Научная статья на тему 'Взлеты и падения церковной школы на Урале в эпоху Великих реформ'

Взлеты и падения церковной школы на Урале в эпоху Великих реформ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
714
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ГЛАВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ПО ДЕЛАМ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / CHURCH SCHOOLS / PARISH CLERGY / HOLY SYNOD / THE MAIN PRESENCE ON THE AFFAIRS OF THE ORTHODOX CLERGY / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / PAROCHIAL CUSTODY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нечаев Михаил Геннадьевич

В статье рассматриваются малоизвестные исторические страницы, связанные с особой ролью церкви в небывалом подъёме начального образования в России в «эпоху Великих реформ». На основании новых источников автор пытается реконструировать уральские аспекты развития церковных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нечаев Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The UPS and downs of Church schools in the Urals in the era of the Great reforms

The article discusses a little-known historical events connected with the special role of the Church in an unprecedented rise in primary education in Russia in the "age of Great reforms”. On the basis of new sources the author tries to reconstruct the Ural aspects of the development of Church schools.

Текст научной работы на тему «Взлеты и падения церковной школы на Урале в эпоху Великих реформ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 93/94 (470.5)

М. Г. Нечаев

Взлеты и падения церковной школы на Урале в эпоху Великих реформ

В статье рассматриваются малоизвестные исторические страницы, связанные с особой ролью церкви в небывалом подъёме начального образования в России в «эпоху Великих реформ». На основании новых источников автор пытается реконструировать уральские аспекты развития церковных школ.

The article discusses a little-known historical events connected with the special role of the Church in an unprecedented rise in primary education in Russia in the "age of Great reforms". On the basis of new sources the author tries to reconstruct the Ural aspects of the development of Church schools.

Ключевые слова: церковные школы, приходское духовенство, Святейший Синод, Главное Присутствие по делам православного духовенства, Министерство народного просвещения, церковно-приходские попечительства.

Keywords: Church schools, parish clergy, Holy Synod, the Main Presence on the Affairs of the Orthodox clergy, the Ministry of national education, parochial custody.

Казалось бы, значительная роль и место церкви в становлении и развитии традиций российской школы не должно вызывать никаких сомнений. Однако ожесточенная дискуссия о роли и месте церкви в истории образования, начавшаяся во второй половине XIX в., продолжается до сих пор. В полемике авторы доходят до самых крайних позиций. Так, есть точка зрения, что школьное дело существовало на Руси ещё со времён князей Владимира и Ярослава, то есть изначально было светским. Эту позицию сформулировал А. Г. Пругавин: «...училища с принадлежавшими к ним лицами <...> не составляли предмета церковного управления, образуя собою чисто светские, вполне народные, мирские установления, не имевшие права на привилегии ханские или на льготы княжеские и существовавшие и действующие по силе собственной внутренней жизни» [1]. И, конечно, есть противоположная позиция, наиболее убедительно сформулированная знаменитым церковным историком и богословом П. В. Знаменским: «Начало образования на Руси было положено одновременно с введением христианства <... > Первое грамотное поколение русских христиан образовалось еще при Владимире. <...> Дело Владимира поддержал Ярослав, еще более распространивший грамотность в России и умноживший число школ. Строя церкви по городам и селениям, он велел священникам везде обучать народ. <... > Оттого и самые средоточия образования - школы и библиотеки - были при церквях и монастырях» [2].

В 60-х гг. прошлого века в Институте истории Академии наук СССР во время дискуссии, связанной с «культурной революцией», совершенно серьёзно разбирали вопрос, является ли религия как антинаучное мировоззрение частью духовной культуры народа [3].

В отечественной литературе сложилась традиция не просто игнорировать роль и значение просветительской деятельности православной церкви, но и рассматривать ее как врага просвещения. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно лишь прочитать названия глав книг известного исследователя-атеиста Е. Ф. Грекулова: «Духовное и политическое развращение народа в начальной школе»; «Гонения на просвещение и науку»; «Церковь против просвещения и науки»; «Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы» и т. д. [4]. В своей монографии «Православная церковь - враг просвещения» он с первых же строк обозначил главный тезис своей работы: «Церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс, в роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции» [5].

© Нечаев М. Г., 2016

Такая критическая установка в нашей историографии на роль и место церковных школ в системе образования привела и приводит, в свою очередь, не только к неполной, но и к искаженной картине существующей исторической реальности. Однако признание достоинств и заслуг церковных школ уже стали нередки. В одном из учебных пособий по истории педагогики и образования практически не раскрываются именно сюжеты, связанные с церковными школами, но при этом отмечается: «Можно по-разному оценивать значение деятельности этих школ. Современники, особенно демократически настроенная часть русской интеллигенции, ориентировавшаяся на воспроизведение западных образцов, критиковали деятельность этих школ, усматривая в них главным образом средство распространения религиозных предрассудков. Но именно эти школы были наиболее доступными формами получения начального образования для крестьянских детей, именно церковно-приходские школы, учителя которых жили одной жизнью с крестьянами, знали их нужды и заботы, пользовались наибольшим доверием родителей» [6].

В настоящее время все больше исследователей обращаются к опыту дореволюционной российской школы и считают, что необходимо возродить традиции православной концепции обучения и образования [7].

Известный российский педагог XIX в. П. Ф. Каптерев выделил три главных периода в развитии русской педагогики: церковный, государственный и общественный [8]. «Церковный период» начинается с крещения Руси и завершается петровскими преобразованиями, «государственный период» - XVIII - первая половина XIX в. и «общественный» охватывает вторую половину XIX -начало XX в. Тем не менее институт церковных школ при приходах практически в разных вариациях существовал и в «государственный» и в «общественный» период. Становление «общественного периода» начинается в эпоху «Великих реформ», и именно этот двадцатилетний этап является самым малоизученным в истории церковных школ.

Духовенство традиционно занималось обучением своих прихожан при церквях. Однако в конце XVIII в. у приходского духовенства стали требовать «свидетельства» и закрывать эти стихийно существующие школы. В 1803 г. в указе императора Александра I «О введении наук в России» духовенство призвали усилить заботу о просвещении народа, но это указ не возродил церковные школы.

В 1833 г. министром народного просвещения становится С. С. Уваров. Лозунгом министерской деятельности С. С. Уваров сделал ставшую знаменитую формулу «Православие, Самодержавие, Народность», перефразировав старинный военный призыв «За Веру, Царя и Отечество!». Впервые это прозвучало в его докладе императору Николаю I от 19 ноября 1833 г.: «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения» [9]. Несомненно, именно он становится инициатором указа императора Николая I об открытии народных школ при церквях и монастырях, вышедшего в 1836 г. [10] В определении Св. Синода «О первоначальном обучении поселянских детей», утвержденном 3 сентября 1836 г. [11], содержалось категорическое утверждение что «дело первоначального обучения поселянских детей относится к непременным обязанностям приходского духовенства» [12]. При этом обучение со стороны причта (священника, дьякона и псаломщика) производится безвозмездно: «Принимает же священник всякого без договора, не требуя возмездия» [13]. Программа занятий состояла из обучения чтению, а также церковной и гражданской печати, письму и «началам арифметики». Учащиеся должны были заучить на память молитву Господню, символ веры и десять заповедей [14]. Учебными книгами, которыми располагало духовенство, были азбука, часослов и псалтырь [15]. Несмотря на категоричность определения Св. Синода, церковных школ было не так много. В 1839 г. появилось 2000 церковных школ с 19 000 учащихся, в 1841 г. - 2700 школ с 25 000 учащимися, а в 1851 г. - 4713 школ с 93 350 учащимися [16]. Это были школы для крестьянских детей. Помимо духовного ведомства училища для крестьянских детей содержали Министерство народного просвещения, Министерство государственных имуществ и Удельное ведомство.

