Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных свойств и беспомощности в сложной ситуации беременности'

Взаимосвязь личностных свойств и беспомощности в сложной ситуации беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиповская Виктория Владимировна

Рассматривается состояние беспомощности, которое может быть связано с переживанием сложной ситуации беременности. Причина беспомощности коренится в неготовности к материнству, недостаточном опыте женщины, ее личностной незрелости, высокой тревожности, депрессивном стиле взаимоотношений, устойчивом страхе за исход беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шиповская Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных свойств и беспомощности в сложной ситуации беременности»

появления на свет нового человека, радостью материнства и отцовства» (68,9%), что констатирует факт позитивного принятия данного жизненного события, его ценности и возможности реализации социальной роли родителя. 20% студентов выбрали вариант «рождение ребенка - это ощущение собственной взрослости и ответственности», и 11,1% связывают рождение ребенка с негативными последствиями - «бессонные ночи, возня с пеленками, привязанность к дому».

Позицию по отношению к ребенку студенты обозначили в следующих утверждениях: «Ребенок - это маленький человечек, личность и индивидуальность» (82,8%), т.е. ребенок самоценен, достоин уважения и понимания со стороны взрослых. «Ребенок - это объект внимания и заботы родителей» (17,8%), что, в понимании респондентов, скорее всего, отражает необходимость постоянного воздействия на ребенка, ответственности за все, что он делает. Утверждение «Ребенок - это возможность родительского самоутверждения и самореализации» не было использовано.

Итак, ребенок воспринимается студентами как ценность, понимается значимость взрослого человека в его личностном формировании. В основу детско-родительских отношений, по мнению молодых людей, должен быть положен принцип гуманизма, проявляющийся в понимании, уважении ребенка, любви к нему.

Проведенное исследование позволило нам обозначить позиции студентов по отношению к материнству и семье.

Позиции студентов педагогического вуза в большинстве своем позитивны: семья, материнство, ребенок являются ценностно значимыми категориями, что, возможно, определяется спецификой получаемого образования. В молодежной среде интенсивно идет процесс формирования новых взглядов и позиций, основанных на единстве общечеловеческих и национальных ценностей, позволяющих сохранить связь времен, поколений, народов. Следовательно, пространство педагогического вуза целесообразно использовать для организации воспитания культуры отношения к материнству.

Литература

Васильева, С.В. Современные женщины и материнство / С.В. Васильева // Детство в контексте культуры и образования: сб. тез. докл. науч.-практ. конф. СПб., 2003. Т. № 26. С.101.

Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. СПб.: СПб ГУП, 2003. 616 с.

Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. М.: Астрель, 2000. 512 с.

В.В. ШИПОВСКАЯ (Краснодар)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И БЕСПОМОЩНОСТИ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ БЕРЕМЕННОСТИ

Рассматривается состояние беспомощности, которое может быть связано с переживанием сложной ситуации беременности. Причина беспомощности коренится в неготовности к материнству, недостаточном опыте женщины, ее личностной незрелости, высокой тревожности, депрессивном стиле взаимоотношений, устойчивом страхе за исход беременности.

Беременность, особенно первая, - это естественная, но очень сложная ситуация в персоногенезе женщины, кризисный период. Беспомощность может быть реакцией на беременность и проявляться в высокой тревожности, пессимизме и депрессивно окрашенных переживаниях. В рамках ситуационного подхода беспомощность рассматривается как регулятор поведения и отношения к собственной способности контролировать сложную жизненную ситуацию (Бурлачук 2002). Этот феномен связан с реакцией отказа от какой-либо деятельности в сложной ситуации, если личность убеждается в бесполезности каких-бы то ни было усилий.

Недостаточно изучены личностные особенности, порождающие беспомощность либо препятствующие ее развитию. До сих пор остаются не до конца выясненными меры профилактики и коррекции беспомощности в ситуации беременности. Изучение данного феномена беременности

© Шиповская В.В., 2008

представляется целесообразным и необходимым, т.к. устойчивая беспомощность ведет к дезадаптации и нарушению диа-дического взаимодействия «мать - дитя».

Цель проведенного исследования заключалась в установлении взаимосвязи показателя беспомощности с личностными свойствами женщин, вынашивающих ребенка. Беременность рассматривалась как важное, но связанное с трудностями событие.

С этих позиций задачи исследования состояли в установлении взаимосвязи показателей беспомощности и личностных свойств, предрасполагающих либо к беспомощности, либо к оптимальному взаимодействию в диаде «мать - дитя», а также установлении связи показателя беспомощности у беременных с различным стилем отношения к беременности. Кроме того, определялась взаимосвязь возраста и опыта беременности со стилем отношения и показателями беспомощности.

В исследовании применялись следующие психодиагностические методики: авторский опросник «Беспомощность»; тест отношений беременной И.В. Добрякова, Э.Г Эйдемиллера, И.М. Никольской; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда. Мы предположили, что в сложной ситуации беременности специфическое сочетание личностных параметров, возраста женщины и стажа беременности может иметь связь с беспомощностью.

