Научная статья на тему 'Взгляды абу-ль-хасана аль-Маварди на государство и власть'

Взгляды абу-ль-хасана аль-Маварди на государство и власть Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1307
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / АБУ-ЛЬ-ХАСАН АЛЬ-МАВАРДИ / ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМ / МОРАЛЬ / ПОЛИТИКА / ЛЕГИТИМОСТЬ / ХАЛИФАТ / POWER / ABU AL-HASAN AL-MAWARDI / STATE / ISLAM / MORALITY / POLITICS / LEGITIMACY / CALIPHATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пасандиде Сомайе

В статье анализируется влияние политических воззрений аль-Маварди на практику властных отношений исламского мира. Согласно его учению, основу идеального государства составляют два фактора: правовой аспект и мораль. Весьма важным, по мнению аль-Маварди, является управление социальной системой для обеспечения роста и развития духовных основ человека. Эти положения, взятые на вооружение в Cредние века, сохранили свою значимость и сегодня, когда нравственные принципы управления выведены за пределы политических и юридических норм и направлены на удовлетворение корыстных интересов сил, борющихся за мировое господство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIEWS OF ABU AL-HASAN AL-MAWARDI ON THE STATE AND AUTHORITY

The article analyzes the role of al-Mawardi’s views in the history of the Muslim world, tells about the personality of Abu al-Hasan al-Mawardi and his political doctrine of Islam and the state. According to his teachings, the foundation of the ideal state includes two factors: the legal aspect and morality. According to al-Mawardi, the management of social systems is significant for ensuring growth and development of spiritual and human personality. These views, taken into service in the Middle Ages, have retained their importance nowadays, when moral principles are derived outside the control of political and legal norms in favor of selfish interests of the forces, fighting for world domination. Today the ideas of al-Mawardi are used in academic circles as an important fundamental source.

Текст научной работы на тему «Взгляды абу-ль-хасана аль-Маварди на государство и власть»

188

ВЛАСТЬ

2 016'01

ShATILO Igor' Stanislavovich, Cand.Sci.(PhiIos.), Associate Professor (fai-shatilo@yandex.ru)

M. TUHACHEVSKY AND THE PROBLEM OF TRANSITION TO THE MILITIA DEFENCE SYSTEM

Abstract. The article examines the historical episode of the time of the Civil war - the proposal of M. Tuhachevsky, commander of the army to the 10th Congress of the Bolshevik Party to eliminate the statement of Marxist party program about militia defense system as the ultimate goal of the Soviet Armed Forces. This proposal and the reaction to it of the Congress, on the one hand, characterizes the level of education of the Marxist Soviet military personnel at the time and on the other - indicates the ability of the party to preserve the internal logic of the program provisions on the process of socialism building. In addition, the article discloses the sources of certain provisions of the modern international legal concept of general and complete disarmament.

Keywords: militia defense system, disarmament under international agreements, replacement of armies by militia

ПАСАНДИДЕ Сомайе (Иран) — аспирант кафедры политологии и социологии Московского педагогического государственного университета (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 88; Somаyeh_ pasandide@yahoo.com)

ВЗГЛЯДЫ АБУ-ЛЬ-ХАСАНА АЛЬ-МАВАРДИ НА ГОСУДАРСТВО И ВЛАСТЬ

Аннотация. В статье анализируется влияние политических воззрений аль-Маварди на практику властных отношений исламского мира. Согласно его учению, основу идеального государства составляют два фактора: правовой аспект и мораль. Весьма важным, по мнению аль-Маварди, является управление социальной системой для обеспечения роста и развития духовных основ человека. Эти положения, взятые на вооружение в Средние века, сохранили свою значимость и сегодня, когда нравственные принципы управления выведены за пределы политических и юридических норм и направлены на удовлетворение корыстных интересов сил, борющихся за мировое господство.