Согласно указу Св. Синода от 3 декабря 1855 г., в 1857 г. из многих епархий были высланы ведомости о числе школ и количестве обучавшихся в них [17]. По этим ведомостям, самое большое количество церковных школ для крестьян было в Архангельской (102 школы, где учились 594 мальчика и 59 девочек), Курской (30 школ), Новгородской (15 школ), Тамбовской (9 школ) и Курской (8 школ) губерниях, а в остальных не более одной-двух школ [18]. В Ярославской, Московской, Симбирской, Самарской, Минской губерниях церковно-приходских школ совсем не существовало [19].

Накануне отмены крепостного права в обществе и публицистике шли оживленные споры на тему «полезна или вредна грамотность крестьянам?». Улучшится или ухудшится их экономическое положение от увеличения числа грамотных людей, и не будет ли грамотность способствовать понижению народной нравственности [20]? В разгар этих дискуссий киевский митрополит Исидор (Никольский) 31 августа 1859 г. распорядился открыть во всех приходах своей митрополии в домах священников школы, «чтобы в школах сих учили чтению и письму и преподавали 36

Закон Божий применительно к понятию сельских детей» [21]. Св. Синод, одобрив действия митрополита Исидора (Никольского), заявил, что «имея в виду не только практическую, но и нравственно-политическую необходимость принять деятельное участие в устройстве сельских школ, главное духовное управление будет всеми зависящими от него средствами содействовать успеху столь важного государственного дела» [22].

В Киевской губернии до 1859 г. было открыто 15 церковных школ [23]. Уже к концу 1859 г. насчитывалась 151 церковная школа, где учились 2933 мальчика и 692 девочки [24]. В 1860 г. количество церковных школ выросло до 885, а количество учеников - с 3625 до 16 530 [25]. По примеру Киевской губернии начался бурный рост церковных школ во всех губерниях Российской империи, в том числе и на Урале. Так, если в начале 1860 г. в Пермской епархии (до 1885 г. границы Пермской епархии соответствовали границам Пермской губернии, впоследствии в губернии образовалась вторая епархия - Екатеринбургская) насчитывалось 54 церковных школы с 875 учащимися, то уже к концу года количество церковных школ увеличилось до 81 [26]. В Вятской епархии в начале 1861 г. церковных школ стало 171, в которых училось 2285 учащихся [27]. Всего в России в 1860 г. количество церковных школ было 7907 с 133 660 учащимися [28].

Определением от 9 июня - 3 июля 1861 г. Св. Синод активизировал создание церковных школ в приходах. В этом определении предписывалось всем архиереям подавать в Св. Синод ежемесячные сведения «об успехе народного образования» [29]. При этом Александр II повелел обер-прокурору Св. Синода лично доставлять ему эти ежемесячные отчеты. В связи с этим обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой писал: «Высочайшее внимание Государя к великому делу народного образования, выразившееся в повелении доставлять ему ежемесячные сведения о церковно-приходских школах, имело громадное значение, послужив могущественным поощрением для деятельности духовенства, по большей части, бескорыстной и сопряженной с материальными и другими затруднениями. Прямым последствием такого внимания было повсеместное учреждение приходских школ и удовлетворительное, по возможности, состояние их, судя по тем средствам, какими располагала духовенства» [30]. В результате с 1 октября 1861 г. рост церковных школ в епархиях стал настоящим сюрпризом для всех. Количество церковных школ и учащихся в них с 1 октября 1861 г. по 1 апреля 1862 г. увеличилось почти в два раза, а если сравнить с началом 1860 г., то рост церковных школ и учащихся достигал 2,7 раза.

Таблица 1

Ежемесячный рост церковных школ и учащихся в Российской империи за период с 1 октября 1861 г. по 1 апреля 1862 г. [31]_

Месяц/Год Кол-во церковных школ Кол-во учеников

Муж. пол Жен. пол Всего

01.10. 1861 г. 11 092 156 972 33 494 190 466

01.11. 1861 г. 12 432 178 833 35 710 214 543

01.12. 1861 г. 16 463 235 608 44 827 280 435

01.01. 1862 г. 17 372 262 479 48 805 311 284

01.02. 1862 г. 19 467 286 966 50 538 337 504

01.03. 1862 г. 20 600 306 868 52 097 358 965

01.04. 1862 г. 21 328 317 121 53 577 370 698

На Урале лидером по количеству церковных школ была Вятская епархия. Количество церковных школ с 1 октября 1861 г. по 1 апреля 1862 г. увеличилось в 3,4 раза, а количество учащихся за этот же период - в 3,3 раза. В Пермской епархии церковные школы увеличились с 85 до 150 школ с 3313 учащимися [32].

Таблица 2

Ежемесячный рост церковных школ и учащихся в Вятской епархии _за период с 1 октября 1861 г. по 1 апреля 1862 г. [33]_

Месяц/Год Кол-во церковных школ Кол-во учеников

Муж. пол Жен. пол Всего

01.10. 1861 г. 171 1570 715 2285

01.11. 1861 г. 365 2838 1223 4061

01.12. 1861 г. 510 4424 170 4594

1862 г. 564 5336 1731 7067

01.02. 1862 г. 603 5822 1988 7810

01.03. 1862 г. 503 5652 1494 7146

01.04. 1862 г. 578 5766 1806 7572

В 1864 г. количество церковных школ и учащихся в них достигло своего пика, в марте 1865 г. функционировало 22 305 церковных школ с 427 165 учащимися [34]. На начало 1865 г. Духовному ведомству подчинялось 61% всех начальных школ в России, в которых училось 43% всех учащихся, тогда как Министерству народного просвещения принадлежало 4% всех начальных школ, в которых училось 6% учащихся.

