Научная статья на тему 'Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и особенностей профессионального выбора будущих специалистов'

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и особенностей профессионального выбора будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE PROFESSIONALS / CAREER CHOICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишин Игорь Алексеевич

Статья посвящена изучению проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций будущих специалистов с выбором профессии. Вычвлено, что профессиональн выбор учебного заведения, по окончании которого будущий специалист сможет максимально включиться в профессию на высоко значимом уровне связан со смысложизненными ориентациями личности: осознанностью жизненных предназначений, потенциальной гармоничностью их осуществления, целеустремленной жизненной позицией, осмысленностью результатов жизнедеятельности, независимо от дальнейшего выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTING THE DOMINANT STRESSORS IN FOREIGN STUDENTS DURING TRAINING IN A MEDICAL HIGH SCHOOL

The article is devoted to studying the problem of the relationship of life-meaningful orientations of future professionals with a career choice. Villano that professional selection of the institution, after which the future specialist will be able to join the profession at a highly significant level is associated with the meaning of life orientations of the person: awareness of life purpose, potential harmony of their implementation, purposeful lifestyle, the meaningfulness of results of activity, regardless of future career choice.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и особенностей профессионального выбора будущих специалистов»

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF THE CONCEPT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF EARLY ADOLESCENCE

Galina Mironova (Astrakhan, Russia) - the candidate of pedagogical sciences, the head of the Department of psychology, Astrakhan branch of Moscow Financial-Industrial University «Synergy», Savushkina str., 51; galamir51@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of the results of introducing the concept of personal and professional development in early adolescence. As elements of the concept are considered integrated system and the author's program of personal development, and the results of implementation of this concept regularities and the mechanisms of personal and professional development in the period of early adolescence. Keywords: personal and professional development, the period of early adolescence.

УДК 159.923

ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мишин Игорь Алексеевич, кандидат технических наук, технолог, ООО «Дымов», Крылатская 37, Москва, Россия, 121614; e-mail: ighor.mishin@inbox.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы взаимосвязи смысложиз-ненных ориентаций будущих специалистов с выбором профессии. Вычвлено, что профессиональн выбор учебного заведения, по окончании которого будущий специалист сможет максимально включиться в профессию на высоко значимом уровне связан со смысложизненными ориентациями личности: осознанностью жизненных предназначений, потенциальной гармоничностью их осуществления, целеустремленной жизненной позицией, осмысленностью результатов жизнедеятельности, независимо от дальнейшего выбора профессии.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, профессиональный выбор, будущие специалисты.

Актуальность исследования смысложизненных ориентаций будущих специалистов связана с комплексным характером проблемы профессионального выбора будущих специалистов. Профессиональное самоопределение осуществляется на стадии обучения в высшем учебном заведении и непосредственно продолжается в процессе трудовой деятельности. Для будущего специальста важен выбор учебного заведения, по окончании которого он сможет максимально включиться в профессию и быть успешным в дальнейшей трудовой деятельности.

В завершении обучения выпускники принимают решение работать по специальности, полученной в процессе обучения или выбирают иную профессиональную область, не связанную с уже полученным образованием, а возможно, и прямо противоположную ему. Тем самым они ощущают удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, либо наоборот, изменив направление и освоив другую профессию, обретают осмысленность и чувство значимости собственной деятельности. Выбор напрямую связан со смыслообразовани-ем, которые именно в этом возрасте приобретает конкретную направленность и формируют предпочтение у будущего специалиста в области профессиональной деятельности.

Смыслообразование реализуется с помощью рефлексии, что создает предпосылки для становления смысла жизни, ценностных ориентаций и оформления мировоззрения [1; 2; 3]. Смысложизненные ориентации участвуя в процессе профессионального выбора определяют сферу деятельности и дальнейшее развитие внутри нее.

Понятие «смысложизненные ориентации» следует рассматривать как обобщенную, многоуровневую, сложносоставную систему смысловых структур, которая занимает ведущее

место в смысловой сфере личности, определяя ее смысловую направленность при построении индивидуального жизненного пути. Чудновский В.Э. рассматривает понятие «цель жизни человека» как ценность чрезвычайно высокого порядка. А В. Франкл говорит не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни конкретной личности в данный момент.

Понятийный аспект профессионального самоопределения рассматривался П.Г. Щедровицким как способность человека строить самого себя при умелом переосмыслении собственной сущности. Разная степень удовлетворения смысловой направленности личности зависит от степени осознанности своих жизненных предназначений и наличия внутренних ресурсов для возможности воплощения профессиональных замыслов.