Ключевые слова: власть, Абу-ль-Хасан аль-Маварди, государство, ислам, мораль, политика, легити-мость, халифат

Аль-Маварди родился в Басре и долгие годы занимался политической деятельностью. Стал известным мусульманским мыслителем, правоведом и последователем шафиитского мазхаба, работал главным судьей в Хорасане и Багдаде, служил дипломатом при дворе Аббасидских халифов аль-Каима и аль-Кадира. В последние годы существования Аббасидского халифата его положение значительно ухудшилось по причине ослабления централизованной власти халифов. Ослабление халифата привело к нестабильности всего мусульманского мира, в различных уголках которого образовались независимые от халифов государства. Они враждовали между собой и часто вели братоубийственные войны, еще более ослабляя друг друга. В этой атмосфере багдадские халифы остро нуждались в любой политической, экономической, военной, дипломатической и даже консультативной поддержке для сохранения единства халифата. Именно на этот период, выпавший на конец X и первую половину XI вв., когда у власти находились сразу два халифа - аль-Кадир би-л-Ляхи и его сын аль-Каим би-амри-л-Ляхи, пришелся жизненный путь аль-Маварди, величайшего мусульманского ученого того времени [Курбанов 2011]. Его роль в развитии теории и практики организации государства

и власти уже тогда была очень велика. Начиная с XI в. возникали постоянные дискуссии в отношении тех фундаментальных принципов, которые составили основу теории халифата. Аль-Маварди считался одним из главных создателей суннитской политической теории. Учитывая процесс растущей автономизации политической власти в империи Абассидов, где утверждалось господство визирей и окружавшей их бюрократической верхушки, ведущее к созданию институциональной модели светского государства, аль-Маварди стремился доказать политическое превосходство халифа и теократической модели властных отношений, идущих от пророка Мухаммада [Желтов, Желтов 2015].

Аль-Маварди определил концепцию халифата как политического института. Последний особенно укрепился со времен монгольского завоевания и был принят в Османской империи, усилившись в XIX в., когда султану потребовалось адаптировать прежнюю политическую систему к более успешной западной практике управления. Государь должен был соединить в себе всю полноту высшей светской имперской и высшей духовной халифатской власти, что позволяло ему утверждать свое господство над другими государями мусульманского мира. Однако такая опека вела к растущей политической автономизации египетских и тунисских руководителей, не желавших признавать политическое и духовное лидерство за турецким правителем, поставившим себя выше арабов, связанных духовным и кровным родством с Мухаммадом. В итоге подобный сепаратизм арабов способствовал сначала падению в 1920 г. султаната, а через 4 года - и самого халифата. Все это привело к исчезновению данной модели, хотя ее заменитель пока не найден.

Согласно аль-Маварди, только сильное и централизованное государство способно привести в равновесие все общественно-политические процессы и положить конец произволу и хаосу. Он разработал теорию государства, которую изложил в труде «Аль-ахкаму'с-султаниййа» [аль-Маварди 1976]. В его воззрениях о происхождении, сущности и функционировании государства чувствуется больше рациональности, чем в других философских трудах многих мусульманских мыслителей, которые опирались не на практику политической жизни, а на принципы мусульманской догматики и учения античных философов, в частности Платона и Аристотеля. Представителем такого утопического направления средневековой мусульманской мысли, в частности, был выдающийся философ аль-Фараби [аль-Фараби 1990: 121]. Еще одним условием для функционирования государства аль-Маварди считает принцип всеобщей социальной справедливости, который охватывает все аспекты жизнедеятельности общества. Этот принцип должен лежать в основе взаимоотношений как граждан страны между собой, так и власти с гражданами. В соответствии с принципом социальной справедливости, который основывается на положениях религии и обеспечивается сильным правителем, каждый гражданин государства должен чувствовать себя в безопасности во всех уголках страны [Фейрахи 2013: 118].

Аль-Маварди был убежден в том, что оздоровление и укрепление нравственности невозможно только в религиозной сфере, в отрыве от мирской жизни. Особенно в отрыве от такой ее существенной и определяющей сферы, как политическая. на его взгляд, полное нравственное оздоровление общества невозможно без оздоровления политической элиты. Вот почему большое значение аль-Маварди придавал моральной стороне взаимоотношений граждан в государстве. Основой морали он считал принцип совершения добрых дел каждым гражданином, который также обязан побуждать к этому окружающих. В то же время гражданин обязан воздерживаться от совершения дурных поступков и стремиться к недопущению их от окружающих. Эти необходимые моральные

190

ВлАсть

2 016'01

принципы взаимоотношений граждан страны Аль-Маварди строил на основании коранического аята:

«...и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти блаженны»1.

