Научная статья на тему 'Взаимосвязь региональной системы профессионального образования с развитием сельских туристскихдестинаций'

Взаимосвязь региональной системы профессионального образования с развитием сельских туристскихдестинаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / RURAL TOURISM / THE REFORM AND IMPROVEMENT OF VOCATIONALTOURISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов О. Г., Павлова Э. Н.

Карелия обладает культурным наследием четырех коренных народов, историческипроживающих в этом регионе: карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за де-сять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Сохрани-лись старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитек-турой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес длялюбителей сельского и этнографического туризма. Для развития сельского туризмаостро ощущается недостаток профессиональных кадров. Именно поэтому процессреформирования и совершенствования профессионального образования в сельском ту-ризме приобрел решающее значение на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between the system of professional training and thedevelopment of rural tourist destinations

Karelia has a cultural heritage of four indigenous peoples historically living in this region.They are: Karelians, Finns, Vepsians, Russian. They created unique and original culture.For lovers of rural tourism there are preserved ancient Karelian, Vepsian and Pomeraniansettlements with distinctive architecture. But for the development of rural tourism the regiondoesn’t have a professional staff. That is why the process of reforming and improving voca-tional education in rural tourism has become crucial at this stage

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь региональной системы профессионального образования с развитием сельских туристскихдестинаций»

УДК 338.486 : 378.1

Э.Н. ПАВЛОВА, О.Г. ПАВЛОВ

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТУРИСТСКИХПЕСТИНАЦИЙ

Карелия обладает культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе: карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей сельского и этнографического туризма. Для развития сельского туризма остро ощущается недостаток профессиональных кадров. Именно поэтому процесс реформирования и совершенствования профессионального образования в сельском туризме приобрел решающее значение на современном этапе.

Ключевые слова: профессиональное образование, сельский туризм, реформирование и совершенствование профессионального туристского образования.

Karelia has a cultural heritage of four indigenous peoples historically living in this region. They are: Karelians, Finns, Vepsians, Russian. They created unique and original culture. For lovers of rural tourism there are preserved ancient Karelian, Vepsian and Pomeranian settlements with distinctive architecture. But for the development of rural tourism the region doesn't have a professional staff. That is why the process of reforming and improving vocational education in rural tourism has become crucial at this stage.

Key words: vocational education, rural tourism, the reform and improvement of vocational tourism education.

Культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе: карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Карелия — родина карело-финского эпоса «Калевала» — литературного памятника мирового значения, родина рунопев-цев и былинных сказителей. Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей сельского и этнографическо-

© Павлова Э.Н., Павлов О.Г., 2013

го туризма. Петроглифам — наскальным изображениям, выбитым рукой древнего человека, сохранившимся до наших дней на территории Карелии, уже более 5 тыс. лет. Это знаковые символы, представляющие собой один из первых образцов древней письменности и культуры человека.

Карелия обладает уникальными ланд-шафтно-природными ресурсами для развития рекреационного, сельского и экологического туризма. При общей площади республики 180,5 тыс. км (без акватории Онежского озера) более 50% ее территории занимают леса (Карелию называют «легкими» Европы), около 26% — вода с огромным количеством озер (63 тыс.) и рек (27 тыс.). На ее территории находятся два крупнейших в Европе озера — Ладожское и Онежское, а также

Беломорско-Балтийский канал (длина 228 км), связывающий бассейны Балтийского и Белого морей. Озера содержат около 2000 км3 чистой пресной воды высокого качества и могут стать резервом питьевой воды для всей Европы.

Почти миллион гектаров земли, или 5,3% общей площади республики, составляют особо охраняемые природные территории: национальные парки «Паа-наярви» и «Водлозерский», уже получившие мировую известность, заповедники «Кивач» и «Костомукшский», 46 заказников, 108 памятников природы. В них немало выдающихся по красоте природных ландшафтов.

Леса, озера и реки Карелии дают превосходную возможность для организации специальных видов туризма любителям охоты, рыбалки, сафари, сплавов по рекам.

