6. Слива С.С. Отечественная компьютерная стабилография: технический уровень, функциональные возможности и области применения // Медицинская техника. - 2005. - № 1. - С. 32-36.
7. Сурков Е.Н., Пуни А.Ц., Захарянц Ю.З. Электромиографическое исследование представления движений при овладении гимнастическими упражнениями // Вопросы психологии. - 1961. - № 4. - С. 87-100.
8. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -С. 145.
Я-КОНЦЕПЦИЯ МЛАДШЕКЛАССНИКА: СФОРМИРОВАННОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ
© Коробкина Е.С.*
Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина,
г. Бийск
Рассматривается взаимосвязь Я-концепции и тревожности, а также обосновывается точка зрения, что Я-концепция у дошкольников и младших школьников формируется с учетом их ведущих возрастных потребностей. Доказывается, что отношение взрослых к ребенку определяет самооценку последнего, самооценка, в свою очередь, влияет на характер Я-концепции, которая как фактор самосознания детерминирует личностную активность.
Усилия действующей власти по обеспечению устойчивого развития России, решению социальных, демографических и прочих проблем приносят свои результаты, однако экономическую, социокультурную ситуацию в стране пока трудно назвать стабильной, во всех отношениях благоприятной. Многие явления действительности продолжают вызывать беспокойство и тревогу как взрослых, так и детей. Российские исследователи и практические психологи отмечают, что именно тревожность находится «в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования». Реформа образования, осуществляемая в настоящее время в России, также является мощным фактором возникновения и развития тревожности как учащихся, так и их родителей: единый государственный экзамен (ЕГЭ) вместо традиционных форм контроля и проверки знаний, интеграция российского образования в европейскую образовательную
* Студент факультета Психологии.
систему (Болонский процесс), расширяющаяся коммерциализация обучения и т.п. воспринимаются в обществе далеко не однозначно.
Однако перемены в отечественном образовании должны вызывать не отрицательные эмоции, а формировать умения адекватно ответить на современные социальные вызовы. В контексте сказанного необходимость комплексного психологического исследования проблематики тревожности и Я-концепции не вызывает сомнений: чтобы помочь младшим школьникам избежать дезорганизующего воздействия тревог и страхов, психологам и педагогам необходимы глубокое понимание смыслов феноменов Я-концеп-ции и детской тревожности, а также умения организовать, опираясь на знания теоретических положений, эффективную профилактическую работу, мобилизующую ребенка на преодоление трудных ситуаций.
Проблема становления Я-концепции в младшем школьном возрасте предполагает, на наш взгляд, ответы по крайней мере на два вопроса: правомерно ли вообще говорить о наличии Я-концепции применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту?.. А если такое возможно, то насколько велико значение Я-концепции для поведения, мировосприятия ребенка? У психологов на этот счет нет однозначного мнения, как равноправные принимаются три варианта: первый, самый пессимистичный, отвергает какую бы то ни было сформированность Я-концепции в столь раннем детском возрасте, следовательно, связывает мотивацию деятельности ребенка с другими факторами; второй вариант, можно назвать его срединным, компромиссным, признает определенную роль Я-концепции для младшего школьного возраста, однако сопровождает такое признание многочисленными оговорками, главная из которых - крайне незначительное влияние представления о самом себе на принятие каких-либо решений; третий вариант, оптимистический, не «принижает» доподростковый возрастной период, признает его важную роль в становлении личности, полагает, что Я-концепция у дошкольников и младших школьников сформирована с учетом их ведущих потребностей. На наш взгляд, третья позиция и наиболее гуманистическая, и имеет весомое научное обоснование.
Так, Э. Эриксон, автор теории поэтапного развития Я-концепции, утверждал, что формирование личной идентичности человека (чувства собственного Я) является задачей всей жизни [об этом: 9, с. 159]; если и имеют особенное значение для данного процесса подростковый и ранний взрослый периоды, сказанное вовсе не означает, что на других этапах (в частности, на интересующем нас младшем школьном возрасте) Я-концепция или вообще не обнаруживается, или проявляется слабо. «Ощущение собственного «Я» берет начало в раннем детстве, когда человек осознает себя как отдельного индивида, - интерпретируют концепцию Эриксона Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. - Маленькие дети обладают весьма яркими представлениями о своих личностных качествах и о том, хорошо ли они что-то делают. Более
того, многие изменения происходят в средний и поздний периоды взрослой жизни, что может влиять на Я-концепцию человека» [9, с. 159]. Из сказанного следует, что младший школьный возраст - период развития ребенка, который неправомерно игнорировать в аспекте формирования и проявления индивидуальной идентичности.
