Научная статья на тему 'Взаимосвязь предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» (из опыта практической работы)'

Взаимосвязь предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» (из опыта практической работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1781
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов А. С., Парфинович С. В., Забегалова С. В., Семёнов В. Н.

The greatest problem of Russia is the deficit of educational models capable to work under modern conditions. Unfortunately, the mankind is not safeguarded today against various extreme situations. Thereupon it is expedient to teach science of survival, fundamentals of self-preservation at studying such interconnected disciplines as Fundamentals of Safety of Habitability and physical culture. The authors consider the forms of training simulating situations of survival under conditions of independent existence. In the process of learning the skills strengthening general physical qualities, health and raising physical culture are formed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотов А. С., Парфинович С. В., Забегалова С. В., Семёнов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of the Disciplines as «Fundamentals of Safety of Habitability» and «Physical Trainings

The greatest problem of Russia is the deficit of educational models capable to work under modern conditions. Unfortunately, the mankind is not safeguarded today against various extreme situations. Thereupon it is expedient to teach science of survival, fundamentals of self-preservation at studying such interconnected disciplines as Fundamentals of Safety of Habitability and physical culture. The authors consider the forms of training simulating situations of survival under conditions of independent existence. In the process of learning the skills strengthening general physical qualities, health and raising physical culture are formed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» (из опыта практической работы)»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДМЕТОВ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

* Томский областной институт повышения квалификации работников образования "Томский государственный педагогический университет

На первый взгляд, взаимосвязь предметов «ОВЖ» и «Физическая культура» очевидна, она вытекает из определения данных дисциплин. Вспомним, что физическая культура - это система укрепления здоровья и развития физических способностей людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены, тогда как предмет «ОБЖ» призван вооружить каждого учащегося знаниями, умениями и навыками выживания и сохране-

ния своего здоровья при люоых чрезвычайных ситуациях. Конечно же, осуществление такой задачи немыслимо без достаточной физической подготовки. Именно без достаточной (следует понимать букваль-но). Совершенно оссполсзно ооладать знаниями* ска= жемэ по выживанию в природных условиях, напри-мер, в случае авиакатастрофы, если просто физически не быть готовым переносить нагрузки, в том числе и эмоциональные, которых просто невозможно избежать, столкнувшись с реальной ситуацией.

Поэтому система образования и должна формировать у учащихся необходимый уровень подготовки к реальным ситуациям, И именно объединенное знание всех курсов, не только «ОБЖ» и «Физическая культура», но и других дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов в конечном счете обеспечивает выполнение поставленной задачи -подготовки учащихся к реальным жизненным ситуациям. Но вот только отличительной особенностью именно предметов «ОБЖ» и «Физическая культура» является их направленность на формирование не просто грамотного (грамотной) и физически развитого (развитой) юноши (девушки), а на формирование личности, стремящейся побеждать. И побеждать буквально, сражаться ведь можно и на математической дуэли, прилагая все силы, напрягая весь организм [1,2].

И часто именно от того, насколько добросовестно подошли к обучению учащиеся, насколько осознали, прониклись идеей изучаемой темы, будет просто зависеть продолжительность их дальнейшей жизни.

Поэтому формировать потребность и умение организовать собственный жизненный стиль - это наиважнейшая задача современного образования. Пользуясь самыми различными методами, важно не только показать, как правильно решать самые сложные задачи, но и научиться ставить и конкретизировать проблему, т.е. не только показать дорогу, но и повести по ней, более того, сформировать у учащегося желание пойти по этому пути - по пути охраны здоровья. Ведь на самом деле все, чему мы учим, должно служить охране именно здоровья - своего и близких.

Каждый мальчик мечтает быть сильным и мужественным, а каждая девочка мечтает быть красивой, стройной и обаятельной. Сегодня существует множество различных программ, рекомендаций, следование которым обязательно приведет к успеху. Каждый человек независимо от возраста может помочь себе развить свою физическую сферу, добиться физического совершенства, красоты и силы.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в эпоху информационной цивилизации. Новое строящееся общество предъявляет требования, при которых охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, никто не только не в праве, но и не в силах перекладывать ее на окружающих. К сожалению, нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, сложившимися в период взросления, перееданием, гиподинамией уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и тогда вспоминает о медицине.

А не ошибка ли это образования? Не недостаток ли образования и воспитания препятствует в этом случае разрешению проблем здоровья?

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Возможно, это и звучит громко, но во многом человек -сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены-словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. И тут не обойтись только уроками по физкультуре, занятиями два раза в неделю по два часа.

