Научная статья на тему 'Взаимосвязь финансовой стратегии с другими ключевыми стратегиями корпорации'

Взаимосвязь финансовой стратегии с другими ключевыми стратегиями корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ЭТАПЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ / FINANCIAL STRATEGY / MERGER AND ACQUISITION / THE CHOICE STEPS OF CORPORATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Вера Дмитриевна, Талиманчук Алексей Викторович

Рассмотрен вопрос о принципах и алгоритме выбора финансовой стратегии компании. Показаны особенности выбора стратегий корпораций. Сделан вывод, о двойственности взаимосвязи финансовой стратегии корпорации с другими стратегиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interrelation between financial strategy and the other main corporation strategies

The problem of principles and choosing financial strategy algorithm is examined. The author shows the special characteristics of corporation strategy choice. We concluded that the interrelation between financial strategy and the other strategies is dual.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь финансовой стратегии с другими ключевыми стратегиями корпорации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 336.71

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ С ДРУГИМИ КЛЮЧЕВЫМИ СТРАТЕГИЯМИ КОРПОРАЦИИ

© В. Д. БОРИСОВА, А. В. ТАЛИМАНЧУК Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: nvard1@yandex.ru

Борисова В. Д., Талиманчук А. В. - Взаимосвязь финансовой стратегии с другими ключевыми стратегиями корпорации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 234-238. - Рассмотрен вопрос о принципах и алгоритме выбора финансовой стратегии компании. Показаны особенности выбора стратегий корпораций. Сделан вывод, о двойственности взаимосвязи финансовой стратегии корпорации с другими стратегиями.

Ключевые слова: финансовая стратегия, слияния и поглощения, этапы выбора стратегии корпорации.

Borisova V. D., Talimanchuk A. V.- The interrelation between financial strategy and the other main corporation strategies // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 234-238. - The problem of principles and choosing financial strategy algorithm is examined. The author shows the special characteristics of corporation strategy choice. We concluded that the interrelation between financial strategy and the other strategies is dual.

Keywords: financial strategy, merger and acquisition, the choice steps of corporation strategy.

Реструктуризация компании выступает важнейшим механизмом современной финансовой стратегии. Процесс реструктуризации обусловлен определенным воздействием внешних и внутренних факторов, учитывающих с помощью необходимого комплекса мероприятий организационного, управленческого и финансового характера, который необходимо провести в компании с целью упрочения ее рыночной позиции, реализации стратегических задач. Разработка финансовой стратегии во многих компаниях связана с необходимостью реструктуризации, выбора формы ее проведения, оценки вероятности результатов (прогноз и финансовый анализ) и эффективности. Практика показывает причинно-следственные взаимосвязи отдельных видов реструктуризации с финансовой стратегией компании. Анализ опыта проведения организационной реструктуризации зарубежными и отечественными компаниями позволил сделать вывод о необходимости соответствия финансовой стратегии и организационной структуры. Происходящая в реальном секторе экономики структурная перестройка, диверсификация и децентрализация производства, усиление международной производственной конкуренции определяют изменения в области финансовой стратегии компаний, модификации механизма их кредитования. Компании вынуждены ориентироваться на долгосрочные источники кредитования производственных программ.

Принципиально важны анализ и планирование денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, а также выгодных инвестиционных решений, грамотный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, разработка рациональной учетной и налоговой политики компании и т. д.

Фактически решаются вопросы финансовой реструктуризации, разработке ее концепции и типологии, поиска наиболее эффективных финансовых механизмов ее проведения. Высокая концентрация капитала в отечественном реальном секторе, в банковской отрасли, процессы интеграции банковского и промышленного капитала позволяют прогнозировать активную волну слияний и поглощений в отечественной экономике, что требует изучения современных тенденций в этой сфере.

Важнейшее место в финансовой стратегии занимают проблемы роста корпоративной собственности. Прежде всего, необходимо наметить источники создания новой стоимости в процессе реструктуризации. Анализ практики в этой области свидетельствует о том, что в рамках реструктуризации рыночная стоимость компании имеет тенденцию к увеличению за счет ряда факторов, к которым относится:

- эффект слияний и поглощений, образующийся в результате организационно-структурного наращивания производственной базы и выражающийся в росте курсовой стоимости акций интегрированных компаний;

- потенциальная возможность увеличения прибыльности компании за счет улучшения управленческого процесса, в частности, при изменении организационной структуры;

- реальный эффект в результате устранения дублирования управленческих функций при слиянии компаний;

- потенциальный эффект от экономики средств на реорганизацию активов в случае портфельной реструктуризации при продаже части активов корпорации.

