Научная статья на тему 'Взаимосвязь пограничной безопасности и миграционной политики государства'

Взаимосвязь пограничной безопасности и миграционной политики государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
963
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАНТЫ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шипицина Татьяна Юрьевна

В статье раскрывается взаимосвязь пограничной безопасности и миграционной политики Российской Федерации, делается вывод о том, что миграционная политика должна формироваться и корректироваться с учетом состояния пограничной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шипицина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь пограничной безопасности и миграционной политики государства»

Шипицина Т.Ю.

Взаимосвязь пограничной безопасности и миграционной политики

государства

Современная геополитическая ситуация, экономическая и социальнополитическая обстановка как в Российской Федерации, так и во всем мире, делает актуальной проблему обеспечения безопасности государства, личности и общества в целом. Неотъемлемой частью системы безопасности государства является ее пограничная составляющая. По мнению специалистов, пограничная безопасность обеспечивается не только охранными органами, но и посредством проведения рациональной, скоординированной и эффективной политики, в том числе в сфере миграции.

На наш взгляд, миграционная политика и пограничная безопасность России тесно связаны между собой, и состояние последней зависит от реализации основных направлений политики регулирования миграционных процессов. Взаимосвязь двух категорий мы будем раскрывать через взаимодействие их основных компонентов.

Среди многообразия определений пограничной безопасности, остановимся на формулировке А.В. Кулакова, трактующей ее «не только как состояние реальной защищенности пограничного пространства страны, но и как комплекс мер, характеризующих содержание деятельности всех субъектов по защите интересов личности, общества и государства в пограничной сфере, при координирующей роли Федеральной службы безопасности России» [Кулаков, 2010, с. 273]. Исходя из содержания понятия, можно выделить следующие структурные элементы:

1. Состояние защищенности пограничного пространства страны.

2. Защита интересов личности, общества и государства в пограничной сфере.

3. Комплекс мер, осуществляемый различными субъектами по защите пограничного пространства страны и интересов личности, общества и государства в пограничной сфере, при координирующей роли Федеральной службы безопасности России.

Взаимодействие пограничной безопасности и миграционной политики мы будем рассматривать через основные направления последней [Концепция

миграционной политики до 2025 г. // «Ваше право. Миграция», 2012], представляющие на данном этапе приоритетные пути развития, впоследствии которые должны сформировать элементы, составные части единой миграционной системы:

1. Создание для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

На наш взгляд, данный тип переселения минимизирует риски, связанные с возникновением ксенофобских настроений в социуме, способствует обеспечению стабильных, регулируемых общественных процессов и поддержанию национального согласия в пограничном пространстве. Это объясняется тем, что мигрантам с территорий бывшего Советского Союза, имеющим общую историю, культуру, язык, гораздо легче интегрироваться и адаптироваться в принимающее сообщество, что снижает вероятность межкультурных и межнациональных конфликтов. Иммиграция соотечественников может рассматриваться как фактор предупреждения этнических столкновений, которые дестабилизируют социально-политическую и экономическую обстановку на приграничных территориях.

2. Разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой.

Ввиду непопулярности низкооплачиваемых профессий происходит так называемая монополизация целого ряда хозяйственных отраслей, возникают замкнутые группы, образованные по этническому признаку. Большинство вновь прибывших иностранных граждан стремятся к заселению в тех регионах страны, в том числе пограничных, где уже существуют поселения их соотечественников. При этом имеют место попытки данной категории «захватить» некоторые направления деятельности в социально-экономической сфере, используя не только легальные, но и незаконные средства. Все это вызывает, резкое недовольство коренных жителей, что, в свою очередь, усиливает межэтническую напряженность. Нередко в приграничных субъектах страны возникают конфликтные ситуации между местным населением и иммигрантами [См.: В Ставрополье по кондопожскому сценарию. Ц^: Ы*р:/^г^ег-

news.com/puЫicatюn.mhtml?Part=37&PubГО=7098].

Необходимо отметить, что в районах компактного проживания

иностранных граждан велика вероятность возникновения и распространения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, поскольку многие из них прибывают из стран, где зарегистрированы такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, СПИД и другие особо опасные инфекционные заболевания. Случаи заражения нередко регистрируются в приграничных регионах страны [См.: ВИЧ и миграция. Ц^: http://aidscenter-bel.bcpi.ru/about/news/17640]. Автор полагает, что нахождение в пограничном пространстве выходцев из неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении стран мира, способствует обострению эпидемиологической обстановки в регионе, угрожает социальной стабильности в пограничном пространстве.

3. Содействие развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации.

В настоящее время внутренние миграционные процессы наносят ущерб не только социальным, экономическим, но и геополитическим интересам России. Продолжается сокращение населения в регионах страны наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Низкая численность и неравномерная плотность населения, отток коренных жителей из приграничных субъектов несет угрозу государству, и прежде всего, его пограничной безопасности.

Вместе с тем, в сложившейся ситуации регулирование численности населения в отдаленных районах, приграничных территориях страны невозможно только за счет внутренних ресурсов. На данном этапе Россия не готова отказаться от использования иностранной рабочей силы в развитии нуждающихся регионов.

