Научная статья на тему 'Взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с его пространственно-временной организацией'

Взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с его пространственно-временной организацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корягина Ю. В.

В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с его временной и пространственной организацией. В качестве пространственной организации рассматриваются компонентный состав массы тела, функциональные асимметрии и дерматоглифические маркеры пальцев рук. Временная организация представлена циркадианными ритмами временных и пространственных свойств и характеристикой интуитивных представлений человека о структуре и свойствах времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корягина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of time and spatial attributes of a human being with personal special-time organization

The experimental results are represented in this article, that prove interrelation of time and spatial attributes of a person with his own time and spatial organization. The components of person body mass, functional asymmetry and dermatological markers of fingers are considered to be spatial organizational features of human being. The circadian rhythms of time and spatial properties, and the characteristic of intuitive human perception of the structure and property of time constitute human time organization.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с его пространственно-временной организацией»

ма), что поданным H.A. Святогор (2000), характерно для лиц с нормальными корково-подкорковыми взаимоотношениями характерно. Содержательный анализ психофизиологических тестов показал, что курс ЛАСТ сопровождается изменениями психоэмоциональной сферы: снижением ситуативной и личностной тревожности, выработкой активной позиции, проявлением волевого напряжения и упорства в деятельности и контактам с коллегами.

Настоящее исследование позволяет рекомендовать технологию нейробиоуправления как метод профилактики стресс-зависимых состояний, т.к. позволяет повысить психоэмоциональную устойчивость к стрессовым нагрузкам в период обучения в вузе.

Библиографический список

1. Баева H.A. Успешностьи эффективносгьприменения ЛАСТ у спортсменов ситуационных видов спорта. — Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Тюмень, 2003. — 19 с.

2, ГребневаО.Л., ДжафароваО.А., ОчеретнаяК.Г. Тренинг и Управление стрессом» с использованием игрового управления // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. - Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 9 - 12.

3 КузнецоваЛ.А, Малкова H.A., Шубина О С. Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных рассеянным склерозом // Бноуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. — Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 15 - 18.

4. Оценка эффективности и успешное, ги метода биологически обратной связи в управлении потенциалами мозга / И.А.Свя-тогор, И.А.Моховикова, С.С.Бекшаев, Т.А.Фролова // Биологически обратная связь, 2000. №1. С.3 11

5. Сороко С.И. Возможности направленных перестроек пара-метрои ЭЭГу человека с помо:ц;«'' методов а оптированного био-управлепия /С.И Сс. рока, Т Ж Мусуралиев // Физиология человека. 1995 Т.21 N-5, С.5-7.

6. Тристан В.Г. Эффекты и физиологиче :кие механизмы в cnoj-re // XÎX Съезд физиолог, общества им. И П. Павлова: Тезисы докладов. — Екатеринбург, 200-1 — С. 33 — 39.

7. Тристан В.П.Погаддер.аО.Р. Нейробиоупраилеиие в спорте.

- Омск: Издательство СибГАФК, 2001.-136 с.

8. Черапкина Л.П. Использование повторное курсалокалъ-ного альфа-стнмулирутощеготренинга при подг отовке спортсменов. - Автореф.дисс.,.,канд.биол.наук. - Тюмень,2002, - 19с.

9. ШтаркМ.Б., Шварц М. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов (вместо приложения) // Бноуправление — 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС.2002. — С. 3 — 7.

10. LubarJ.F. Neocorticaldynamics: Implicationsiorunderstand-ing the role of neurofeedback and related techniques for the enhancement of attention//Applied Psychophysiology and Biofeedback.

- 1997, - Vol,22, №2. - P. Ill - 126.

ТАЛАМОВА Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии.

Поступила в редакцию 17.06.06. © ТаламоваИ. Г.

удк 412.017 Ю. В. КОРЯГИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ВЗАИМОСВЯЗЬ

ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с его временной и пространственной организацией. В качестве пространственной организации рассматриваются компонентный состав массы тела, функциональные асимметрии и дерматоглифические маркеры пальцев рук. Временная организация представлена циркадианными ритмами временных и пространственных свойств и характеристикой интуитивных представлений человека о структуре и свойствах времени.

Одним из основных и объективных свойств предметов внешнего мира является целостность объекта, базирующаяся на организующей его структуре. Д.С. Сар-кисов (1989) считает необходимым развивать топографически ю физиологию, чтобы дать структурную интерпретацию физиологическим процессам [14]. Целым рядом работ (1,8] отмечены взаимосвязь и взаимообусловленность конституциональных, физиологи-

ческих и психологических особенностей человека. По мнению Ю.А. Романова (1990), необходимо изучение как временной, так и пространственной организации биосистем [13]. Для этого нами сопоставлялись показатели временных и пространственных свойств с показателями временной и пространственной организации.