В чем же тогда необходимость этих занятий? Достаточно ли только рассказать о том, что здоровье -это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности? Рассказать о том, что здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека? Ведь не только благодаря учебным заведениям каждый понимает, что активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

На наш взгляд, ценность занятий как раз и заключается в умении педагога привить эти по сути простые истины каждому учащемуся. Привить потребность в здоровом образе жизни, под которым надо понимать образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. На самом деле, по сути, мы говорим о культуре здоровья и культуре вообще в самом широком смысле этого слова. Ставится задача: силой разных наук сформировать человека прежде всего культурного [3-5].

Роль ОБЖ и физической культуры нам видится в этом вопросе в практической направленности наук обучения, когда рассматриваются не только общие теоретические вопросы, такие, как, например, темы, посвященные гигиене, профилактике заболеваний, но прежде всего занятия по обучению навыкам развития физических качеств, повышения защитных механизмов своего организма.

Итак, рассмотрим рекомендации к разработке интегрированных курсов подготовки по физической культуре и ОБЖ. По данным Научно-исследователь-ского института детей и подростков Академии педагогических наук, занятия по физической культуре (дважды в неделю по 45 мин) дают лишь 11 % необходимой подросткам нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом.

Продуманный календарно-тематический план может включать цикл занятий, посвященных пробле-

мам выживания человека в экстремальных условиях. Поход может стать итоговым занятием. И своеобразной формой сдачи зачета. Не стоит без подготовки отправляться в путешествие, даже учебное. Нарабатывание навыков происходит постепенно на многих занятиях. К тому же подготовленные люди во время похода более защищены от различных несчастных случаев и травматизма.

Физическая подготовка должна обеспечивать: общую физическую подготовленность, специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения (летом пеший, зимой на лыжах), закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п.

Общая физическая подготовка служит для поддержания и развития физических данных организма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующие на это отстающее качество.

Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-либо определенного вида туризма. Одновременно в процессе ее должны развиваться и те физические качества, которые особенно важны для данного вида туризма. Так, для туриста-пешехода, как и велосипедиста, особенно важны сила и выносливость ног, для лыжника, кроме того, нужна и сила рук. Каждому туристу, предпочитающему двигаться активно, необходимо хорошее, т.е. глубокое и равномерное, дыхание. Значит, нужно «поставить» дыхание.

Закаливание организма достигается путем длительного, постепенного и систематического приспособления его к необычным условиям. Процесс закаливания должен быть постоянным, без перерывов. Чтобы приучить себя к ночлегам на снегу, в мешках, нужно заранее, за время тренировок, привыкнуть переносить холод и известные неудобства сна в палатке, в снежной пещере и т.п. По мере роста закаленности турист перестает чувствовать необычные раздражения и спит в таких условиях лучше, чем дома.

Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной. Напомним учащимся, что неотъемлемая часть подготовки - соблюдение режима, без чего немыслим успех. Основные требования к режиму - умелое сочетание работы с отдыхом, выполнение правил гигиены, ежедневная утренняя гимнастика и строгое соблюдение расписания тренировок. Распорядок дня надо составить по возможности так, чтобы утренняя гимнастика, прием пищи, работа и отдых ежедневно проводились в одно и то же время. Это ставит организм в привыч-

ные условия и тем самым повышает его работоспособность.

Нормальный сон укрепляет нервную систему, делает человека бодрым и энергичным, а хорошо организованное питание, правильный подбор и чередование продуктов обеспечивает быстрое восстановление сил после работы.

Рассмотрим содержание тренировочных занятий: комплекс упражнений утренней гимнастики; упражнения с преодолением собственного веса (подтягивание, приседания, отжимания) выполняются до отказа; упражнения силового характера проделываются в течение всего периода подготовки; упражнения для развития силы рук; упражнения для развития силы ног, упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища, растягивание и расслабление, упражнения в равновесии. В тренировке должны применяться упражнения на быстроту и ловкость.

Утреннюю гимнастику следует проводить ежедневно, в любую погоду, желательно на открытом воздухе. Комплекс упражнений необходимо постепенно усложнять упражнениями на развитие отдельных качеств. Интенсивность и продолжительность утренней гимнастики регулируются в зависимости от самочувствия. Спортсмены, готовящиеся к походам с ночевкой, длительным путешествиям, соревнованиям по спортивному ориентированию, продолжительность утренней гимнастики должны увеличить до 30-40 мин, включив в нее 4-5 упражнений, отражающих специфику предстоящего похода или соревнования. Лучше, если утренние занятия будут групповыми: они эмоциональнее.

Занятия на воздухе позволяют включать бег на короткие и длинные (до нескольких километров) дистанции. Медленный бег с ускорениями по нескольку десятков метров, равномерный длительный бег рекомендуется сочетать с быстрой спокойной ходьбой.

