Научная статья на тему 'Взгляды москвичек на дошкольное образование детей'

Взгляды москвичек на дошкольное образование детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
499
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMS OF PRESCHOOL EDUCATION / ДЕТСКИЙ САД / NURSERY SCHOOL / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корчагина Ирина Ивановна

В статье представлены результаты опроса матерей об одном из уровней системы российского образования дошкольном образовании. Анализируются ответы на вопросы о необходимости дошкольного образования, посещения учреждений ДОУ детьми разного возраста, рассматриваются различные формы устройства детей в дошкольные образовательные учреждения, длительность пребывания в них, а также требования родителей к ДОУ. Исследование базируется на материалах обследования матерей, имеющих детей дошкольного возраста, которое было проведено в июне 2016г. в городе Москве. Московские семьи осознают важность процесса ранней социализации ребенка, предпочитая при этом государственный детский сад. Необходимость дошкольного образования признают даже семьи, имеющие возможность не отдавать ребенка в детское образовательное учреждение. Компромисс между желанием уберечь ребенка от внешнего влияния и признанием важности социализации до поступления в школу заключается в том, что родители готовы воспользоваться услугами учреждений дошкольного образования в более позднем возрасте ребенка. Создание в московских детских образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания воспринимается респондентами как положительный шаг. Однако такой меры для работающих женщин и, особенно, для одиноких матерей малолетних детей, явно недостаточно отсутствие групп полного дня для детей младше трех лет является преградой к возобновлению занятости матерей. На установки матерей относительно устройства детей в группы дошкольного воспитания влияет занятость женщины, состав семьи, уровень жизни домохозяйства и возраст собственного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINIONS OF MUSCOW WOMEN ON PRESCHOOL EDUCATION OF CHILDREN

The article deals with one of the basic elements of the education systempreschool education. It examines the necessity of preschool education, joining kindergartens by children of different age, different types of preschool education, period of studying, parents prefers. The article is based on the results of a survey of mothers with preschool children, which was provided in June 2016 in the city of Moscow. Moscow families consider maintenance of preschool children socialization and prefer state kindergarten. Majority of families consider the necessity of preschool education independently with their possibilities to avoid it. Parents choose preschool education for more senior children as a compromise between socialization and its danger. Parents prefer part time joining children into preschool education groups, because it is positive for mothers employment. However, lack of full time groups for small children is a big problem for unemployed mothers and most of all for singles. Mothers opinions is influenced by employment, families composition, live standards of households, age of children.

Текст научной работы на тему «Взгляды москвичек на дошкольное образование детей»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РСН: 10.26653/1561-7785-2018-21-1-11

ВЗГЛЯДЫ МОСКВИЧЕК НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТЕЙ

Корчагина ИИ.1 2

1 Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32)

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20)

E-maiЫkorchagma@hse.ru

Аннотация. В статье представлены результаты опроса матерей об одном из уровней системы российского образования — дошкольном образовании. Анализируются ответы на вопросы о необходимости дошкольного образования, посещения учреждений ДОУ детьми разного возраста, рассматриваются различные формы устройства детей в дошкольные образовательные учреждения, длительность пребывания в них, а также требования родителей к ДОУ. Исследование базируется на материалах обследования матерей, имеющих детей дошкольного возраста, которое было проведено в июне 2016г. в городе Москве. Московские семьи осознают важность процесса ранней социализации ребенка, предпочитая при этом государственный детский сад. Необходимость дошкольного образования признают даже семьи, имеющие возможность не отдавать ребенка в детское образовательное учреждение. Компромисс между желанием уберечь ребенка от внешнего влияния и признанием важности социализации до поступления в школу заключается в том, что родители готовы воспользоваться услугами учреждений дошкольного образования в более позднем возрасте ребенка. Создание в московских детских образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания воспринимается респондентами как положительный шаг. Однако такой меры для работающих женщин и, особенно, для одиноких матерей малолетних детей, явно недостаточно — отсутствие групп полного дня для детей младше трех лет является преградой к возобновлению занятости матерей. На установки матерей относительно устройства детей в группы дошкольного воспитания влияет занятость женщины, состав семьи, уровень жизни домохозяйства и возраст собственного ребенка. Ключевые слова: дошкольное образование, учреждения дошкольного образования, формы дошкольного образования, детский сад.

© Корчагина И.И. [текст], 2018.