Каждый индивид (выделим как ключевое слово «каждый»! - Е.К.) обладает своей Я-концепцией, утверждает Т. Шибутани, стремится ее укрепить и повысить, однако «существуют значительные различия в том, в какой степени он способен к жертвам ради себя самого» [11, с. 220]. Вот характерный пример тех «оговорок», о которых мы упомянули выше!.. Однако, несмотря на замечание по поводу объема «жертв ради себя», позицию Ши-бутани можно, думается, интерпретировать и в том смысле, что потребность подчинять свои действия собственному Я соответствует возрасту ребенка, из чего опять же не вытекает, что Я-концепция в рассматриваемом нами младшем школьном возрасте ни в коей мере не детерминирует детские действия! А поскольку такой концепцией обладает, как мы отметили, каждый индивид, правомерно говорить о степени (большей или меньшей) сформи-рованности Я-концепции, актуализации, но не отказывать в ее значимости для того или иного возрастного периода!
Отметим, что и английский психолог Р. Бернс не «принижал» значения Я-концепции для какого-либо возраста, а со всей определенностью утверждал, что «с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта» [1, с. 41]. Очевидно, что Бернс рассматривает Я-концепцию в ее становлении; она не может быть «лучше» или «хуже» у подростка по сравнению со взрослым или у младшеклассника - по сравнению со старшим школьником, Я-концепция всегда такая, какая должна быть на конкретном временном отрезке!..
Совершенно аналогичный смысл содержится и в рассуждениях по данному поводу создателя психоаналитической концепции об отношениях Я и общества Э. Эриксона, убедительно обосновавшего, что формирование эго-идентичности, то есть самовосприятия человеком самого себя как целостной личности продолжается на протяжении всей жизни и проходит ряд все усложняющихся стадий [см.: 6, с. 81-82], причем «на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение» [6, с. 89].
Аналогично рассуждает и российский психолог В.Я. Пилиповский. Я-концепция, утверждает ученый, - неизбежный результат психического развития человека, обретаемый в процессе социализации. Данное образование и устойчиво, и в то же время динамично, способно к внутренним колебаниям и изменениям. Иными словами, Я-концепция не что-то застыв-
шее, неизменно целостное и единомоментно приобретаемое человеком в «готовом» виде. Она имеет определенные соматические, индивидуально -природные детерминанты, формируется постепенно, младший школьный возраст - лишь один из этапов (но обязательный, как и прочие!) такого развития! «Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, - не возражает против устойчивой точки зрения В.Я. Пилипов-ский, - но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека» [8, с. 8]. В процессе взросления индивида возрастают и усложняются его потребности, а вместе с ними изменяется и Я-концепция. Последняя - уникальна и неповторима для каждого возраста, более или менее четко, но всегда создает у человека - ребенка ли, взрослого - ощущение своей конкретности, постоянной определенности.
Пилиповский В.Я. прямо говорит, что Я-концепция «накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости» [8, с. 8]. Не исключение, таким образом, и младший школьный возраст, когда поведение ребенка определяется не только внешними факторами (пусть и в большей степени!), но и его внутренним миром.
На основании данного краткого обзора научных источников мы вправе сделать вывод, что Я-концепция в младшем школьном возрасте не только наличествует на соответствующем данному периоду развития личности уровне сформированности, но и управляет поступками ребенка. То, что и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте определяющее значение для благополучия (имеем в виду как жизненный, так и душевный комфорт!) детей имеют значимые другие, делает данное управление, если можно так сказать, опосредованным семьей, прежде всего, но не исключает его вовсе, как считают те психологи, которые связывают значимость Я-концепции лишь с подростковым и более поздними возрастами. В качестве дополнительного аргумента отметим, что если принять точку зрения Т. Шибутани, то особую роль родных и близких не следует рассматривать как специфику исключительно младшего возраста; мы разделяем взгляд исследователя, что для большинства людей превыше всего отношения к ним значимых других, особенно если эти «значимые другие» - любимы и уважаемы [см.: 11, с. 222].
Наш вывод, полагаем, вполне соответствует современной философии детства, демонстрирующей, как доказывает И.С. Кон, все более отчетливое понимание того, что «ребенок - не просто объект воспитания, социализации и иных внешних воздействий, а самосознательный, активный субъект жизнедеятельности» [2, с. 62], субъект, добавим, обладающий своей Я-концеп-цией, детерминирующей детское поведение.
Когда говорят о первостепенном значении значимых других в жизни дошкольников и младших школьников (если конкретно, то прежде всего нужно
выделить членов семьи и родственников) для обеспечения развития Я-кон-цепции, имеют в виду в первую очередь влияние взрослых на содержание самооценки ребенка - феномена менее широкого, чем Я-концепция, однако напрямую определяющего характер последней. В частности, когда Е.Т. Соколова отмечает, что в доподростковом, то есть в младшем школьном, возрасте «в формировании самооценки главную роль играет семья» [10, с. 113], то тем самым исследователь уже признает значимость для данного возрастного периода Я-концепции, поскольку связь между последней и самооценкой является в настоящее время доказанной педагогической наукой.
