Научная статья на тему 'Взгляд с другой стороны стола'

Взгляд с другой стороны стола Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
320
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ / ПОДРОСТОК / РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронина Екатерина Ивановна

Автор делится опытом проведения психологических консультаций с детьми, их родителями, семьями. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой основная причина существования проблемы во взаимоотношениях подростка с взрослыми людьми в том, что мы видим мир своими глазами и редко задаемся вопросом, а как же видят его подростки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд с другой стороны стола»

Глазами учащегося

От редакции. Мы представляем очерк школьного психолога на тему детско-родительских отношений подростка в семье. Автор, школьный психолог, работает под псевдонимом и данная публикация является, по сути, первой пробой пера. В данной небольшой работе автор поставил перед собой цель показать проблему отношений в семье глазами подростка 15 лет.

J

Л

взгляд с другой стороны СТОЛА

Е.П. Воронина

_______г

Аннотация. Автор делится опытом проведения психологических консультаций с детьми, их родителями, семьями. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой основная причина существования проблемы во взаимоотношениях подростка с взрослыми людьми в том, что мы видим мир своими глазами и редко задаемся вопросом, а как же видят его подростки.

Ключевые слова: школьный психолог, подросток, родители, психологическая консультация.

Я - школьный психолог. Иногда я пишу очерки о моих подопечных и о семьях из других школ, которые обращаются ко мне за консультацией. К сожалению, я не писатель и не владею литературным стилем, но я веду эти заметки для того, чтобы взрослые смогли увидеть проблему ребенка- какой бы она ни была - его глазами. К сожалению, часто нам, взрослым людям, кажется, что проблемы детей - надуманные, страдания- наигранные и все их так называемые «беды» не стоят выеденного яйца. Мы недооцениваем. Мы не слышим. Мы заняты гораздо более важными делами - зарабатываем на жизнь, даем им образование, заботимся о наших родных, обеспечиваем нашим детям будущее. В каждодневном круговороте неотложных дел и неразрешимых проблем мы иногда чуть не плачем от усталости -и на фоне этого их слезы кажутся не такими уж горькими.

Иногда, глядя на негодующего или угрюмого подростка, так и хочется сказать «мне бы твои проблемы». Не достал билет на какой-то там концерт, поссорился с девушкой, услышал насмешку в адрес своего несовременного сотового телефона - и все, конец света! Какие они наивные, смешные, эмоциональные - наши любимые подростки! Ну разве можно так расстраиваться из-за какой-то ерунды? Нервы надо беречь, они еще понадобятся для настоящих жизненных проблем. Зачастую, рассуждая именно так, мы проходим мимо не придуманного, неподдельного страдания. Но это происходит вовсе не потому, что мы - черствые или прочитали недостаточно книжек по возрастной психологии. Это происходит, потому что мы видим мир своими глазами и редко задаемся вопросом, а как же видят его они.

Смена угла зрения, взгляд «с другой стороны стола»- вот как я пытаюсь представить для себя мир того, кто сидит за моим столом школьного психолога, будь то родитель или ученик, одаренный ребенок или «двоечник». Глаза есть у каждого. И взгляд их - уникален.

Ко мне обратились родители 15-ти летнего Семена. Последнее время поведение их сына стало невыносимым. Мальчик грубит, скатился до троек, постоянно находится вне дома и не говорит, где именно. Сотовый телефон отключает, с родителями разговаривает сквозь зубы, односложно. Последней каплей стало то, что мама Семена выяснила, что вместо того, чтобы ходить на дополнительные занятия, он вот уже две недели их пропускал, а деньги, которые предназначались для оплаты этих занятий - потратил. Уже пару дней домой Семен приходит под утро, объяснять что-либо отказывается, ни на ласку и уговоры, ни на наказания не реагирует.

Анна Витальевна, мама Семена, подробно описывает мне ситуацию с пропущенными дополнительными занятиями и потраченными деньгами. Я прошу ее рассказать о характере сына в целом, и она долго перечисляет все, что изменилось в поведении сына за последний год.

