Научная статья на тему 'Взаимосвязь региональной системы подготовки туристских кадров с перспективами развития сельского туризма'

Взаимосвязь региональной системы подготовки туристских кадров с перспективами развития сельского туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
127
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРО / RURAL TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL SYSTEM OF TOURIST STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павлова Э. Н., Павлов О. Г.

Сельский туризм как экономическое и социальное явление развивается во многих стра нах мира, а особенно в странах с развитой экономикой. В странах со слаборазвитой экономикой, отдаленных от основных экономических центров, до сих пор дремлет скрытый потенциал для развития сельского туризма, который при создании благопри ятных условий имеет прекрасные перспективы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connection between regional tourist industry professional resources training and prospects of rural tourism

Rural tourism as economical and social phenomenon develops in many states across the globe, especially in the developed ones. In the developing countries with weak economical base, and separated from world s central economic hubs there is a unexplored potential of rural tourism, if used properly such potential can create positive environment for national development

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь региональной системы подготовки туристских кадров с перспективами развития сельского туризма»

«Гостевание» пройдет по-царски, а завершится «смотринами приданого» по-мещански.

В уютной обстановке купеческого дома XIX столетия можно отпраздновать именины, юбилейные семейные даты в традициях прошлых веков, нанести визит хозяйке модного ателье, «заказать платье», узнать о модных цветовых оттенках (программы: «Именины», «Визит», «Терракот, маренго и другие», «Семь я»).

На программе «Царская квасная» можно почувствовать себя гостем Сытного двора, познакомиться с традициями приготовления и потребления напитков на Руси в XVI в., выпить квас из старинных глиняных чарок.

Таким образом, многочисленные примеры включения анимационных мероприятий в экскурсионные туры по Владимирской области позволяют утверждать, что это направление современного туризма является перспективным.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. URL: http://tourism.avo.ru спорт, 2007. (Профессиональное туристское

2. Приезжева Е.М. Анимационный менедж- образование.) мент: учеб.-метод. пособие. М.: Советский

УДК 338.48-44(1-22)

О.Г. ПАВЛОВ, Э.Н. ПАВЛОВА

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ С ПЕРСПЕКТИВАМИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Сельский туризм как экономическое и социальное явление развивается во многих странах мира, а особенно в странах с развитой экономикой. В странах со слаборазвитой экономикой, отдаленных от основных экономических центров, до сих пор дремлет скрытый потенциал для развития сельского туризма, который при создании благоприятных условий имеет прекрасные перспективы.

Ключевые слова: сельский туризм, профессиональное образование, региональная система подготовки туристских кадров.

Rural tourism as economical and social phenomenon develops in many states across the globe, especially in the developed ones. In the developing countries with weak economical base, and separatedfrom world's central economic hubs there is a unexplored potential of rural tourism, if used properly such potential can create positive environment for national development.

Key words: rural tourism, professional education, regional system of tourist staff training.

© Павлов О.Г., Павлова Э.Н., 2014

Весь ХХ в. рассматривается как эра специализации, концентрации, роста производительности труда и унификации продукции и услуг. Это во многом относится и к сфере туризма. Сельский туризм, ставший одним из перспективных направлений туризма в XXI в., развивается в нескольких плоскостях. Это явление - результат процессов диверсификации туристских услуг.

Приведем обоснование данного мнения.

• Сельский туризм является прямым каналом продаж местной туристской продукции, выпускаемой в небольших количествах. В этом смысле он диверсифицирует то, что унифицируют супермаркеты и крупные перерабатывающие предприятия. Сельскохозяйственные предприятия и сельские жители производят и продают туристам небольшие партии уникальных продуктов, которые не появляются на полках супермаркетов и неинтересны для крупных промышленных предприятий.

• В производственном смысле сельскохозяйственные предприятия стремятся к многопрофильности производства как продукции растениеводства и животноводства, так и их переработки.

• Сельский туризм диверсифицирует и персонализирует туристские услуги, в то время как в массовом туризме наступает усиление явления унификации и стандартизации.

Во второй половине ХХ в. и начале нынешнего века видно наличие двух противоположных явлений в сельском хозяйстве. Первое явление характеризуется быстрым ростом производительности труда в сельском хозяйстве. Если в начале ХХ в. человек, занятый в сельском хозяйстве, производил продукты питания для 2-3 человек, то се-

годня в развитых странах он производит пищевые продукты на 70-100 человек. Увеличение производительности труда привело к значительному сокращению спроса на рабочую силу в сельском хозяйстве. Жители деревень столкнулись с дилеммой: как получить средства на содержание себя и своей семьи. Для некоторых решением были поиски работы в городе. Таким образом, сельские районы во многих странах обеднели и обезлюдели. Все чаще правительство в целях сохранения населения в сельской местности продвигает новые виды экономической деятельности, не связанные напрямую с сельским хозяйством.

Одним из таких направлений является развитие сельского туризма, например в Канаде (Манитоба и Саска-чеван) организуют agriventure. Для этих концепций многофункционального развития сельских районов идеально подходит сельский туризм.