В настоящее время одной из главных задач российского образования является его интеграция в международное образовательное пространство. Мировые современные тенденции развития образования характеризуются его непрерывностью, возможностью обучения в течение всей жизни, начиная практически с момента рождения. Дошкольное образование является первой ступенью развития личности, способствует раннему выявлению задатков и способностей ребенка, предоставляет возможность для начала процесса социализации индивида, способствует выравниванию стартовых возможностей детей из разных социальных групп. Важность раннего развития признается во всем мире, и в развитых странах дошкольное образование является обязательным для всех детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В России общемировая тенденция отражена в новом законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который впервые в нашей стране присваивает дошкольному обучению статус одного из уровней образования. Однако, в отличие от многих других европейских стран, в России дошкольное образование не является обязательным [1, п.4, ст.10].

Тем не менее, родители склонны доверять воспитание и образование своих маленьких детей профессионалам по нескольким причинам. Во-первых, рождение ребенка серьезно увеличивает нагрузку на бюджет семьи. И если в первые месяцы после появления малыша помощь государства позволяет женщине не работать практически без ущерба для матери-

ального положения семьи, то уже в возрасте ребенка от 1,5 лет для многих семей остро встает вопрос о дополнительном источнике существования. Во-вторых, желание матерей устроить ребенка в детский сад связано не только с материальными проблемами семей, но с потребностью женщин в профессиональной реализации. И, наконец, современные родители стремятся активно социализировать детей с самого раннего возраста.

Данные выводы подтверждаются результатами опроса матерей, имеющих детей дошкольного возраста, который был проведен в Москве1. Практически все респонденты полагают, что детям старшего дошкольного возраста следует посещать детское образовательное учреждение (98%). Конечно, чем меньше возраст ребенка, тем чаще матери отвергают общественное воспитание. Так, 85% матерей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, считают возможным их воспитывать в дошкольных учреждениях, а если речь идет о совсем маленьких (в возрасте до 1,5 лет), то только половина матерей допускает пребывание такого ребенка в детском саду.

По мнению москвичек, для совсем маленьких детей предпочтительнее домашнее воспитание, и ребенок в возрасте до трех лет еще мал для того, чтобы посещать детское образовательное учреждение, что подтверждается ответами на вопрос, в котором респондентам предлагается дать оценку следующему суждению: «Для

1 Обследование было проведено Государственным автономным научным учреждением «Институтом гуманитарного развития мегаполиса» в июне 2016г., объем выборки 1500 респондентов.

ребенка лучше, если его воспитанием и образованием до 3-х лет будет заниматься семья». Оценка дается по шкале, которая фиксирует мнения от полного согласия до абсолютного несогласия. Более половины матерей были полностью согласны с этим утверждением и еще 20% — скорее

согласны. Каждый седьмой респондент не смог четко определить свою позицию (ответ «и да, и нет») и только 4,7% скорее не согласны и 2,8% абсолютно не согласны с тем, что для ребенка лучше, если его воспитанием и образованием до трех лет будет заниматься семья (табл. 1).

Таблица 1

Мнения матерей о воспитании детей младшего дошкольного возраста, %

Table 1

Mothers' opinions on education of children in younger preschool age, %

Вопрос Варианты ответов

полностью согласны скорее согласны и да, и нет Скорее не согласны абсолютно не согласны затруднились с ответом

Для ребенка лучше, если его воспитанием и образованием до 3-х лет будет заниматься семья? 57,3 20,5 14,1 4,7 2,8 0,7

Группа кратковременного пребывания — это наиболее удачная форма воспитания ребенка до 3-х лет? 26,9 24,9 21,9 10,5 12,1 3,7

Устройство ребенка в группу кратковременного пребывания способствует возобновлению занятости женщины после рождения ребенка? 38,4 21,8 16,4 8,6 11,9 2,9

Отсутствие в московских детских садах групп полного дня для детей младше 3-х лет — это серьезная проблема для матерей маленьких детей? 48,4 22,5 13,1 5,8 5,8 4,4

В Москве мало женщин, которые хотели бы начать работать полный рабочий день до того, как ребенку исполнится 3 года? 22,4 17,4 18,5 14,9 22,0 4,9

Источник: расчеты автора.

Желание родителей самостоятельно воспитывать ребенка до трех лет зависит, прежде всего, от материального достатка домохозяйства: чем выше благосостояние семьи, тем больше возможностей у матерей заниматься детьми, отодвигая выход на рынок труда. Так, 83% матерей с высокими доходами (пятая квинтиль-ная доходная группа) и 72% — с низкими доходами (1-ая квинтильная

доходная группа) соглашаются с тем, что для ребенка лучше, если его воспитанием и образованием до трех лет будет заниматься семья.

