Научная статья на тему 'Взаимосвязь креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте: теоретические предпосылки'

Взаимосвязь креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте: теоретические предпосылки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / CREATIVITY / ADAPTATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евстратова Татьяна Андреевна

Цель. Научная деятельность направлена на обоснование взаимосвязи креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте. Метод или методология проведения работы. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарный подход; особое внимание уделяется сравнительному и системному анализу. Результаты. Раскрыта роль креативности как условия успешной социально-психологической адаптации подростков в социуме. Область применения результатов. Результаты работы адресованы педагогам психологам, деятельность которых направлена на диагностику и развитие творческих способностей, а также на оптимизацию адаптации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евстратова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF CREATIVITY OF THINKING AND ADAPTATIONAL PROCESS AT TEENAGE YEARS: THEORETICAL PRECONDITIONS

Purpose. Scientific activity is directed to substantiation of interrelation of creativity of thinking and adaptational process at teenage years. Methodology. Interdisciplinary approach is theoretic and methodological basis of investigation, special attention is devoted to comparative, structural, functional and system analysis. Results. Creativity is described as condition of successful social and psychological adaptation of teenagers in society. Practical implications. Results of work are addressed to the educational psychologists whose activity is directed to diagnostics and development of creative skills, and also to optimization of adaptation of teenagers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте: теоретические предпосылки»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-42 УДК 316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Евстратова Т.А.

Цель. Научная деятельность направлена на обоснование взаимосвязи креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте.

Метод или методология проведения работы. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарный подход; особое внимание уделяется сравнительному и системному анализу.

Результаты. Раскрыта роль креативности как условия успешной социально-психологической адаптации подростков в социуме.

Область применения результатов. Результаты работы адресованы педагогам - психологам, деятельность которых направлена на диагностику и развитие творческих способностей, а также на оптимизацию адаптации подростков.

Ключевые слова: креативность, адаптационный процесс.

INTERRELATION OF CREATIVITY OF THINKING AND ADAPTATIONAL PROCESS AT TEENAGE YEARS: THEORETICAL PRECONDITIONS

Evstratova T.A.

Purpose. Scientific activity is directed to substantiation of interrelation of creativity of thinking and adaptational process at teenage years.

Methodology. Interdisciplinary approach is theoretic and methodological basis of investigation, special attention is devoted to comparative, structural, functional and system analysis.

Results. Creativity is described as condition of successful social and psychological adaptation of teenagers in society.

Practical implications. Results of work are addressed to the educational psychologists whose activity is directed to diagnostics and development of creative skills, and also to optimization of adaptation of teenagers.

Keywords: creativity, adaptational process.

В современной психологии все чаще декларируется принцип развития каждого ребенка с ранних лет, причем приоритетной признается направленность на развитие личности, креативности ее мышления. Наибольший интерес в развитии креативности мышления представляет подростковый возраст (Д.Гилфорд, К.В.Тейлор и др.). Особое внимание при этом уделяется взаимосвязи креативного мышления подростков и закономерностей адаптации в социуме.

Проблема взаимосвязи креативности и социально-психологической адаптации является сложной и многогранной, в научном сообществе не существует единого мнения о сущности данных психологических феноменов. Обзор литературы по данной тематике показал, что на современном этапе

проблема креативности рассматривается в основном в исследованиях теоретического характера[5]. Анализ научной литературы в области психологических и социологических наук показывает наличие взаимосвязи креативности и адаптационного процесса (А.Ф. Лазурский, Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд и др.) [2. с. 110-119], креативности и способности к творчеству (Л.С. Выготский, А.Маслоу, Б.М.Тепло) [3], креативности и особенности мышления (Н.Ю.Хрящева, С.И. Макшанов), креативности и особенности приспособление человека к жизни (В.Н. Дружинин, М. Коган). Несмотря на большое количество теоретических исследований, направленных на изучение креативности, а также раскрытие адаптационных закономерностей, недостаточно разработаны практические приложения о взаимосвязи креативности и адаптационного процесса в подростковом возрасте, что стимулирует рост интереса к данной проблематике.

В развитие проблемы креативности значительный вклад внесли как зарубежные (Э,Фромм, Д.Гилфорд и др.), так и отечественные психологи (Е.Л.Яковлева, В.Н.Дружинин и др.). Под креативностью, в самом общем плане, понимают способность к творчеству, характеризующую личность в целом и проявляющуюся в различных сферах. Среди параметров, характеризующих поведенческие проявления креативности, в научных источниках выделяют следующие: способность активизировать множество идей о способах поведения, способность к воплощению данных идей в сфере общения, уровень развития стратегии поведения в обществе, стохастичность, нетривиальность поведения, обладание чувством юмора, способность к полисемичным, парадоксальным высказываниям, склонность к переходу от одного состояния к противоположному, критичность, сдержанность и непосредственность, готовность к самоанализу приобретенного опыта и стремление к конструктивным изменениям. Д.Гилфорд в качестве критерии креативности выделяет такие, как беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность^. С.5-7]. Каждый из

предложенных критериев имеет свою особенность и важность как в развивающем, так и в диагностическом подтексте. Итак, беглость, по мнению авторов, характеризуется количественным соотношением идей, возникающих в определенный временной промежуток. Следующий критерий- оригинальность. Он проявляется в творческой способности индивида к нестандартным идеям. Третьим критерием креативности выступает гибкость, которая отличается от оригинальности тем, что обуславливается оригинальностью идей, применяемых индивидом в процессе решения проблем. Немаловажным критерием креативности выступает восприимчивость - некая физиологическая реакция, позволяющая человеку быстро переключаться с одной идеи на другую, добиваясь при этом конструктивного решения. Что же касается метафоричности, то данный критерий несет в себе ассоциативное мышление, где индивид умеет видеть в простом - сложное и наоборот. Последний критерий- удовлетворенность характеризуется тем, что человек нацелен на определенный результат и не получив его он теряет смысл дальнейшего развития.

