чемпионат Европы подтвердил несостоятельность наших стайеров. Единственный российский спортсмен, участвовавший в беге на 10000м, занял 18 место, показав результат 29.50,02.
Рассмотрение сложившейся в России системы подготовки бегунов на длинные дистанции позволяет полагать, что в числе других существует ряд организационных вопросов, от решения которых зависит будущее российского стайерского бега. К ним относится увеличение числа массовых кроссовых соревнований;
- расширение календаря соревнований разного уровня, включающих бег на длинные дистанции;
- совершенствование ЕВСК;
- особое внимание к перспективным молодым спортсменам;
- осуществление эффективной программы повышения квалификации тренерских кадров [5].
ВЫВОД
Проведенный анализ достижений в мужском стайерском беге свидетельствует, что без существенного изменения системы подготовки российских бегунов на длинные дистанции прогнозировать значительный рост их результатов в ближайшие годы не приходится.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г.Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 20-28.
2. Зеличенок, В. Кенийский феномен // СпортЭкспресс. - 2001. - 2 июня.
3. Легкая атлетика России [электронный ресурс] // иКЬ :
http://www.rusathletics.com/nov/magazine .о1ш - Дата обращения 20.04.2011.
4. Трясов, В.Б. О некоторых итогах выступлений сборной команды России по легкой атлетике на Олимпийских играх и чемпионатах мира / В.Б. Трясов, Л.Л. Ципин // Актуальные проблемы физической подготовленности студенческой молодежи в современных условиях : сборник научных трудов. - Чебоксары, 2010. - С. 80-85.
5. Трясов, В. Б. Спортивные нормативы : математика или логика / В. Б. Трясов // Бег и мы. - 2010. - № 2 (60). - С. 18-19.
Контактная информация: l_tsipin@mail.ru
УДК 796:338.28; 796.078
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ
ПРОГИМНАЗИИ
Константин Юрьевич Чернышенко, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие взаимосвязь интеллектуального, социально-психологического и собственно биологического компонентов физической культуры младших школьников. В ней также изложены материалы, отражающие различные варианты взаимообусловленности показателей физической подготовленности, мотивации и уровня физкультурных знаний
детей.
Ключевые слова: физическая культура, компоненты физической культуры, учащиеся 7-10 лет прогимназии.
INTERRELATION BETWEEN THE LEVEL PARAMETERS OF PHYSICAL EDUCATION COMPONENTS DEVELOPMENT AMONG THE PROGYMNASIUM SCHOOLCHILDREN AGED 7-10 YEARS
Konstantin Yurevich Chernyshenko, the post graduate student,
Kuban State university of Physical Education, Sport and Tourism,
Krasnodar
Annotation
Data characterizing the interrelation between mental, social-psychological and biological components of physical education of primary school children have been presented in the article. It also shows the findings reflecting the different ways of interrelation between the indicators of physical fitness, motivation and physical education knowledge level of children.
Keywords: physical culture, physical culture components, progymnasium school pupils aged 7-10 years old.
Абсолютное большинство ученых едино во мнении о содержании физической культуры индивида, отождествляя его с определенной социально обусловленной ветвью общей культуры человека [1,3, 4,9,11].
С позиции теории и практики формирования физической культуры большое прикладное значение имеет вопрос о степени взаимообусловленности уровня сформирован-ности интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических компонентов [2,5,6,7,8,10]. В этой связи в ходе исследований рассчитывались:
1. Парные линейные коэффициенты корреляции, отражающие уровень взаимосвязи между показателями мотивации учащихся к физкультурно-спортивной деятельности, уровня знаний по общим закономерностям физического воспитания и спорта, параметрами физической подготовленности.
2. Частные (парциальные) коэффициенты корреляции, отражающие уровень взаимосвязи двух изучаемых компонентов физической культуры детей при исключении влияния на нее третьего.
3. Множественные коэффициенты корреляции, свидетельствующие об уровне совместного влияния двух изучаемых компонентов физической культуры учащихся на третий.
Данные, характеризующие взаимосвязь компонентов физической культуры учащихся младших классов прогимназии, представлены в таблице 1. В таблицах представлены обобщенные данные по девочкам и мальчикам, так как результаты оценки полученных коэффициентов корреляции свидетельствуют об аналогичных тенденциях, как в возрастном, так и в половом аспектах. Количество обследованных детей: I этап (начало учебного года): 7 лет - 59, 8 лет - 58, 9 лет - 61, 10 лет - 59; II этап (окончание учебного года): 7 лет - 58, 8 лет - 57, 9 лет - 61, 10 лет - 60.