Анна Витальевна: Дома его почти никогда нет. Где шатается - не понятно. И даже если он дома, дверь комнаты все время закрыта. Забаррикадировался там и не выходит - даже кушать умудряется там, прямо за компьютером. Весь его лексикон «да», «нет», «отстань» и «я не хочу разговаривать». С Женечкой - это наш младшенький - вообще не помогает! Я одна, как белка в колесе! Ни убрать за собой, ни элементарно пол подмести, в его комнате вечно бардак, куча чашек на столе, объедки по полу, пакетики, банки из-под колы. Я уже и не захожу

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

29

Глазами учащегося

туда, чтобы не расстраиваться. А что будет с учебой? Ну школа-то не родители, терпеть и прощать не будут! Я уже к директору как на работу хожу, а мне, между прочим, некогда, у нас маленький ребенок. Женечке 2, 3, постоянно внимание нужно, покормить-погулять-постирать, игры развивающие, режим. Да что я Вам рассказываю, а то Вы не знаете, что такое маленький ребенок! Муж работает как проклятый, домой еле живой приползает, ему еще проблем с этим здоровым лбом не хватало. А Сема относится к родителям как потребитель. Ест, спит и музыку слушает, вечно в наушниках и за компьютером сидит, только и слышно ночами - стук, стук по клавиатуре. Он бы учился с таким рвением, к контрольным готовился! Ага, как же! У него соцсети только на уме. А что у него за компания? Я никого из них не знаю, не понимаю, все этот сленг какой-то, разные словечки, «жесть», «отстойно», интересы примитивные. Книжку в руки взять и раньше не заставишь, а уж теперь я и не заикаюсь... А недавно отца послал матом. Представляете?! И у мужа, и у меня семьи интеллигентные, нам даже в голову не могло прийти, что на родителей так можно. Я заплакала прямо. Стыд - то какой! Вырастили, называется! Воспитали.! И это - в ответ на то, что отец призывает его к уму, чтобы учился. А его призывай - не призывай, на все одна реакция - смешки, ухмылочки, цинизм неприкрытый. С Женечкой ни одного часа не провел, не замечает его вообще, ему его дружки и компьютер важнее. Правда, алкоголем от него ни разу не пахло. Но это до поры до времени, я уверена. А ведь он раньше другим был. Как подменили его.

Психолог: И давно с ним произошли эти изменения?

А. В.: Да постепенно все. Накапливалось, накапливалось. А теперь его до экзаменов не допустят, вот и докатился. Это стало последней каплей. Мы так больше не можем. Муж уже и уговаривал его, и ругал, и наказывал, а ему все нипочем. Как с гуся вода. Он стал таким непробиваемым, толстокожим - ну вот умри мы все втроем завтра, он и слова не скажет, как всегда музыку свою дурацкую врубит в наушниках и шататься по улицам пойдет. Вы простите, что я плачу. нет сил сдерживаться больше. Ведь он совсем другим был. Отзывчивым, чутким. «Мама, если голова болит, ты полежи иди, я сам посуду помою». «Мама, я тебе фильм клевый скачал, вам с папой понравится».

Психолог: Я понимаю Вас. Вам кажется, что он стал совершенно другим человеком. Чужим.

А. В.: Да временами мне кажется, что у него вообще, простите за выражение, крыша едет! Может, мне уже и не к Вам, а к психиатру надо обращаться! То хохочет, как ненормальный, из-за закрытой двери только стук компьютерных клавиш и хохот, а то ходит, глаза в пол, лицо такое, что смотреть страшно, будто все несчастья разом на него обрушились, бедняжечку. Голос тихий, челка на лицо, он ее стричь не дает, специально длиннющую отрастил, смотрит волчонком из-под нее, ссутулится, как дед старый, лоб нахмурен. А недавно вообще странное что-то было. Я говорила - он циничный, его ничем не проймешь, ухмылки, сарказм, грубость - а тут заплакал. Это Семен! Я глазам своим не поверила. Я и не помню, когда последний раз видела, как он плачет. Я вообще уже думала, что такие эмоции ему недоступны.

П.: А что произошло, из-за чего Семен плакал?

А. В.: Да я толком и не поняла. Поэтому и подумала, что у него с нервами совсем плохо, ко врачу надо.

П.: Расскажите, как это было?