Исследование проводилось в городском Центре планирования семьи, который размещается на базе женской консультации №7 роддома № 4 г. Краснодара в 2006 - 2007 гг. В исследовании принимали участие 60 человек - русскоязычные женщины с образованием не ниже среднего в возрасте от 18 до 37 лет. В контрольную группу вошли студентки старшего курса вуза - небеременные женщины (30 человек); в экспериментальную - беременные (30 человек). Деление групп на контрольную и экспериментальную было обусловлено убеждением, что женщина должна готовиться к беременности и родам до установления факта беременности. Были определены достоверные различия по показателям всех методик между контрольной и экспериментальной группами (двусторонний ^критерий Стьюдента и F-критерий Фишера).

Для получения сравнительных данных в обеих группах был использован тест

отношений беременной. В задачи исследования входили выявление нервно-психических нарушений у женщин на ранних этапах беременности и определение связи их с особенностями семейных отношений, на основании чего происходила ориентировка врачей и психологов на оказание помощи по профилактике беспомощности, послеродовых психических расстройств. Изменения результатов тестирования, проведенного до начала психокоррекционной работы и по ее завершении, можно использовать для оценки эффективности психологической помощи.

Тест содержал три блока утверждений, отражающих а) отношение женщины к себе беременной; б) отношения женщины в формирующейся системе «мать - дитя»; в) отношения беременной к отношениям к ней окружающих. Данные о разной интенсивности переживаний беременной по поводу шевеления ребенка и интерпретации своих физических и эмоциональных состояний дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления отклонений от адекватной модели материнства и склонности к беспомощности и депрессии.

На основе результатов исследования беременные были отнесены к одной из трех групп, требующих различной тактики дородовой подготовки.

Первая группа включала в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта.

Вторая группа была признана «группой риска». В нее вошли женщины, имеющие эйфорический, иногда тревожный тип отношений. Кроме этого, у них отмечалась повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состояла из женщин, имеющих тревожный тип отношений, но выраженность их клинических проявлений была значительно выше, чем у представительниц второй группы.

Сюда же были включены все те, кто имел депрессивный тип отношений. Депрессия - наиболее опасное состояние в пренатальном кризисе, противоположное эйфории, при котором беременные испытывают устойчивое чувство беспомощности и

тоски. В этом тяжелом состоянии всё воспринимается в мрачных тонах, движения замедленные, нередко состояние характерно для депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза. Многие беременные из третьей группы обнаруживали нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждались в наблюдении и лечении у психолога или психотерапевта.

Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда использовалась в связи с тем, что в сложной жизненной ситуации (в данном случае - беременности) акцентуации обостряются, что в сочетании с другими личностными параметрами могло бы вызвать беспомощность и привести к стойкой дезадаптации. Дополнительно в программу исследования были включены записи и наблюдения врачей женской консультации № 7, где происходило отслеживание самочувствия женщин, их семейной атмосферы, динамики готовности к материнству. Данные по всем методикам заносились в таблицы, и по каждой группе была построена матрица интеркорреляций (по Кенделлу) между всеми показателями исследования, интерпретировались достоверно значимые связи.

В целом по опроснику беспомощности выявлены достоверные различия (значимые на уровне 0,01% по F-критерию Фишера) между контрольной и экспериментальной группами. Эти данные свидетельствуют о том, что личностные особенности, слабая готовность к материнству, возраст женщины и срок беременности влияют на возникновение состояния беспомощности.

По двум шкалам акцентуации характера (гипертимность и застревание) выявлены достоверно значимые различия (на уровне 0,05% по F-критерию Фишера) между контрольной и экспериментальной группами. Эти две акцентуации заметно представлены в выборках. Показатели семи шкал методики К. Леонгарда - эмотивно-го, экзальтированного, застревающего, демонстративного, циклоидного, гипертим-ного, тревожного типов акцентуаций - у беременных женщин превышают норму. Выявлена достоверная высокозначимая положительная связь показателей беспомощности и депрессивного типа отношения к беременности (г=0,269; р< 0,05) по Кенделлу. Эти данные свидетельствуют о том, что на состояние беспомощности влияет материнская доминанта (тревожность, депрессивность). Выявлена достоверная

высокозначимая положительная связь (г=0,264; р<0,05), по Кенделлу, гипертим-ной акцентуации и эйфорического типа отношения к беременности. Выявлена достоверная высокозначимая положительная связь возбудимого типа акцентуации и тревожного типа отношения к беременности (г=0,307; р < 0,05), по Кенделлу.

Высокие достоверно значимые (на уровне 0,05%) положительные связи между показателями большинства шкал методики К. Леонгарда - педантичности, застревания, тревожности и др. - и беспомощности не оставляют сомнений по поводу того, что беспомощность имеет связь с личностными особенностями и иногда влияет на выраженность акцентуированных черт характера. Выявлена достоверная высокозначимая положительная связь беспомощности и показателей застревающей с (г=0,406; р < 0,05) и педантичной (г=0,364; р < 0,05), а также тревожной акцентуации (г=0,332; р < 0,05), по Спирмену. В исследовании обнаружена также достоверная отрицательная связь беспомощности и гипертимного типа акцентуации (г= - 0,32; р < 0,05).

