Научная статья на тему 'Взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов и психологов'

Взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов и психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭМПАТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / PROFESSIONAL QUALITIES / EMPATHIC ABILITY / PEDAGOGICAL ORIENTATION / COMMUNICATION AND ORGANIZATIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайтметов Х.А., Луфов М.Т.

Статья посвящена одной из важнейших проблем педагогики и психологии проблеме развития личностных и профессиональных качеств будущих психологов и педагогов. Следует отметить, что в настоящее время в независимой Республике Таджикистан все более ощущается потребность в квалифицированных кадрах, владеющих психолого-педагогическими знаниями о содержании, методах и организационных формах педагогической деятельности и способностями квалифицированно решать проблемы жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Рассматриваеися взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих специалистов в образовательном процессе. В результате проведенного исследования доказано, что уровень развития педагогической направленности формируется в тесной связи с такими психологическими характеристиками, как способность к педагогической эмпатии и коммуникативно-организаторские качества. Эта связь проявляется в таких свойствах характера, как общительность, толерантность, душевная мягкость, чуткость, доброжелательность, интеллигентность и чувство юмора. Педагогическая направленность является интегрирующим в отношении перечисленных качеств и может выступать показателем, позволяющим прогнозировать успешность педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайтметов Х.А., Луфов М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical orientation of the relationship and the level of development of communication and organizational skills future teachers and psychologists

This article is dedicated to one of the most important issues of pedagogy and psychology of personality and professionally important qualities of the future psychologists and educators. It should be noted that at the present time in the independent Republic of Tajikistan more there is a need for qualified personnel, owning psychological and pedagogical knowledge about the content, methods and organizational forms of pedagogical activity and ability to solve problems competently life of children, adolescents and young adults. Links to these authors it examines the relationship pedagogical orientation and level of development of communicative and organizational skills of the future experts in the educational process. The study authors argue that the level of development of a pedagogical orientation is formed in close connection with the psychological characteristics such as empathy and the ability of teaching communicative and organizational qualities. This relationship is evident in the nature of such properties as sociability, tolerance, emotional softness, sensitivity, kindness, intelligence and sense of humor.. Educational direction is integrating these qualities and can act as indicators to predict the success of pedagogical interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов и психологов»

УДК 15 ББК88,5

Х. А. ЗАЙТМЕТОВ М.Т. ЛУФОВ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ

Необходимость хорошо подготовленных специалистов педагогов и психологов в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях Республики Таджикистан все больше ощущается. В настоящее время современные исследователи уделяют большое внимание выявлению и развитию личностных и профессионально важных качеств педагогов и психологов. Многие из них утверждают, что собственная личность педагогов и психологов является основным условием его успешной профессиональной деятельности.

Изучая вопросы качества подготовки специалистов в различных профессиональных областях, а также грамотной расстановки кадров, можно говорить о важности развития проблемы профессионально значимых качеств. Во всех работах подчеркивается важность и значимость профессиональных качеств в становлении личности, однако, существуют различные подходы к содержанию, их структуре.

В профессиональной деятельности успех в большей мере зависит от развития самоорганизации молодых специалистов. Профессиональное развитие и изучение личности ведется по нескольким научным направлениям, которые определяются в профессиональной деятельности. Первое -связано с созданием научных основ психологии профессий. Проблемой профессионального развития личности занимается второе направление исследования. Данное направление непосредственно исследует индивидуально-психологические особенности молодых специалистов, которые способствуют развитию различных видов профессиональной деятельности. Следующее направление исследования непосредственно связано с разработкой психологических основ профессионального мастерства в психологии труда. В данном направлении были обусловлены условия и факторы развития профессиональных умений и навыков, профессионального самосовершенствования, профессиональной компетентности. Четвертое направление исследования именуется как акмеологическое. Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалевым и А.А Деркачем были определены акмеологические закономерности, характеризующие развития зрелой личности и детерминанты повышения уровня профессионализма (3, 117).

Воспитание поликультурной личности предполагает формирование всех видов культур: нравственной, политической, эстетической, экологической, физической и др., что, несомненно, скажется и на уровне профессиональной компетентности будущих специалистов, особенно педагогического направления (1, 27).