Таблица 3

Начальное образование в России в 1865 г. [35]_

Ведомственная принадлежность нач. школ Кол-во школ % Кол. уч-ся %

По духовному ведомству (церковные школы) 21 420 61% 413 524 43%

По Министерству народного просвещения 1186 4% 59 134 6%

По Министерству государственных имуществ 8123 23% 368 374 39%

По Удельному ведомству 2091 6% 39 536 4%

По Военному министерству 1822 5% 47 753 5%

Частные учебные заведения 523 1% 26 280 3%

Итого: 35 165 100% 954 601 100%

Появление десятка тысяч церковных школ за короткий период с 1859 по 1864 г. стало неожиданностью для российского общества. Инициатором этого школьно-церковного бума являлось приходское духовенство и, казалось бы, за их безвозмездный труд в деле образования последует благодарность со стороны общественности. Однако церковные школы стали предметом критики. Так данную ситуацию характеризует церковный историк П. В. Знаменский: «Самоотверженная просветительная деятельность духовенства не нашла, однако, сочувствия в странной русской "интеллигенции" 1860-х годов. Печать заподозрила самое существование этих десятков тысяч неожиданно возникших школ и затолковала и о невежестве духовенства, и об отсталости его методов обучения, и об узости самой программы этого обучения (т. е. православно-религиозной) и пр.» [36]

В 1861-1862 гг. в Министерстве народного просвещения поднялся вопрос о подчинении всех народных школ министерскому ведомству. На этом настаивал министр народного просвещения А. В. Головин. По его мнению, школа должна была быть единой, а духовенство могло преподавать только Закон Божий, поскольку не имело должной педагогической квалификации. Он добивался устранения духовенства от основного преподавания в начальной школе [37]. Однако по этому поводу Св. Синод выразил свой протест. В результате 18 января 1862 г. вышло «особое повеление», в котором указывалось: «Учрежденные ныне и впредь учреждаемые духовенством народные училища оставить в заведывании духовенства, с тем чтобы Министерство народного просвещения оказывало содействие преуспеянию их по мере возможности» [38].

17 января 1863 г. начал свою работу новый комитет по подготовке церковной реформы -Присутствие по делам православного духовенства. Присутствие состояло из 12 человек, в том числе двух митрополитов, трёх архиепископов и двух протоиереев. Председателем Присутствия стал инициатор нового бума церковных школ, бывший киевский митрополит Исидор (Никольский), который в 1860 г. занял петербургскую кафедру [39]. Буквально через полтора месяца -4 марта 1863 г. - Присутствие по делам православного духовенства разослало анкеты по всем епархиям, состоящие из четырех вопросов, касающиеся насущных проблем, связанных с развитием церковных школ. Так, один из вопросов был сформулирован следующим образом: «В чем признается неудовлетворительным нынешнее участие духовенства в сих школах, и что нужно для того, чтобы изменить к лучшему это участие?» [40] Во всех полученных в Присутствии по делам православного духовенства представлениях преосвященных, духовных консисторий и епархиальных комитетов почти единодушно высказывалась мысль, чтобы духовенство было освобождено от неуместного вмешательства светских ведомств в дела церковно-приходских и других школ, и чтобы первоначальное обучение народа и надзор за его обучением были предоставлены духовенству [41]. Однако обработка и обобщение отзывов с мест заняли практически два года, и только в 1866 г. была издана книга «Начальные народные училища и участие в них православного духовенства», составленная из отзывов епархиальных преосвященных, присланных в Присутствие по делам православного духовенства [42]. На основании этого были выработаны рекомендации Главного Присутствия и в дальнейшем последовали определенные шаги обер-прокурора Св. Синода. Однако ситуация после 1864 г. была уже другой.

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г. утвердило новую систему руководства начальным образованием, окончательно ликвидировав старую систему управле-

ния. Народная школа изымалась из введения директоров гимназий и штатных смотрителей уездных училищ и передавалась в ведение уездных и губернских училищных советов [43].

Народные училища, в том числе и воскресные школы, по «Положению» 1864 г. могли открываться различными правительственными ведомствами, а также обществами и частными лицами. Они решали вопрос о платности и бесплатности обучения, о программах и устройстве этих училищ, а также могли изменяться в зависимости от местных условий. В губернские и уездные училищные советы, кроме представителей различных правительственных ведомств (Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел и др.), а также духовенства были допущены представители органов местного самоуправления - земств и городских дум (последнее только в уездных советах). Председатель уездного училищного совета избирался самим советом. В губернском училищном совете председательствовал архиерей. Училищные советы принимали решения об организации и закрытии народных училищ, занимались назначением и увольнением учителей и т. п. [44]

В «Положении» говорилось, что начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространения первоначальных полезных знаний. В статье §16 «Положения» предусматривалось, что преподавать в начальных училищах могли лица, которые получали на звание учителя особое разрешение уездного училищного совета, «по представлении» удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных. К лицам духовного звания это требования не предъявлялись, духовенство могло преподавать любые предметы [45].

Таким образом, Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 г. предоставило небывалый в России простор местному самоуправлению и частной инициативе в деле народного образования. И в то же время началось неуклонное сокращение церковных школ. Ещё в марте 1865 г. количество церковных школ достигало 21 420 церковных школ с 412 524 учащимися [46], а к концу года - уже 20 533 с 401 345 учащимися, то есть количество школ сократилось на 887, а количество учащихся - на 11 179. В 1866 г. церковных школ осталось 19 436 с количеством учащихся 383 180, то есть по сравнению с 1865 г. произошло сокращение соответственно на 1097 и на 18 165 [47]. Однако в 1867 г., несмотря на сокращение церковно-приходских школ на 2247, число учащихся во всех епархиях не только не уменьшилось, но даже увеличилось, сравнительно с 1866 г., на 7925 человек [48]. В 1870 г. осталось 14 400 церковных школ и 332 345 учащихся, в 1871 г. - 10 381 школы и 253 413 учащихся [49], а в 1872 г., как видно из обер-прокурорского отчета за этот год, школ, находившихся в ведении духовенства, оставалось только 9059 [50]. И это несмотря на усилия, которые предпринимались для того, чтобы стимулировать развитие церковных школ.

Главное Присутствие по делам православного духовенства своим постановлением от 27 февраля 1866 г. определило министрам внутренних дел, народного просвещения и государственного имущества оказывать духовенству «содействия в его законных требованиях по делам о народных школах» [51]. Главное Присутствие признало «полезным» предоставить право духовенством на получение ордена св. Анны 3-й степени «за заслуги по обучению детей» [52]. В этом проекте орден предоставлялся «за учреждение и содержание в исправном виде на свой счет в продолжение 10 лет церковно-приходской школы, в которой бы постоянно обучалось не менее 20 учеников», а также «за особенно усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах в течение 25 лет» [53]. Государственный Совет постановил «предоставить право на награду орденом св. Анны 3-й степени лицам духовного звания за учреждение училища на 20 человек и содержание его в течении семи лет и за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах» [54].

2 августа 1864 г. вышло «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» [55]. Церковно-приходские попечительства создавались с разрешения епархиального архиерея из лиц, «отличающихся благочестием и преданностью вере православной», для заботы «о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении», об «устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода» [56].