Целью исследования явилось выявление взаимосвязи временных и пространственных свойств чело-

века с его пространственно-временной организацией. Были исследованы 503 человека (спортсмены и лица, не занимающиеся спортом). Исходя из цели нашей работы для суждения о пространственной организации человека выбраны компонентный состав массы тела, функциональные асимметрии и дермато-глифические маркеры пальцев рук. Компонентный состав массы тела определялся по формулам J. Mat-iegka (1921) [18]. При исследовании дерматоглифи-ческих маркеров пальцев рук отпечатки пальцев получали методом типографской краски [6]. Затем вычислялся дельтовый индекс. При изучении функциональных асимметрий уделено внимание определению двигательных (рука, нога, туловище), сенсорных (глаз, ухо) и психических асимметрий. За основу взяты тесты, описанные В.П. Леутиным, Е.И. Николаевой (1988) и H.H. Брагиной, Т.А. Доброхотовой (1988) [5,10]. Для определения слуховой сенсорной асимметрии использовался метод дихотического прослушивания [15].

Для суждения о временной организации человека были исследованы циркадианные ритмы (ЦР) временных и пространственных свойств. Под временными и пространственными свойствами понимаются показатели, характеризующие процессы восприятия времени и пространс тва у человека, исследованные с помощью разработанной нами компьютерной программы "Исследователь временных и пространственных свойств человека" (свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2004610221), описанной ранее [12]. Для исследования интуитивных представлений человека о структуре и свойствах времени применялся тест полярного профиля времени [9], который позволяет выделить пять с тандартных факторов времени (эмоциональность, активность, величину, структурность и ощущаемое гь).

При анализе данных выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между костным компонентом массы тела и средним уровнем ЦР индивидуальной минуты (ИМ), костным компонентом массы тела и величиной стандартах факторов ощущаемость в будущем времени и эмоциональность в будущем времени, жировым компонентом массы тела и величиной фактора активность в будущем времени, мышечным относительным компонентом массы тела и средним уровнем ЦР ИМ, мышечным компонентом массы тела и величиной фактора активность в прошедшем времени. Следовательно, имеются взаимосвязи между особенностями восприятия времени и пространственной организацией человека.

Тип межполушарного взаимодействия является фактором, обусловливающим особенности физиологических, психофизиологических процессов, интеллектуальной деятельности, и обладает конституциональными признаками [2,3,7,11,16,17]. Анализ данных показал взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с индивидуальным профилем функциональной асимметрии. По мере увеличения левых признаков отмечается снижение времени сенсомоторных реакций и отмечаются отличия в интуитивных представлениях о структуре и свойствах времени: появляется большее количество переменных, связанных с активным восприятием времени и восприятием величины времени.

Поверхность ладоней и подошв человека покрыта многочисленными кожными гребешками, или папиллярными линиями (отлат. Papilla - сосок), нередко I образующими определенные узоры. Изучение этого

РДО время реалии выбора

В 1 группа в 2 группа

Рис. Величины сложных сенсомото рных реакций у лиц с различным дерматоглифическим узором пальцев рук (ось Y- секунды)

кожного рельефа составляет предмет особой отрасли знания — дерматоглифики (derma — кожа, glyphe — гравировать) [6]. Кожные покровы происходят из тех же самых эмбрионалных зачатков, что и нервная система, в связи, с чем дерматоглифические признаки можно считать оригинальным маркером морфологической организации ЦНС [4]. Согласно полученным данным имеются различия временных и пространственных свойств у лиц с различным дерматоглифическим узором пальцев рук. Испытуемые с более сложным дерматоглифическим узором характеризовались меньшими величинами сложных двигательных реакций (времени реакции на движущийся объект (РДО) и времени реакции выбора) (рис.) и более точным восприятием временных и пространственных интервалов. Величины простых сенсомоторных реакций не имели различий в зависимости от особенностей дерматоглифических узоров пальцев рук.

Интуитивные представления о структуре и свойствах времени отличаются у лиц с различным дерматоглифическим узором пальцев рук. В структуру данных представлений у лиц с простым дерматоглифическим узором входят 10 переменных, наиболее значимыми факторами являются величина, структурность и ощущаемость. В структуру интуитивных представлений о структуре и свойствах времени у испытуемых со сложным дерматоглифическим узором входят 5 переменных. Наиболее значимыми факторами являются величина, активность и структурность. Характеризуя предпочтения временной перспективы можно отметить, что у лиц с более простым дерматоглифическим узором отмечалась большая направленность в прошедшее и настоящее, у испытуемых с более сложным узором - в будущее.

Следовательно, сложность дерматоглифических узоров оказывает влияние на временные и пространственные свойства человека. При увеличении дельтового индекса снижается время сложных сенсомоторных реакций и повышается точность оценивания временных и пространственных интервалов. Лица с более простым дерматоглифическим узором пальцев рук имеют большее количество значимых факторов, характеризующих представления о структуре и свойствах времени, у них отмечалась большая направленность в прошедшее и настоящее, а у испытуемых с более сложным узором - в будущее.