Однако многие исследователи считают, что иммиграция несет в себе угрозу политическим интересам общества и государства в пограничном пространстве, и может выражаться в незаконном освоении ее приграничных земель, экономической и демографической экспансии.

4. Содействие образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности.

Упрощение в 2013 году правил въезда для учебных мигрантов и их пребывания на территории Российской Федерации делает данную категорию объектом внимания иностранных спецслужб, экстремистских организаций и т.д. Особо хотелось бы отметить проблему распространения экстремистских и сепаратистских воззрений в студенческой среде. Ввиду повышенной

восприимчивости молодежь подвержена влиянию различных идеологий и может быть вовлечена в незаконные организации, финансируемые и управляемые из-за рубежа. Экстремистские группировки являются непосредственной угрозой интересам личности, общества и государства в пограничной сфере.

5. Выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов.

Большой приток беженцев в пограничные регионы может повлечь негативные последствия для интересов личности, общества и государства в пограничной сфере. Отсутствие необходимых жилищных условий, социальных гарантий, доступа данной категории к медицинскому обслуживанию создают угрозу эпидемиологической обстановке на приграничных территориях. Кроме того, процедура присвоения соответствующего статуса и все вытекающие из него действия по предоставлению документов требуют определенного времени, что, в свою очередь, делает невозможным законное трудоустройство данных лиц. Следовательно, мигранты могут стать объектом внимания различных криминальных группировок, вовлечены в занятие преступной деятельностью, наркобизнесом и т.д. На этой почве не исключены межнациональные конфликты, социальная напряженность в пограничном пространстве. Более того, необходимо учитывать возможность проникновения в потоках беженцев в приграничные регионы России радикально настроенных лиц, членов экстремистских группировок, в целях организации и осуществления террористических и подрывных акций [См.: Задержанные в Крыму диверсанты начали давать признательные показания. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2014/05/30/diversia-site-anons.html]. Все эти

обстоятельства усложняют обеспечение пограничной безопасности.

4. Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

В нашей стране данный элемент миграционной политики находится на начальной стадии формирования. На законодательном уровне предпринимаются попытки по урегулированию этого направления. Например, планируется в каждом регионе открыть адаптационный центр для обучения и проживания иммигрантов [См.: Диплом на жительство. Ц^: http://www.rg.ru/2013/07/30/grazdanstvo-site.html]. Вместе с тем, необходимо понимать, что данные меры могут повлечь за собой негативные последствия. Образование данных центров может привести к

недовольству местного населения, что послужит поводом для различных столкновений. Более того, на наш взгляд, их функционирование в приграничных регионах повлечет формирование закрытых иммигрантских образований, анклавов, и как следствие возникновение социальной напряженности, межнациональных и межкультурных конфликтов с коренными жителями.

Необходимо учитывать и тот факт, что большая часть иностранных работников прибывает из неблагополучных в социально-экономическом плане стран, где в последнее время усиливается влияние радикального ислама. По мнению экспертов, многие мигранты, прибывая в Россию, уже являются ваххабитами и джихадистами. В местах компактного проживания трудовых иммигрантов они ведут активную пропаганду экстремистского характера. Таким образом, создается угроза религиозной экспансии и распространения влияния экстремистских организаций в пограничном пространстве.

5. Противодействие незаконной миграции.

По статистике большинство мигрантов прибывают в Россию через пункты пропуска легитимно, и лишь небольшая часть проникает через границу незаконно. Иностранные граждане въезжают под видом туристов, с коммерческой целью и т.д.

Необходимо отметить, что многие исследователи едины во мнении о том, что нелегальная миграция нередко поддерживается иностранными правительствами и спецслужбами, с целью перехвата власти через усиление влияния этнических сообществ в экономике и криминальной среде, а также

*

использования в разведывательных целях . Следовательно, можно говорить об опасности экономической и территориальной экспансии России со стороны третьих стран. Все это неизбежно создает угрозу состоянию защищенности пограничного пространства, политическим, экономическим и иным интересам личности, общества и государства в пограничной сфере, а также окажет немалое противодействие соответствующим органам государственной власти по обеспечению пограничной безопасности.

См.: Болбот О. А. Современные миграционные процессы как угроза пограничной и внутренней безопасности Российской Федерации: На примере Читинской области. Дисс... канд. полит. наук, М, 2005; Гришин М.Л., Губченко В. Н., Дмитриев В.А. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения: Монография. - М. - Изд.группа «БДЦ-пресс», 2001.; Краснов А.В. Государственная политика противодействия незаконной миграции. Дисс. канд. полит. наук, М, 2010; и др.

Кроме того, незаконное перемещение лиц через границу и их пребывание на территории государства несут в себе негативные последствия, оказывают влияние на политические процессы в стране. Данная категория миграции затормаживает социально-политическое и экономическое развитие пограничных регионов, отрицательно воздействует как на их демографическую, так и этническую ситуацию, что, несомненно, неблагоприятно отражается на состоянии пограничной безопасности.