Создание попечительств должно было бы стать важным подспорьем в развитии церковных школ, но этого не случилось. Во-первых, церковно-приходских попечительств было недостаточно. В годы правления Александра II (1855-1881 гг.) выросло как количество приходов, так и количество церквей. В 1855 г. в России количество приходов составляло 29 672 (общее количество церквей - 36 697), а в 1881 г. приходов стало 32 562 (общее количество церквей увеличилось до 42 283) [57]. Однако рост церковно-приходских попечительств был явно недостаточен. В 1868 г. попечительств было лишь 5327, а в 1882 г. - только 12 074 [58], что составляло 37% всех приходов. Во-вторых, большая часть собранных денег шла на украшение и поддержание церквей. В

39

1868 г. попечительствами было пожертвовано 506 511 руб., из них на церковные школы и благотворительную деятельность истратили 90 243 руб., или 18% от всех пожертвований, в 1873 г. пожертвовано 1 165 842 руб., на церковные школы и благотворительность было выделено 125 329 руб., или 11%, а в 1882 г. церковно-приходские попечительства собрали 2 131 505 руб., а на церковные школы истратили 217 208 руб., или только 10% [59]. В Пермской епархии в 1881 г. было всего 47 церковно-приходских попечительств, а церквей - 737 [60], что составляло 6% всех приходов. При этом попечительства собрали пожертвований за 1881 г.всего 3657 руб. 85 коп., в том числе на содержание церковно-приходских школ - только 503 руб. 96 коп., или 14% от всей суммы [61].

Для развития церковных школ во всех духовных семинариях с 1866/1867 уч. г. начались теоретические и практические занятия по педагогике и дидактике [62]. Кроме того, Главное Присутствие по делам православного духовенства 2 февраля 1866 г. приняло решение об учреждении при духовных семинариях воскресных школ, «дабы ученики семинарии, готовящиеся быть преподавателями народных школ, могли знакомиться на самой практике с порядком и приемами народного преподавания и приобретать необходимый для успешного ведения дела навык» [63]. В результате Св. Синод сделал распоряжение «о заведении воскресных школ при семинариях» [64]. В 1867 г. в 33 губерниях при местных православных семинариях были учреждены воскресные школы [65].

В Пермской духовной семинарии «воскресно-праздничная» школа начинала свою работу обычно с октября и была открыта как для «грамотных», так и для «малограмотных» детей. Занятия проходили по письму и грамоте, Закону Божию, счету и арифметике, а также пению [66]. Обучение грамоте в школе происходило по звуковому методу барона Н. А. Корфа, упражнения в чтении по учебной книге К. Д. Ушинского «Родное слово», а «обучение письму производилось по Мессеру» [67]. Первоначальное обучение счету велось по методу А. В. Грубе с использованием «арифметического ящика» [68]. Преподавание Закона Божия ограничивалось «по преимуществу объяснением наиболее употребительных молитв, рассказами из священной истории и частью катехизисом» [69]. Учениками школы были мальчики в возрасте от 7 до 14 лет, их численность колебалось от 20 до 40 человек. Учителями у них были ученики пятого и шестого классов Пермской духовной семинарии. Практически на одного ученика приходился один учитель, так как семинаристов было около 40 человек [70].

Однако несмотря на предпринятые усилия, количество церковных школ сокращалось. Одной из причин закрытия школ стало учреждение в 1869 г. инспекции начальных народных училищ [71]. На новых начальников народных училищ было возложено наблюдение за личным составом школ, за их внутренним и внешним благоустройством, а также заботы об открытии новых и об улучшении уже существовавших училищ. Инспектора должны были оценивать достоинства и недостатки учителей и судить об их способностях к обучению детей в народных школах [72]. Духовенство оказалось не готовым к такой регламентации и контролю. Другой причиной, поколебавшей позиции церковной школы, стало новое Положение о начальных народных училищах от 25 мая 1874 г., заключавшее в себе значительные отличия от действовавшего до того времени Положения 14 июля 1864 г. [73] Хотя в первой статье Положения от 25 мая 1874 г. говорилось, что характер народной школы является «религиозно-нравственным», но при этом епархиальные преосвященные перестали председательствовать в губернских училищных советах и вместо них председателями назначались предводители дворянства, а в уездных училищных советах - уездные предводители дворянства. Духовному же ведомству предоставлялось право иметь только по одному члену в губернских и уездных училищных советах [74]. По Положению от 25 мая 1874 г. преподавание Закона Божия, преимущественно (но не исключительно), было оставлено за духовенством, лица духовного звания могли обучать в начальных народных училищах и всем прочим предметам, но не иначе как с дозволения инспектора народных училищ, и по истечении годичного испытания, на основании которого инспектор мог бы убедиться в их способностях к педагогической деятельности [75].

Но подлинным могильщиком церковных школ стали земства. На территории Российской империи земские учреждения были созданы на основе «Положения о земских губернских и уездных учреждениях», изданного 1 января 1864 г. Первое в истории России земство начало свою работу в Самаре 28 февраля 1865 г. [76] К 1870 г. земства уже были введены в 30 губерниях из 33 предусмотренных Положением 1864 г. На Урале из четырех губерний (Вятской, Пермской, Уфимской и Оренбургской) земства были организованы в трех: в 1867 г. - в Вятской, в 1870 г. - в Пермской и в 1875 г. - в Уфимской.

Правительство передало земству только хозяйственные дела, касающиеся «польз и нужд» данной губернии или уезда. Отделив хозяйственную область от общей администрации, оно раз-40

дробило местное управление между различными казенными и земскими учреждениями. Земству не предоставлялись финансовые средства. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ: земель, домов, фабрично-заводских предприятий и торговых заведений. Это были очень скудные средства. Расходы земства делились на «обязательные» и «необязательные». К первым относились дорожная, квартирная и подводная повинность, падавшие, главным образом на крестьянское население, а также содержание гражданских управлений, тюрем, мировых судов и др. Расходы на здравоохранение и народное образование считались «необязательными». Тем не менее 5 марта 1866 г. обер-прокурор Св. Синода Д. Толстой обратился с предложением к председателям земских управ, прося их оказать возможную помощь церков-но-приходским школам [77].

В Вятской губернии в 1868 г. губернская управа вместо помощи церковным школам предложила губернскому земскому собранию позаботиться об учреждении учительской семинарии для подготовки «сельских народных учителей» [78]. Несмотря на то что проект управы вызвал горячие прения и некоторые из гласных твердо заявили, что местная духовная семинария «вполне способная приготовить земству хороших сельских учителей», тем не менее большинство земцев проголосовало за сбор денег для учреждения учительской семинарии [79].

В докладе Уржумской управы по народному образованию Уржумского уездного земского собрания 10-й очередной сессии было отмечено: «При открытии земских учреждений учителями в сельских школах были священники и дьячки» [80]. В 1869 г. по составу преподавателй в народных училищах в большинстве уездов обучением детей занимались священники, дьяконы и псаломщики, а также значительная часть преподавателей состояла из «неслужащего духовенства». Однако уже через три года преобладающее место среди учителей духовные лица занимали только в двух уездах губернии [81]. Буквально за десятилетие в Вятской епархии произошло сокращение церковных школ в пять раз. К началу 80-х гг. XIX в. в Вятской епархии существовало только 100 начальных церковных школ [82]. При этом, по сравнению с другими епархиями, это было достаточно большое количество школ: дело в том, что в 1881 г. их осталось только 4064 с 105 317 учащимися обоего пола [83]. Среди церковных школ 1036, или 25%, находились в Киевской губернии и ещё 733, или 18%, - в Подольской губернии [84]. Таким образом, в Вятской епархии оказалось более 2% всех церковных школ в России. В большинстве же епархий в это время находилось менее десятка церковных школ, а в Симбирской губернии -вообще ни одной [85].