Многие исследователи утверждают, что в профессиональной деятельности многое зависит от личности самого работника, его отношения к труду. Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества. В процессе профессионального становления они объединяются с уже имеющимися свойствами, а также между собой, образуя комплексы качеств.

Успешность любой деятельности заключается в любви к ней, в терпении и усердии. Чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал и которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.

Э.Ф. Зеер описал подструктуры личности педагога - профессиональную направленность (ценностные установки, мотивы, отношение), профессиональную компетентность (знания, умения, способы выполнения деятельности), профессионально важные качества (2,215).

Вслед за вышесказанными авторами мы также полагаем, что высокий уровень развития личности является основой успешного профессионального становления будущих педагогов и психологов.

В настоящем исследовании нами была выявлена взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих психологов и педагогов.

Для решения поставленных задач были использованы конкретные психодиагностические методики: анкета определения особенностей и уровня педагогической направленности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева и методика выявления уровня развития коммуникативных качеств личности «КОС-1» В.В. Синявского, В.А.Федоришина.

Правила проведения методики исследования профессионально - педагогической направленности личности (Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреев) заключается в том, что испытуемые просматривают пункты и вопросы пунктов 1,2,7,10, ранжируют, в остальных пунктах 2,4,5,8 обводят кружком один из возможных стандартных ответов: «да», «нет» «не знаю» - на вопрос каждого пункта (4,71).

Другая методика исследования вывляет коммуникативные и организаторские склонности «КОС 1» В.В. Синявский, В.А. Федорошин. Данная методика помогает решать основные задачи нашего исследования. В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий- руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовые обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей (5, 144).

Экспериментальной базой исследования является Худжандский государственный университет, факультеты: таджикская филология, педагогический, математический, русская филология.

В опытно-экспериментальной работе участвовали 240 студентов разных специальностей.

Анализ результатов диагностики уровня развития педагогической направленности студентов разных факультетов по методике Е.М. Никиреева позволяет говорить о взаимосвязи уровней развития педагогической эмпатии и профессионально-педагогической направленности.

Результаты по факультетам представлены в таблице №1.

Таблица №1. Сформированность педагогической направленности у студентов разных _специальностей._

ФАКУЛЬТЕТЫ Общее количество студентов УРОВНИ ПЕДА НАПРАВЛ ^ШГИЧЕСКОИ [ЕННОСТИ

Высокий Средний Низкий Очень низкий

Математический факултет 60 10 13 18 19

Процент 100% 16,7% 21,7% 30% 31,7%

Русская филология 60 12 18 16 14

Процент 100% 20% 30% 26,7% 23,3%

Педагогический 60 14 15 16 15

Процент 100% 23,3% 25% 26.7% 25%

Таджикская филология 60 18 21 13 8

Процент 100% 30% 35% 21,7% 13,3%

ИТОГИ 240 54 67 63 56

Процент 100% 22,5% 27,8% 26,3 % 23,4%

Анализ результатов исследования педагогической направленности показывает, что высокий уровень сформированности отмечается у 22,5% студентов, у большинства из них профессиональная педагогическая направленность еще не сформирована. У студентов-филологов и психологов выявлены более высокие показатели педагогической направленности, чем у математиков, наиболее высокие средние показатели педагогической направленности у студентов факультета таджикской филологии, эти студенты проявляют наибольший интерес к преподавательской работе, взаимодействию с учащимися в своей будущей профессиональной деятельности.

Для выявления коммуникативных и организаторских качеств по методике «КОС-1» В.В. Синявского проводилась диагностика, которая показала следующие результаты: уровень развития коммуникативных и организаторских качеств студентов разных специальностей отличается различной степенью выраженности. У студентов - математиков: высокий уровень - 13,3%; средний уровень - 18,3%; низкий уровень - 33,3% и очень низкий уровень - 35%. У студентов-филологов (русский язык и литература) высокий уровень - 15%; средний уровень -28,3%; низкий уровень - 30% и очень низкий уровень - 23,3%. У студентов-психологов: высокий уровень - 16,7%; средний уровень - 21,7%; низкий уровень - 31,6% и очень низкий уровень - 30%. И студентов-филологов (таджикский язык и литература): высокий уровень -23,3%; средний уровень - 31,6%; низкий уровень - 26,6%, и очень низкий уровень - 18,3%. Анализ результатов исследования коммуникативных и организаторских качеств среди 240 студентов показывает, что высокий и средний уровень сформированности наблюдается у 42,1% испытуемых, это говорит о том, что у большинства испытуемых коммуникативные и организаторские качества еще не сформированы. У студентов-психологов и филологов выявлены более высокие показатели данных качеств, в сравнение с студентами -математиками. Низкий уровень сформированности отмечается у 57,9% студентов, в целом можно констатировать, что у большинства студентов замечается низкий уровень развития коммуникативных и организаторских качеств.