А. В.: Да рассказывать нечего. Стоял, мыл посуду, на кухне мы были, я Женечку кормила завтраком, а Семку попросила посуду помыть. Он стоял спиной к нам, и вдруг вижу - спина у него и плечи вздрагивают. Я ему: «Сема»- а он повернулся, а лицо все в слезах. Я перепугалась, подошла к нему, «Семочка, говорю, сынок, что случилось?» А он как заревет в голос, так горько, мне прямо самой кричать захотелось от тоски. Никогда не слышала, чтобы он так плакал. Обнимаю его, «что с тобой - что с тобой», а он вдруг резко так меня оттолкнул, слезы рукавом размазал и говорит злым таким голосом: «Ничего, ему тоже когда-нибудь будет пятнадцать». И ушел в комнату. И все. До меня даже не сразу дошло, что это он о Женечке говорил. К братику ревнует, получается, так, что ли? Бред какой-то. Мы же их одинаково любим, неужели он думает, что Женю- больше?! Они оба наши кровиночки, но Сема такой трудный, такой проблемный. Ну конечно, я с Женечкой больше нежничаю, ну так Сема и не хочет этого- сам говорит «не сюсюкай со мной! Называй меня Семен, а не Сема! Мне не два годика, чтобы ты по десять раз спрашивала, покушал я или нет». Сам подчеркивает, что он - взрослый, ему не нужны «сопливые нежности». Это он так наше родительское внимание и заботу называет. И тут вдруг- эти слезы. Слышали бы Вы, как он плакал. Мне до сих пор жутко, как вспомню. И из-за чего? Я-то уж думала, что-то случилось, не дай бог, серьезное. А он, значит, ревнует - ну как малыш, честное слово! Да и что ревновать, Женечка и правда маленький, конечно, ему внимания в несколько раз больше требуется, Сема же не может этого не понимать. Тем более, сам хочет, чтобы к нему относились, как к взрослому. Поговорите с ним. Может, Вам он что-то вразумительное скажет, как-то свое поведение объяснит. А то с нами вечно сквозь зубы, как будто родители- враги ему.

Следующим на приеме у меня был Семен. Я для себя отметила, что Анна Витальевна очень точно его описала: сверкающие недоверием из-под длинной челки глаза, взгляд исподлобья, сутулые плечи, нервные и резкие движения. К моему огромному удивлению, мне не пришлось долго налаживать контакт и уговаривать рассказать, что происходит. После нескольких односложных ответов слова вдруг полились потоком, и я была поражена, как же долго, наверное, он ждал случая, когда можно будет выговориться.

С.: И они говорят мне - я изменился. А сами не видят, как изменились они. Раньше они любили меня. Сидели вместе за столом, трепались. Сейчас смотрят сквозь меня. Замечают мое присутствие, только если я где-то накосячил.

П.: Тебе кажется, что они уделяют больше внимания твоему брату?

С.: Кажется? Кажется. (он недобро усмехнулся). С тех пор, как Жека родился, я перестал существовать. Сначала ничего понять не мог, угодить им старался. В няньку превратился, все друзья надо мной ржали. А я все равно старался. Но им все равно - что ни сдела-

30

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Глазами учащегося

ешь, принимается как должное. Как будто так и надо. А не дай бог что не так- оборутся. Отец особенно. Любимое выражение- «свинья неблагодарная». Да, потратил я эти деньги. Думал - пусть хоть такую компенсацию с них получу. Помню сейчас, как в начале услужить им пытался - сам себя ненавижу. Подхалимничал, в школе из шкуры вон лез. Помню, получил «четвертак» в четверти по литературе, бежал домой, себя не помнил от счастья. У меня по литре - четвертак! Кто бы знал, как он мне дался... Прихожу домой, с порога ору, как дебил: мама, у меня четыре по литре! Мать от гладильной доски голову подняла, улыбнулась - молодец, говорит, сынок - и дальше гладить. Мне обидно, что она так вскользь об этом, ну да ладно, думаю, отец придет, я его обрадую. Заходит он с работы - а мать ему: «Костя, ты не представляешь, какое у нас событие!» Ну, я думаю, наконец-то, очухалась, ведь действительно -событие. А то что это за снисходительное «молодец, сынок»? Только я рот открыл, а она продолжает: «Ты не поверишь! Женечка сам на горшочек попросился!» Ну я так с открытым ртом и остался. А они радовались -раз двадцать она отцу это «событие» пересказала, батя на эмоции скупой, а тут я думал, он в пляс пустится.

П.: А про твою четверку так и не вспомнили?