Таким образом, большинство матерей признают, что для самых маленьких детей домашнее воспитание лучше. В то же время, создание групп кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении для самых малень-

ких детей воспринимается родителями как положительный шаг, поскольку позволяет, с одной стороны, начать, необходимый с точки зрения родителей, процесс социализации ребенка, а с другой, не перегружать его, и что немаловажно, позволяет матери начать реализовывать свои профессиональные планы. С утверждением «Группа кратковременного пребывания — это наиболее удачная форма воспитания ребенка до 3-х лет» согласна половина опрошенных (ответы полностью согласны и скорее согласны). Абсолютно не согласны с этим утверждением только 12,1% респондентов, а еще 10,5% — скорее не согласны.

Устройство ребенка в группу кратковременного пребывания способствует возобновлению частичной занятости женщины, так считает 60% опрошенных женщин. Мнение родителей об устройстве ребенка ясельного возраста в дошкольное образовательное учреждение формируется под влиянием жизненных обстоятельств: работающие, менее обеспеченные и одинокие родители чаще соглашаются с необходимостью воспитания маленьких детей в детских садах. Именно у этих категорий матерей возникает необходимость в трудовой занятости уже в первые годы после рождения ребенка, а значит, и в помощи государства в воспитании детей. Около 40% респондентов не поддерживают утверждение, что устройство ребенка в группу кратковременного пребывания способствует возобновлению частичной занятости женщины, что может говорить о недостаточности такой меры для современных работающих женщин. Именно поэтому отсутствие в мос-

ковских детских садах групп полного дня для детей младше 3-х лет воспринимается женщинами, как серьезная проблема. Подавляющее большинство женщин (71%) согласны с этим утверждением (причем почти половина — абсолютно согласны), 13% — точно не определились (ответ: и да, и нет) и только чуть больше 10% не считают это проблемой.

Пребывание ребенка в дошкольном учреждении целый день позволяет матери иметь полноценную трудовую деятельность, и таких женщин в Москве немало, о чем говорит анализ мнений респондентов по следующему высказыванию: «В Москве мало женщин, которые хотели бы начать работать полный рабочий день до того, как ребенку исполнится 3 года». Так, 37% женщин не согласны с этим утверждением, поскольку считают, что у многих матерей, воспитывающих малолетних детей, есть потребность в трудовой деятельности. Вместе с тем, голоса респондентов по этому суждению разделились практически поровну, поскольку 39,8% москвичек считает, что надобность в трудовой занятости у женщин с очень маленькими детьми отсутствует. Часть женщин не смогли четко определить свою позицию по данному вопросу, и выбрали ответ «и да, и нет» (18,5%).

Мнение по данному вопросу формируется в зависимости от профессионального статуса матери. Неработающие женщины чаще считают, что у женщин с малолетними детьми нет желания выходить на работу, и реже — работающие, особенно на руководящих должностях. Так, 41% женщин-руководителей абсолютно не согласны с тем, что в Москве мало женщин,

которые имеют ребенка ясельного возраста и хотели бы начать работать полный рабочий день, в то время как среди неработающих женщин таких только 16%. Фактором, влияющим на мнения матерей относительно наличия потребности в трудовой деятельности женщин с маленькими детьми, также является материальное положение респондента. Высокий достаток позволяет женщине дольше самостоятельно заниматься воспитанием ребенка и отсрочить выход на работу. Так, почти половина женщин, проживающих в семьях по собственным оценкам с достатком выше среднего, не видят необходимости в трудоустройстве при наличии ребенка ясельного возраста, в то время как среди женщин, находящихся на другом полюсе благосостояния (с достатком ниже среднего), таких на 10 п.п. меньше.

Желание матерей отдавать детей в дошкольные образовательные организации ограничивается возможностями системы дошкольного образования. Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях возник в конце 1990-х гг., и уже много лет этот вопрос обсуждается на всех уровнях. Но, несмотря на все усилия, направленные на развитие дошкольного образования, включая строительство новых зданий для ДОУ, обеспечение доступности первой ступени образования для всех желающих семей с детьми все еще остается проблемой. На начало 2014 г. численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, в целом по стране насчитывала 2717,6 тыс. человек [2. С. 193]. В среднем число мест в организациях по программам дошкольного образо-

вания в расчете на 1000 детей в возрасте 1-6 лет на конец 2016г. составляло только 635 человек [3. С.250]. Столица в рейтинге регионов по обеспеченности местами в ДОУ находится на одном из последних мест (в 2016г. 72 место) [4. С. 346].