Из 100 церковных школ в Вятской епархии 8 содержалось за счет приходского духовенства, которое жертвовало ежегодно 250 рублей. Преподаватели из духовенства и законоучителя работали в школах бесплатно. Законоучителя Вятской епархии финансировали на школы от 50 до 70 руб. Духовенство снимало квартиры для других учителей и покупало на свои деньги учебные пособия [86]. Но большинство церковных школ были добровольно переданы земству. В отчете Яранского уездного училищного совета Вятской губернии было отмечено, как это происходило: «Когда церковно-приходская школа, открытая и поддерживавшаяся в большинстве случаев одним священником, с течением времени достигала хороших результатов и приучала народ смотреть на неё, как на необходимость в жизни народа, тот же священник располагал своих прихожан дать квартиру, отопление с освещением и прислугу для постоянного училища, и это училище открывалось уже земством. Духовенство не только не протестовало против такого перехода, но и само заботилось о нем...» [87]

В 1878 г. вятский епископ Аполлос (Беляев) обратился к своему приходскому духовенству с призывом «заботиться не только о поддержании существовавших церковно-приходских школах, но и об открытии новых училищ, нисколько не стесняясь существованием в приходе земской или другой народной школы, которая ни в каком случае не делает излишней школу церков-но-приходскую, так как одно земское или министерское училище не всегда может вместить всех детей, нуждающихся в обучении» [88].

Те же процессы происходили и в Пермской епархии. Ко времени открытия земских учреждений в Пермской губернии в 1870 г., было более 200 начальных школ, где обучалось детей обоего пола 9238 человек [89]. Церковные школы составляли около 70% от общего количество школ. На первом же очередном губернском земском собрании губернский гласный протоиерей Григорий Остроумов обратился с заявлением, в котором просил «достопочтенных представителей губернского земства сочувственно отнестись к нуждам духовенства» [90]. Сочувственное отношение пермского земства заключалось в том, что церковные школы были взяты под контроль земств. Уже через год, в 1871 г., осталось только 17 церковных школ и появилось 182 земских, а в 1874 г. земских школ было уже 364, а церковных - 12 [91]. Так, например, в 1871 г. в селе Юрич Соликамского уезда на средства местного населения и духовенства впервые в жизни этого села

41

открылась церковная школа. Для этой школы построили специальный одноэтажный дом. Вскоре эту школу земство взяло под свою опеку [92]. В первый же год своего существования в 1870 г. земства губернии ассигновали на народное образование 488 тыс. руб., а через десять лет в 1880 г. эта сумма достигла 532 тыс. руб. в год [93].

К 1884 г. количество земских школ в Пермской губернии достигло 569, в то время как церковных осталось только семь. При двух женских монастырях и двух женских монашеских общинах четыре школы, а также три церковные школы (две мужских и одна женское) при приходских церквах (108 мальчиков и 41 девочка) [94].

В годы правления Александра II возникла ещё одна уральская губерния - Уфимская, выделившаяся из состава Оренбургской в 1865 г. При этом земские органы самоуправления появились в Уфимской губернии лишь через 10 лет - в 1875 г. В «доземский период» в Уфимской губернии было открыто всего 69 школ, в которых учились 5266 учеников. Больше половины из этих школ являлись церковными. Положение изменилось после 1875 г. Член Мензеленского уездного училищного совета Уфимской губернии так описал переход церковных школ в земские: «Когда церковно-приходские школы были подчинены ведению инспекторов Министерства народного просвещения и когда последние при ревизии находили эти школы неудовлетворяющими педагогическим требованиям ни по внешней обстановке, ни по преподаванию, то духовенство само старалось всеми мерами сдать свои школы в ведение земства» [95].

Активное участие уральское духовенство принимало в открытии школ грамоты, или, как их первоначально называли, «школ элементарной грамотности», открываемых крестьянскими обществами. В них чаще всего преподавали низшие члены причта (дьяконы и псаломщики), реже священники или грамотные крестьяне. Так как уральский приход состоял из нескольких десятков деревень, то такие школы были чрезвычайно мобильны. Учитель, обучив разновозрастных детей в одной деревне, через два-три года переходил в другую и вновь начинал свои занятия [96].

В 1879 г. Комитет министров серьезно обсуждал вопрос о совершенном устранении земств от народного образования и передаче духовенству всех народных школ. Но на такую радикальную меру однако не решились, и комитет ограничился единогласным признанием, что «духовенству следует предоставить преобладающее влияние в народной школе» [97]. 26 января 1882 г. при Св. Синоде была образована подкомиссия по вопросу о предоставлении духовенству преобладающего участия в заведовании народными школами. На основании выработанного комиссией «Положения о церковно-приходских школах», Св. Синод составил «Правила о церковно-приход-ских школах», которые были утверждены Александром III 13 июня 1884 г. С этого момента начинается новый период в развитии церковных школ.

Таким образом, следует признать не просто значительную, а решающую роль церкви в качественном скачке, который последовал в развитии начального образования в России в эпоху Великих реформ, что позволило приступить впоследствии к реализации всеобщего обучения. Так, в 1894 г. на 25-м очередном собрании Пермского губернского земства на обсуждение выносится вопрос о всеобщем образовании. Земские деятели пришли к выводу, что решение этого вопроса является общегосударственным делом, но несмотря на это по инициативе директора народных училищ Алексея Пахомовича Раменского губернское земство создает первую в стране особую комиссию по введению в Пермской губернии всеобщего обучения. Первенствующая роль и огромное значение земства в образовательном пространстве Российской империи начинается именно с массового поглощения церковных школ образца 60-70 гг. XIX в.

Примечания

1. Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. Изд. 2-е, доп. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1895. С. 418.

2. Знаменский П. В. История Русской Церкви: учеб. руководство. (Материалы по истории церкви. Кн. 10). М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 46-49.

3. Батюг И. Г. Преодоление религиозных пережитков в сознании людей // Культурная революция в СССР (1917-1965 гг.) / Академия наук СССР. Институт истории. Научный совет по истории социалистического и коммунистического строительства в СССР. М.: Наука, 1967. С. 236.

4. Грекулов Е. Ф. Православная церковь - враг просвещения. М.: Изд-во АН СССР, 1962; Он же. Православная инквизиция в России. М.: Изд-во АН СССР, 1964; Он же. Церковь, самодержавие, народ: 2-я половина

XIX - начало XX в. М.: Изд-во АН СССР, 1969.

5. Он же. Указ. соч. С. 4.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца

XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. завед. / под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 192.

7. Шичалин Ю. А. Пути российского образования и православия: сб. ст. М., 1999.

8. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд., испр. и доп. Петроград: Кн. склад «Земля», 1915. С. 7-21.

9. Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения // Река Времен (Книга истории и культуры). Кн. 1. М.: «Река Времен»: «Эллис Лак», 1995. С. 70-72.

10. Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря,1997. С. 835.

11. Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань: Тип. Императорского ун-та, 1891. С. 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Он же. Указ. соч. С. 12.

13. Там же.

14. Там же. С. 12-13.

15. Там же. С. 13.

16. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. СПб., 1911. С. 18.

17. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 6.

18. Там же. С. 7.