Срок беременности имеет высокозначимую отрицательную связь с гипогесто-гнозическим типом реагирования на беременность (г= - 0,254; р<0,05), по Кенделлу. С возрастом женщины склонность к эйфорическому типу реагирования на беременность возрастает - обнаружена достоверно значимая положительная связь (г=0,416; р<0,05). По мере взросления женщины становятся менее склонны реагировать на беременность тревожно (г= - 0,297; р < 0,05, по Кенделлу). Взрослые женщины менее склонны демонстрировать депрессивный тип отношения к беременности (г= - 0,309; р<0,05). У большинства наблюдается оптимальный тип отношения к беременности (50,38 и 46,09% в контрольной и экспериментальной группах соответственно), и эти результаты вселяют оптимизм. В то же время депрессивный тип отношения к беременности встречается в группе беременных в 4,16% случаев.

Проведенное исследование позволяет акцентировать внимание на его значимых результатах. Поскольку выявлено, что депрессивный тип отношения к беременности встречается в группе будущих матерей, можно предположить, что женщины, демонстрирующие этот стиль, весьма склонны к беспомощности и депрессии. Вероят-

но, этот показатель является одним из самых неблагоприятных для самочувствия женщины и может обусловливать психологическую беспомощность во время беременности, нарушать взаимодействие в диаде «мать - дитя». Тревога и страх, которые испытывают беременные, касается того, что с ними, будущим ребенком или близкими что-нибудь случится. Коррекция этого депрессивного фона беременности включает в себя, прежде всего, снижение уровня страха перед неизвестностью.

Женщины более старшего возраста и на более поздних сроках беременности приобретают необходимый опыт, однако у них отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. По этой причине к концу беременности у них зачастую появляются осложнения. Беременные женщины старшей возрастной группы прибегают к данному типу реагирования и склонны к вытеснению факта беременности только в начале беременности.

Поскольку выявилось, что показатели многих шкал методики К. Леонгарда превышают норму, то это свидетельствует о том, что для некоторых женщин беременность действительно является ситуацией стрессовой и сложным кризисным периодом, во время которого акцентуации становятся сильно выраженными и могут приводить к беспомощности и дезадаптации. Беременные с выраженными акцентуациями застревания, педантичности, тревожности, возбудимости даже в отношениях с медицинскими работниками демонстрируют беспомощность разной степени. Они отказываются от посещений курсов дородовой подготовки, не признают серьезности профилактических мер; агрессивны в общении или, напротив, апатичны, пессимистичны, рассеянны. Для преодоления пессимистической атрибуции и пессимистического настроя им предлагается несколько способов моделирования небеспомощного, адаптивного поведения для отвлечения от навязчивых пессимистических мыслей. В терапии беспомощности можно использовать также способ воображения хорошего исхода беременности.

Выявлено, что беременные с гипертим-ной акцентуацией редко теряются в незнакомых, пугающих ситуациях. Они не чувствуют себя беспомощными и демонстри-

руют низкую тревожность. Возраст (более старший), опыт беременности, личностная зрелость и готовность к вынашиванию ребенка являются важными факторами для профилактики беспомощности и формирования оптимального типа отношения к беременности задолго до ее наступления.

Литература

Батурин, Н.А. Анализ подходов к профилактике и коррекции выученной беспомощности /Н.А. Батурин, И.В. Выбойщик // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. Т.2.

С. 116 - 127.

Батурин, Н.А. Ситуативная и личностная беспомощность / Н.А. Батурин //52-я научная конференция: материалы конф. преп. фак. психологии / под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2000. С. 21 - 22.

Брутман, В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью / В.И. Брутман // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. о-ва. М., 1996. Т.2. Вып. 4. С. 150 - 151.

Бурлачук, Л.Ф. К психологической теории ситуации /Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова // Психол. журнал. 2002. Т.23. №1. С.5 - 17.

Добряков, И. В. Как родить здорового ребенка. Руководство для будущих родителей (взгляд психотерапевта) / И.В. Добряков. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. 128 с.

Комарова, Е.Ф. Динамические изменения некоторых психофизиологических характеристик женщин в течение нормальной и осложненной беременности / Е.Ф. Комарова // Материалы конференции молодых ученых Северного Кавказа по физиологии и валео-логии. Ростов н/Д., 2001. С.28.

Скобло, Г.В. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик //Соц. и клиническая психиатрия. 1992. №2. С. 75 - 78.

Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

Циринг, Д. А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: дис. ... канд. психол. наук / Д.А. Циринг. Челябинск, 2001. 157 с.

Abramson, L. Y. Learned helplessness in humans: An attributional analysis / L.Y. Abramson, J. Garber, M. E. P. Seligman (Eds.) // Human helplessness /J. Garber, M. E. P. Seligman (Eds.) N.Y.: Academic Press, 1980. Р. 3 - 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.