В настоящее время для детей старшего дошкольного возраста проблема дефицита мест в детских садах в целом преодолена, но очереди на получение места в ДОУ, по-прежнему, существуют для дошкольников младших возрастов. Так, в конце 2017 г. очередь для детей в возрасте до трех лет по всей Российской Федерации составляла 272 тыс. человек. Однако в ближайшее время очередь вырастет, поскольку до 1 января 2017г. в большинстве регионов в нее не включались дети в возрасте до полутора лет. Правительство ставит задачу обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей до трех лет к 2021г., и на эти цели в ближайшие два года из федерального бюджета в общей сложности будет выделено почти 50 млрд. рублей [5].

Какие формы общественного воспитания выбрали бы москвичи для социализации своего ребенка, если бы у них существовал свободный выбор? Опрос показал, что доверие родителей к государственным детским садам очень высоко. Если бы существовала возможность устраивать детей в сад/ясли любого типа, то большинство родителей предпочло бы государственный детский сад или ясли, независимо от возраста ребенка (рис. 1). В тоже время, для детей ясельного и младшего детсадовского возраста при наличии такой возможности родители чаще выбирали бы альтернативные государственному

устройству формы ухода за детьми, чем для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они предполагают меньшую наполняемость групп, более внимательный уход и индивидуальный подход к каждому ребенку,

Источник: расчеты автора.

Рис. Fig. 1.

Из альтернативных государственному детскому саду форм воспитания ребенка, при наличии такой возможности, родители, прежде всего, отдали бы предпочтение частному детскому образовательному учреждению, особенно для самых маленьких (18,3% респондентов выбрали бы его для детей в возрасте до трех лет и 14,7% — для более старшего возраста). Однако гипотетическое желание родителей воспитывать ребенка в частном детском саду не согласуется

что важно для детей любого возраста, но особенно — для самых маленьких (37,3% — для детей в возрасте до трех лет и 25,1% — для более старших детей).

с их материальными возможностями, что подтверждают данные Департамента образования Москвы: на начало 2015г. только 2% московских детей посещали частные детские дошкольные учреждения. Низкая платежеспособность российских домохо-зяйств не позволяет активно развивать частный сектор образовательных услуг для дошкольников даже в мегаполисах. Средняя родительская плата в негосударственных школах, по данным Ассоциации некоммерче-

74,9 |

W

Для детей до 3-х лет Для детей старше 3-х

лет

■ _ затруднились ответить

■ Частный детский сад/ясли

I Группу по уходу зз детьми, организованную родителями

I Детский сад/ясли семейного типа

Государствен ый детский сзд/ясли

1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы существовала возможность устраивать детей в сад/ясли любого типа — какой бы Вы предпочли?», %

Distribution of answers to the question: «If there was an opportunity to put children to any kind of kindergarten/ nursery, what would you prefer?», %

ских образовательных организаций регионов (АСНОР), в 2014 г. составляла от 25 до 45 тыс. рублей в месяц [6].

В настоящее время в Москве активно меняется структура системы дошкольного образования, вводятся гибкие режимы пребывания детей в учреждениях, формируется сеть развивающих центров дошкольного образования с группами кратковременного пребывания, которые особенно удобны для самых маленьких детей. В дополнение к традиционным детским садам в городе распространение получают новые формы обучения дошкольников, такие как семейные детские дома, группы по уходу за детьми, организованные родителями. Однако, если бы существовала такая возможность, то в детский сад семейного типа, а также в группу по уходу за детьми, организованную родителями, большинство москвичек своих детей не отдали бы. Так, детский сад семейного типа выбрали бы только 7% родителей для детей младшего дошкольного возраста (до 3-х лет) и менее 5% родителей — для более старших детей. Группу по уходу за детьми, организованную родителями, выбрало бы еще меньше респондентов (3,7 и 1,5% для детей до 3-х лет и старше 3-х лет, соответственно).

У москвичек нет устоявшегося мнения о такой форме устройства дошкольников, как детские сады семейного типа, о чем говорит анализ ответов матерей на утверждение: «Для детей в возрасте до 3-х лет больше подходят детские сады семейного типа, чем обычные детские сады». Из-за невысокой распространенности данной формы воспитания детей в городе, женщины не владеют полной информацией об особенно-

стях ухода за ребенком в семейном детском саду, поэтому отмечается высокая доля затруднившихся с ответом на данный вопрос (14%) и почти каждый пятый не может точно определить свою позицию (ответ «и да, и нет»). Четверть опрошенных матерей категорически против такой формы ухода за детьми (ответ «абсолютно не согласны»), и только 15% считают эту форму наиболее приемлемой для воспитания дошкольников младших возрастов (ответ «полностью согласны») (рис. 2).