19. Там же. С. 7-8.

20. Там же. С. 6.

21. Там же. С. 9.

22. Там же. С. 11.

23. Там же. С. 14-15.

24. Там же. С. 15.

25. Там же. С. 16.

26. Овсиевский В. Краткий исторический обзор жизни и деятельности церковных школ Пермской епархии с 1884 по 1909 год / Извлечено из «Епарх. Вед.» за 1910 г. Пермь: Типо-Лит. Губ. Правления, 1910. С. 2.

27. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 20-21.

28. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода...

29. Он же. Указ. соч. С. 18-19.

30. Там же. С.19.

31. Там же. С. 20-22.

32. Овсиевский В. Краткий исторический обзор жизни и деятельности церковных школ Пермской епархии с 1884 по 1909 год / Извлечено из «Епарх. Вед.» за 1910 г. Пермь: Типо-Лит. Губ. Правления, 1910. С. 2.

33. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 20-21.

34. Римский С. В. Российская церковь в эпоху великих реформ (Церковные реформы в России 18601870-х годов) // Материалы по истории церкви. Кн. 26. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. О-во любителей церковной истории, 1999. С. 444.

35. Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. 6 ноября. № 45. С. 1901-1903.

36. Знаменский П. В. История Русской Церкви: учеб. руководство // Материалы по истории церкви. Кн. 10. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 429.

37. Римский С. В. Указ. соч. С. 440.

38. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902. СПб.: Издание Мин-ва нар. просвещ., 1902. С. 445.

39. Римский С. В. Указ. соч. С. 254.

40. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 65.

41. Там же. С. 65-66.

42. Там же. С. 69.

43. Там же. С. 81.

44. Там же.

45. Там же. С. 81-82.

46. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. СПб., 1911. С. 18.

47. Римский С. В. Указ. соч. С. 444.

48. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 109.

49. Римский С. В. Указ. соч. С. 444.

50. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 141.

51. Там же. С. 103.

52. Там же. С. 104.

53. Там же.

54. Там же. С. 106.

55. См.: Папков А. О судьбе церковно-приходских попечительств в связи с восстановлением православных приходов на новых началах // Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 11. 18 марта. С. 562.

56. Панкрат Т. В. Приходские попечительства Москвы: возникновение и особенности организации (1864-1917) // Российская история. 2010. № 2. С. 112.

57. Преображенский И. В. Что говорят цифры о состоянии Церкви в царствование Императоров: Николая I, Александра II, Александра III и в настоящее царствование по 1903 год: статистическая справка для

соображений по вопросу о церковной реформе // Прибавления к Церковным ведомостям. 1906. № 51-52. 23 дек. С. 3165-3169.

58. Римский С. В. Указ. соч. С. 361-362.

59. Римский С. В. Указ. соч. С. 361-362.

60. Пермский епархиальный Адрес-календарь на 1882 год. Составленный и изданный с дозволения Пермского епархиального начальства Н. Д. Топорковым. Пермь: Тип. Губ. Земской управы, 1882. С. 7, 169.

61. Пермский епархиальный Адрес-календарь на 1882 год... С. 7.

62. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 116, 350.

63. Там же. С. 349.

64. Там же. С. 349-350.

65. Там же. С. 355.

66. Пермские епархиальные ведомости. 1872. № 40. 4 окт. Отд. оф. С. 505.

67. Пермские епархиальные ведомости. 1872. № 52. 27 дек. Отд. неоф. С. 531.

68. Там же. С. 531.

69. Там же. С. 531-532.

70. Там же. С. 530.

71. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 135.

72. Там же. С. 137.

73. Там же. С. 170.

74. Там же. С. 170.

75. Там же. С. 171.

76. Ларичев А. А. Самарское земство - первое земство России (по документам Государственного архива Самарской области) // Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Пермь: «Пушка», 2006. С. 234-236.

77. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 69.

78. Там же. С. 88.

79. Там же. С. 88-89.

80. Там же. С. 244.

81. Там же. С. 255-256.

82. Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии / под общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка: Буквица, 2007. С. 230.

83. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. СПб., 1911. С. 18.

84. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 214.

85. Там же. С. 214.

86. Очерки истории Вятской епархии (1657-2007)... С. 230.

87. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 160.

88. Там же. С. 178.

89. Собянин В. Образование в Пермском крае // Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии за 1917 год. Пермь: Издание Секретаря Перм. Губ. Стат. Комитета Н. А. Иванова, 1917. Хроника событий и общественной жизни гор. Перми и Пермской губернии с 28 февраля по 14 декабря 1916 года. С. 9.

90. Пермские епархиальные ведомости. 1872. № 52. 27 дека. Отд. неоф. С. 533.

91. Слудская И. А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX - начале XX вв. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. С. 160.

92. Она же. Указ. соч. С. 40.

93. Собянин В. Образование в Пермском крае. С. 9.

94. Пермские епархиальные ведомости. 1885. 29 мая. Отд. оф. № 22. С. 234-235.

95. Благовидов Ф. Указ. соч. С. 159.

96. Овсиевский В. Краткий исторический обзор жизни и деятельности церковных школ Пермской епархии с 1884 по 1909 год / Извлечено из «Епарх. Вед.» за 1910 г. Пермь: Типо-Лит. Губ. Правления, 1910. С. 2.

97. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование. Очерки из прошлого и настоящего земской деятельности в различных отраслях общественного образования. Формы, типы, результаты и очередные задачи земского хозяйства и земских учреждений в этой области. Ч. 1. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910. С. 132-133.

Notes

1. Prugavin A. S. Zaprosy naroda i obyazannosti intelligencii v oblasti prosveshcheniya i vospitaniya [Queries of the people and the responsibilities of intellectuals in education and training]. Ed. 2nd, add. SPb. Typ. of I. N. Skorokhodov. 1895. P. 418.

2. Znamenskiy P. V. Istoriya Russkoj Cerkvi: ucheb. rukovodstvo. (Materialy po istorii cerkvi. Kn. 10) [History of the Russian Church: tutorial. (Materials on the history of the Church. Book 10). M. Krutitsk patriarchal homestad. 1996. Pp. 46-49.

3. Batyug I. G. Preodolenie religioznyh perezhitkov v soznanii lyudej [Overcoming of religious remnants in the minds of men] // Kul'turnaya revolyuciya v SSSR (1917-1965 gg.)- Cultural revolution in the USSR (19171965 gg.) / Academy of Sciences of the USSR. The Institute of history. The scientific Council on the history of socialist and Communist construction in the USSR. M. Nauka. 1967. P. 236.

4. Grekulov E. F. Pravoslavnaya cerkov' - vrag prosveshcheniya [Orthodox Church is the enemy of enlightenment]. M. Publ. of AS USSR. 1962. Also him. Pravoslavnaya inkviziciya v Rossii [Orthodox inquisition in Russia]. M. Publ. of AS USSR. 1964. Also him. Cerkov', samoderzhavie, narod: 2-ya polovina XIX - nachalo XX v. [The Church, autocracy, people: 2nd half of XIX - early XX century]. M. Publ. of AS USSR.1969.