Таким образом, закономерности организации биологических систем выражаются двумя типами: пространственным и временным [13], а взаимодействие человека как биологической системы с внешней средой осуществляется посредством его временных и пространственных свойств. Результатами работы доказана взаимосвязь временных и пространст-

венных свойств человека с его временной и пространственной организацией.

Библиографический список

1. Акитцикова, Г.И, Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г.И. Акинщикова. — Л.:Изд-воЛГУ, 1977. — 160 с.

2. Арщавский, В. В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у праворуких и леворуких индивидов различных регионов России и Латвии / В.В. Аршавский // Физиология человека. - 1998. - Т. 24, № 1. - С. 134-137.

3. Безруких, М. М. Особенности функциональной организации мозга у праворуких илеворуких детей 6-7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. Сообщение II. Анализ параметров ЭЭГпризрительно-пространст-венной деятельнос ти высокого уровня сложности/М. М. Безруких, А. В. Хрянин // Фиэиологиячеловека. — 2004. - Т. 30, № 1. -С. 50-55.

4. Богданов, H.H. Дерматоглификапшцущихлевой/Н.Н. Богданов // Вопросы психологии, 1997. - №2. — С.76-87.

5. Брагина.Н.Н. Функциональные асимметрии человека/H.H. Братина, Т.А. Доброхотова — М.: Медицина, 1988. — 240 с.

6. Гладкова Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян/ Т.Д. Гладкова. - М.: Наука, 1966. - 151 с.

7. Доброхотова, Т.А. Левши / ТА Доброхотова, H.H. Брагина -М.: Книга, лтд, 1994, -232 с.

8. Клиорин, А.И. Биологические проблемыучения о конституции человека / А.И. Клиорин, В.П. Чтецов. — Л.: Наука, 1979, — 164 с.

9. Кузнецов, О.Н. Методические подходы кисследованию чув-ствавремени у человека / О Н. Кузнецов, А.И. Алехин, Т.В. Самохина, НИ. Моисеева//Вопросы психологии. — 1985. — Т. 31, №4. - С. 140 - 144,

10. Леутин, В.П. Психофизиологическая адаптация и функциональная асимметрия мозга/ В.П. Леутин, Е.И. Николаева — Новосибирск: Наука: Сиб. отделение, 1988. - 189с.

11. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная интегратнвная ант ропология) / Б. А. Никитюк — М.: СпортАкадемПресс, 2000. 4i0c,

12. Нопин С В. Разработка программного обеспечения для проведения иг, ледований спортивных способностей (на примере компьютерной программы "Исследователь временных и пространственных свойств человека") / С.В Нопин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник.-№4(25). - 2003. - С.196-197.

13. Романов, Ю.А. Хронито^обиологиякак одно из важнейших направлений современной теоретической биологии / Ю.А. Рома-нив//ХрОнобиологияихрономедицина. — М.:ТриадаХ, 2000. — С.9-24.

14. Саркисов, Д.С. Структурные основы аддптации/Д С. Сарки-сов//Хронобиология и хрономедицина. — М.:Медицина, 1989. — С. 116-133.

15. Kimura, D. Functional asymmetry of the brain in dichotic listening / D. Kimura//Cortex. - 1967, V.3. - P. 163.

16. Coren, S. Differences in divergent thinking as a function of handedness and sex/ S. Coren//Am.J. of Psihol. - 1995.-Vol. 108, N3.-P. 311 -325.

17. Gentilucci, M. Right-handers and left-handers have different representations of their own hand / M. Gentilucci, E. Daprali, M. Gan-gitano// Cognitive Brain Research. - 1998. - Vol6,N3. - P. 185-192.

18. Matiegka, J. The testing of physical efficiency / J. Matiegka //Amer. J. Phys. Anthrop. - 1921, - Vol.IV,№3. - P.223 - 230.

КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и физиологии.

Поступила 6 редакцию 08.06.06. © Корягина Ю.В.

Книжная полка

Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.Д. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - 234 с.

В учебном пособии раскрывается понятие гигиены как науки и учебной дисциплины, рассматривается воздействие различных факторов, будь то внешняя среда или физические нагрузки, на здоровье людей, занимающихся физической культурой и спортом. Приводятся сведения о гигиеническом нормировании физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом, о гигиеническом обеспечении занятий физической культурой и спортивных тренировок.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 - Физическая культура. Може т быть полезно также учителям физкультуры.

Гимнастика: учебник для вузов / Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., ред. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - 444 с.

В учебнике рассматриваются важные вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, вчастности основы техники гимнастических упражнений, основы обучения гимнастическим упражнениям, предупреждение травматизма, основные средства гимнастики, формы организации занятий и др.; специальные главы посвящены истории развития гимнастики, организации и проведению соревнований, научной работе по гимнастике.

Для студентов высших учебных заведений. Книга может представлять интерес также для преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.