Изучение результатов интеркорреляционного анализа позволило установить следующие научные факты:
Выявленные взаимосвязи являются еще одним подтверждением целесообразности комплексного изучения интеллектуального, социально-психологического и собственно биологического компонентов физической культуры как важнейшего личностного феномена учащихся младших классов прогимназии.
19S
Таблица 1
Парные линейные коэффициенты корреляции показателей физической подготовленности, мотивов в занятиях физической культурой и спортом и уровня знаний в __________области физического воспитания и олимпизма детей 7-10 лет_______
№ п/п Показатели 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
I этап обследования
1 Физическая подготовленность 330 261 320 254 310 260 294 265
2 Мотивация 340 344 329 340
3 Уровень знаний
II этап обследования
1 Физическая подготовленность 428 364 467 404 494 423 607 523
2 Мотивация 492 521 640 743
3 Уровень знаний
Примечания:
1. Нули перед коэффициентами корреляции опущены.
2. Подчеркнуты коэффициенты корреляции: одной чертой Р<0,05; двумя чертами Р<0,01.
3. ф - физическая подготовленность; м - мотивация детей в занятиях физической культурой и спортом; з - уровень знаний детей в области физического воспитания и олимпизма.
Данные, характеризующие взаимосвязь двух компонентов физической культуры при исключении третьего, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Частные (парциальные) коэффициенты корреляции показателей физической под-
готовленности, мотивации и компетентности детей 7-10
№ п/п Взаимозависимости Возраст (лет)
7 8 9 10
I этап обследования
1 фм(з) 0,252 0,256 0,246 0,225
2 мз(ф) 0,279 0,287 0,271 0,284
3 зф(м) 0,168 0,162 0,176 0,184
II этап обследования
1 фм(з) 0,307 0,329 0,357 0,383
2 мз(ф) 0.399 0,411 0,547 0,628
3 зф(м) 0,195 0,213 0,160 0,135
Примечания:
1. Подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции: одной чертой Р<0,05; двумя чертами Р<0,01.
2. фм(з) - взаимосвязь показателей физической подготовленности и мотивации детей при исключении влияния на ее уровень знаний.
3. мз(ф) - взаимосвязь показателей мотивации и уровня знаний детей при исключении влияния на ее физическую подготовленность.
4. зф(м) - взаимосвязь показателей уровня знаний и физической подготовленности детей при исключении влияния на ее мотивацию.
Во всех возрастных группах не выявлена взаимосвязь показателей уровня знаний и физической подготовленности при исключении влияния на нее мотивации детей к физкультурно-спортивной деятельности.
Данные, характеризующие совместное влияние двух компонентов физической культуры на степень сформированности третьего, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Множественные коэффициенты корреляции показателей физической подготовлен________________ности, мотивации и компетентности детей 7-10 лет_________________
№ п/п Взаимозависимости Возраст (лет)
7 8 9 10
I этап обследования
1 фм-з 0.344 0,355 0,364 0,355
2 мз-ф 0,422 0,420 0,417 0,400
3 зф-м 0,375 0,376 0,408 0,397
II этап обследования
1 фм-з 0,463 0,504 0,513 0,616
2 мз-ф 0,560 0,592 0,686 0,786
3 зф-м 0,520 0,552 0,652 0,749
Примечание: обозначения те же, что и в таблице 2.
Таким образом, полученные результаты корреляционного анализа позволили выявить особенности различных комбинаций взаимосвязей компонентов физической культуры учащихся младших классов прогимназии в условиях традиционного содержания учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 48 с.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания : учебное пособие / В . А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, С.А. Лих, Р.И. Соленова ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : Изд-во КГАФК, 1999. - 104 с.
3. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации : (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-6.
4. Бальсевич, В. К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 26-33.
5. Горбунова, Е. И. Готовность к систематическому обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии / Е.И. Горбунова, Ю.К. Чернышенко, Е.М. Бердичевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 6-11.
6. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е.В. ; Кубансекий гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2004. - 48 с.
7. Демидова, Е. В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии / Е.В. Демидова. - Краснодар : Краснодарские известия, 2004. - 154 с.
8. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы : программы общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 128 с.
9. Паначев, В. Д. Мониторинговые исследования физической подготовки кадет и диагностика их физического развития / В. Д. Паначев, М. А. Поляков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 2 (48). - С. 67-70.
10. Перков, А. В . Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А.В. Перков //
Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 55-59.
11. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта : учебник / В.И. Столяров. - М. : Физическая культура, 2004. - 400 с.
Контактная информация: ukcher@mail.ru