Рассматривая слияния и поглощения в качестве формы финансовой стратегии компании, необходимо систематизировать финансовые сделки по купле-продаже капитала, активов компаний, а также покупки услуги инвестиционных банков и других финансовых институтов по организации и обеспечению (консультационному, информационному, финансовому, юридическому) сделок слияний и поглощений. В результате компании реализуют свои конкурентные преимущества через финансовую стратегию.

Разработка финансовой стратегии предполагает жесткую взаимосвязь с другими стратегиями, прежде всего, со стратегией роста компании. Стратегия роста ориентирована на формирование современной структурыкомпании,котораяспособнапротивостоять неопределенности рынка, его возможным негативам и различным критическим перепадам финансовых отношений. На практике проблемы роста связаны с реализацией принципов обеспечения рациональности системы (компании), к важнейшим из которых можно отнести: концептуализацию, алгоритмизацию, систематизацию, стандартизацию, унификацию, регламентацию и ряд других [1].

На наш взгляд, из перечисленных выше принципов наибольшего внимания заслуживает концептуализация, которая является основой рационализации и представляет собой выбор концепции повышения организованности системы на основе базовых целей (и прежде всего финансового плана).

Для интегрированных компаний важнейшее значение имеет принцип концентрации, который в процессе рационализации предполагает выделение ключевыхобластейдеятельности,требующихприори-тетной концентрации ресурсных и других возможностей компании для достижения стратегических целей.

Все принципы рационализации должны быть объединенывединуюсистему,вкоторойопределяется их четкая иерархическая структура, в рамках единой цепи базовых и дополняющих принципов, способной обеспечитьстратегическуюустойчивостькорпорации.

В общей постановке стратегия роста компании направлена на возрастание потенциала системы, особенно финансового, расширяется сфера взаимодействия компании со средой. Структура становится более масштабной, количество компонентов и межкомпонентных связей возрастает, более масштабным становится и участие компании на рынке. Стратегия должна быть направлена на устойчивый рост зрелой финансово-экономической системы (компании).

Врядеработобосновываютсяразличныенаборы принципов деятельности (доходность на рубль активов и капитала, производительность труда); возможность потерь из-за ухудшения качества активов в ре-зультатебыстрогороста;избыточноеинвестирование, его низкая эффективность; неадекватность структуры компании потенциальным масштабам деятельности; снижение управляемости.

Стратегия стабилизации соответствует положению большинства отечественных компаний, их адаптационной идеологии. Она сосредоточивает усилия на ограничении рисков, связанных с развитием, на улучшении работы с имеющимися партнерами. Зачастую эта стратегия связана с антикризисными мерами, когда возникают проблемы не только адаптации, но и выживания компании. Как правило, в этих условиях осуществляется концентрация потенциала компании, консолидацияактивов,прекращениефинансирования развития.

Риски,связанныесданной стратегией, сводятся, как правило, к возможности захвата конкурентами, к потере позиций на рынке, уменьшению капитала, отсутствию инвестиций в технологии, демотивации сотрудников, срывам в отношениях с партнерами.

Ключевой характеристикой такой сложной экономико-производственной системы как корпорация является устойчивость, причем имеются в виду не просто пассивные формы устойчивости - прочность, сбалансированность, а и ее активные формы - выживаемость, адаптивность, способность к самосохранению и саморазвитию. Причем определяющей является структурная устойчивость корпорации, характеризующая уровень взаимосвязанности составляющих ее элементов, от чего зависит возможность получения мультипликационных и эмерджментных эффектов крупных системных образований (табл. 1).

В зарубежной практике используется термин «эталонные корпоративные стратегии», причем в качестве эталонных выделяются следующие стратегии роста:

Стратегия стабилизации соответствует положению большинства отечественных компаний, их адаптационной идеологии. Она сосредоточивает усилия на ограничении рисков, связанных с развитием, на улучшении работы с имеющимися партнерами. Зачастую эта стратегия связана с антикризисными мерами, когда возникают проблемы не только адаптации, но и выживания компании. Как правило, в этих условиях осуществляется концентрация потенциала компании, консолидацияактивов,прекращениефинансирования развития.

Риски,связанныесданной стратегией, сводятся, как правило, к возможности захвата конкурентами, к потере позиций на рынке, уменьшению капитала, отсутствию инвестиций в технологии, демотивации сотрудников, срывам в отношениях с партнерами.