5. Also him. Op. cit. P. 4.

6. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obshchestve do konca XX v.: ucheb. posobie dlya ped. ucheb. zaved - History of pedagogy and education. From the origin of education in primitive society to the end of the XX century: tutorial for the ped. educational institutions / ed. by A. I. Piskunov. 2nd publ., rev. and add. M. Shopping center Sfera. 2001. P. 192.

7. Shichalin Y. A. Puti rossijskogo obrazovaniya i pravoslaviya: sb. st. [Russian education and Orthodoxy: coll. of articles] M. 1999.

8. Kapterev P. F.Istoriya russkoj pedagogiki. 2-e izd., ispr. i dop. [History of Russian pedagogy]. 2nd publ., rev., corr. and add. Petrograd. Book warehouse "Zemlya". 1915. Pp. 7-21.

9. Uvarov S. S. O nekotoryh obshchih nachalah, mogushchih sluzhit' rukovodstvom pri upravlenii Ministerstvom narodnogo prosveshcheniya [On some general principles that can guide the management of the Ministry of national education] // Reka Vremen (Kniga istorii i kul'tury) - The River of Time (Book of history and culture). Book 1. M. The River Of Time: «Ellis Lak». 1995. Pp. 70-72.

10. Talberg N. D. Istoriya Russkoj Cerkvi [History of the Russian Church]. M. Publishing house of Sretensky monastery. 1997. P. 835.

11. Blagovidov F.Deyatel'nost' russkogo duhovenstva v otnoshenii k narodnomu obrazovaniyu v carstvovanie imperatora Aleksandra II. [Activity of the Russian clergy in relation to public education during the reign of Emperor Alexander II]. Kazan. Typ. of Imperial University. 1891. Pp. 11-12.

12. Also him. Op. cit. P. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ibid.

14. Ibid. Pp. 12-13.

15. Ibid. P. 13.

16. Vsepoddanejshij otchet ober-prokurora Sv. Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 19081909 gody - The all-subjective report of the chief Procurator of St. Synod on Department of Orthodox confession for 1908-1909 years. SPb. 1911. P. 18.

17. Blagovidov F. Op. cit. P.6.

18. Ibid. P. 7.

19. Ibid. Pp. 7-8.

20. Ibid. P. 6.

21. Ibid. P. 9.

22. Ibid. P. 11.

23. Ibid. Pp. 14-15.

24. Ibid. P. 15.

25. Ibid. P. 16.

26. Ovsiewski V. Kratkij istoricheskij obzor zhizni i deyatel'nosti cerkovnyh shkol Permskoj eparhii s 1884 po 1909 god [Brief historical overview of the life and activity of Church schools of the Perm diocese from 1884 to 1909] / Extracted from "The Eparch. gazette" for 1910. Perm. Tipo-Lit. Provincial Board. 1910. P. 2.

27. Blagovidov F. Op. cit. Pp. 20-21.

28. Vsepoddanejshij otchet ober-prokurora Sv. Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 19081909 gody -The all-subjective report of the chief Procurator of St. Synod...

29. Also him. Op. cit. Pp. 18-19.

30. Ibid. P. 19.

31. Ibid. Pp. 20-22.

32. Ovsievskiy V.Kratkij istoricheskij obzor zhizni i deyatel'nosti cerkovnyh shkol Permskoj eparhii s 1884 po 1909 god [Brief historical overview of the life and activity of Church schools of the Perm diocese from 1884 to 1909] / Extracted from "The Eparch. gazette" for 1910. Perm. Tipo-Lit. Provincial Board. 1910. P. 2.

33. Blagovidov F. Op. cit. Pp.20-21.

34. Rimskiy S. V. Rossijskaya cerkov' v ehpohu velikih reform (Cerkovnye reformy v Rossii 1860-1870-h godov) [Russian Church in the era of the great reforms (the reform of the Church in Russia, 1860-1870-ies)] // Materialy po istorii cerkvi. Kn. 26. M.: Krutickoe Patriarshee Podvor'e. O-vo lyubitelej cerkovnoj istorii, 1999 -Materials on the history of the Church. Book 26. M. Krutitsk Patriarch Homestad. Society of the lovers of Church history. 1999. P. 444.

35. Additions to the Church gazette. 1910, 6 Nov. No. 45, pp. 1901-1903.

36. Znamenskiy P. V. Istoriya Russkoj Cerkvi: ucheb. rukovodstvo [History of the Russian Church: tutorial] // Materialy po istorii cerkvi - Materials on the history of the Church. Book 10. M. Krutitsk Patriarch homestead. 1996. P. 429.

37. Rimskiy S. V. Op. cit. P. 440.

38. Rozhdestvenskiy S. V. Istoricheskij obzor deyatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya 18021902 [Historical overview of the activities of the Ministry of education 1802-1902]. SPb. The publication of the Ministry of Public Education. 1902. P. 445.

39. Rimskiy S. V. Op. cit. P. 254.

40. Blagovidov F. Op. cit. P. 65.

41. Ibid. Pp. 65-66.

42. Ibid. P. 69.

43. Ibid. P. 81.

44. Ibid.

45. Ibid. Pp.81-82.

46. Vsepoddanejshij otchet ober-prokurora Sv. Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 19081909 gody - The all-subjective report of the chief Procurator of St. Synod on Department of Orthodox confession for 1908-1909 years. SPb. 1911. P. 18.

47. Rimskiy S. V. Op. cit. P. 444.

48. Blagovidov F. Op. cit. P. 109.

49. Rimskiy S. V. Op. cit. P. 444.

50. Blagovidov F. Op. cit. P. 141.

51. Ibid. P. 103.

52. Ibid. P. 104.

53. Ibid.

54. Ibid. P. 106.

55. See: Papkov A. O sud'be cerkovno-prihodskih popechitel'stv v svyazi s vosstanovleniem pravoslavnyh prihodov na novyh nachalah [On the fate of the parish wards in connection with the restoration of the Orthodox parishes on a new basis] // Pribavleniya k Cerkovnym vedomostyam. 1906. № 11. 18 marta - Additions to the Church gazette. 1906, No. 11, March 18, p. 562.

56. Pankrat T. V.Prihodskie popechitel'stva Moskvy: vozniknovenie i osobennosti organizacii (1864-1917) [Parish patronage of Moscow: the occurrence and characteristics of the organization (1864-1917)] // Rossijskaya istoriya - Russian history. 2010, No. 2, p.112.

57. Preobrazhenskiy I. V.CHto govoryat cifry o sostoyanii Cerkvi v carstvovanie Imperatorov: Nikolaya I, Aleksandra II, Aleksandra III i v nastoyashchee carstvovanie po 1903 god: statisticheskaya spravka dlya soobrazhenij po voprosu o cerkovnoj reforme [What do the numbers say about the state of the Church in the reign of the Emperors: Nicholas I, Alexander II, Alexander III and in the present reign for 1903: a statistical profile for considerations on the question of Church reform] // Pribavleniya k Cerkovnym vedomostyam - Additions to the Church gazette. 1906, No. 51-52, 23 Dec. Pp. 3165-3169.

