Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2013. Вып. 1 (28). С. 99-102
Взаимосвязь между показателем КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ1
К. Г. Дмитриев
В статье автор описывает расчет корреляции между уровнями интернет-зависимости и коммуникативной толерантности, изучая проблему обострения нетерпимости людей с повышенным уровнем зависимости от сети Интернет.
В контексте изучения проблемы интернет-зависимости необходимо отметить множество факторов, как социальных, влияющих на индивида извне, так и вну-триличностных. И если деятельность азиатских психологических школ направлена по большей части на выявление опасностей, таящихся в рекламе и развитии компьютерной индустрии, то ученые Израиля, европейских стран, а теперь и России нацелены в первую очередь на рассмотрение тех внутренних особенностей личности, которые сопровождают становление зависимости от Интернета или формируются в связи с ней.
Изучение Интернета началось в нашей стране значительно позже, чем в других странах. Это связано с более поздним появлением самого данного феномена в жизни россиян, а следовательно, и связанных с ним психологических явлений. На первый взгляд кажется, что успехи, достигнутые зарубежными коллегами в области психологической безопасности личности в сети, легко переносятся в отечественную действительность. Однако различия в культурных особенностях представителей разных стран исключают возможность экстраполяции зарубежных данных на отечественного пользователя с целью формирования более безопасной интернет-среды, а также формирования необходимой сетевой культуры и кибергигиены. Под кибергигиеной мы подразумеваем действия, необходимые для стабильного и безопасного существования личности в условиях взаимодействия с компьютером.
1 Литература по теме: Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. 142 с.; Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М., 2004. 336 с.; Менделевии В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб., 2008. 445 с.; Петленко В. П Основы валео-логии: Книга 2. Киев, 1998. 360 с.; Англо-русский словарь по психологии / Е. В. Никошкова. М.. 2009. 231 с.
Исследования: психология
Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью научным путем исследовать эту сферу во всем ее многообразии. Данная статья описывает один из множества аспектов взаимодействия личности и Интернета: может ли злоупотребление сетевыми ресурсами повлечь за собой снижение уровня коммуникативной толерантности?
Коммуникативная толерантность является, на наш взгляд, одной из важных черт личности, поэтому мы предполагаем, что возникающая у человека и н т е р н е т - адд и к ц и я должна иметь устойчивые обратно пропорциональные связи с этой структурой. Их наличие можно выявить, установив коэффициент корреляции между степенью выраженности двух названных явлений. С целью определить, имеется ли взаимодействие между уровнем интернет-зависимости и уровнем коммуникативной толерантности, нами было проведено эмпирическое исследование на нескольких группах испытуемых.
В исследовании приняли участие 173 человека — студенты первых курсов различных специальностей; из них 31 человек — мужчины, 142 человека — женщины. Возраст испытуемых колебался от 17 до 20 лет, что было обусловлено решением сузить круг испытуемых до одного возрастного этапа, в данном случае — юности. Студенты, принявшие участие в исследовании, обучались по специальностям: психология, экономика и менеджмент, дизайн, бухгалтерский учет и аудит.
В качестве рабочих методик мы использовали стандартизированные методики для выявления исследуемых нами величин. Для уровня интернет-зависимости такой методикой стал тест на интернет-зависимость, разработанный Кимберли Янг в переводе и адаптации В. А. Лоскутовой, для уровня коммуникативной толерантности — соответствующий тест за авторством В. В. Бойко. Обе методики обладают необходимыми для диагностического использования показателями надежности и валидности.
Методики были предложены испытуемым в виде бланков для самостоятельного заполнения. Инструкция по заполнению озвучивалась перед началом выполнения заданий тестов, и все возникающие вопросы были освещены в целях предотвращения двойственности понимания испытуемыми заданий и в связи с этим ошибочных ответов.
Тест уровня интернет-зависимости К. Янг и В. А. Лоскутовой представляет собой опросник из двадцати вопросов: какое место Интернет занимает в жизни испытуемого; часто ли прочие дела страдают из-за проведения времени в сети и др. На каждый вопрос предлагается пять вариантов ответа — от «никогда/крайне редко» до «всегда», в зависимости от степени соответствия самоощущения испытуемого оговариваемому в вопросе аспекту.
Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко также является опросником. Он состоит из 45 утверждений с четырьмя вариантами ответов на каждое (от «совсем не верно» до «всегда верно»).
В качестве показателя для определения уровня корреляции нами был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена с оригинальной формулой его расчета:
, _ Шх-У)1 1 п(п2— 1) '
где г — коэффициент ранговой корреляции Спирмена, х — первый ранговый ряд, у — второй ранговый ряд,
'Е(х-у)1 — сумма квадратов разностей рангов, п — число парных наблюдений.
В связи с различными специальностями студентов, участвовавших в исследовании, а также для увеличения точности исследования было принято решение при обработке рассчитывать уровень ранговой корреляции не целиком по всей выборке. Она была разделена на семь групп в соответствии со специальностями: три группы студентов-психологов и по одной группе прочих специальностей.
Результаты обеих методик были проранжированы в каждой из этих семи групп в отдельности.
В результате подсчета ранговой корреляции по вышеуказанной формуле средний показатель по выборке равен 0,64, однако показатели по группам различаются. Результаты корреляции в различных группах испытуемых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Корреляция исследуемых показателей в различных группах испытуемых
Группа Специальность Число испытуемых в группе Коэффициент корреляции
1 Психология 23 0,11
2 Психология 29 0,55
3 Психология 29 0,75
4 Экономика и менеджмент 25 0,72
5 Дизайн 26 0,86
6 Экономика и менеджмент 21 0,77
7 Бухгалтерский учет и аудит 20 0,74
Из таблицы 1 видно, что корреляция во всех группах испытуемых положительная, но по уровню выраженности различна.
Теперь рассмотрим значения коэффициентов, при которых связь между двумя рядами наблюдений можно считать значимой (см. табл. 2):
Таблица 2
Уровни надежности для различных по составу групп испытуемых
Число человек в группе Уровень надежности 0,05 Уровень надежности 0,01
20-24 0,360 0,492
25-29 0,323 0,445
Исследования: психология
Таблица 2 наглядно демонстрирует состоятельность предлагаемых нами данных в научном плане, поскольку говорит нам о соответствии численных показателей наших расчетов принятым научным сообществом за значимые.
Таким образом, взаимная зависимость является положительной и значимой во всех группах испытуемых, кроме группы 1. Среднее значение корреляции по всей выборке также является положительным и значимым, что говорит об устойчивой связи между двумя рядами наблюдений.
Эти данные позволяют нам с уверенностью говорить о том, что более углубленное и продолжительное нахождение человека в глобальной сети неотвратимо влечет за собой снижение толерантности в общении.
Ключевые слова: интернет-зависимость, коммуникативная толерантность, общение.
Correlation between communicative tolerance
AND LEVELS OF INTERNET ADDICTION K. Dmitriev
In the article the author describes the calculation of correlation between the levels of Internet-addiction and communicative tolerance, explores a problem of intolerance by people with the higher level of addiction.
Keywords: Juvenility, Internet addiction, communicative tolerance, communica-