Очень важно приучиться дышать глубоко, без задержки, с полным выдохом. Зарядку в помещении надо делать у открытого окна. После нее необходимо обмываться до пояса прохладной водой. Тренировочные занятия в течение недели и по выходным дням проводятся в залах, на площадках, стадионах и местности. Они обычно состоят из гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и велосипедного спорта, спортивных игр. Специально подобранные гимнастические упражнения и соответствующие виды спорта помогают развить те или иные физические качества, в первую очередь выносливость и силу.

Сила развивается при специальных тренировках. Однако не надо увлекаться подниманием больших тяжестей. Целесообразнее применять средние отягощения, но с большим количеством повторений. В этом случае будет развиваться и выносливость мышц.

В одну тренировку нужно включать упражнения со снарядами различного веса. Упражнения с легки-

ми предметами следует выполнять до утомления, затем, отдохнув 2-3 мин, повторять снова.

Развитие ног имеет огромное значение при пеших походах на дальние расстояния, особенно если это труднопроходимая местность (горы, тайга и т.п.).

В тренировке необходимо уделять внимание упражнениям в равновесии, которые способствуют совершенствованию вестибулярного аппарата и мышц и учат удерживать тело в состоянии равновесия.

Женщины должны тренироваться по той же методике, что и мужчины, но с учетом физиологических особенностей женского организма. Занятия могут проводиться совместно для мужчин и женщин, но нагрузка для женщин должна составлять не более 2/з нагрузки мужчин. В упражнениях с отягощением вес должен быть в 2-3 раза меньше, чем для мужчин. Из тренировок женщин нужно совершенно изъять прыжки в глубину свыше 1.5 м. Место приземления при прыжках в длину и высоту необходимо хорошо разрыхлить.

Отдельно надо остановиться на специальной физической подготовке. Задача специальной физической подготовки, к примеру, лыжника (помимо владения техникой) связана с умением прокладывать лыжню по целине и передвигаться в лесных и горных условиях с грузом. Для приобретения навыков ночевок на снегу и закаливания организма некоторые учебно-тренировочные походы выходного дня следует совершать с ночевками в лесу, даже если таковые и не намечаются в основном путешествии. Этот навык может пригодиться при непредвиденных обстоятельствах. Следует научиться везти товарища на буксире на лыжах, транспортировать груз на саннолыжной установке, волокушах. Для этого хорошо включать в тренировки комплексы специальных упражнений для укрепления мышц рук, ног, туловища.

Во время занятий следует вырабатывать глубокое, ритмичное дыхание, согласованное с темпом передвижения на лыжах. В летнее время рекомендуется заниматься греблей, плаванием, ездой на велосипеде, легкой атлетикой.

Учитывая возможность передвижения без дорог, по сильнопересеченной местности, особое внимание надо уделять преодолению препятствий - неровностей рельефа, подъемов и спусков, водных преград. Передвижение по лесам, болотам, пескам, степям имеет свои особенности, которые необходимо учесть при подготовке к походу. Неплохим дополнением будет изучение элементов скалолазания; приемов передвижения по осыпям, снегу, льду; способов переправы через горные реки, самостраховки альпенштоком или ледорубом, веревкой; приемов закаливания, выработки умения преодолевать жажду, не бояться резких колебаний температуры, ночлегов вне населенных пунктов [6, 7].

Для осуществления таких задач должны разрабатываться специальные программы и учебные планы,

в основу которых должен быть положен опыт профессионального туризма.

Итак, рассмотрим одну из актуальных тем: «Выживание в условиях автономного существования».

Форма занятия: туристское путешествие в форме похода выходного дня.

Интегративное содержание занятия: ОЁЖ ставит задачи поддержания военно-спортивного духа, развития навыков ориентирования, практической демонстрации обустройства ночлега, добычи огня, пищи, воды, осуществления профилактики и лечения заболеваний.

Физическая культура осуществляет задачи: укрепление здоровья; закаливание организма; развитие силы; ловкости, выносливости, инициативы, мужества, настойчивости, дисциплинированности; по-' вышение трудовой активности.

Образовательные цели: продемонстрировать учащимся одно из важных средств активного отдыха, ознакомить учащихся с навыками выживания в природных условиях, продемонстрировать необходимость физической подготовки.

Воспитательные цели: расширить представления учащихся о своеобразии родного края; ознакомить с природными богатствами, историческими и культурными памятниками.

При подготовке к данному мероприятию надо сделать следующее: определить маршрут и обеспечение группы в пути (непосредственно перед походом); занятия физической подготовки осуществляются постоянно во время всего процесса обучения.