Ваимосвязь смысложизненных ориентаций с выбором профессии отражает индивидуальные особенности личности, степень самооценки и самоконтроля, эмоциональную стабильность, практичность, уровень подчиненности и доминантности, тревожность и напряженность, преобладание общительности или замкнутости, дипломатичное поведение, уровень тревожности, стратегию подхода при решении проблемы.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между смыс-ложизненными ориентациями личности и особенностями профессионального выбора.

Объект исследования: профессиональный выбор.

Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности и профессионального выбора будущих специалистов.

Исследование проводилось в г. Москве и Московской области, общий объем выборки составили 92 будущих специалиста. Обучающихся в высших учебных заведениях.

В процессе исследования применялись следующие методики: «Смысложизненные ориентации» (Джеймс Крамбо (Crumbaugh J. и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева); «Жизненные предназначения» (О.И. Мотков); 16-фактор-ный опросник Кеттелла, форма (С); «Индивидуальный стиль интеллектуального поведения».

В процессе эмпирического исследования при сопоставительно-сравнительном анализе установлена взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с профессиональным выбором будущих специалистов.

Выявлено, что профессиональный выбор разных специальностей связан со смысловой сферой личности: осознанностью жизненных предназначений, потенциальной гармоничностью их осуществления, целеустремленной жизненной позицией, осмысленностью результатов жизнедеятельности, независимо от дальнейшего выбора профессии (по специальности или не по специальности).

У будущих специалистов-менеджеров выявлены значительные различия в степени выраженности факторов смысло-жизненных ориентаций по отношению к людям, включенным в профессиональную деятельность и имеющим психологическое образование. В процессе исследования установлено значительное снижение осознанной целеустремленной жизненной позиции и предназначений, удовлетворенности результатами жизнедеятельности, при этом преобладает уверенность в реализации жизненных предназначений, не подкрепленных процессами рефлексии и осмысления жизненного пути и профессионального самоопределения.

Профессиональный выбор менеджеров связан с низкой осознанностью смысложизненных ориентаций, направленных на конкретные дела и с индивидуальными особенностями личности: направленная на защиту жизненная позиция, повышенная напряженность и подозрительность.Установлена связь профессионального выбора с индивидуальными особенностями личности: открытость к общению, адаптивность в новых условиях, гибкость мышления. В отличие от менеджеров, получивших образование в сфере менеджмента, будущие специалисты-менеджеры отличаются высоким контролем эмоционально-волевой сферы и мышлением, направленным на односторонний подход к решению проблемы, повышенной внутренней напряженностью и эгоцентричностью.

Литература

[1] Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста. / А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-32

[2] Мишина, Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала. Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. № 4 /2012. C. 44-51.

[3] Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107.

References

[1] Derkach, A.A. Psychological-akmeological bases and means of optimizing personal and professional development of competitive specialist. / A.A. Derkach // Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 22-32

[2] Mishina, E.I. The development of self-reflection in the structure of social capital. Bulletin MGOU. Psychological Science Series. № 4/2012. P. 44-51.

[3] Mishina, M.M. Attributes of the intellectual activity of the individual./ M.M. Mishina// Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 103-107

DETECTING THE DOMINANT STRESSORS IN FOREIGN STUDENTS DURING TRAINING IN A MEDICAL HIGH SCHOOL

Mishin I. A., candidate of technical science, technolog, LLC «Dymov», Krylatskaya 36, Moscow, Russia; 121614; e-mail: ighor. mishin@inbox.ru

Abstract

The article is devoted to studying the problem of the relationship of life-meaningful orientations of future professionals with a career choice. Villano that professional selection of the institution, after which the future specialist will be able to join the profession at a highly significant level is associated with the meaning of life orientations of the person: awareness of life purpose, potential harmony of their implementation, purposeful lifestyle, the meaningfulness of results of activity, regardless of future career choice. Key words: life orientation, career choices, future professionals.

УДК 159.923

ФУНКЦИИ РЕФЛЕКСИВНОГО Я БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мишина Екатерина Игоревна - кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный областной университет; Радио 10 а, Москва, Россия, 105005; e-mail: mаshma-katya@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению функций рефлексивного Я будущих специалистов в психологической науке. Понятие рефлексивного Я будущих специалистов включает такие характеристики как самопознание и внутренняя познавательная мотивация. В процессе профессионального развития происходит изменение структурных компонентов рефлексивного Я с доминированием определенных функций.