С. Вспомнили, почему же. Отец сказал потом, когда она ему рассказала, за ужином, что-то вроде «А кто бы сомневался, Сема, что у тебя может быть четыре! У тебя и пять может быть легко!» Кто бы сомневался. Да я бы сомневался! Я думал, у меня остатки мозга через уши вылезут от всех этих стихов и их анализирования. А сочинение это мне чего стоило? Сколько раз я его переписывал- мог бы за это время. да не хочу вспоминать даже.

П.: Тебе нужна их поддержка. Тебе, наверное, очень не хватает их внимания.

С.: Да не нужно мне их внимание! И поддержку свою пусть оставят для того, кто в ней нуждается! Со мной все и без них зашибись!

П.: Твоя мама сказала, что они тебя очень любят, просто переживают за тебя.

С.: Вы что, все одну и ту же книжку цитируете? Наверняка, прочитали какую-нибудь заумную шнягу типа «пойми своего ребенка». Слова все как на ксероксе.

П.: На ксероксе..?

С.: Да я имею в виду, вы все одно и то же говорите. «Они тебя любят, любят». Со стороны легко говорить о том, чего не знаешь.

П.: Ты прав, я сужу со стороны. Со своей стороны. Расскажи мне, как это выглядит с твоей? Можешь припомнить какой-то случай?

С.: Да при чем тут случай. Это каждый день происходит, утром, вечером, всегда. Каждый день получаю доказательства их «любви». Утром встанешь - мать на кухне возится, первая фраза вместо «доброго утра»» Сема, ты в школу не опоздаешь? Садись быстренько перекуси и давай беги». И тон такой деловой, озабоченный. Боится, как бы опять к директрисе не вызвали. И тут же - «Уси-пусеньки, ням-ням! Мы кусять зяхотели? Ам! Ты мой сладкий». к Жеке когда обращается, она ему в глаза смотрит, и голос такой. не могу передать. Теплый. И радостный. А ко мне когда - хмурится, глаза

в сторону и голос страдальческий, как будто даже говорить со мной ей тошно.

Следующая встреча- с Семиной мамой. Я поясняю ей, что старший сын действительно страдает от недостатка нежности - но хотел бы видеть ее проявления не в детских сюсюканиях (ведь он уже «взрослый»), а в проявлении радости от общения с ним.

П.: Понимаете, ему кажется, что младший брат вам приносит радость, а он- нет, что от него одни проблемы.

А. В.: А что же делать, если это действительно так? Женечка такой нежный, милый, он как игрушечка, от него одни положительные эмоции. А Семка стал злобный, угрюмый, огрызается, в школе проблемы, во дворе подрался, родителей обманывает - чему же нам с мужем радоваться? «Денюжку украл- молодец, сынуля», так, что ли?! «Из школы выгонят- молодец, мы тобой гордимся»! Так, что ли, надо?

П.: Он пытается добиться вашего внимания любой ценой.

А. В.: Так разве мы его не любим? Мы же просто переживаем за его будущее! Волнуемся - поэтому и ругаем. Чтобы понял, что не на тот путь он встал. Да я во многом сама виновата- не уделяла ему такого внимания в детстве, как сейчас уделяю Женечке. Все же знаете, второй ребенок, тем более, после тридцати -это качественно другие ощущения. Я когда Семку родила, я еще сама девчонкой была, меня все эти пеленки-распашонки дико утомляли. Лишь бы только накормить побыстрее, переодеть, и чтоб не беспокоил подольше. А сейчас с Женечкой мне эти куличики, эти машинки, кубики - праздник. С Семой я гуляла, потому что надо было, так положено - я и гуляла, а сейчас совсем все по-другому воспринимается. Я с Женечкой в развивающие игры играю, наблюдаю за ним, как он меняется каждый день, даже что-то вроде дневника веду, записываю, чему он еще научился. Это, наверное, и называется осознанным материнством. Для меня поход в детский магазин такое удовольствие, я его одеваю, как куколку, так люблю ему одежду выбирать. Эти ботиночки маленькие. а в 19 лет меня только пугало, как быстро у Семки нога росла, не успеешь одни ботинки купить -уже другие надо. Я даже думать боюсь, когда придется на работу выходить, как я без Женечки тосковать буду весь день. Ни на минуту оставлять его не хочется. Постоянно стараюсь наверстать то, что недодала Семе.