Аль-Маварди, в частности, подчеркивает, что мусульманин не должен стремиться к власти и богатству. И то и другое - лишь необходимыее средства, которые должны помогать успешному решению мирских дел, работая на укрепление нравственности, богобоязненности и обретения милости Аллаха в мире вечном. Главная заслуга аль-Маварди состоит в том, что в период упадка халифата он смог разработать доктрину, согласно которой халиф должен считаться не просто духовным лидером, но и обладать политической властью. Согласно аль-Маварди, халифом должен быть тот, кто мог соответствовать следующим требованиям: происходить из рода племени Курайш - родичей Мохаммада, обладать высоким уровнем образованности и знанием различных наук, пользоваться высоким авторитетом, уважением среди народа и пр. Именно такому человеку народ мог бы присягнуть на верность и видеть в нем легитимного правителя. При этом аль-Маварди считал, что обязанности халифа возложены на него Аллахом, а не народом.

Халиф должен избираться авторитетными факихами (исламскими богословами-законоведами) и теологами либо назначаться предшественником. Но важно, чтобы в этом случае данная кандидатура была утверждена иджмой (собранием авторитетных знатоков фикха).

В заключение хотелось бы отметить, что, благодаря своему особому пониманию места и роли главы государства, аль-Маварди стал одним из основателей исламской политической мысли, получившей практическую реализацию и отразившейся на ходе мировой истории - сначала в борьбе против крестоносцев, а затем в Османской империи.

Анализ политических воззрений аль-Маварди показывает, что он изучил все аспекты управления государством и придерживался идеи сохранения принципов гуманистического направления политической философии, согласно которой государство должно обладать правовой и моральной легитимностью в равной степени.

Список литературы

Аль-Маварди Абуль-Хасан. 1976. Административные положения. Стамбул: Бадр публикации. Доступ: alizadeh.narod.rU/books/power/2.5.html

Аль-Фараби Абу Наср. 1990. Мысли людей. Утопии. Анкара: Министерство культуры.

Желтов В.В., Желтов М.В. 2015. Сравнительная политология. Политическая власть и политическое выражение. М.: ФЛИНТА. 730 с. Доступ: rumvi.com/ products/ebook

Курбанов Р. 2011. Чем отличается аль-Маварди от Макиавелли? Мусульманский политический консалтинг. - Ансар. 20.12.2011. Доступ: www.ansar.ru/person/ chem-oШchaetsya-al-:mavardi-ot-makiaveШ-musulmanskij-poИticheskij-konsaШng (проверено 07.01.2016).

1 Коран 3: 104.

Фейрахи Д. 2013. Политическая система и государство в Исламе. М.: Научная книга. 127 с.

PASANDIDE Somaie (Iran), postgraduate student of the Chair of Political Sciences and Sociology, Moscow State Pedagogical University (88 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; Somayeh_pasandide@yahoo.com)

THE VIEWS OF ABU AL-HASAN AL-MAWARDI ON THE STATE AND AUTHORITY

Abstract. The article analyzes the role of al-Mawardi's views in the history of the Muslim world, tells about the personality of Abu al-Hasan al-Mawardi and his political doctrine of Islam and the state. According to his teachings, the foundation of the ideal state includes two factors: the legal aspect and morality. According to al-Mawardi, the management of social systems is significant for ensuring growth and development of spiritual and human personality. These views, taken into service in the Middle Ages, have retained their importance nowadays, when moral principles are derived outside the control of political and legal norms in favor of selfish interests of the forces, fighting for world domination. Today the ideas of al-Mawardi are used in academic circles as an important fundamental source.

Keywords: power, Abu al-Hasan al-Mawardi, state, Islam, morality, politics, legitimacy, caliphate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.