместе с тем восприятие взглядов Старосельского среди отечественных историков было неоднозначным. Можно говорить об определенном недопонимании новаторского подхода ученого и в послевоенный период. Даже в 60-х годах этот подход казался моим старшим коллегам и мне слишком схематичным. Когда в 1961 — 1962 гг. автор этих строк начинал работу в аспирантуре Института истории АН

1 Walter G. Le problème de la dictature jacobine // Annales historiques de la Révolution Française. Р., 1931. - N.48. - P.515- 529.

СССР над кандидатской диссертацией «Установление якобинской диктатуры», с научным руководителем А.З. Манфредом обсуждался вопрос о том, какой должна быть будущая работа. Вспоминается, что сошлись мы в одном пункте: она не должна быть, «как у Старосельского».

Тем не менее именно в 60-х годах, на волне реабилитации ученых, репрессированных при И.В. Сталине, именно в Институте истории был поставлен вопрос об издании рукописи «Борьба за народоправство в буржуазной демократии». К тому времени рукопись имела уже собственную драматическую историю, в которой запечатлелась трагедия жизни ее автора. В 1930 г., очевидно, из-за большого объема, депонированная ныне рукопись осталась неизданной. В 1932 г. Я.В. Старосельский был (эти сведения следует уточнить) репрессирован по делу М.Н. Рютина, а когда по болезни был освобожден в 1948 г., он не нашел оставленной другу рукописи, что стало одной из причин самоубийства ученого.

Не могу сейчас сказать, где и как была обнаружена рукопись, но в Институт ее представила вдова ученого. Скорее всего, это была известная исследовательница истории науки в эпоху Великой французской революции О.А. Старосельская-Никитина (в 30-х годах О.А. Старосельская). Со слов Н.Л. Денисовой, исполнявшей секретарские обязаннности в секторе истории западноевропейских стран Института истории, известно, что в конце 1963 г. они с Г.С. Чертковой считывали уже перепечатанную рукопись монографии «Борьба за народоправство в буржуазной демократии». Оригинал, по свидетельству Н.Л. Денисовой, включал несколько переплетенных машинописных частей, заметно пострадавших от времени и неблагоприятных условий хранения, но вполне пригодных для чтения. Качество перепечатки было хорошим, и внесенная при считывании правка, по тому же свидетельству, сводилась в основном к расстановке «аксанов» (касающихся французской орфографии) и незначительным уточнениям библиографического аппарата (например, Мортимер-Терно вместо М-Т).

Разумеется, издание монографии Я.В. Старосельского требовало значительной дополнительной работы. А вскоре с наступлением известного периода «застоя» вопрос об издании отпал.

Второй (или, точнее, с 1930 г. уже третий) раз вопрос об издании рукописи «Борьба за народоправство в буржуазной демократии»

возник в Институте всеобшей истории АН СССР при разработке издательского плана, приуроченного к 200-летию Великой французской революции. Рукопись была передана Е.М. Кожокину, который, однако, не успел подготовить ее в срок. А после 1989 г. обстановка для издания рукописи, в связи с ростом антиреволюционных настроений и финансовыми трудностями научных издательств, вновь оказалась неподходящей.

Рукопись Я.В. Старосельского хранилась с 90-х годов сначала у М.Я. Гефтера, а затем у скончавшейся в ноябре 2001 г. многолетней сотрудницы Института всеобщей истории Галины Сергеевны Чертковой, которой Михаил Яковлевич и поведал драму рукописи. Весной 2001 г. Галина Сергеевна, зная о роковом диагнозе, поставленном ей врачами, попросила меня сделать исследование Я.В. Старосельского достоянием ученых. Я обратился к Ученому совету ИНИОН РАН, и 4 апреля 2002 г. было принято решение о депонировании многострадальной рукописи.

Как я убежден, рукопись «Борьба за народоправство в буржуазной демократии» представляет бесспорный интерес, к тому же с различных точек зрения. Безусловно, прежде всего — это яркий документ своего времени, запечатлевший особенности мировосприятия своеобразной научной среды и исторического сознания формировавшегося советского общества, как они преломились в творческой мысли незаурядного интеллектуального представителя этой среды и этого общества. Рукопись можно считать и важным историографическим памятником, памятником раннего этапа советской историографии Великой французской революции.

Вместе с тем работа Я.В. Старосельского «Борьба за народоправство в буржуазной демократии» заслуживает внимания не только с историко-ментальной или историографической точки зрения. Она значима выявлением многосторонней связи между революцией и демократией. Ее актуальность — в раскрытии исторического многообразия форм и противоречивости самого процесса утверждения политической демократии.

Центральное место в исследовании Я.В. Старосельского заняли произошедшие в ходе революции ХУШ в. изменения в системе власти и главное — создание новых властных институтов. Я.В. Старосельский был далек от того, чтобы изображать возникавшую революционную власть одним цветом; и в характеристике ее со-

циальной природы он, наряду с «буржуазной демократией», отличал то, что может быть названо демократией в буквальном смысле слова, т.е. «власть народа», которая ассоциировалась с привлечением к политическому процессу наиболее массовых слоев населения. Посвящая свою работу «борьбе за народоправство», Я.В. Старосельский подразумевал под этим институциональное закрепление сопровождавших политический переворот во Франции и составлявших основную движущую силу революционного процесса массовых социальных движений — выступлений городских низов и крестьянских восстаний.

Не сомневаюсь, что депонируемая рукопись найдет своего читателя, а когда-нибудь и издателя.

А. В. Гордон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.