Научная статья на тему 'Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта'

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова А.Ю.

В статье указаны актуальные проблемы работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ и совместного решения педагогического состава по устранению трудностей в организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса по коррекционно-речевому воздействию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения в условиях работы логопедического пункта»

Симонова А.Ю.

Учитель-логопед, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 20 «Светлячок», г. Салехарда

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Аннотация

В статье указаны актуальные проблемы работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ и совместного решения педагогического состава по устранению трудностей в организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса по коррекционно-речевому воздействию детей.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют сложные речевые дефекты и, следовательно, в городе не хватает детских садов для зачисления детей в специализированные речевые группы. Выходом из такой ситуации детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляют на логопедический пункт в ДОУ. Однако работу учителя-логопеда в условиях логопедического пункта осложняют многие нерешенные проблемы:

I отсутствие нормативных и программно-методических материалов,

I трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей.

Поэтому необходимо поговорить о специфике организационнометодической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования в условиях дошкольного логопедического пункта.

Основной принцип организации работы - оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

Целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

В нашем детском саду была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:

& создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагоги дополнительного образования по изобразительной и театральной деятельности, медицинский персонал;

& повышение профессионального уровня всех специалистов;

& организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

& разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

Деятельность педагогов ДОУ направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционнологопедической помощи. Для этого нами разработан журнал взаимосвязи специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы логопеда:

& Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

& Изучение уровня речевого, познавательного, социальноличностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из

них.

I Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

I Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

I Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

I Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Общие задачи работы педагогов ДОУ:

I Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

I Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

I Совершенствование мелкой моторики.

I Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

I Развитие зрительно-моторной координации.

I Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

I Активизация отработанной лексики.

I Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

I Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

I Повышение психологической культуры родителей и

педагогов.

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий педагогов в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Лист 1

Журнал

взаимосвязи учителя- логопеда со специалистами МДОУ

- воспитатели

- педагог-психолог -медиц.персонал -музык. руководитель

- руковод. по физич. культуре Кружки дополнительного образования

- «Петрушка»

- «Радуга»

- «Бисеринка»

Лист 2 Взаимосвязь педагогов МДОУ в работе с детьми логопатами.

х^ Направления х. в работе специалистах Закрепление в речи поставленные звуки Развитие: -памяти -внимания -мышления воображения Здоровье сберегающее направление Развитие общей и мелкой моторики

У читель-логопед Постановка звуков + + +

Педагог-психолог + + + +

Медиц.работники +

воспитатели + + + +

Музык. руководитель + + + +

Инструктор по физ.культ. + + +

Кружок «Петрушка» + + + +

ПДО по ИЗО дея-ти Кружок «Радуга» + + +

ПДО кружок «Бисеринка» + + +

Лист 3

Список воспитанников посещающий логопедический пункт МБДОУ и зачисленных на дополнительные кружки

№п/п Ф.И. ребенка Наименование кружка

Лист 4 и т.д.

Число Ф.И.ребенка Рекомендации по дальнейшей работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения Отчет о проделанной работе

Список использованной литературы

1. З.А. Арефьева, С.О. Подобед - Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. - 2004. - № 6. - С. 50-59.

2. Л. А. Боровцова - Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - 2007.

3. Закон РФ «Об образовании». - Москва 2010.

4. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева - Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. - М., 1978.

5. Е.А. Кизимова - Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.//Логопед. №1- 2011.

6. И.Б .Козина- Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 5.

7. С. А. Миронова - Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 2007.

8. Е. Перчаткина - Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. - 1998г. -№ 11.- С.47-49.

9. О.А.Степанова - Организация логопедической работы в ДОУ. - М., -2007.

10.О. А. Степанова - Основные направления оптимизации коррекционнообразовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. - 2004. - № 4. - С. 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.