Недоверие родителей к новым формам обучения дошкольников подтверждается данными о фактическом охвате детей дошкольным образованием. Согласно информации Департамента образования Москвы, в 2014 г. в Москве из 119 тыс. детей зачисленных в образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, 82,4 тыс. детей зачислены в группы полного дня и 36,6 тыс. — в группы кратковременного пребывания (в том числе, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи, лекотеки), и только 2,3 тыс. детей получают дошкольное образование в семейных детских садах [7].

Выбор варианта для устройства ребенка в ДОУ зависит от многих факторов: материальных возможностей семьи, типа домохозяйства, образования матери, ее занятости и возраста ребенка. Например, детскому саду семейного типа отдают предпочтения более обеспеченные семьи: около трети матерей из пятой квин-тильной доходной группы выбирают частный детский сад против 7% матерей с низкими доходами (1-я квин-тильная группа).

Источник: расчеты автора.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на высказывание: «Для детей в возрасте до 3-х лет больше подходят детские сады семейного типа, чем обычные детские сады», %

Fig. 2. Distribution of responses to the statement: «Kindergartens of a family type are more suitable for children under 3 years than ordinary kindergartens», %

Каков оптимальный возраст, при котором родители готовы отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение? Возраст, по мнению родителей, зависит от того, какой тип ДОУ будет посещать ребенок. Для самых маленьких детей предназначены группы ясельного возраста и группы кратковременного пребывания, следовательно, самый низкий порог входа в систему образования родители указывают для таких форм дошкольного воспитания. Родители полагают, что после того, как ребенку исполнится 1 год и 8 месяцев его можно «отдать» в ясельную группу детского сада, а в группу кратковременного пребывания — в 2 года и 1 месяц (табл. 2). Группы полного дня, детский сад семейного типа и группы по уходу за детьми, организованные ро-

дителями, предназначены для детей старшего дошкольного возраста. По мнению родителей, начинать их посещать, следует не раньше 2,5 лет, а группу полного дня — с 3-х лет. Отметим, что определенная часть женщин полностью отвергает детскую социализацию, причем доля матерей, считающих, что детям вообще не стоит посещать конкретную группу дошкольного воспитания, зависит от «традиционности» данного вида обучения и возраста ребенка. Так, группу полного дня в традиционном детском саду полностью «отвергает» менее четырех процентов женщин, что нельзя сказать о таких мало распространенных формах воспитания, как детский сад (ясли) семейного типа или группы по уходу за детьми, организованные родителями.

Таблица 2

Желательный возраст устройства детей в ДОУ (в среднем, месяцев) и доля матерей, не желающих отдавать туда ребенка, %

Table 2

Preferable age of putting children to preschool educational institution (on average, months), and share of mothers who do not wish to do so,%

Группа дошкольного образовательного учреждения Желательный возраст устройства детей в группу, в среднем, месяцев Доля матерей, считающих, что детям вообще не стоит посещать Затруднились с ответом

данную группу, %

Группа ясельного возраста 21,7 30,5 3,3

Группа кратковременного пребывания 25 18,6 4,8

Группа полного дня 34,8 3,8 0,4

Детский сад/ясли семейного типа 30 37,9 17,0

Группа по уходу за детьми, организованная родителями 29,7 38,6 19,6

Источник: расчеты автора.

Более трети родителей не считают, что детям вообще следует посещать данные формы организации детского воспитания, независимо от возраста ребенка. Нежелание родителей отдавать детей на воспитание в такие группы, возможно связано с отсутствием там профессионального подхода к обучению дошкольников, отсутствие жестких требований к квалификации воспитателей и образовательных стандартов.

Обратим внимание на ответ «затруднились с ответом», который в данном случае несет значимую нагрузку. При определении желательного возраста устройства детей в группу по уходу, организованную родителями, затруднилась с ответом каждая пятая женщина, а в детский сад/ясли семейного типа — 17% женщин.

Надо полагать, что отсутствие четкой позиции в этих вопросах связано не с сомнениями в выборе возраста детей при устройстве в эти группы, а с отсутствием общего по-

нимания целесообразности нахождения ребенка в такого рода группах дошкольного воспитания. Таким образом, готовность матерей отдать детей в учреждения данного типа довольно низка: больше половины либо против таких форм воспитания дошкольников, либо не знает, в каком возрасте туда лучше отправить ребенка.

