Научная статья на тему 'Взаимосвязь когнитивного стиля (полезависимость-поленезависимость) и некоторых свойств личности'

Взаимосвязь когнитивного стиля (полезависимость-поленезависимость) и некоторых свойств личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1265
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ / ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТИВНОСТЬ / СOGNITIVE STYLE / FIELD DEPENDENCE / FIELD INDEPENDENCE / ANXIETY / RESILIENCE / COGNITION / ADAPTABILITY / MALADAPTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осокина Кристина Александровна

В статье рассмотрена специфика взаимосвязи когнитивного стиля (полезависимости поленезависимости) и устойчивых свойств личности (стрессоустойчивости, тревожности, процессуального компонента мышления). Стрессоустойчивость, а также специфика мыслительного процесса изучаются в качестве существенных факторов, влияющих на стилевые характеристики личности. Впервые продемонстрирован механизм нестабильности когнитивного стиля под воздействием тревожных, эмоционально-отрицательных переживаний. Установлено, что адаптивности (мобильности) когнитивного стиля личности под воздействием стрессогенных условий способствует уровень стрессоустойчивости и тревожности в пределах нормы, а также высокий уровень развития процессуальных характеристик мышления, направленный анализ через синтез. Дезадаптивности (фиксированности) когнитивного стиля под воздействием стрессогенных факторов способствуют низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности, а также низкий уровень развития мышления как процесса ненаправленный анализ через синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF A COGNITIVE STYLE (FIELD DEPENDENCE-FIELD INDEPENDENCE) AND SOME PERSONALITY TRAITS

The article deals with the specificity of the relationship of a cognitive style (field dependence field independence) and stable personality traits (resilience, anxiety, a procedural component of thinking). Resilience and the specificity of cognition are studied as important factors influencing the style characteristics of the individual. The mechanism of the instability of the cognitive style under the influence of anxiety and emotionally negative feelings is demonstrated for the first time. It was found that the level of resilience and anxiety within normal limits, as well as a high level of the development of procedural characteristics of thinking that is an analysis directed through synthesis, contributes to the adaptability (mobility) of the cognitive style of the individual under the influence of stress factors. A low level of resilience, a high level of anxiety, as well as a low level of the development of thinking as a process that is an analysis directed through synthesis contribute to maladaptivity (fixity) of the cognitive style under the influence of stress factors.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь когнитивного стиля (полезависимость-поленезависимость) и некоторых свойств личности»

ВЗАИМОСВЯЗЬ когнитивного стиля

(ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ-ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ) И НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ личности

THE RELATIONSHIP OF A COGNITIVE STYLE (FIELD DEPENDENCE-FIELD INDEPENDENCE) AND SOME PERSONALITY TRAITS

K.A. Осокина

K.A. Osokina

Когнитивный стиль, полезависимость, поленезависи-мость, тревожность, стрессоустойчивость, мыслительный процесс, адаптивность, дезадаптивность. В статье рассмотрена специфика взаимосвязи когнитивного стиля (полезависимости - поленезависимости) и устойчивых свойств личности (стрессоустойчивости, тревожности, процессуального компонента мышления). Стрессоустойчивость, а также специфика мыслительного процесса изучаются в качестве существенных факторов, влияющих на стилевые характеристики личности. Впервые продемонстрирован механизм нестабильности когнитивного стиля под воздействием тревожных, эмоционально-отрицательных переживаний. Установлено, что адаптивности (мобильности) когнитивного стиля личности под воздействием стрессогенных условий способствует уровень стрессоустойч и вости и тревожности в пределах нормы, а также высокий уровень развития процессуальных характеристик мышления, направленный анализ через синтез. Деза да пти вности (фиксиро-ванности) когнитивного стиля под воздействием стрессогенных факторов способствуют низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности, а также низкий уровень развития мышления как процесса - ненаправленный анализ через синтез.

Cognitive style, field dependence, field independence, anxiety, resilience, cognition, adaptability, maladaptivity.