Ключевой характеристикой такой сложной экономико-производственной системы как корпорация является устойчивость, причем имеются в виду не просто пассивные формы устойчивости - прочность,

сбалансированность, а и ее активные формы — выживаемость, адаптивность, способность к самосохранению и саморазвитию. Причем определяющей является структурнаяустойчивостькорпорации,характеризую-

В зарубежной практике используется термин «эталонные корпоративные стратегии», причем в качестве эталонных выделяются следующие стратегии роста:

- стратегия концентрированного роста (связана с развитием производства продукции, охват больших объемов рынка);

- стратегия интегрированного роста (ориентирована на интеграцию деятельности с поставщиками и потребителями продукции);

- стратегия диверсифицированного роста (связана с соединением смежных, обслуживающих производств).

В практике развития российских корпоративных образований, как правило, стратегии роста не имеют ярко выраженной эталонной ориентации. В зависимости от ситуации реализуются смешанные корпоративные стратегии роста, соединяющие признаки ряда эталонных стратегий. Представляется, что данная тенденция связана с особенностями переходного периода, этапа становления как корпораций, так и региональных рынков. В дальнейшем очевиден переход к реализации окрепшими российскими корпорациями одной из эталонных стратегий, выступающей в качестве ведущей.

Важная роль принадлежит и товарной стратегии роста компании. Процесс разработки стратегии основывается на выявлении конкурентных преимуществ компании, принятии решений по направлениям роста относительно товарных рынков.

Стратегия роста при работе на товарныхрын-кахпредполагает изучениерынка, на котором работает данная компания, разработку нового плана сбыта, направленного на расширение объема продаж или разработку нового производственного плана, направленного на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции. Доход компании

щаяуровеньвзаимосвязанностисоставляющихееэле-ментов, от чего зависит возможность получения мультипликационных и эмерджентных эффектов крупных системных образований (табл. 1).

при такой стратегии обеспечивается благодаря рациональному производству и сбыту.

Компания может попытаться расширить объем продаж своей традиционной продукции путем предоставления дополнительных услуг потребителям, рекламы и активизации деятельности по продвижению товара на рынок, снижения цен, модернизации товара. Данная стратегия эффективна при растущем или еще не насыщенном рынке.

При выборе варианта роста у компании есть, как правило, несколько альтернатив: развитие рынка, товарная экспансия, рыночная экспансия, ди-версиф икация и вертикальнаяинтеграция(см. табл .2).

Стратегия разработки товара предполагает, чтокомпанияразрабатываетновыетовары,расширяет номенклатуру товаров, сбывая их на хорошо известном «старом рынке», отыскивая и заполняя рыночные ниши. Эта стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации затрат и степени риска.

Стратегия развития рынка направлена на поиск новых рынков или новых сегментов рынка для тех товаров, которые компания уже производит. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта. Не следует забывать, что данный путь связан со значительными затратами и более рискован, чем совершенствование рынка или разработка новых товаров.

Стратегия диверсификации предполагает разработку новых товаров и освоение новых рынков одновременно. Это наиболее рискованная и дорогая стратегия, но именно такая стратегия может обеспечить устойчивость компании в нестабильном внешнем окружении.

Диверсификация не означает, что компания воспользуется любой возможностью, как бы далеко она ни была от нынешних интересов. Компания стремится выявить ту сферу деятельности, в которой можно эффективно использовать его конкурентные преимущества.

Таблица 1

Систематизация ключевых целей и оценка возможности финансовой стабилизации корпорации

Основные цели Дезагрегация целей Оценка

1. Обеспечение высокого уровня финансовой стабильности Эффективноеиспользованиефинансовыхресурсов Инвестиционная активность Выполнение обязательств Нормальная ликвидность Основное условие обеспечения финансовых обязательств. В настоящее время большинство предприятий находятся ниже нормального уровня финансовой стабильности

2. Эффективное использование финансовых и материальных ресурсов Ускорение оборота текущих активов Стабилизация коэффициента финансирования Снижение коэффициента задолженности Повышениеавтономизациииспользованияресурсов Низкое использование собственных ресурсов. Оборот текущих активов растет в основном за счет забалансовых статей. Повсеместный рост коэффициента задолженности и увеличивающаяся связность ресурсов

3. Обеспечение нормального уровня ликвидности Увеличение коэффициента общей ликвидности. Рост коэффициента текущей ликвидности. Увеличение коэффициента покрытия У ровень ликвидности снижается, падает коэффициент покрытия. Сложное положение с ликвидностью обостряет платежно-расчетную ситуацию

Таблица 2

Стратегия роста при работе на товарных рынках

Товар Реализуемый рынок Новый (разрабатываемый) рынок

Реализуемый Совершенствование рынка Стратегия развития рынка

Новый Стратегия разработки товара Стратегия диверсификации

Вырабатывая стратегию, компания должна оценить ее влияние на других субъектов рынка, так как от этого зависит эффект от реализации стратегии. Именно финансовый аспект проблемы оценки эффективности деятельности организаций является важнейшим в выбранной экономической стратегии. Несмотря на то, что каждая компания имеет свои специфические особенности, все же есть общее в том, как осуществляется процесс оценки финансовой стратегии, который можно представить в виде алгоритма оценки финансовой стратегии (см. рис. 1).