Средние оценки не позволяют понять разброс мнений по этому вопросу, поэтому обратимся к распределению ответов о желательном возрасте устройства детей на дошкольное воспитание вне дома, которое представлено на рис 3. Несмотря на то, что большинство родителей считают, что группы полного дня, детский сад семейного типа и группы по уходу за детьми, организованные родителями, предназначены для более взрослых дошкольников, и детям их надо посещать в среднем начиная с 3-х лет, часть матерей полагает, что в эти учреждения можно отдать детей раньше: 13% — в группы полного дня

и более 40% — в детский сад семейного типа или группы, организованные родителями. Небольшая доля матерей готова отдать ребенка в ясельную группу в возрасте около

года (6%), а около 15% — предпочитают домашнее воспитание ребенка до его четырехлетнего возраста, и только затем готовы отдать его в группу полного дня.

80,0

группа ясельного возраста

• группа кратковременного пребывания

"ч" группа полного дня

► детский сад/ясли семейного типа

•группа по уходу за детьми, организованную родителями

6 мес. один 1,5 года 1 года 3 года 4 годэ старше 4 год лет

Источник: расчеты автора.

Рис. 3. Желательный возраст устройства детей в ДОУ (в среднем, месяцев), %

Fig. 3. Preferable age of putting children to preschool educational institution (on average, months), %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы, влияющие на мнение матери относительно возраста начала социализации ребенка в дошкольных учреждениях, очевидны и зависят от типа семьи, ее достатка и занятости матери. В более обеспеченных семьях желание отдать ребенка в дошкольное учреждение возникает позднее, чем в менее обеспеченных. Так, женщины из наиболее обеспеченных семей (пятая квинтильная группа), неработающие матери готовы определить ребенка в ДОУ в среднем на 3-5 месяца позже, чем менее обеспеченные или работающие женщины. Респонденты из многопоколенных семей, также определяют более поздний возраст ребенка для

начала посещения дошкольного учреждения. В неполных семьях формируются установки в среднем на более раннее время устройства ребенка в ДОУ. Одинокие матери стремятся отдать ребенка на воспитание в среднем на 2-3 месяца раньше, чем женщины из полных семей. В тоже время эти различия не столь существенны. Надо полагать, что определяя ребенка в ДОУ, семья решает несколько разнонаправленных задач. С одной стороны, даже если у семьи есть возможность не отдавать ребенка в детское образовательное учреждение, большинство родителей, тем не менее, считает необходимым устраивать детей в детский сад, при-

знавая важность социализации ребенка в столь раннем возрасте. Компромисс между желанием уберечь ребенка от внешнего влияния и признанием важности дошкольного обучения заключается в том, что родители указывают более поздний желательный возраст ребенка для устройства в ДОУ.

Очевидно, что мнение родителей об оптимальной продолжительности пребывания в детском саду/яслях также дифференцировано в зависимости от возраста ребенка. В среднем, по мнению матерей, для ребенка в возрасте до 1,5 лет — это только 16,5 часов в неделю, для ребенка в возрасте от 1,5 лет до 3 лет — 24,5 часа,

для детей в возрасте от 3-х лет до 5 лет — 39 часов, а в возрасте старше 5 лет — 42 часа в неделю. Вместе с тем, часть матерей хотели бы отдать ребенка в детское образовательное учреждение на более длительное время. Так, более чем на 40 часов в неделю, или более чем на 8 часов в день, готовы «отдать» ребенка в ДОУ 35% матерей, если ребенок старше 5 лет и 20%, — если ребенок в возрасте от 3-х лет до 5 лет. Доля матерей совсем маленьких детей, желающих отправить ребенка в ДОУ на целый рабочий день, не велика (3,7% для ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет и 0,5% — для детей в возрасте до 1,5 лет) (рис. 4).

Ючасов в 1Е>часов в 20часов в ЗОчасов в 40часов в свышв неделю неделю неделю неделю неделю 40часов в

неделю

Источник: расчеты автора.

Рис. 4 Оптимальная продолжительность пребывания в ДОУ для детей различного возраста

(по мнению респонденток), %

Fig. 4. Optimal length of stay in preschool educational institutions for children of different ages (according to respondents), %

Какие требования матери предъ- хотят, чтобы за детьми был хороший являют к детскому дошкольному уход и присмотр вне зависимости от учреждению? Прежде всего, родители возраста ребенка.