The article deals with the specificity of the relationship of a cognitive style (field dependence - field independence) and stable personality traits (resilience, anxiety, a procedural component of thinking). Resilience and the specificity of cognition are studied as important factors influencing the style characteristics of the individual. The mechanism of the instability of the cognitive style under the influence of anxiety and emotionally negative feelings is demonstrated for the first time. It was found that the level of resilience and anxiety within normal limits, as well as a high level of the development of procedural characteristics of thinking that is an analysis directed through synthesis, contributes to the adaptability (mobility) of the cognitive style of the individual under the influence of stress factors. A low level of resilience, a high level of anxiety, as well as a low level of the development of thinking as a process that is an analysis directed through synthesis contribute to maladaptivity (fixity) of the cognitive style under the influence of stress factors.

Первоначальные исследования когнитивных стилей в психологической науке развертываются в 50-60-е годы XX века (H.A. Witkin, R.W. Gardner, D.R. Goodenough и др.). Рассматриваемый нами когнитивный стиль (полезависимость-поленезависимость) непосредственно связан с характером и величиной психологической дифференциации, основу которой составляет дифференциация «Я» от «не-Я», интеллектуального от аффективного. Так, H.A. Witkin указывал: различия в

степени выделения «Я» от «не-Я» ведут к различиям в пространстве, в котором личность или поле преимущественно рассматривают ся в качестве референтов [Witkin, Moore, 1977, р. 197-211]. Своему рождению эти стили обязаны эмпирическим исследованиям восприятия с использованием оригинальных тестов («стержень в рамке», «наклонная комната», EFT «включенные фигуры»). Все три теста направлены на выявление того, насколько человек может освободиться от воздействия кон-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

# НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

текста, из которого нужно выделить более простой стимул.

До сих пор остается без внимания стрес-соустойчивость как регулятор стилевых характеристик личности (полезависимость-поленезависимость) под воздействием отрицательных психологических факторов. Изучение человека, находящегося в условиях эмоционального дискомфорта, тревоги, стресса, является одной из актуальных проблем в психологии, так как эмоционально-негативные факторы могут стать пусковым механизмом, способствующим формированию у личности различного рода психосоматических расстройств и зависимостей (алкогольная, компьютерная и т.д.).

Большинство ученых объясняют феномен адаптивности-дезадаптивности человека к стре-согенным факторам с позиции специфики различных структурных компонентов личности: эмоционально-волевой регуляции [Первитская, 2014, с. 137], саморегуляциии [Бадмаева, 2004, с. 18], уровня субъективного контроля [Горская, Глызина, 2016, с. 129], внутриличностных компонентов: направленности, локуса контроля, эмоций обиды, вины, зависти, стыда [Рудаков, 2009, с. 219], выраженности уровня тревоги [Кузнецова, 2009, с. 23] и других, но не уделяют внимания специфике когнитивно-стилевого функционирования, в частности одному из наиболее изученных на сегодняшний день когнитивному стилю (полезависимость-поленезависимость).

Цель нашего экспериментального исследования состояла в том, чтобы изучить специфику взаимосвязи когнитивного стиля (полезависимости-поленезависимости) и устойчивых свойств личности (стрессоустойчиво-сти, тревожности, процессуального компонента мышления), а также определить степень их влияния на когнитивный стиль в эмоционально-тревожных условиях.

Исследование представляет собой индивидуальное обследование по методикам: EFT тест «Включенные фигуры» H.A. Witkin'a; тест Ч. Спилбергера - Ю. Ханина; тест С. Коухена -Г. Виллиансона; логическая задача Л.Н. Алексеевой, Г.Г. Копылова, В.Г. Марача.

Опытно-экспериментальные исследования проводились на базе СмолГу; СГУ; СГСХА; СГМА; ООО ЧОП «Гепард»; СОГБУ «Вишенки»; СОГБОУ «Шаталовский детский дом». Общая выборка обследованных составила 72 человека в возрасте от 18 до 54 лет.

В результате с помощью критерия Пирсона выявлена положительная корреляционная зависимость между когнитивным стилем и устойчивыми личностными свойствами: стрессоустойчи-востью (0,2 при р < 0,05...) и личностной тревожностью (0,2 при р < 0,05...). При дальнейшей оценке взаимосвязи между изучаемыми параметрами выявлена значимая положительная корреляция между когнитивным стилем и реактивной тревожностью (0,2 при р < 0,05...); стрессоустой-чивостью и личностной тревожностью (0,7 при р < 0,05...); личностной и реактивной тревожностью (0,4 при р < 0,05...); стрессоустойчивостью и реактивной тревожностью (0,3 при р < 0,05...).