Ключевые слова: функции, рефлексивное Я, будущие специалисты, профессиональная среда, структурные компоненты.

Современные акмеологические исследования рефлексивного Я будущих специалистов направлены на выяснение роли различных функций в составе изучаемого феномена [1; 2; 5]. Его научная концепции основана на соединении академического представления об изучаемой проблеме с новыми психологическими подходами в психологической науке. Именно комплексное изучение механизмов психических функций обеспечивает понимание природы изучаемого феномена.

Выявление закономерностей становления функциональной системы связано со системогенезом рефлексивного Я будущего специалиста в процессе овладения профессиональной деятельностью. В природе рефлексивного Я отражено переживание будущего специалиста об успешности будущей профессиональной деятельности, что характеризует его индивидуальное сознание и духовное саморазвитие.

А.А. Деркач представляет профессиональное Я как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды, где субъект при определенных условиях входит в профессиональную общность [3]. Исследование рефлексивного Я с позиции интегративного

подхода позволяет объединить общенаучные принципы, раскрывающие сущностные признаки изучаемого феномена. Рефлексивное Я будущих специалистов представляет собой многофункциональную систему, включающую целевой, мо-тивационный, операциональный, эмоциональный и регулятивный компоненты структуры, выполняющие определенные функции в профессиональном становлении [4].

Рефлексивное Я будущих специалистов лежит в основе саморегуляции профессиональной деятельности и включает контроль собственных действий, что дает осмысление собственной активности в профессиональной среде и оценку собственного опыта, усиливая интрапсихическое напряжение. Интеграция опыта ведет к расширению личностного ресурсного потенциала. При этом будущий специалист учится регулировать цель путем оперирования запасом знаний. Достижение высокого уровня профессионального развития рефлексивного Я связано с осознанием собственных переживаний, эмоций и чувств. При этом значимую роль отводится процессу мышления и тем духовным ценностям, которые представляют собой некую целостность в структуре личности будущего специалиста. При этом важную роль играет функция самомобилизации в процессе профессиональной деятельности и интеллект.

Рефлексивное Я рассматривается как система представлений о себе через множественность Я, поэтому проявление данного феномена можно изучать через самоактуализацию личности и такие взаимосвязанные компоненты как: Мы (республика субъектов), Я данного субъекта, отношения к миру, к другим, к себе и других ко мне (С. Л. Рубинштейн).

Рефлексивное Я будущего специалиста включает: эго-идентичность, психофизиологическую идентичность, социальную идентичность; экзистенциальное Я, переживаемое Я.

В структуре Я-концепции выделяются компоненты:

- целевой (самосознание; знание о потребностях; рефлективная переработка наиболее значимой информации о себе, своих способностях, перспективах личностного и профессионального развития; самовосприятие; выбор планов и жизненных стратегий: способы достижения целей; целостное осознание своей профессиональной деятельности, ее границ и своих перспектив в ней);

- эмоциональный (самоотношение; оценочные эталоны в соответствии с социально значимыми критериями);

- операциональный (установка; готовность субъекта действовать; внутренняя программа действий; стиль поведения, осуществляемый на основе принятых личностью принципов; оперативный самоконтроль; саморегуляция как внутри, так и вне системы);

- регулятивный (управление деятельностью на этапах ее развертывания; достижение карьерных намерений; сила Я).

Рефлексивное Я будущих специалистов как системное образование включает условия и результат самопознания, самоанализа и самооценивания (осознание себя как субъекта профессиональной деятельности через самоанализ, активное осмысление и оценку профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций; стиль и эффективность учебно-профессиональной деятельности; компетентность; профессиональный опыт; осознание перспектив развития). В процессе развития рефлексивного Я будущих специалистов происходит опосредствованное познание своего Я как субъекта профессиональной деятельности. Кроме того развиваются аналитическая, оценочная, системообразующая, регулирующая, интегрирующая функции, определяющие место будущего специалиста в профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что рефлексивное Я представляет собой функциональную систему, характеризующуюся наличием внутри- и межкомпонентных связей. Развитие изучаемого феномена связано с формированием различных аспектов личностной активности, расширением опыта индивидуальной профессиональной биографии, а также безграничного поля сознания будущего специалиста. При этом, рефлексивное Я является интегрирующей открытой системой, включающей различные области психического отражения.

Литература

[1] Агапов, В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна1 / В.С. Агапов // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 133-143. ^N2075-7577.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.