Научная статья на тему 'Взгляд на коммуникативные стили с точки зрения гендерных исследований'

Взгляд на коммуникативные стили с точки зрения гендерных исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
463
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ / ПЕРФОМИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЯЗЫКОВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩАЮЩИХСЯ / ИЕРАРХИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MALE AND FEMALE COMMUNICATION STYLES / REFORMED APPROACH / LINGUISTIC CONSTRUCTION OF GENDER / INFORMATIVITY OF THE SPEAKER / HIERARCHICAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипова Н.И.

В статье рассматриваются стили общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек, которые еще в 1970-1980 годы стали предметом исследования таких ученых-социолингвистов, как Даниэль Молц и Рут Боркер, Марджори Харнер Гудвин, Дебора Таннен, Дж.Холмс. Общение, согласно их работам, позиционируется как средство установления дружеских отношений, общих интересов, выражение солидарности (для женщин), а также как конкуренция, арена создания и поддержания иерархии (статуса) путем демонстрации своей информированности, уверенности, силы и т.д. Подчеркивается, что в речи мужчин и женщин есть свои особенности, которые сформированы, прежде всего, обществом. Но при этом обществу следует воспитывать молодежь таким образом, чтобы она могла в будущем стать достойной сменой, и немаловажную роль в обучении молодых людей общению играют и учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative style in terms of gender studies

The article deals with communication styles of male and female, which were the object of research of such scientists as: Daniel Molly, Root Borker, Marjory Harner Goodwin, Debora Tannin and J. Holmes since 1970-1980. According to the research of the following scientists, communication is defined as a mean of establishing relations, common interests and solidarity. It may also be defined as a mean of competition, a stage for creating and supporting hierarchy by demonstrating confidence and strength. The article underlines that there are some peculiarities in the speech of a man and a woman. These peculiarities are formed by the society, but at the same time the society should educate the youth so that they can be a worthy change to the previous generation. The article states that communication and educational institutes play considerable role in educating future generation.

Текст научной работы на тему «Взгляд на коммуникативные стили с точки зрения гендерных исследований»

УДК 37С Н.И. ШАРИПОВА

ББК 74.04 (2)

ВЗГЛЯД НА КОММУНИКАТИВНЫЕ СТИЛИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Еще в 1970-1980 годы стили общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек стали предметом исследования ученых-социолингвистов. Это направление изучалось такими учёными, как Даниэль Молц и Рут Боркер, Марджори Харнер Гудвин, Дебора Таннен, Дж.Холмс.

Таннен определяла общение как средство установления дружеских отношений, общих интересов, выражение солидарности (для женщин), а также как конкуренцию, арену создания и поддержания иерархии (статуса) путем демонстрации своей информированности, уверенности, силы и т.д.

А это значит, что доминирование одного пола над другим порождает проблемы в общении между мужчинами и женщинами, а разное понимание ситуации - разные ожидания и стили общения. Также различия связаны с тем, что в процессе взросления представители разного пола усваивают цели и смысл общения в различных социальных контекстах, учатся по-разному использовать язык. Гендерная сегрегация в детстве приводит к выработке у мужчин и женщин разных моделей общения, которые ведут к взаимному непониманию, поскольку каждый из коммуникантов исходит из своих ожиданий.

Ясно одно, что мужской /женский язык - это не какая-нибудь постоянная категория, данная каждому, язык создается, конструируется. На общение между мужчинами и женщинами Дэниел Мопц и Рут Боркер смотрели с позиции теории двух культур.

В процессе общения мужчины могут вести себя более иерархично и напористо, т.к. обществом такое поведение мужчин поощряется, а подобное поведение женщин осуждается. Многое зависит, конечно, от самого общества. Например, если в помещении сидят и мужчины, и женщины, то первыми начинают говорить обязательно мужчины; если нужно благословение, то первое слово предоставляется также мужчине (отцу), только потом может высказаться и женщина (мать); мужчина довольно в грубой форме при всех может сделать замечание своей жене, а она, в свою очередь, не ответит такой же грубостью, просто промолчит или с улыбкой ответит, что не заметила, и т.д. Но мы и представить себе не можем, что женщина при всех также в грубой форме может ответить мужу. По нормам «нашей» этики считается правильным публичное замечание жене, но публичный ответ женщины тут же будет осужден окружающими: «Как же она может так себя вести? Он все же муж!» Но утверждать, что абсолютно во всех случаях именно так обстоит дело, нельзя.