Второе явление - это увеличение потока туристов в сельской местности. Для развития этого направления туризма необходима рабочая сила, которую и составляет население в сельской местности. Развитие этого направления потребует дополнительных рабочих рук, что в некоторых случаях будет способствовать даже возвращению населения в деревню.

Учитывая тенденции развития сельского туризма, вполне возможно, что значение второго явления увеличится. Это возникает из-за постоянного роста городского населения в мире. Городское население становится все более заинтересованным в отдыхе в сельской местности, вдали от шума крупных мегаполисов. Кроме того, городские жители хотят получить информацию о способах производства про-

довольствия на селе. Горожане зачастую желают принять участие в уходе за животными, побывать на сенокосе и т.д. Эта необходимость является, вероятно, типичной чертой характера человека. С ростом благосостояния людей, развитием промышленности население будет готово выделить значительную часть доходов на туризм, в том числе на сельский.

Высокая жизнеспособность сельского туризма, которая сейчас наблюдается в мире, характеризуется, в частности, огромным количеством уникальных продуктов и услуг, предлагаемых туристам, посещающим деревни и фермы. Хотя существует возможность унифицировать эту продукцию и услуги, каждое хозяйство предлагает их таким образом, чтобы они становились уникальными.

При анализе этих явлений и процессов можно сделать вывод, что перед сельским туризмом открываются хорошие перспективы на ближайшие десятилетия. Можно предположить, что рынок услуг сельского туризма будет продолжать энергичный рост, что потребует организации подготовки профессиональных кадров для сельского туризма.

Организация процесса профессиональной подготовки предполагает ра-

циональное сочетание в пространстве и времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, а также и различных ресурсов. Научно-обоснованное планирование образовательных процессов позволяет эффективно распределять и использовать ресурсы, прогнозировать качественные показатели оценки и результаты работы системы профессиональной подготовки.

Основным процессом региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров для сельского туризма является предоставление образовательных услуг в сфере туризма. К вспомогательным процессам относятся формирование и адаптация структуры предоставления образовательных услуг.

Учет принципов организации этих процессов при развитии региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров для сельского туризма будет помогать повышению эффективности управленческих решений, повышению качества предоставляемых образовательных услуг, а это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов сельского туризма в региональной системе профессионального туристского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: формирование и развитие. М.: Логос, 2011. 211 с.

2. Зорин А.И. Концептуальное проектирование туристских дестинаций: учеб.-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2012. 79 с.

3. Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов I Международной

научно-практической конференции, 23-24 мая 2012 г. Т. 1 / под ред. д-ра экон. наук, проф. Е.Е. Шафранской. СПб.: Изд-во СПбГУ-СЭ, 2012.231 с.

4. Johns N, Gyimothy S. Market segmentation and the prediction of tourist behavior: The case of Bornholm, Denmark // Journal of Travel Research. 2002. 40 (3). P. 316-327.

УДК 338.483.11(470.316)

ВИРДЖИНИЯ МОРРОНЕ

АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Дается характеристика города Ярославля, исторически богатого российского туристского центра, который является важной туристской дестинацией благодаря активному участию в туристской индустрии. Вместе с тем Ярославлю недостает ряда важных факторов, которые, с туристской точки зрения, позволили бы ему быть наравне с другими европейскими дестинациями. Городу следует развивать инструменты, обеспечиваемые механизмами дестинационного маркетинга, и особенно дестинационного брендинга, с тем чтобы сформировать и/или усовершенствовать его статус как консолидированного туристского центра, по крайней мере с позиции России. Ключевые слова: туризм в России, туристская дестинация, «Золотое кольцо», «русская душа», виды туризма.

The following article gives a description of the town of Yaroslavl, a secular rich in history Russian tourist center, that as a matter of fact represents an important reference point as a tourist destination in Russia, thanks to its active approach and participation in the tourist industry. Despite all that Yaroslavl still lacks important factors that would contribute to make it equal to others European destinations from the tourist point of view. That is why the tools provided by destination marketing and especially destination branding should be applied and developed in order to create and/or improve its status as a consolidated tourist resort, at least to Russian eyes.

Key words: tourism in Russia, tourist destination, «Golden Ring», «Soul of Russia», types of tourism.

The full development of tourism in Russia has been prevented many and many times by several factors, among which: lack of infrastructures, low quality-price ratio, insufficient welcome capability, language barriers, extremely prolonged visa procedures, etc. However, even though it is evident that severe problems exist, it is possible to maintain that Russia boasts of localities that may be defined developed tourist resorts. One of these exceptions in Russia is the city of Yaroslavl, the pearl of the Golden Ring.

In Russia there are few cities as old as Yaroslavl that as a matter of fact boasts of an enviable thousand-year history: it was

© Морроне В., 2014

founded as a fortress in 1010 by the future Grand Prince of Kiev Yaroslav the Wise and, after playing a key role in the Time of Troubles period, in 1612, it was a temporary capital of Russia.

That is why Yaroslavl holds a special place among ancient Russian towns. Moreover, apart from being a symbol of Russian culture and history, it represents an important scientific-educational, economic and industrial centre of the Country. The contribution of industries to the economy of the town was already evident in the XVIII century, with the opening of one of the largest textile enterprises of the Country, and reached the highest point in the XX century with the first five-years-plans of industrialization, be-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.