По мнению ученых, креативность развивается в неких условиях, где позволяют человеку совершенствоваться, преодолевать боязнь нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям общества. Таким образом, креативность способствует созданию благоприятных предпосылок для развития личности в целом, ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. В связи с этим особое значение приобретает процесс развития креативности, необходимый для успешной реализации адаптации.

Креативность является наиболее важным механизмом социально-психологической адаптированности подростков, влияющим на построение отношений с социумом. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования на различные ситуации. Изменяется и

статусность подростка в социуме - расширяется диапазон приемлемых, нормативных и обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, форм построения отношений с другими людьми.

Вместе с тем, в подростковом возрасте происходит подавление креативности по ряду причин: социальные и личностные ограничения, страх самораскрытия, негативные реакции социума на личностные проявления. Подобная тенденция в подростковом возрасте определяются конкретными социальными обстоятельствами: сменой места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей. Все это определяет новое содержание его сознания. Таким образом, в подростковом возрасте развитие креативности представляется важным для последующего развития личности, а ее проявления во многом обеспечивает в наиболее приемлемую адаптацию социуме.

Социальная адаптация, с одной стороны, - это постоянный процесс приспособления подростков к условиям социальной среды, а, с другой стороны, - это результат такого процесса. Иначе говоря, социальная адаптация представляет собой диалектическое единство личности и среды реализации ее цели. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование.

Процесс социально-психологической адаптации детей подросткового возраста реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Данный процесс совершается под воздействием внешних и внутренних параметров. К первой категории относится, прежде всего, окружающая человека социальная среда, специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей социально значимых качеств. Ко второй же категории параметров можно

отнести социальные и наследственных факторы, свойственные каждой личности. Наиболее значимую роль в успешном преодолении сложностей периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предыдущих ступенях развития. К таким особенностям относится умение находить контакт с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, наличие способности определения приемлемой позицию для самого себя в отношениях с окружающими, умение адаптироваться в обществе[1. С.92-100].

Для более глубокого понимания закономерностей адаптационного процесса в подростковом периоде важным является понимание механизмов адаптации. В соответствии с теоретической моделью, выдвинутой Т.Парсонсоном, адаптированость личности в социальной среде осуществляется при участии нескольких фундаментальных механизмов: познавательных механизмов, защитных психических механизмов, механизмов приспособления. Познавательный механизм необходим индивидууму для реализации успешности адаптации при помощи высших психических функций. Согласно этому, чем выше уровень психических функций человека, тем успешнее пройдет адаптированность личности.

Защитный психический механизм участвует в адаптации личности путем принятия определенного конструктивного или деструктивного решения в ситуациях, когда между потребностями подростка возникают конфликтные ситуации. Если следить за мыслью автора данной теории, то очевидно, что механизм приспособления применяется в тех конфликтных ситуациях, которые относятся к внешним объектам, то есть психические механизмы защитные применяются для конструктивного разрешения внутренних конфликтов личности, а механизмы психические незащитные - разрешение внешних конфликтов. Третий механизм, называемый в литературе механизм приспособления, наитеснейшим образом связан со вторым механизмом. Именно механизм приспособления, в соответствии с теорией Т.Парсонсона,

сублимируют конфликтные ситуации, связанные с внешними объектами. Наряду с ведущими механизмы, описанными выше, существуют вспомогательные механизмы, которые параллельно осуществляются наряду с основными, но имеют подтекст оценочных. К таким механизмам относятся: подкрепление-затухание, основывающийся на принципе поощрений-наказаний; торможение, основывающийся на принципе вытеснения; замещение, основывающийся на принципе перемещения.

Исходя из вышеизложенного, эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации. Современная ситуация такова, что подростку приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться чтобы быть востребованным в социуме.

Таким образом, подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающей влияние на успешное становление личности с точки зрения адаптационного процесса. Именно в данный период становления личности, когда человек сталкивается с множеством новых, противоречивых ситуаций, где актуализируется творческий потенциал, нередко на первый план выступает адаптивная функция, где креативность необходима для приспособления к изменяющейся жизни личности.

Список литературы

1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. N 1. с.92-100.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва, 2002. с. 110-119.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное. Москва, 1991. 670 с.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Москва, 1965. 315 с.

5. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. Москва, 2006. №3. с.5-7.

References

1. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [The psychology of creative abilities]. Moscow, 2002. pp. 110-119.

2. Druzhinin V.N. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental psychology]. Moscow, 1999. 267 p.

3. Gilford Dzh. Tri storony intellekta [The three sides of intelligence]. Moscow, 1965. 315 p.

4. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. Becoming a person]. Moscow, 1994. 252 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Евстратова Татьяна Андреевна, аспирант кафедры практической психологии

Балашовский институт Саратовского Государственного Университета имени Н.Г. Чернышевского

ул. К.Маркса, д. 29, г. Балашов, Саратовская область, 412300, Россия E-mail: tatyana. ewstratova@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Evstratova Tatyana Andreevna, graduate student of the Chair of Practical Psychology

Balashov institute of Saratov state university named after N. G. Chernyshevsky 29, K.Marksa street., Balashov, Saratovskiy region, 412300, Russia E-mail: tatyana. ewstratova@yandex. ru

Рецензент:

Шустова Наталья Евгеньевна, доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат социологических наук, доцент, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.