Если взять, к примеру, простое общение на любую тему, поведение мужчин и женщин будет зависеть, прежде всего, от информированности общающихся, от их заинтересованности темой беседы.

Гендер, как подчеркивает Д.Камерон, - это «часть комплексного участия индивида в жизни конкретного социума и должен изучаться в различных своих проявлениях и в неразрывной связи с другими аспектами социального опыта». Следует исследовать язык и гендер конкретно (изучение конкретных мужчин и женщин в конкретных контекстах) и комплексно (учитывание взаимодействия гендерного параметра с другими типами идентичности и социальных отношений).

Конструирование и практика - это ключевые понятия в данной модели анализа.

Каждый человек создает собственный образ через общение, знакомство его с обществом и общества с ним как с личностью происходит благодаря тому, как он представляет себя другим. Также посредством общения человек познает других членов общества. На этом и основано языковое конструирование гендера. Гендер, с позиции социального конструирования, - это мир взаимодействия мужского и женского.

По мнению Батлер, гендер - это перформативное образование, продукт перформативных действий индивидов, и вне их не имеет антологического статуса, т.е. гендер - это то, что индивид делает/ представляет, а не то, что он(а) имеет. (1990 г.)

Именно гендер - причина того, что мужчины и женщины по-разному используют язык (я говорю так, потому что женщина/мужчина). Например, если мужчина хочет отругать за хулиганство мальчишек, может выразиться и в резкой форме, выражающейся в ненормативной лексике. Почти никто не обратит на это внимание. Женщина может лишь пристыдить мальчишек или напугать их (во многом это зависит от воспитания): мы и представить не можем себе, что женщина может позволить себе очень грубое и резкое публичное высказывание. Перфомированный подход предполагает, что мужчины и женщины используют язык так, а не иначе, для того, чтобы быть (и восприниматься) представителями определённого пола. Приверженцы данного подхода отмечают, что гендер конструируется индивидами в разных контекстах по-разному.

Если сравнить язык мужчины и женщины можно сразу заметить, что мужской речи присуща сухость, строгость, женщина же говорит более мягко, нежно. Например, при разговоре с детьми мужчина использует лишь слова типа: сын (сынок), дочь (дочка) (в тадж. яз.- писарам, духтарам), а женщина - доченька, сыночек, сыночка, сладкий мой, сладенький (в тадж. яз. - духтарчонам, писаракам, чони дилам, ширинакам и т.д.).

Мужчины бывают очень резкими во время разговора, с кем бы они не говорили (будь это родные или незнакомые люди), а женщины более тактичны. Здесь сказывается не только воспитание, но и воздействие среды и общества, частью которого мы являемся, где, как уже отмечалось выше, не все, что дозволено мужчине, может позволить себе женщина. Как, например, принято считать, для мужчины важно принимать решение серьезно и хорошо все обдумав, а женщина действует чувствами, принимает решение сердцем.

Очень часто, когда мужчина говорит мягко, тихо, его сразу же начинают сравнивать с женщиной, что указывает на наш менталитет. Почему-то быть более жестким, даже иногда дерзким у нас считается нормой для мужчины. Тогда возникают вопросы: "Как же воспитывать будущее поколение? Неужели нужно быть резким, очень строгим, чтобы правильно воспитать будущего мужчину?"

Наверное, начиная с семьи, а затем и в школе, и в вузе нужно постоянно напоминать каждому, как себя вести, как говорить, как общаться. Очень важно, чтобы современная молодежь научилась общаться, ведь именно через общение мы познаем мир и представляем себя миру, частью которго мы все и являемся.