Кроме того, нами изучена специфика взаимосвязи когнитивного стиля и личностных особенностей с процессуальными характеристиками мышления. В результате установлено, что на процессуальном уровне мышления, направленном на анализ через синтез, с помощью корреляционного анализа Спирмена выявлена отрицательная корреляционная зависимость когнитивного стиля с личностными особенностями: стрессоустойчивостью (- 0,4 при р < 0,05...) и тревожностью (- 0,4 при р < 0,05).

В свою очередь, при мыслительном процессе, не направленном на анализ через синтез, с помощью корреляционного анализа Спирмена выявлена положительная корреляционная зависимость когнитивного стиля с устойчивыми личностными свойствами: стрессоустойчивостью (0,4 при р < 0,05...) и тревожностью (0,4 при р < 0,05...).

Затем с помощью факторного дисперсионного анализа установлено значимое влияние устойчивых личностных свойств: стрессоустойчивости (0,004... при р < 0,05), тревожности (0,044... при р < 0,05), а также процессуального компонента мышления (0,00... при р < 0,05) на когнитивный стиль личности (полезависимость-поленезави-симость) в эмоционально-тревожных условиях.

В результате нами выявлены особенности адаптивности-дезадаптивности когнитивного стиля. Дезадаптивности (константности) когнитивного стиля личности (полезависимость-поленезависимость) под воздействием стрес-согенных факторов способствуют низкий уровень стрессоустойчивости (t-критерий Стью-дента составил 0,4 при р < 0,05...), высокий уровень тревожности (t-критерий Стьюдента составил 0,7 при р < 0,05...), а также низкий уровень процессуальных характеристик мышления - не направленный на анализ через синтез (t-критерий Стьюдента составил 0,7 при р < 0,05...). Причиной пассивности когнитивных функций может быть не только истощение их резервов, но и стрессовая их блокировка из-за парадоксальной активности психофизиологических механизмов, защищающих психику человека от перерасхода и истощения адаптивных резервов.

Адаптивности (мобильности) когнитивного стиля личности (полезависимость-поленезависимость) под воздействием стрес-согенных условий способствуют уровень стрессоустойчивости в пределах нормы (t-критерий Стьюдента составил 0,04... при р < 0,05...), уровень тревожности в пределах нормы (t-критерий Стьюдента составил 0,008 при р < 0,00...), а также высокий уровень процессуальных компонентов мышления - направленный анализ через синтез (t-критерий Стьюдента составил 0,03 при р < 0,00...). Причиной такой активности стилевых характеристик является специфика мыслительного процесса, который способствует активному включению познаваемого объекта во все новые связи и отношения с другими объектами решаемой задачи, выявлению его новых качеств и свойств, а также играет важную роль в формировании новых обобщений и способствует более глубокому развитию процессуального компонента мышления. В свою очередь, высокая стрессоустойчивость личности способствует повышению активности, мобилизации сил, увеличению эффективности деятельности, повышает способность человека адекватно реагировать на стрессовые факторы.

Таким образом, изучена специфика взаимосвязи когнитивного стиля (полезависимости-поленезависимости) и устойчивых свойств личности.

Психологам при работе с когнитивной сферой личности, в частности с когнитивным стилем (полезависимость-поленезависимость), рекомендуется не только использовать традиционные способы коррекции, но и включать в психологическую практику методы по снижению уровня тревожности, повышению стрессоустойчивости, а также развитию толерантности к сложным жизненным ситуациям.

Библиографический список

1. Бадмаева Д.Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях: На примере экзаменационного стресса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2004.

2. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности // Вестник КГПУ. 2016. № 1(35). С. 129-132.

3. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

4. Первитская A.M. Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением) // Вестник КГПУ. 2014. № 3(29). С. 137-143.

5. Рудаков А.Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

6. Селиванов В.В., Мышление в личностном развитии субъекта: монография. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.

7. Witkin H., Moore С. Role of the field-depend-ent and field - field independent cognitive styles in academic evolution: a longitudinal study // Journal of educational psychology. 1977. Vol. 69.

<C

t

tí m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

EÍ W H

s о

Рч

W

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

1-4

<с п

W

с

« s

X

H U

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.