Основные мероприятия, проводимые во время похода: ориентирование на местности; знакомство с историческими и природными достопримечательностями; обустройство стоянок; отработка навыков разведения костра, постановки палатки, добычи и приготовления пищи и т.д. Проведение беседы по приемам оказания первой помощи, спортивные соревнования и игры.

Расстояние, покрываемое за день, как и весовая нагрузка, трудно поддается точному' предварительному формированию. Оно определяется прежде всего трудностями маршрута, весом рюкзака и опытностью и физической подготовкой.

Здоровые люди с рюкзаками среднего веса проходят за день по равнине 20-25 км, по пересеченной местности - 12 км. С облегченными рюкзаками в горах и тайге втянувшиеся в походную жизнь туристы идут по 18-20 км, а подготовленные опытные туристы - до 30 км.

Учащемуся, имеющему физическую подготовку на уровне выше среднего, желательно готовиться к серьезному походу, а подросткам, физически развитым на среднем уровне и ниже, такая подготовка просто необходима.

Интересен тот факт, что учащиеся, как правило, не видят большой надобности в физической подго-

товке к походу, они отдают предпочтение совершенствованию туристских навыков (умение поставить палатку, развести костер и т.п.) и считают эти навыки основой туризма. Хотя большинство учащихся со временем соглашались с тем, что физическая подготовленность - это очень немаловажный фактор в походах и активном отдыхе на природе.

Выносливость вырабатывается не только длительной ненапряженной работой (спокойный длительный бег, ходьба), но и многократными повторениями более коротких, но более напряженных нагру зок. Можно, например, применить пробежку 6-8 раз по 800 м со средней скоростью. В промежутках между бегом - спокойная ходьба (7-9 мин) до восстановления нормального дыхания и пульса. Подобные нагрузки допустимы только для людей достаточно подготовленных. Хорошо развивают выносливость плавание, гребля, езда на велосипеде, бег на лыжах, охота, походы выходного дня зимой и летом. Особенно благоприятны для физической подготовки условия, близкие к условиям длительного путешествия. Тем не менее одной выносливости мало: чтобы меньше уставать и, соответственно, пройти больше с меньшими физическими затратами, важно научиться правильно и экономно ходить. Ведь техника ходьбы - это один из важнейших факторов при лешем походе.

Собираясь в сложное путешествие, нужно иметь разностороннюю подготовку; Каждому необходимо уметь преодолевать препятствия самого различного характера, хорошо прыгать в длину; лазать по канату, по деревьям, свободно П.ОДТЯГ"Н0Т>-.СЯ. приучиться переносить рюкзак с большим грузом на длинные расстояния. Причем в этом не всегда помогает зна-

чительная сила, нужны специальные навыки, развивающиеся упражнениями. Начинать лучше с походов с небольшим грузом по 6-10 кг, выполняя все правила укладки рюкзака и подгонки снаряжения, иногда ходить ь тяжелой обуви. Учащиеся должны уметь переносить на небольшие расстояния значительные грузы, а также пострадавшего человека, используя подручные средства. В столкновении с силами природы он должен быть подвижным, ловким, отлично владеть равновесием. Все это дается разносторонней подготовкой. Она должна проводиться интересно, увлекательно, разнообразно. Преодоление трудностей в путешествии требует твердой воли, которая закаляется также в преодолении трудностей во время физической подготовки [3, 7].

В итоге занятия определяется степень приспособления организма к походным условиям, выработанная во время тренировок. В первую очередь речь идет о закаливании организма, которое должно быть результатом всей системы подготовки. В тренировочных походах необходимо сформировать привычку ограничения в питье (особенно сразу после остановки), привычку к длительной переноске груза (рюкзака), к специфической равномерной физической нагрузке похода.

Таким образом, желательно по результатам похода с ростом подготовленности увеличивать и тренировочную нагрузку, чтобы она была в иной день выше, чем среднедневная нагрузка будущего путешествия. Кроме того, совершенствование быстроты и ловкости происходит в процессе занятий по отдельным видам спорта, в частности акробатики и спортивным играм, позволяющим выработать свой рациональный ритм движения.

Литература

1. Бабёнышева Л.Ф. Пути и методы экологического образования школьников // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края. Ставрополь, 1991.

2. Беляев B.C. Экологическое воспитание студентов физкультурных учебных заведений. М., 1990.

3. Голубчиков С.В. Что нас ждет в будущем? // Энергия: экономика, техника, экология. 1991. № 11.

4. Капцова Л.В. Ты и Я. М., 1989.

5. Криксунов Е.А. Экология. М., 1995.

6. Беляев B.C. Здоровье, экология, спорт. М., 1995.

7. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. М., 1992,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.