Исследования развития коммуникативных и организаторских качеств и самооценки сформированности этих качеству студентов разных специальностей также позволяют говорить о взаимообусловленности уровней развития эмпатических способностей, педагогической направленности и коммуникативных способностей будущих педагогов и психологов. Результаты, полученные по методике «КОС-1» В.В. Синявского, обнаруживают значимую корреляцию между уровнем развития педагогической направленности и самооценкой сформированности коммуникативных и организаторских качеств личности. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи развития педагогической направленности с самооценкой коммуникативных качеств представлены в таблице №2.

Таблица №2. Взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей(коэффициент корреляции Спирмена)

Педагогическая направленность

о

Ев H и <и Т S

ч о ü

о> <и

в

Ю

О

Ев О H S

си

ч

H и

:=

S

О и

S и

:=

S S

ч

си А

U

:=

S

« M

S S

S

M

S J:

X S <u

r

О

Математический факултет 60 0,093 0,096 -0,082 -0,304

Русская филология 60 0,100 0,102 -0,300 -0,166

Педагогический 60 0,097 0,204 0,315 -0,315

Таджикская филология 60 0,204 0.316 0,267 0, 086

ИТОГИ 240 0,204* 0,196* 0,166* -0,163

Психологическое обследование, беседы и наблюдение за поведением студентов позволили представить обобщенные психологические характеристики студентов разных специальностей педагогического вуза. Студенты, выбравшие гуманитарные специальности (филологи, психологи), социально ориентированы, больше проявляют интерес к внутреннему миру других людей и к своим собственным психологическим особенностям, чем студенты, выбравшие естественно-научное направление (математики). Среди студентов гуманитарной направленности больше людей с высоким уровнем эмпатии, то есть доброжелательных, чутких, отзывчивых, проявляющих ответственность в межличностных отношениях, поддерживающих гуманистические ценности любви и семейной жизни. Такая позиция свидетельствует о психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности и связана с сознательным выбором профессии педагога или психолога. Особо положительное влияние на развитие эмпатических способностей оказывает изучение родного языка и литературы, приверженность национальным традициям. Выявленная группа студентов с низким уровнем эмпатии отличается отсутствием интереса к людям, замкнутостью, неумением строить межличностные и деловые отношения, более низким уровнем ответственности и самоконтроля, рационалистическими ценностными установками, такие студенты менее мотивированы на будущую педагогическую деятельность, их выбор профессии педагога обусловлен случайными факторами. Такое сочетание эмпатических способностей и профессиональной педагогической направленности более характерно для студентов негуманитарных специальностей (математиков). Студенты с низким и очень низким уровнями эмпатии требуют внимания и специально организованной психологической подготовки.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень развития педагогической направленности формируется в тесной связи с такими психологическими характеристиками, как способность педагогической эмпатии и коммуникативно-организаторских качеств. Эта связь проявляется в таких свойствах характера, как общительность, толерантность, душевная мягкость, чуткость, доброжелательность, интеллигентность и чувство юмора. Педагогическая направленность является интегрирующим перечисленные качества и может выступать показателем, позволяющим прогнозировать успешность педагогического взаимодействия.

2. Полученные в экспериментальном исследовании результаты позволяют выделить три категории студентов - будущих педагогов и психологов: с высоким уровнем педагогической направленности (22,5%), средним уровнем педагогической направленности (27,8%) , низким и очень низким уровнем педагогической направленности (49,7%). Студенты с высоким уровнем педагогической направленности отличаются выраженной коммуникативностью, стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию; студенты со средним уровнем педагогической направленности характеризуются недостаточно сформированной эмпатической способностью и нуждаются в психолого-педагогической помощи для развития необходимых профессиональных качеств; студенты с низким и очень низким уровнем педагогической направленности, составляющие большинство обучающихся в педагогическом вузе, не определились со своим профессиональным и личностно-ценностным выбором, для формирования у них профессиональных качеств педагога и психолога требуются целенаправленные психолого-педагогические воздействия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон «Об образовании» Республики Таджикистан. - Душанбе, 2004.- 27. с.