58. Rimskiy S. V. Op. cit. Pp. 361-362.

59. Rimskiy S. V. Op. cit. Pp. 361-362.

60. Permskij eparhial'nyj Adres-kalendar' na 1882 god. Sostavlennyj i izdannyj s dozvoleniya Permskogo eparhial'nogo nachal'stva N. D. Toporkovym - The Perm diocesan Address-calendar for 1882. Compiled and published with the permission of the Perm diocesan authorities by N.D. Toporkov. Perm. Typ. Prov. District Council. 1882. Pp. 7, 169.

61. Permskij eparhial'nyj Adres-kalendar' na 1882 god...- The Perm diocesan Address-calendar for 1882... P. 7.

62. Blagovidov F. Op. cit. Pp. 116, 350.

63. Ibid. P. 349.

64. Ibid. Pp. 349-350.

65. Ibid. P. 355.

66. Permskie eparhial'nye vedomosti - Perm diocesan Gazette. 1872, No. 40, Oct 4, p. 505.

67. Permskie eparhial'nye vedomosti - Perm diocesan Gazette. 1872, No. 52, Dec 27, p. 531.

68. Ibid. P. 531.

69. Ibid. Pp. 531-532.

70. Ibid. P. 530.

71. Blagovidov F. Op. cit. P. 135.

72. Ibid. P. 137.

73. Ibid. P. 170.

74. Ibid. P. 170.

75. Ibid. P. 171.

76. Larichev A. A. Samarskoe zemstvo - pervoe zemstvo Rossii (po dokumentam Gosudarstvennogo arhiva Samarskoj oblasti) [Samara district Council - the first Council of Russia (according to documents of the State Archive of the Samara region)] // dministrativno-territorial'nye reformy v Rossii. K 225-letiyu uchrezhdeniya Permskogo namestnichestva: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf.- Administrative-territorial reform in Russia. To the 225th anniversary of the establishment of Perm vicegerency: materials of Interregion. scientific-pract. conf. Perm. "Cannon". 2006. Pp. 234-236.

77. Blagovidov F. Op. cit. P. 69.

78. Ibid. P. 88.

79. Ibid. Pp. 88-89.

80. Ibid. P. 244.

81. Ibid. P. 255-256.

82. Ocherki istorii Vyatskoj eparhii (1657-2007): 350 let Vyatskoj eparhii - Essays on the history of the Vyatka diocese (1657-2007): 350 years of the Vyatka diocese, under the general editorship of Metropolitan of Vyatka and Sloboda Chrysanthus. Vyatka. Bukvitsa. 2007. P. 230.

83. Vsepoddanejshij otchet ober-prokurora Sv. Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 19081909 gody - The all-subjective report of the chief Procurator of St. Synod on Department of Orthodox confession for 1908-1909 years. SPb. 1911. P. 18.

84. Blagovidov F. Op. cit. P. 214.

85. Ibid. P. 214.

86. Ocherki istorii Vyatskoj eparhii (1657-2007)...- Essays on the history of the Vyatka diocese (16572007)... P. 230.

87. Blagovidov F. Op. cit. P.160.

88. Ibid. P. 178.

89. Sobyanin V. Obrazovanie v Permskom krae [Education in the Perm region] // Adres-kalendar' i spravochnaya knizhka Permskoj gubernii za 1917 god.- Address-calendar and the help book of the Perm province in 1917. Perm. Perm Publishing Secretary of Prov. Stat. Committee N. A. Ivanova. 1917. Hronika sobytij i obshchestvennoj zhizni gor. Permi i Permskoj gubernii s 28 fevralya po 14 dekabrya 1916 goda [Chronicle of events and social life of Perm and the Perm province from 28 February to 14 December 1916]. P. 9.

90. Perm diocesan Gazette. 1872, No. 52, 27 Dec., p. 533.

91. Sludskaya I. A. [Public education in the Perm region in the late XIX - early XX centuries]. Perm. Publishing house POIPKRO. 1998. P. 160.

92. Also hers. Op. cit. P. 40.

93. Sobyanin V. [Education in Perm region]... P. 9.

94. Permskie eparhial'nye vedomosti - Perm diocesan Gazette. 1885, May 29, No. 22, pp. 234-235. 95. Blagovidov F. Op. cit. P. 159.

96. Ovsiewski V. Kratkij istoricheskij obzor zhizni i deyatel'nosti cerkovnyh shkol Permskoj eparhii s 1884 po 1909 god [Brief historical overview of the life and activity of Church schools of the Perm diocese from 1884 to 1909] / Extracted from "The Eparch. Gazette." for 1910. Perm Tipo-Lit. Prov. Board. 1910. P. 2.

97. Charnolusky V. I. Zemstvo i narodnoe obrazovanie. Ocherki iz proshlogo i nastoyashchego zemskoj deyatel'nosti v razlichnyh otraslyah obshchestvennogo obrazovaniya. Formy, tipy, rezul'taty i ocherednye zadachi zemskogo hozyajstva i zemskih uchrezhdenij v ehtoj oblasti [Zemstvo and public education. Essays from past and present land activities in various sectors of public education. Forms, types, results and immediate tasks of the provincial economy and provincial agencies in this field]. Part 1. SPb. Typ. of M. A. Aleksandrova. 1910. Pp. 132-133.

УДК 94(470.319).081/.083-283.1

В. Е. Кошелев

Архиереи Орловско-Севской епархии в пореформенную эпоху: социальный статус и социальные роли

Статья посвящена актуальной проблеме региональной истории Русской православной церкви. Основной источник исследования: материалы официальной церковной периодики, представленной в Орловской губернии газетой «Орловские епархиальные ведомости». В статье на основе использования просопо-графического метода исследования составлен обобщенный социальный портрет архиерея Орловско-Сев-ской епархии пореформенной эпохи XIX в. На основании данных губернской статистики проанализирован персональный состав епархиальной консистории и сделана оценка её роли в управлении епархией. Дана общая характеристика обязанностей епархиального архиерея Синодальной эпохи как главы епархии. Общая характеристика прилагается к конкретным событиям церковной жизни Орловской губернии второй половины XIX столетия. Выделены основные направления деятельности орловских архиереев, дана характеристика той социальной роли, которую правящий епископ играл в провинциальном обществе. Определена специфика Орловской губернии в контексте взаимоотношений Церкви и общества в России второй половины XIX в.

Article is devoted to an actual problem of regional history of Russian Orthodox Church. Main source of research: materials of the official church periodical press presented in the Oryol province by the Orlovskiye Eparkhialnye Vedomosti newspaper. In article on the basis of use of a prosopografichesky method of research the generalized social portrait of the bishop of the Oryol and Sevsky diocese of a post-reform era of the XIX century is made. On the basis of data of provincial statistics the members of a diocesan consistory are analysed and the assessment of its role in management of the diocese is made. The general characteristic of duties of the diocesan bishop of the Synod era as heads of the diocese is given. The general characteristic is applied to concrete events of church life of the Oryol province of the second half of the XIX century. The main activities of the Oryol bishops are allocated, the characteristic of that social role which the ruling bishop played in provincial society is given. Specifics of the Oryol province in the context of relationship of Church and society in Russia of the second half of the XIX century are defined.

© Кошелев В. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.