Любое общество желает видеть себя в будущем сильным, независимым и в первых рядах мировой арены, и при этом огромная ответственность ложится на молодежь. Поэтому задача каждого учебного заведения совместно со всеми социальными институтами воспитать такую молодежь, чтобы она была в силах взять на себя ответственность за благополучное будущее своей страны. Необходимо учить молодых людей правильно говорить, правильно общаться, не забывая при этом о культуре речи. Необходимо помнить, конечно, что есть особенности у женской и мужской речи, но главное сила человека состоит в умении правильно выразить свое мнение и добиться желаемого эффекта, независимо от пола.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гиллиган, К. Место женщины в жизненном цикле мужчины. Хрестоматия феминистских текстов/ К. Гиллиган.//. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. -СПб.: Издательство Дмитрий Буланов, 2000. - С. 75. (166-186).

2. Дюркгейм, Э. Метод социологии (1894) / Э. О. Дюркгейм. //Разделении общественного труда: Метод социологии. -М.: Наука, 1991.- 411 с.

3. Смит, Д.Е. Социологическая теория: методы патриархатного письма. Хрестоматия феминистских текстов/ Д.Е. Смит. //Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. -СПб.: Издательство Дмитрий Буланов, 2000. - С. 38. (29-63).

4. Эльштайн, Дж. Б. Императивы приватного и публичного. Хрестоматия феминистских текстов / Дж. Б. Эльштайн.// Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной.- СПб.: Издательство Дмитрий Буланов, 2000.- С. 75. (64-88)

REFERENCES:

1. Gilligan, K. The role of o women in life cycle of man. Reading book of feminine texts/ K. Gilligan// Translated. under edition of E. Zdravomisliva, A. temkina- Col: Dmitri Bulanov edition, 2000. -P. 75. (166-186).

2. Durkgeim, E. О. Method of sociology ( 1894)/ E.O. Durkgeim// Razdelenie obshestvennogo truda: Method of sociology. - M: Nauka, 1991. - P. 411.

3. Smite, D.E. Sociology theory: method of patriarchy letters . reading book of feminine texts / D.E. Smite. Ttranslated. Under edition of Zdravomisliva, A. Temkina- Col: Dmitri Bulanov edition, 2000. - P 38.( 29-63).

4. Elshtein, J.V. Imperativi privatnogo I publichnogo. Reading book of feminine texts/ J.B. Elshtein// Translation. Under edition of E.Zdravomisliva, A. Temkina- Col: Dmitri Bulanov edition, 2000. - P. 75( 64-69).

Взгляд на коммуникативные стили с точки зрения гендерных исследований

Ключевые слова: мужской и женский стили общения, перфомированный подход, языковое конструирование гендера, информированность общающихся, иерархичное поведение.

В статье рассматриваются стили общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек, которые еще в 1970-1980 годы стали предметом исследования таких ученых-социолингвистов, как Даниэль Молц и Рут Боркер, Марджори Харнер Гудвин, Дебора Таннен, Дж.Холмс.

Общение, согласно их работам, позиционируется как средство установления дружеских отношений, общих интересов, выражение солидарности (для женщин), а также как конкуренция, арена создания и поддержания иерархии (статуса) путем демонстрации своей информированности, уверенности, силы и т.д.

Подчеркивается, что в речи мужчин и женщин есть свои особенности, которые сформированы, прежде всего, обществом. Но при этом обществу следует воспитывать молодежь таким образом, чтобы она могла в будущем стать достойной сменой, и немаловажную роль в обучении молодых людей общению играют и учебные заведения.

Communicative style in terms of gender studies

Keywords: male and female communication styles, reformed approach, linguistic construction of gender, informativity of the speaker, hierarchical behavior.

The article deals with communication styles of male and female, which were the object of research of such scientists as: Daniel Molly, Root Borker, Marjory Harner Goodwin, Debora Tannin and J. Holmes since 1970-1980.

According to the research of the following scientists, communication is defined as a mean of establishing relations, common interests and solidarity. It may also be defined as a mean of competition, a stage for creating and supporting hierarchy by demonstrating confidence and strength.

The article underlines that there are some peculiarities in the speech of a man and a woman. These peculiarities are formed by the society, but at the same time the society should educate the youth so that they can be a worthy change to the previous generation. The article states that communication and educational institutes play considerable role in educating future generation. Сведения об авторе:

Шарипова Нилуфар Истамкуловна, старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: uchzaphgy@mail. ru

Information about the author:

Sharipova Nilufar Istamkulovna, a Senior Teacher at Modern Russian Language and General Linguistics Department, Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.