Таким образом, применительно к младшему школьному возрасту нам видится следующее психологическое основание того или иного действия ребенка: взрослые (значимые другие - родители, учителя, родственники и т.д.) своим отношением к детям (добрым, безразличным, внимательным, пренебрежительным и т.п.) способствуют формированию самооценки последних; самооценка (высокая или низкая) - определяет характер Я-кон-цепции, от которой как фактора самосознания уже зависит, по И.Н. Михе-евой, активность личности [см.: 4, с. 233].
В адекватной самооценке концентрируется человеческое Я, отражается собственно личность. Профессор Калифорнийского университета психолог Тамотсу Шибутани предложил емкую и выразительную формулировку: «Если личность - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [11, с. 220]. Более традиционным, но вполне адекватным является понимание самооценки как заключения в отношении самого себя, полученного в процессе размышления человека о собственном поведении, поступках, чувствах [см.: 9, с. 157]. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. указывают на безусловно прямую связь уровней самооценки (высокая - низкая) и характера Я-концепции: люди, имеющие о себе высокое мнение, четко представляют свои личностные качества, способны ставить адекватные цели и преодолевать трудные ситуации; напротив, низко оценивающие себя или вообще избегают каких-либо задач, или пытаются решать нереальные; отличаются пессимистическим отношением к действительности и будущему, более неблагоприятными эмоциональными и поведенческими реакциями на критические замечания и т.п., что является отражением менее ясной Я-концепции, чем обладают оптимистичные, уверенно чувствующие себя в социуме личности [подр.: 9, с. 158].
В качестве синонимичного по отношению к самооценке можно использовать и менее распространенный термин саморефлексия, как поступает, например, И.Н. Михеева, рассматривая последнюю в качестве главной составляющей смысла Я. Исследователь выделяет две основные стороны саморефлексии, которые, следовательно, можно интерпретировать и как виды самооценки: когнитивную сторону, проявляющуюся в субъективном
определении собственных черт, в их оценивании; и эмоциональную сторону, проявляющуюся в формировании эмоций и чувств, направленных на самого себя [см.: 4, с. 237].
Значение правильной самооценки для человека чрезвычайно велико, значение это может быть как достаточно общего, так и конкретного характера; широк и диапазон явлений, восприятие которых связано с собственным пониманием человека самого себя. Так, с самооценкой, а следовательно - с Я-концепцией связаны все защитные механизмы человека, утверждает Т. Шибутани, которые позволяют «сохранять чувство личной ценности в своих собственных глазах», отстаивать собственное представление о себе как индивидуальности [см.: 11, с. 224]. Данный пример иллюстрирует, на наш взгляд, то значение самооценки, которое мы назвали общим. Под конкретным значением правильной самооценки мы имеем в виду, например, связь самооценки и успеваемости, которую исследовал Р. Бернс. «Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой». Уже через несколько строк ученый формулирует высказанную мысль более конкретно: «Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Пожалуй, можно сказать, - делает широкое обобщение Р. Бернс, - что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей» [1, с. 26].
В контексте вышеизложенного справедливо сделать вывод, что и у младших школьников Я-концепция оказывает детерминирующее воздействие на тревожность и, следовательно, на поведение ребенка, однако влияние это, видимо, не столь сильное, согласно общепринятой в психологической науке точки зрения, как в более старшем возрасте. Прихожан А.М. выделяет пять взаимосвязанных направлений психопрофилактической и психокор-рекционной работы, способствующих снижению уровня тревожности [см.: 7, с. 173-175]:
- психологическое просвещение родителей;
- психологическое просвещение педагогов;
- обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;
- непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных
критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха; - обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации.
Думается, применение данных рекомендаций в современной воспитательно-образовательной практике поможет младшекласснику успешно войти в социальную действительность, сделает более благоприятным процесс личностного становления ребенка.
Список литературы:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. М.Б. Гнедовский, М.А. Ковальчук; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповско-го. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
2. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 336 с.
3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
4. Михеева И.Н. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности / И.Н. Михеева // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 232-251.
5. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с., ил.
6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, конфликты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Триволо, 1995. - 360 с.
7. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+ CD) / А.М. Прихожан; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с., ил. -(Серия «Детскому психологу»).
8. Пилиповский В.Я. Вступительная статья // Бернс Р. Развитие Я-кон-цепции и воспитание / В.Я. Пилиповский; пер. с англ. М.Б. Гнедовский, М.А. Ковальчук; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - С. 5-24.
9. Социальная психология [Текст] / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс; 10-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 767 с., ил. - (Серия «Мастера психологии»).
10. Соколова Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки / Е.Т. Соколова // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 109-132.
11. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 220-231.