Разговор с этой семьей можно было бы записать и дальше, но цель моей психологической зарисовки не в этом. Я просто хотела показать, насколько «зеркален» мир подростка и его родителей, когда одни и те же ценности и понятия приобретают совершенно разные направления и отражаются с точностью до наоборот. Завершить этот очерк я хотела бы цитатой из разговора с Семеном.

П.: Они совсем не сердятся на тебя за потраченные деньги, дело же не в этом.

С.: А я знаю, в чем дело. Я провинился перед ними, я действительно виноват - но моя вина не в потраченных деньгах. Моя вина в том, что я перестал быть маленьким и забавным, я виноват в том, что у меня появились настоящие взрослые проблемы, что я вырос. И вот эту вину им сложнее всего будет мне простить.

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

31

Глазами учащегося

От редакции. Рубрика «Глазами учащегося» представляет работу талантливого ученика Олекминской гимназии, впервые опубликованную в журнале «Районной Гимназии «Эврика» «Школьный проспект». Это - провокационная работа, ставшая предметом обсуждений как среди учащихся гимназии, так и среди ее учителей. Точка зрения автора работы, как и сам текст, редактированию не подвергался. Предлагаем нашим читателям вынести собственное суждение и увидеть преподавание предмета литература в девятом классе глазами ученика.

Никита Корнилов

J ^

ДУМАТЬ НЕ ПО СТРА НИЦАМ УЧЕБНИКА

В чем особенность восприятия старшеклассниками литературных произведений девятнадцатого века?

S_________________________________________________________Г

Аннотация. В данной статье учащийся девятого класса предлагает внести некоторые изменения в школьную программу литературы за девятый класс. Он поясняет, почему школьная программа по витературе нуждается в коррекции, на примере двух ключевых произведений, изучеемых в этот период -о «Горюя нашего Времени» М. Ю. Лермонтове и «Евгения Онегона» А. С. Пушкина.

Ключевые слова: литература в девятом классе, предметные знания, факультатив «История литературы», девятнадцатый век.

Министерство образования Российской Федероции в настоящее время проводит масштабную реформу всего образовательного стандарта. Несмотря на то, что этоо п роект нашел много стороннинов, и его реализаоия пкстепенно начинается, яроект сразу же оброс огролным количеством оомысков с крепкой оппозицией. Хотя вступление никак не относится к основной части статьи, я пеосто хочу иредупредить, что такая же ситуа ция можее возниинуть и сейчас, ведь идея, выраженная в данном материале, для многих покажется спирной.

В отличие от изменения есей образовательной программы, здесь будет взята узкая специализация -школьная программа литературы на примере 9 класса.

Вопрос: Роче му именно литература? Да и что, вообще, ты хочешь изменить в литературной программе, да еще и за девятый класс?

Ответ: Оснхвную роль в развитии человека играет его воспитание - нраоственно е и моральное. Начало сознательной жизни человек проводит в шчхле, и именно в школе человек должен стать Человеком. Обучение и воспитание - дво раз ных понятия. Моте-матика, физика, химия учат вычислять и познавать материальный мир, но они не воспитывают и не дают духовного познания. Эта роль отдана л итературе. Книга передает челонечеокий опыт, который читатель, а о ва-

шем случае - учхнии, должен усвоить. Но что произойдёт, если книга не будет еедержхбь хичего ценного? Что ученик может почерпнуть для себя? Тогда книга станет пустой вещию, которая будет или хкучной, или предназначенной только для лазвлечония. Нужны ли такие произгедоеия школьной программе? К прияеру, роман Пушкина «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени»...

Влпрос: Ромхнак велекого Пушхина и Лермо нтова не место в школьной программе???

Ответ: Пушкин и Лермонтов, несомненно, были гениями, вовикими мабтерами пера и воесл и огромный бклад в развитие отечественной и даже мировой литературы. Отбросим «как это можно! Пушкина! Лермонтова! Таких великих.» и представим, что эти произведения на писал безыз вестный нокто N., чтобнидее не мешали громкие фамилии.

Что ценно го и полезного вы переняли из этих про-изведоной? Какой моральный отерженк был заложен в нихТ Близки ли они были чам? Нужны ли нам вообще эти произведения в нашей реальности, в нашем двадцать первом ееке?

И на этих вепросах отвесчики начииают суетиться, ведь понимают, однако же, что чего-либо полезного и цебного в этии произведениех нет. Кто такой Евгений Онегин? «Молодой повбса», «страдхющкй эгоихт»,

32

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.