2. 3еер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов/Э.Ф. Зеер .- М.: Академический Проект, -Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -215. с.

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/. Н. В. Кузьмина.-М.,1990. -117. с.

4. Никиреев, Е.М. Психологические особенности педагогической направленности: учебное пособие/ Е.М. Никиреев. -М.,2005.- 71. с.

5. Синявский, В.В. Профконсультационная работа со старшеклассниками./ В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.- Киев, 1980. -144. с.

REFERENCES:

1. The Law "On Education" Republic of Tajikistan. - Dushanbe , 2004.- 27. p.

2. 3eer, EF Psychology professions: Textbook for students vuzov.- M.:Academic Project,-Ekaterinburg: Business book, 2003.- 215. p.

3. Kuzmina, N.V Professionalism individual teachers and teaching/ N.V. Kuzmina.- M., 1990.117. p.

4. Nikireev, EM Psychological features pedagogical orientation tutorial./ EM Nikireev. -M. 2005.71. p.

5. Sinyavsky, V.V. Profkonsultatsionnaya work with high school students / V.V. Sinyavsky, BA Fedorishin. -Kiev, 1980.- 144. p.

Взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов и психологов

Ключевые слова: личность, развитие, профессионально важные качества, эмпатическая способность, педагогическая направленность, коммуникативные и организаторские способности.

Статья посвящена одной из важнейших проблем педагогики и психологии - проблеме развития личностных и профессиональных качеств будущих психологов и педагогов. Следует отметить, что в настоящее время в независимой Республике Таджикистан все более ощущается потребность в квалифицированных кадрах, владеющих психолого-педагогическими знаниями о содержании, методах и организационных формах педагогической деятельности и способностями квалифицированно решать проблемы жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Рассматриваеися взаимосвязь педагогической направленности и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих специалистов в образовательном процессе. В результате проведенного исследования доказано, что уровень развития педагогической направленности формируется в тесной связи с такими психологическими характеристиками, как способность к педагогической эмпатии и коммуникативно-организаторские качества. Эта связь проявляется в таких свойствах характера, как общительность, толерантность, душевная мягкость, чуткость, доброжелательность, интеллигентность и чувство юмора. Педагогическая направленность является интегрирующим в отношении перечисленных качеств и может выступать показателем, позволяющим прогнозировать успешность педагогического взаимодействия.

Pedagogical orientation of the relationship and the level of development of communication and organizational skills future teachers and psychologists

Keywords: personality development, professional qualities, empathic ability, pedagogical orientation, communication and organizational skills.

This article is dedicated to one of the most important issues of pedagogy and psychology of personality and professionally important qualities of the future psychologists and educators. It should be

noted that at the present time in the independent Republic of Tajikistan more there is a need for qualified personnel, owning psychological and pedagogical knowledge about the content, methods and organizational forms of pedagogical activity and ability to solve problems competently life of children, adolescents and young adults. Links to these authors it examines the relationship pedagogical orientation and level of development of communicative and organizational skills of the future experts in the educational process. The study authors argue that the level of development of a pedagogical orientation is formed in close connection with the psychological characteristics such as empathy and the ability of teaching communicative and organizational qualities. This relationship is evident in the nature of such properties as sociability, tolerance, emotional softness, sensitivity, kindness, intelligence and sense of humor. . Educational direction is integrating these qualities and can act as indicators to predict the success of pedagogical interaction.

Сведения об авторе:

Зайтметов Хусейн Авасхонович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Е-таИ: husein20@inbox. ru

Луфов Мансурбой Тоймуротович, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (РеспубликаТаджикистан, Худжанд), Е-таИ: lufov@mail.ru

Information about the anthor:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zaytmetov Hussein Avazkhonovich, the Department of General Psychology, Candidate of Science in Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:husein20@inbox. ru

Lufov Mansurboy Toymurotovich,Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of professionalactivity Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: lufov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.