Изучение историко-культурных, архитектурных, природных комплексов и объектов туристского показа позволило описать основные составляющие туристского потенциала республики, которые необходимы для формирования и эффективного продвижения на туристском рынке конкурентоспособного продукта сельского туризма.

В настоящее время рынок туристских услуг характеризуется все более жесткой конкуренцией, в которой профессиональное образование, квалификация, знание экономических законов, менеджмента и маркетинга специалистами туристской отрасли приобретают решающее значение. Остро ощущается недостаток таких кадров, что во многом обусловлено отсутствием системной подготовки кадров для сферы сельского туризма. Именно поэтому процесс реформирования и совершенствования профессионального образования в сельском туризме имеет большое значение на современном этапе.

Решая эту общероссийскую задачу, некоторые учебные заведения начали подготовку специалистов для сельского туризма в качестве дополнительного об-

разования. Однако сегодня отсутствуют разработанные компетенции, которые бы позволили создать систему подготовки кадров для сельского туризма в рамках программ вуза.

Необходимо изучение требований к подготовке кадров для развития сельских туристских дестинаций, организации и содержания образовательного процесса в подготовке квалифицированных специалистов. Это позволит исследовать теоретические основы профессионального туристского образования и педагогики туризма как науки о законах образования и воспитания средствами туризма и в целях развития туристской деятельности в сельских туристских дестинаци-ях. Для этого требуется рассмотрение дидактических функций педагогики туризма, ее системы и базовой модели, содержания стандарта профессионального туристского образования, модели иерархии туристской деятельности в сельских туристских дестинациях и особенностей профессионального туристского образования с включением элементов подготовки для сельского туризма, структуры профессионального туристского образования для сельского туризма.

Изучен международный опыт развития сельского туризма в российской части Баренцева Евро-Арктического региона, опыт сотрудничества России и Европейского союза, результатом которого явился целый ряд совместных международных проектов в области сельского туризма. Проанализировано состояние туристской отрасли в сельских туристских дестинациях в российской части Баренцева Евро-Арктического региона (Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия), определены приоритетные направления развития сельского туризма в этом регионе.

B результате изучения теоретических предпосылок исследования сделаны следующие основные выводы:

1. Туристский потенциал Карелии исключительно высок, сельский туризм

может успешно развиваться в любом из районов республики.

2. Изучение природной и исторической специфики каждого района явилось основой для разработки программ развития сельского туризма на самоуправляемых территориях в Республике Карелия.

3. Изучены теоретические основы профессионального туристского образования с целью формирования системы непрерывного профессионального туристского образования для подготовки кадров для сельского туризма в Республике Карелия.

4. Изучен туристский потенциал и международный опыт развития сельского туризма в российской части Баренцева Евро-Арктического региона с целью разработки Программы развития приграничного туризма в российской части Баренцева Евро-Арктического региона.

5. Туризм, в том числе и сельский, является одним из ключевых элементов трансграничного сотрудничества между Россией и Европейским союзом, между странами Скандинавии и Мурманской, Архангельской областями, Республикой Карелия.

В концепции туризм впервые был отнесен к числу приоритетных отраслей хозяйственного комплекса республики и признан в качестве реального социально-экономического ресурса в развитии республики. Концепцией определены цели, задачи развития туризма, механизм их реализации.

Согласно концепции целью развития туризма в Карелии является формирование благоприятного имиджа республики на международном рынке, создание развитого туристско-рекреационного комплекса, увеличение инвестиционной привлекательности, усиление роли туризма в социально-экономическом развитии республики. Механизмами реализации являются: экспертиза проектов и направлений развития туризма; активизация маркетинга карельского туризма; организация программы обучения пред-

принимателей, работающих в области туризма, и ключевого персонала; обмен информацией и статистическими данными; совершенствование материально-технической базы; создание стимулов для развития туристского бизнеса; разработка республиканской целевой программы развития туризма и ее выполнение; совершенствование нормативно-правовой базы туризма; совершенствование системы сертификации и лицензирования туристской деятельности; учет интересов развития туризма при рассмотрении крупных проектов и программ, связанных с кредитно-преобразовательной деятельностью; создание сети туристских объектов и национальных парков.

Политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком, и контролером качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обеих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление «прозрачности» информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Основными этапами разработки региональных стратегических программ развития профессионального образования являются следующие: определение основных направлений социально-экономического развития; оценка образовательного потенциала и инвентаризация существующих образовательных ре-

сурсов; анализ особенностей и оценка устойчивости развития ключевых отраслей экономики региона; выделение конкретных хозяйствующих субъектов для установления стратегического партнерства с системой профессионального образования, отдельными образовательными учреждениями; оценка емкости рынка труда по ключевым группам профессий, анализ квалификационных требований по этим профессиям; принятие решения о подготовке специалистов определенных квалификаций / специальностей; организация образовательного процесса в конкретном учебном заведении в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, организовав эту работу на таких этапах, как создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда; корректировка содержания образовательных программ путем совместного рецензирования их с участием работодателей; формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин А. Дестинация. М.: РМАТ, 2009.

2. МоисееваН.К., Столярова О.В. Проблемы подготовки маркетологов в сфере туризма // Туризм: от науки — к практике. М.: РАЕН, 2006. Т. 1.

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004.

4. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менед-

жмент туризма. М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Яковенко Г.В. Технологии подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса. Сочи, 1997.

6. Johns N, & Gyimothy S. Market segmentation and the prediction of tourist behavior-: The case of Bornholm, Denmark // Journal of Travel Research. 2002. № 40 (3).

УДК 37.014.24 : 378.141.4

МАРИСАЧИВАРДИ, ПАОЛА ТОРНАГИ

ДОЛГОСРОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ И УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДВОЙНОГО ДИПЛОМА иШ1М1В-РМАТ: ОЦЕНКА ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ

Между Миланским университетом Бикок-ка (Ц№М1В) и Российской международной академией туризма (РМАТ) на данный момент существуют два соглашения.

Первое из них — долгосрочное соглашение, заключенное в 2007 г. В нем предусматриваются обмен преподавателями, научными работниками и студентами, а также создание совместных учебных и исследовательских программ. Для достижения этой цели каждое учебное заведение назначило своего собственного научного руководителя.

Второе соглашение — создание двойного диплома между факультетом экономики Миланского университета Бикокка (степень магистра в области экономики туризма) и факультетом менеджмента и экономики в туризме РМАТ. Данное соглашение, заключенное в апреле 2009 г., действительно 5 лет. Его цель — способствовать сотрудничеству двух учебных заведений в отношении совместного учебного процесса, результатом которого является двойной диплом.

В 2010/11 учебном году началось такое сотрудничество. В каждом учебном году до пяти студентов из каждой страны могут принимать участие в проекте. В частности, в иШМ1В это касается студентов, которые зачислены на второй курс магистратуры в области экономики туризма и хотят получить еще степень ма-

© Чиварди М., Торнаги П., 2013

гистра в области менеджмента в РМАТ. В РМАТ проект касается студентов, зачисленных в магистратуру в области менеджмента и желающих также получить степень магистра в области экономики туризма в иШМ1В. Участники выбираются независимо каждым учебным заведением по своим собственным критериям.

Таким образом, на основании второго соглашения, студенты второго курса магистратуры в области экономики туризма иШМ1В могут поступить на второй курс магистратуры в области менеджмента РМАТ с перезачетом зачетных баллов (по Европейской системе перезачета зачетных баллов (ECTS)), которые они уже получили, и могут посещать курс и писать дипломную работу под совместным контролем итальянского и российского руководителей. По завершении учебы в университете итальянские студенты получают степень магистра в иШМ1В и РМАТ.

Студенты РМАТ, зачисленные в магистратуру в области менеджмента, могут после получения степени бакалавра в области менеджмента или туризма в РМАТ поступить на второй курс магистратуры в области экономики туризма Миланского университета Бикокка при условии, что признаны зачетные баллы студента по Европейской системе перезачета зачетных баллов — ECTS, его учебная программа, подготовленность и соответствие требованиям. По завершении обучения российские студенты получают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.