На вопрос: «Насколько для Вас важно в работе дошкольных образовательных учреждений, чтобы за ребенком был хороший уход и присмотр?» большинство матерей считают, что это очень важно (97%), и нет тех, кто полагает, что это совсем не важно. Разностороннее развитие ребенка — другая важная функция дошкольного образования, и с этим также согласно большинство матерей (табл. 3). Таким образом, практически все матери считают, что наряду с хорошим уходом и присмотром пребывание ребенка в ДОУ должно способствовать его активному развитию. Мнения матерей по данному вопросу гомогенны, и не зависят ни от мате-

риального положения и типа домохозяйства, ни от образования и статуса женщины.

Для дошкольников старших возрастных групп на первый план выходит задача подготовки к школе, и с этим также согласны практически все респонденты. Вместе с тем, многие родители считают, что дети должны начинать готовится к школе еще раньше. Так, более половины матерей полагает, что подготовка к школе очень важна и для самых маленьких детей (в возрасте до трех лет), и только 27,4% респондентов ответили, что эта образовательная услуга детям младшего дошкольного возраста не требуется.

Таблица 3.

Распределение ответов матерей о требованиях к детскому дошкольному учреждению для детей разного дошкольного возраста, %

Mother's opinions on the requirements to preschool educational institutions for children of different preschool ages, %

Table 3

Требования к ДОУ Для детей до 3-х лет Для детей старше 3-х лет

Совсем не важно Довольно важно Очень важно З. о.* Совсем не важно Довольно важно Очень важно З. о.*

За ребенком должен быть хороший уход и присмотр 0,0 2,6 97,1 0,3 0,0 3,0 96,7 0,3

Разностороннее развитие ребенка 0,3 8,4 90,6 0,6 0,1 4,3 95,5 0,2

Подготовка ребенка к школе 27,4 15,9 54,2 2,6 0,6 7,5 91,6 0,3

Родители должны знать, что происходит в ДОУ и влиять на это 0,6 16,4 81,5 1,5 0,8 15,0 82,6 1,5

Режим работы ДОУ должен позволять реализовывать планы взрослых 2,4 18,6 76,8 2,2 1,6 17,0 79,7 1,7

* З. о. — затрудняюсь ответить. Источник: расчеты автора.

Таким образом, московские семьи активно поддерживают наличие в дошкольном учреждении обязатель-

ной образовательной функции. Однако потребность родителей в образовательных программах для дошколь-

ников в детских садах наталкивается на наметившуюся в последнее время тенденцию перевода ДОУ в учреждения лишь по уходу и присмотру за детьми с минимальной образовательной составляющей, что противоречит как современным тенденциям развития сферы образования, так и декларациям на государственном уровне важности дошкольного образования [8].

Для родителей также важно, чтобы режим работы ДОУ позволял реа-лизовывать планы взрослых: большинство родителей, считают, что это важно (77-79%, в зависимости от возраста ребенка, считают, что это очень важно и 17-18%, что довольно важно). Родители хотят иметь контроль за деятельностью учреждения, в котором находится их ребенок, для них важно знать, что происходит в ДОУ и влиять на это. Ответы распределились следующим образом: 8182% матерей считают, что знать, что происходит в детском дошкольном учреждении и влиять на это очень важно, 15-16% полагают, что это довольно важно. В выборке почти не оказалось родителей, для которых

это совсем не важно.

***

Подводя итоги, можно сказать, что московские семьи осознают важность процесса дошкольной социализации ребенка, предпочитая при этом государственный детский сад. Необходимость дошкольного образования признают даже матери, имеющие

возможность не отдавать ребенка в детское образовательное учреждение. Компромисс между желанием уберечь ребенка от внешнего влияния и признанием важности социализации до поступления в школу заключается в том, что матери готовы воспользоваться услугами учреждений дошкольного образования в более позднем возрасте ребенка.

Создание в Москве групп кратковременного пребывания в детском образовательном учреждении воспринимается респондентами как положительный шаг. Однако такой меры для работающих женщин и особенно для одиноких матерей малолетних детей явно недостаточно — отсутствие групп полного дня для детей младше трех лет является преградой к возобновлению занятости матерей.

Москвички предъявляют высокие требования к дошкольному образовательному учреждению, как с точки зрения режима работы ДОУ, так и с точки зрения качества оказываемых услуг. Они считают, что в ДОУ должен не только осуществляться хороший уход и присмотр за ребенком, но и реализовываться программы, способствующие разностороннему развитию ребенка, включая подготовку к школе.

Образовательные программы, по мнению родителей, должны быть ориентированы не только на дошкольников средних и старших возрастных групп, но и на самых маленьких детей в возрасте до трех лет.