Данный алгоритм является концептуальной основой для формулирования и диагностики финансовой устойчивости компании и выбора варианта ее развития.

Традиционный фундаментальный анализ служит инструментом для проведения стратегического финансового анализа. Структуру алгоритма оценки стратегического финансового анализа компании можно представить в виде следующих этапов.

1. Первый этап включает анализ структуры баланса компании, который позволяет определить важнейшие параметры ее финансового состояния. На основе анализа структуры баланса можно сделать выводы о платежеспособности и финансовой устойчивости компании (ликвидность, уровень деловой активности и др.).

2. На втором этапе рассматриваются альтернативы финансово-экономической стратегии по таким ее составляющим, как товарная, ценовая, стратегия управления капиталом и так далее, связанными с изменением объемов продаж и цен на продукцию корпорации.

3. На третьем этапе осуществляется предварительный прогноз стратегических параметров и оценивается возможность их достижения.

4. Выбор финансовой стратегии, связанный с определением генерального направления развития, обоснованием жизненно важных для компании финансовых путей развития и их общая оценка.

ицб-кглнщгднсСТЧ члг.тямм м(ндсти н Фнненсиюйігспіїчке т

СіратеіУчй;'Лн фкклисньйанииуа

Сцйі-кв 'ссе-гивнэт1 дєлсвін м.: гііі і:н;і н

І а-еів.ця апртеї-йП'&їннЕнсіївОк ігягіїи.і зйМПйнШ І

І ІрСТНСЇЦЗСЕі-Иь І^ІЩНЙЇШ ДМТ?ЛіИСТгі

С^рм^жтам!! :ноікііл№і. гк.ті гр:+пліин іісіг_:і;і іі=ге:Л

1

Синггн еііСейгюі' финк»ва-лп-;>ч.'‘нзш [-тэаиин

—Г

ПрНКЯТЇЕ ЕР'ііаНИ ПЕ ЕкНЇІ-ССЕС-ІЯЧОЧНЧІСН&Н стрвтчту

Рис. 1. Примерный алгоритм оценки финансово-экономической стратегии

5. Определение набора стратегических показателей и их ориентировочные расчеты (зачастую применяется интервальная оценка параметров) с учетом влияющих на них факторов. В качестве критериев при оценке факторов принимается стратегическая значимость фактора и характер происхождения, способ воздействия на компанию, возможность влияния на фактор, реакция компании на него, стоимость решения, т.е.объемресурсовврассматриваемомпериоде,эконо-мическая эффективность фактора с учетом его страте-гическойважности.Исследуемыефакторы могут быть объединены в следующие группы - макроэкономические, финансовые, производственные, социальные.

6. Экспертиза и принятие предварительного решения по выбранной финансовой стратегии.

В современных кризисных условиях особое внимание необходимо обратить на этап алгоритма, связанный с ценообразованием. В кризисных (предкризисных) условиях ценовая стратегическая ориентация компании может оказать решающее влияние на ее будущее финансовое положение.

В процессе разработки стратегии рядом компаний используется «индекс уверенности» (описан в зарубежных изданиях)1, в основе которого лежит концепция уверенности руководства компании и инвесторов в благоприятности будущих экономических усло-

вий, в результате чего принимаются более рискованные (но более эффективные) решения по финансовым вложениям. И наоборот - когда инвесторов беспокоит будущее состояние экономики и финансовые тенденции на рынке, то принимаются более консервативные решения и отдается предпочтение надежным вложениям. В России аналогом данного «индекса уверенности» является обобщенные мнение независимых экспертов, выявленные методов опроса[2].

Таким образом, с одной стороны, финансовая стратегии определяет возможности реализации ряда ключевых стратегий корпорации, отражающих важнейшие направления ее развития, такие как реструктуризация, стабилизация, интеграция, диверсификация и др., а с другой, она должна учитывать поставленные цели и принятые решения, изыскивая возможные источники финансовых ресурсов для их выполнения с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новая парадигма прогнозирования будущего / Под ред. Г. Фетисова, В. Бондаренко. М.: МФК, 2007.

2. Колби Р. Энциклопедия технических индикаторов рынка. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.