Более того, неконтролируемый приток мигрантов из неблагополучных в социально-политическом и экономическом плане стран способствует росту этнической напряженности в пограничном пространстве государства, что существенно затрудняет применение комплекса мер различными субъектами по обеспечению пограничной безопасности нашей страны.

Исходя из вышеизложенного, следует, что категории пограничная безопасность и миграционная политика тесно связаны между собой. В результате исследования основных элементов автор выделил следующие взаимовлияющие особенности:

1. Направление, отвечающее за привлечение соотечественников, положительно влияет на состояние защищенности в пограничном пространстве страны, снижает риск межкультурных и межнациональных конфликтов, дестабилизирующих социально-политическую, экономическую обстановку в приграничных регионах и создающих уязвимость Государственной границы. Данный элемент миграционной политики является гарантом соблюдения интересов личности, общества и государства в пограничной сфере, а также увеличивает возможности соответствующих субъектов по обеспечению пограничной безопасности.

2. Элемент миграционной политики России, направленный на отбор и привлечение иностранной рабочей силы в зависимости от уровня и качества его реализации способен влиять на пограничную безопасность государства как положительно, так и негативно. Селекция трудовых иммигрантов, активно воспринимающих культуру и нормы поведения в обществе, будет способствовать защите пограничного пространства, соблюдению интересов личности, общества и государства в пограничной сфере и оперативному выполнению соответствующего комплекса мер по охране государственной границы и приграничных территорий. В противном случае, неконтролируемая

трудовая миграция создаст непосредственную угрозу пограничной безопасности Российской Федерации.

3. Эффективная реализация элемента миграционной политики, направленного на содействие и развитие внутренних передвижений населения, при условии соблюдения баланса экономических и политических интересов в пограничной сфере, благоприятно скажется на восполнении демографических потерь, стабилизации численности и плотности населения, социально -политическом и экономическом развитии приграничных регионов. Все это непосредственно будет способствовать сохранению пограничного пространства России, а также осуществлению деятельности различных субъектов по обеспечению пограничной безопасности страны.

4. Элемент миграционной политики в сфере содействия учебной миграции, в случае достижения равновесия экономических и политических интересов, может оказать на пограничную безопасность положительное влияние. Реализация данного направления с учетом только экономических интересов может отрицательно сказаться на состоянии защищенности пограничного пространства страны, на соблюдении политических, экономических интересов личности, общества и государства в пограничной сфере, а также усложнить задачи органов федеральной службы Российской Федерации.

5. Состояние пограничной безопасности Российской Федерации зависит от эффективной реализации элемента миграционной политики, направленного на выполнение гуманитарных обязательств по отношению к данной категории мигрантов, создания всех необходимых условий для их проживания, социальной адаптации и исключения различных конфликтов на приграничной территории России.

6. Состояние пограничной безопасности государства находится в непосредственной зависимости от формирования и реализации элемента миграционной политики по содействию адаптации и интеграции мигрантов, направленного на принятие органами государственной власти решений, учитывающих не только экономические, но и политические, стратегические интересы страны.

7. Элемент миграционной политики, направленный на противодействие незаконной миграции, оказывает существенное влияние на обеспечение пограничной безопасности. Состояние пограничной безопасности государства

обуславливается эффективностью мер миграционной политики в области противодействия незаконной миграции, которая должна формироваться в соответствии со складывающейся ситуацией в пограничном пространстве.

Таким образом, воздействуя на элементы, направления миграционной политики, можно реально обеспечить пограничную безопасность России. Миграционная политика должна формироваться и корректироваться с учетом состояния защищенности пограничного пространства, интересов личности, общества и государства в пограничной сфере, а также содействовать осуществлению мер органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и иными субъектами по обеспечению пограничной безопасности в целом.

Список использованной литературы:

1. Болбот О. А. Современные миграционные процессы как угроза пограничной и внутренней безопасности Российской Федерации: На примере Читинской области. Дисс... канд. полит. наук, М, 2005.

2. «ВИЧ и миграция». // ОГБУЗ «Белгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» ШЬ: http://aidscenter-bel.bcpi.ru/about/news/17640/ (дата обращения: 12.06.2014).

3. «В Ставрополье по кондопожскому сценарию» // Информационное агентство

«Стрингер». ЦКЬ: http://stringer-

news.com/publication.mhtml?Part=37&PubID=7098 (дата обращения:

30.05.2014).

4. Гришин М. Л., Губченко В. Н., Дмитриев В. А. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения : Монография. - М. - Изд.группа «БДЦ-пресс», 2001.

5. «Диплом на жительство». // «Российская газета» - Федеральный выпуск №6142 (166). ШЬ: ЬИго://www.rg.ru/2013/07/30/grazdanstvo-site. 1^ш1 (дата обращения 12.06.2014).

6. «Задержанные в Крыму диверсанты начали давать признательные показания». // Российская газета - Федеральный выпуск № 6394 (122). ЦКЬ: http://www.rg.ru/2014/05/30/diversia-site-anons.html (дата обращения:

18.06.2014).

7. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012) // «Ваше право. Миграция», 2012, № 13.

8. Краснов А.В. Государственная политика противодействия незаконной миграции. Дисс. канд. полит. наук, М, 2010.

9. Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: монография. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. - С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.