Литература и Интернет источники

1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

2. Российский статистический ежегодник. 2014. — М.: Росстат. 2014. — 717 с.

3. Индикаторы образования: 2017 — М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017. — 320 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017, — М.: Росстат. 2017. — 1402 с.

5. Информационное агентство «Интерфакс-Россия». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/main.asp?id=902791 Дата обращения: 24.01.2018

6. Информационные материалы о ходе реализации Государственной программы «Столичное образование» Итоги 2014 года (Отчет на заседании Правительства Москвы 3 февраля 2015 года).

7. Сайт Департамента образования города Москвы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/works/preschool/ Дата обращения: 10.08.2015

8. Александрова О.А., Ненахова Ю.С. Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия? // Народонаселение. — 2015. — № 1 — С. 95-106.

Для цитирования:

Корчагина И.И. Взгляды москвичек на дошкольное образование детей // Народонаселение. — 2018. — Т. 21. — № 1. — С. 136-150. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-1-11.

Сведения об авторах:

Корчагина Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, ведущий аналитик Института социальной политики НИУ-ВШЭ, Москва, Россия; ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: ikorchagina@hse.ru DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-1-11

OPINIONS OF MUSCOW WOMEN ON PRESCHOOL EDUCATION OF CHILDREN

Irina I. Korchagina1 2

1 Institute of Socio-Economic Studies of Population, Russian Academy of Sciences (32 Nakhimovsky prospect, Moscow, Russian Federation, 117218)

2 National Research University Higher School of Economics (20 Myasnitskaya st., Moscow, Russian Federation, 101000)

E-mail: ikorchagina@hse.ru

Abstract. The article deals with one of the basic elements of the education system- preschool education. It examines the necessity of preschool education, joining kindergartens by children of different age, different types of preschool education, period of studying, parents prefers. The article is based on the results of a survey of mothers with preschool children, which was provided in June 2016 in the city of Moscow. Moscow families consider maintenance of preschool children socialization and prefer state kindergarten. Majority of families consider the necessity of preschool education independently with their possibilities to avoid it. Parents choose preschool education for more senior children as a compromise between socialization and its danger. Parents prefer part time joining children into preschool education groups, because it is positive for mothers employment. However, lack of full time groups for small children is a big problem for unemployed mothers and most of all for singles. Mothers opinions is influenced by employment, families composition, live standards of households, age of children. Keywords: pre-school education, educational institution, forms of preschool education, nursery school.

References and Internet sources

1. Federal'nyy Zakon №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 goda [On Education in the Russian Federation. Federal Law 273-FZ of 29 December 2012]. Art. 10. (in Russ.)

2. Russian Statistical Yearbook 2014. Moscow. Rosstat. 2014. 717 p. (in Russ.)

3. Indikatory obrazovaniya: 2017 [Indicators of Education: 2017. Moscow. Vysshaya shkola ekonomiki [Higher School of Economics]. 2017. P. 320. (in Russ.)

4. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 2017 [Regions of Russia. SocioEconomic Indicators 2017]. Moscow. Rosstat. 2017. 1402 p. (in Russ.)

5. Interfaks-Rossiya [Interfax-Russia]. Available at: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/main.asp?id=902791. (Accessed: 24 January 2018) (in Russ.)

6. Informatsionnyye materialy o khode realizatsii Gosudarstvennoy programmy «Stolichnoye obrazovaniye» Itogi 2014 goda (Otchet na zasedanii Pravitel'stva Moskvy 3 fevralya 2015 goda [Information on the implementation of the State Program "Metropolitan Education". Results of 2014 (Report at the Moscow Government sitting of 3 February 2015)]. (in Russ.)

7. Sayt Departamenta obrazovaniya goroda Moskvy [The site of the Moscow Education Department]. Available at: http://www.educom.ru/ru/works/preschool/. (Accessed: 10 August 2015). (in Russ.)

8. Alexandrova O.A., Nenakhova Yu.S. Peremeny v doshkol'nom obrazovanii: tuda li idet Ros-siya? [Changes in the pre-school education: is Russia headed in the right direction?] Narodonaseleniye [Population]. 2015. №1. P.95-106. (in Russ.)

For citation:

Korchagina I.I. Opinions of Moscow women on preschool education of children. Narodonaselenie

[Population]. 2018. Vol. 21. No. 1. P. 136-150. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-1-11 (in Russ.)

Information about the author(s):

Korchagina Irina Ivanovna, Cand. Sci. (Econ.), Leading Analyst, Institute for Social Policy, Higher

School of Economics, Moscow, Russia; Leading Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of

Population, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: ikorchagina@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.